МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сольфеджио

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 26 26 46 46 72 72
Сам. работа 10 10 107 107 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 180 180 216 216

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Сольфеджио

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дальнейшее формирование профессионального слуха и слуховой культуры у будущих музыкантов как базы для практической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
ОПК-6.1 Знает: различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности); принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; принципы пространственно-временной организации музыкального роизведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом
ОПК-6.2 Умеет: пользоваться внутренним слухом; записывать услышанный музыкальный материал нотами; чисто интонировать голосом; выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса; сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы; анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом
ОПК-6.3 Владеет: теоретическими знаниями о тональной и атональной системах; навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции, представляющей определенный гармонический или полифонический стиль с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Однотональная мелодика
1.1. Пятиступенные и семиступенные диатонические лады. Практические 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Лады с увеличенными секундами. Практические 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей.Сольфеджирование одноголосных и двухголосных номеров. Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Модуляции
2.1. Модуляции в тональности I степени родства Практические 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Модуляции в тональности II степени родства Практические 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Модуляции в тональности III степени родства Практические 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных и трехголосных номеров. Сам. работа 1 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Метроритм
3.1. Смешанный и переменный метры. Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Ритмические группы различных уровней сложности. Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Полиритмия в двухголосии. Практические 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Интонационные упражнения: пение ладов, секвенций, аккордовых последовательностей, постепенных и энгармонических модуляций. Сольфеджирование одноголосных, двухголосных, трехголосных и четырехголосных номеров, включающих пройденные метроритмические трудности. Сам. работа 2 54 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Мелодика повышенной сложности
4.1. Мелодика композиторов ХХ века. Симметричные лады. Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Хроматическая тональность. Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Полигармония и кластеры. Практические 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Интонационные упражнения: пение симметричных ладов, интервальных и аккордовых оборотов лада "тон-полутон", целотонового лада; мелодических фигур хроматической тональности, ломаных хроматизмов; полиаккордики и кластерных созвучий. Сольфеджирование одноголосных и многоголосных номеров. Сам. работа 2 53 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3686

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К тональностям первой степени родства для E-dur относятся:
а) cis-moll, fis-moll, a-moll;
б) H-dur, h-moll, A-dur;
в) cis-moll, Cis-dur, A-dur;
Правильный ответ: а.

2. К тональностям второй степени родства для с-moll относятся:
а) D-dur, h-moll, B-dur;
б) Des-dur, b-moll, F-dur;
в) g-moll, G-dur, f-moll.
Правильный ответ: б.

3. К тональностям третьей степени родства для С-dur относятся:
а) Es-dur, As-dur, Des-dur;
б) Des-dur, b-moll, F-dur;
в) h-moll, e-moll, as-moll.
Правильный ответ: а.

4. Дважды гармонический мажор характеризуется:
а) понижением VI и II ступеней;
б) повышением IV и VII ступеней.
в) понижением VI и VII ступеней.
Правильный ответ: а.

5. Дважды гармонический минор характеризуется:
а) понижением VI и II ступеней;
б) повышением IV и VII ступеней.
в) повышением VI и VII ступеней.
Правильный ответ: б.

6. Под термином «симметричные лады» подразумевается
а) лады, построенные только по полутонам и тонам;
б) группа ладов, звукоряд которых строится только по чистым интервалам;
в) группа ладов, звукоряд которых образован «геометрическим» делением октавы на равные и по интервальной структуре тождественные части.
Правильный ответ: в.

7. Как называются тональности с одинаковой III ступенью?
а) одноименными
б) параллельными
в) однотерцовыми
Правильный ответ: в.

8. Двенадцатиступенная тональность, в которой на каждой ступени возможна самостоятельная функция, где все тоны и аккорды тяготеют или соотносятся с центральным тоном – это
а) хроматическая тональность
б) политональность
в) атональность
Правильный ответ: а.

9. Старинный лад народной музыки с целотонным тетрахордом в основе:
а) локрийский
б) миксолидийский
в) лидийский
Правильный ответ: в.

10. Шестиступенный звукоряд в диапазоне сексты называется:
а) гексахорд;
б) пентатоника;
в) тетрахорд.
Правильный ответ: а.

11. Для характеристики образа Черномора в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинка использовал:
а) бесполутоновый пятиступенный звукоряд;
б) целотоновый шестиступенный звукоряд;
в) диатонический семиступенный звукоряд.
Правильный ответ: б.

12. Ангемитоника – это
а) бесполутоновый тип ладовых систем;
б) общее определение ладов со звукорядом, включающим увеличенную секунду;
в) система из 12 автономных полутонов.
Правильный ответ: а.

13. Наслоение диатонических элементов и последовательностей, приводящее к использованию всего хроматического звукоряда - это
а) пантональность;
б) пандиатоника;
в) панфактура;
Правильный ответ: б.

14. Относительно сложная тональная система, в которой одновременно функционирует две и больше относительно более простых тональных систем называется
а) полигармония;
б) политоника;
в) политональность.
Правильный ответ: в.

15. Многозвучное неделимое целое, в котором, вместе с усложнением звукового и интервального состава, сводится на нет роль акустически обусловленного основного тона и резко возрастает роль красочно-тембрового начала:
а) сонор;
б) модус;
в) полиаккорд.
Правильный ответ: а.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Объясните понятие «классическая тональная система».
Правильный ответ: Это тонально-функциональная система, окончательно сложившаяся в музыкальном искусстве в конце XVII- начале XVIII века. Классическая тональная система утвердила вертикальную координацию голосов музыкальной ткани и функциональную связь созвучий.

2. Что понимается под понятием «политоникальность» (термин С. С. Скребкова)?
Правильный ответ: Возникновение равных по силе устоев в разных слоях музыкальной ткани.

3. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по способу репрезентации.
Правильный ответ: Слух внешний и внутренний.

4. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по отношению к музыкальному строю.
Правильный ответ: Слух абсолютный и относительный.

5. Что понимается под понятием «абсолютный слух»?
Правильный ответ: Способность помнить и точно определять высоту отдельного звука.

6. Что понимается под понятием «внутренний слух»?
Правильный ответ: Способность к ясному внутреннему представлению отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, целых музыкальных пьес.

7. Для чего музыканту необходимо обладать развитым внутренним слухом?
Правильный ответ: Развитие внутреннего слуха является непременным условием полноценного восприятия музыкальных произведений.

8. Чем отличается активный абсолютный слух от пассивного абсолютного слуха?
Правильный ответ: Активный слух обычно является врождённым, и человек, им обладающий, слышит абсолютную высоту в любом регистре и тембре. Пассивный абсолютный слух может вырабатываться в процессе обучения и зависит от определённого тембра («своего» инструмента), привычных игровых ощущений, от знакомого гармонического стиля, от количества голосов.

9. Объясните понятие «алеаторика».
Правильный ответ: Это метод музыкального творчества, опирающийся па случайность, как на главный формообразующий принцип. Он предполагает незакрепленность музыкального текста (ткани или формы).

10. Для чего музыканту необходимо владеть навыком гармонического анализа?
Правильный ответ: Гармонический анализ необходим для понимания стиля композитора, направления, эпохи, индивидуальной выразительности произведения, закономерностей строения его формы и драматургии.

11. Что такое «додекафония»?
Правильный ответ: Это один из видов композиторской техники XX века – метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из 12-звучной серии.

12. Что представляет собой целостный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: Целостный анализ выключает: выявление содержания произведения, логики развития музыкальных образов на основе формально-структурного анализа; анализ выразительных средств в передаче содержания произведения; обоснование своей трактовки музыкальных образов произведения; обоснование отдельных приемов исполнения и исполнительского плана.
13. В каких случаях музыканту-исполнителю рекомендуется применять формально-структурный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: При работе с произведениями высокой сложности. Главная задача формально-структурного анализа – облегчить процесс формирования музыкально-слуховых представлений. При анализе исполнитель разбирает форму, строение произведения, а также останавливается на важнейших сторонах выразительных средств музыки, которыми пользуется композитор в данном сочинении.

14. Кому принадлежат следующие высказывания: «Без интонирования и вне интонирования музыки нет», «Музыка – искусство интонируемого смысла»?
Правильный ответ: Б. Асафьеву.

15. Объясните понятие «ладовая структура».
Правильный ответ: Это конкретный способ взаимодействия звуковых элементов, включающий систему тональных функций (гармонических и мелодических) и систему модальных позиций, составляющую модальную основу лада.

16. Дайте определение понятию «атональность»
Правильный ответ: Это термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального (ладового) центра и функциональных связей с ним звуков и созвучий.

17. Что понимается под термином «пуантилизм» в музыкальном искусстве?
Правильный ответ: Это один из методов композиции XX века, при котором музыкальная ткань создается из звуков («точек»), разделенных паузами или скачками.

18. Объясните понятие «новая модальность».
Правильный ответ: Это эпоха в обновлении модальной основы гармонической ткани, начавшаяся в первые десятилетия XIX века. Здесь достоинства тональной системы, с её гармоничным сочетанием элементов языка, упорядоченностью и организованностью форм, соединились с элементами архаической модальности. Основа новой модальности была заложена в произведениях музыкального романтизма – Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона.


19. Объясните понятие «сонорика».
Правильный ответ: Это композиторская техника, основанная на оперировании темброкрасочными звучностями – сонарами (сонор – сочетание звуков, воспринимаемое как единая звуковая краска, в которой отдаленные звуки или интервалы не выявляются и не воспринимаются отчетливо на слух), или кластерами (кластер – созвучие, сотканное из полутонов, или четверть тонов, прилегающих друг к другу и способных перемещаться в пространстве).

20. Дайте определение термину «полистилистика».
Правильный ответ: Это техника композиторского письма, к которой в 1960–е годы обратились многие композиторы (И. Стравинский, А. Берг и т.д.). Она представляет собой намеренное сочетание в одном произведении несовместимых, или резко различных, разнородных стилистических элементов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в конце 1 семестра и экзамена в конце 2 семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/экзамена. Контрольно-измерительный материал для зачета/экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки).
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ладухин Н.М. СОЛЬФЕДЖИО. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ НА 1, 2 И 3 ГОЛОСА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Одинокова И.Н. Двухголосные диктанты : методическое пособие : Методическое пособие Прометей, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Харишина В.И. Хоровое сольфеджио: хрестоматия : учебное издание : Учебное издание для Вузов ЧГИК, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Диденко Н.М. Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Сольфеджио" в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является важнейшим слагаемым в процессе обучения, поскольку направлена на решение следующих важнейших задач:
1) тренировка музыкальной памяти;
2) развитие слухового аналитического мышления;
3) совершенствование вокально – исполнительских навыков;
4) развитие и совершенствование творческих способностей.
Для самостоятельной работы студентам предлагается ряд заданий, включающих интонирование фрагментов из художественной литературы, чтение примеров из рекомендованных сборников, пение аккордовых последовательностей, модуляций, секвенций.
Для тренировки музыкальной памяти и развития слухового аналитического мышления студентам дается задание на заучивание нотных примеров наизусть, в том числе заучивание наизусть без пения вслух. Важной формой самостоятельной работы является самодиктант, предполагающий запись знакомой или выученной мелодии, примера в основной тональности и с транспонированием.
Развитию вокально – исполнительских навыков способствуют многочисленные интонационные упражнения (интонирование интервалов в ладу, интервалов от звука, тритонов с разрешением, интервальных цепочек, трезвучий их обращений, септаккордов и их обращений в тональности и от звука, кратких гармонических оборотов в трехчетырехголосии и в гармоническом четырехголосии, диатонических и хроматических секвенций, трех видов мажора и минора, диатонических ладов), а также самостоятельное разучивание студентами романсов, арий, фрагментов из художественной литературы, сложных в интонационном и ритмическом плане, с развитым инструментальным сопровождением, двухголосных, трех, а также многоголосных примеров с поочередным пением голосов и игрой остальных.
Творческие способности развиваются в процессе выполнения заданий на досочинение - одного или нескольких голосов к написанной мелодии, аккомпанемента, второго предложения к данному первому и т.д.
В процессе самостоятельной подготовки к занятиям сольфеджио студентам рекомендуются совместные формы работы. В процессе совместной самостоятельной деятельности студенты могут играть друг другу диктанты, модуляции, аккордовые цифровки, а также совершенствовать свои вокально-исполнительские навыки в процессе двухголосного или многоголосного сольфеджирования. Подобные занятия способствуют не только тренировке музыкальной памяти, слуха, но и создают условия для более активной сознательной аналитической работы над звучащим текстом. Исполняя на инструменте диктант или гармоническую цифровку, студент осмысливает звучащий материал с точки зрения его гармонического строения, структуры, фактурных особенностей, то есть работает не менее активно, чем слушающий студент.