МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыкальной педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 12 12 14 14 26 26
Сам. работа 2 2 7 7 9 9
Консультации 14 14 16 16 30 30
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к. иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к. иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История музыкальной педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 16.05.2022 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общей готовности музыканта-исполнителя к педагогической деятельности в музыкально-образовательных учреждениях различного типа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач
ОПК-3.1 Знает: различные системы и методы музыкальной педагогики и музыкальной психологии;приемы психической регуляции поведения и деятельности в процессе обучения музыке.
ОПК-3.2 Умеет: реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; находить эффективные пути для решения педагогических задач
ОПК-3.3 Владеет: системой знаний в сфере музыкального образования, сущности музыкально-педагогического процесса, способах построения творческого взаимодействия «педагог– ученик»; методиками саморегуляции эмоционально психологических состояния в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной педагогики в культурно-эстетическом и историческом аспекте;
основные термины, понятия и закономерности развития музыкальной педагогики;
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений;
различать общие и частные закономерности музыкальных произведений;
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки;
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности;
навыками творческой переработки теоретических знаний для практического применения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы музыкальной педагогики.
1.1. Музыкальная педагогика как наука и как учебный предмет (исторический аспект) Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и зарубежных трудах Практические 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Работа с источниками и литературой по теме, подготовка к семинару Сам. работа 5 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и зарубежных трудах Консультации 5 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История становления музыкального образования и развития музыкальной педагогики в Европе.
2.1. Педагогическая мысль и музыкальная практика в раннем и позднем Средневековье Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Музыкальное образование эпохи Возрождения Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Педагогическая мысль и музыкальная практика в раннем и позднем Средневековье Консультации 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Развитие педагогической мысли в эпоху Просвещения. Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Музыкальное образование эпохи Просвещения Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Развитие педагогической мысли в эпоху Просвещения. Консультации 5 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начала XIX в.в. Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Музыкально-педагогические воззрения эпохи Романтизма Практические 5 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Музыкально-педагогические воззрения эпохи Романтизма Консультации 5 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. История становления и развития музыкальной педагогики в России.
3.1. Основные этапы отечественной музыкальной педагогики и их характеристика Лекции 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Музыкальное образование русского средневековья Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л2.1, Л3.1
3.3. Музыкальное образование в России в ХVII – первой половине ХIХ в.в. Лекции 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ в.в. Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ в.в. Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Роль русских консерваторий в развитии музыкального образования Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Музыкальное образование советского периода Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Особености музыкального образования советского периода Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.13. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.14. Выдающиеся личности в области музыкального образования в СССР Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.15. Выдающиеся личности в области музыкального образования в СССР Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Современные проблемы музыкальной педагогики.
4.1. Структурная характеристика основных видов обобщения педагогического опыта педагога-музыканта Лекции 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Обобщение педагогического опыта педагога-музыканта Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта значение, виды и методы Лекции 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Характеристика развивающего и проблемного обучения Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Характерные особенности развивающего и проблемного обучения Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Особенности рассмотрения проблем музыкального образования в конце XX – начале XXI в.в. Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Проблемы музыкального образования в конце XX – начале XXI в.в. Консультации 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.10. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к итоговому занятию. Сам. работа 6 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.11. Взаимодействие музыкального образования и различных типов музыкального творчества Практические 6 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2238
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой подход к изучению истории музыкального образования, в соответствии с которым его периодизации осуществляется на основе выявления кардинальных изменений в типах интонирования, влияющих на содержание музыкального творчества, на целевые установки и методы музыкального образования, является верным:
А) Цивилизационный;
Б) Парадигмально-педагогический;
В) Интонационный.
Правильный ответ: в

2. Первым «хормейстером» древности, имя которого достоверно сохранилось, был:
А) Ктесебий;
Б) Стесихор;
В) Полимнекст.
Правильный ответ: б

3. Основоположником системы «7 свободных искусств» традиционно считается:
А) Гиппий;
Б) Сократ;
В) Платон.
Правильный ответ: а

4. К какой эпохе относятся первые профессиональные конкурсы музыкантов:
А) Древняя Индия;
Б) Древняя Греция;
В) Древний Рим.
Правильный ответ: в

5. В Средневековье ступень в системе «свободных искусств», включающая в себя математику, музыку, астрономию и физику:
А) Тривиум;
Б) Квадривиум.
Правильный ответ: б

6. Автор средневекового трактата «О музыке»:
А) Августин;
Б) Боэций;
В) Кассиодор.
Правильный ответ: а

7. Академия изящных искусств, основанная в 1563 году при поддержке семьи Медичи, находилась:
А) в Неаполе;
Б) в Милане;
В) во Флоренции.
Правильный ответ: в

8. Где возникла в 1784 году старейшая в Европе светская музыкальная консерватория:
А) в Вене;
Б) в Париже;
В) в Мадриде.
Правильный ответ: б

9. Эстетическое воспитание как главное средство установления «общественной гармонии» возникло:
А) в эпоху Возрождения;
Б) в эпоху Просвещения;
В) в эпоху Романтизма.
Правильный ответ: б

10. Кто из деятелей эпохи Просвещения разрабатывал идею музыкально-эстетического развития детей, начиная с 6-месячного возраста?
А) Ш. Фурье;
Б) Д. Дидро;
В) Ж.-Ж. Руссо.
Правильный ответ: а

11. Развитие музыкально-исполнительских школ, которое сопровождалось совершенствованием музыкальных инструментов и виртуозности исполнительства, произошло:
А) во второй половине XVII века;
Б) во второй половине XVIII века;
В) во второй половине XIХ века.
Правильный ответ: б

12. Музыкально-педагогические воззрения, которые в 1850 году вошли в «Жизненные правила для музыкантов», сформулировал:
А) Ф. Лист;
Б) Ф. Шопен;
В) Р. Шуман.
Правильный ответ: в

13. Создатель первой русской консерватории в Санкт-Петербурге в 1862 году:
А) Джон Фильд;
Б) Антон Григорьевич Рубинштейн;
В) Николай Григорьевич Рубинштейн.
Правильный ответ: б

14. Трёхступенчатая система музыкального образования в России сложилась:
А) в 1900-е годы;
Б) в 20-е годы ХХ века;
В) в 50-е годы ХХ века.
Правильный ответ: б

15. В каком году была открыта подготовка специалистов с высшим профессиональным музыкальным образованием в АлтГУ?
А) в 1996;
Б) в 1997;
В) в 1998.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какими навыками должен обладать музыкант для осуществления педагогической деятельности?
Правильный ответ: музыкант для осуществления педагогической деятельности должен обладать навыками планирования учебного процесса, разработки методических материалов.

2. Зачем нужно анализировать различные системы и методы музыкальной педагогики?
Правильный ответ: анализ различных систем и методов музыкальной педагогики необходим для эффективного решения педагогических задач.

3. Какая область научных знаний, помимо музыкальной педагогики, вовлечена в музыкально-образовательный процесс?
Правильный ответ: музыкальная психология.
у
4. Какие приемы важно применять музыкант-педагогу применительно к собственной практической деятельности?
Правильный ответ: важно применять приемы психологической регуляции собственного поведения и своей деятельности.

5. Где происходит реализация музыкально-образовательного процесса?
Правильный ответ: реализация музыкально-образовательного процесса происходит в различных типах специальных образовательных учреждений.

6. Как наилучшим образом организовать эффективную образовательную среду в сфере музыкальной педагогики?
Правильный ответ: необхлодимо создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

7. Какие умения позволяют продуктивно решать поставленные педагогические задачи?
Правильный ответ: умение применять различные системы и методы в области музыкальной педагогики: традиционные и инновационные.

8. Какими знаниями должен владеть педагог-музыкант для успешной реализации музыкально-педагогической деятельности?
Правильный ответ: педагог-музыкант должен владеть совокупной системой знаний в сфере музыкального образования.

9. В чем заключается сущность современного музыкально-педагогического процесса?
Правильный ответ: соединение практического метода обучения с аналитическим методом.

10. Какой самый эффективный побудительный мотив позволяет музыканту-педагогу добиваться успехов в работе с учеником?
Правильный ответ: самый эффективный побудительный мотив - это построение творческого взаимодействия в системе «учитель-ученик».

11. Какие коррекционные психологические методики необходимо уметь применять музыканту-педагогу для улучшения собственной профессиональной деятельности?
Правильный ответ: методики саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

12. Какой тип самооценки позволяет повышать педагогу свой индивидуальный профессиональный уровень?
Правильный ответ: самооценка развития своих индивидуально-психологических особенностей.

13. Что позволяет музыканту систематизировать собственный педагогический опыт?
Правильный ответ: плановое ведение учебно-методической документации.

14. Что является залогом профессионального успеха педагога в музыкальном развитии и становлении ученика?
Правильный ответ: залогом профессионального успеха является правильная организация самостоятельной работы ученика.

15. Какой подход занимает ведущее место в условиях современного образовательного стандарта?
Правильный ответ: в условиях современного образовательного стандарта ведущее место занимает компетентностный подход.

16. Какова основная форма организации профессионального обучения музыке?
Правильный ответ: форма организации профессионального обучения музыке - урок.

17. Какая форма демонстрации работы с учеником наиболее популярна для обмена опытом в музыкально-образовательных учреждениях?
Правильный ответ: наиболее популярны мастер-классы.

18. Какие теоретические материалы способствуют повышению профессионального уровня музыканта-педагога?
Правильный ответ: повышению профессионального уровня музыканта-педагога способствует педагогическая и научно-методическая литература.

19. Какое важное условие следует учитывать в работе с учеником в зависимости от перспективы его профессионального роста?
Правильный ответ: в работе с каждым учеником важна дифференциация в выборе образовательных технологий.

20. Что является отличительной особенностью отечественной музыкальной педагогики?
Правильный ответ: отечественная музыкальная педагогика сочетает традиционные и авторские методики, признанные в музыкальной педагогике.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки).
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 6 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодина Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИИ XXI ВЕКА. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Слуцкая Л. Е. ; Под ред. Цыпина Г.М. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. ИЗ ОПЫТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КУрс "История музыкальной педагогики" в Moodle notes.tarakanov.net
Э2 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э3 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы совместно с преподавателем необходима последующая самостоятельная работа студентов над тематическими материалами и заданиями. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.