МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гармония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 90
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 26 26 46 46 72 72
Сам. работа 19 19 71 71 90 90
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Гармония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.теоретическое и практическое усвоение музыкантами-исполнителями ладогармонических закономерностей звуковысотной организации музыки различных исторических эпох
формирование грамотных и высокообразованных музыкантов, умеющих свободно разбираться в гармонии, глубоко анализировать музыкальные произведения, понимать их стилевые особенности и убедительно интерпретировать их образно-смысловое содержание

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
ОПК-6.1 Знает: различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности); принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; принципы пространственно-временной организации музыкального роизведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом
ОПК-6.2 Умеет: пользоваться внутренним слухом; записывать услышанный музыкальный материал нотами; чисто интонировать голосом; выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса; сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы; анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом
ОПК-6.3 Владеет: теоретическими знаниями о тональной и атональной системах; навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции, представляющей определенный гармонический или полифонический стиль с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап становления гармонии. Гармония венских классиков.
1.1. Введение. Понятие "гармония". Гармония как учебная дисциплина, ее цели и задачи. Практические 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью выявления роли гармонии и других средств музыкальной выразительности в процессе формообразования. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Музыкальный склад и фактура. Основные правила голосоведения. Аккорды и септаккорды основных и побочных ступеней. Секвенция. Период. Практические 1 6 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений с целью определить тип склада и выявить фактурные особенности. Письменно: гармонизация баса и мелодии в форме периода. Игра на фортепиано:гармонические обороты с аккордами и септаккордами основных и побочных ступеней, секвенции. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.5. Гармония в музыке Средневековья. Практические 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ладовая система древнерусской монодии". Анализ музыкальных произведений эпохи Средневековья с точки зрения ладовой организации. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: сочинение напева на заданный латинский текст. Игра на фортепиано: каденционные обороты, секвенции. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.7. Гармония эпохи Возрождения. Практические 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Категории тональности и лада в музыке Палестрины".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Возрождения. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: гармонические последовательности, секвенции. Подготовка доклада. Сам. работа 1 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гармонический стиль Барокко. Равномерная темперация. Практические 1 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Шютца".Гармонический анализ музыкальных произведений эпохи Барокко с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии и ее запись в виде двухголосной партитуры с цифрованным басовым голосом. Игра на фортепиано: Гармонические последовательности в форме периода, каденционные обороты. Творческое задание:сочинение каденции к заданному построению. Сам. работа 1 3 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.11. Мелодическая фигурация. Неаккордовые звуки. Практические 1 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды неаккордовых звуков. Письменно: гармонизация мелодий, содержащих неккордовые звуки. Игра на фортепиано: гармонические обороты и секвенции с использованием различных видов неаккордовых звуков. Сам. работа 1 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.13. Органный пункт. Общая теория модуляции. Практические 1 6 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ фрагментов музыкальных произведений с целью определить виды модуляций. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода Творческое задание: досочинение периода по заданному началу с использованием органного пункта. Игра на фортепиано: секвенции с органным пунктом. Сам. работа 1 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.15. Гармонический стиль композиторов эпохи Классицизма. Практические 2 6 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов венской классической школы с составлением гармонических схем. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Творческое задание: досочинение периода по заданному началу в стиле композиторов венской классической школы Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I степени родства. Сам. работа 2 2 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Альтерация аккордов субдоминантовой группы. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Классицизма. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой группы. Игра на фортепиано:гармонические обороты с альтерированными аккордами субдоминантовой группы, модулирующий период (II степень родства). Сам. работа 2 1 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Гармония романтиков
2.1. Гармония композиторов-романтиков. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Г. Берлиоза". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов эпохи Романтизма с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии в форме периода. Игра на фортепиано: модулирующий период в тональности I, II степени родства. Творческое задание: сочинение романтической прелюдии на самостоятельно выбранную мелодию. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Постальтерация. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Р. Вагнера". Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков с составлением гармонической схемы. Письменно: гармонизация мелодии с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Игра на фортепиано: гармонические последовательности с использованием альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой группы. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Мажоро-минорные ладогармонические системы. Модуляция средствами мажоро-минора и миноро-мажора. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Письменно: гармонизация мелодии и баса с использованием средств мажоро-минора. Игра на фортепиано: модулирующий период средствами мажоро-минора. Подготовка доклада. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Функциональная инверсия. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов-романтиков. Творческое задание: сочинить период с использованием техники функциональной инверсии. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция. Внезапная (энгармоническая) модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Энгармонизм малого мажорного септаккорда и увеличенного трезвучия. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ музыкальных произведений на энгармоническую модуляцию. Письменно: гармонизация мелодий с использованием энгармонической модуляции (через уменьшенный септаккорд,малый мажорный септаккорд и увеличенное трезвучие). Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 2 10 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Гармония композиторов русской школы. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Гармония Н. Римского-Корсакова".Гармонический анализ музыкальных произведений русских композиторов XIX века. Творческое задание: сочинение вариаций на русскую народную тему. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 2 10 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Гармония XX века.
3.1. Гармония композиторов XX века. Новые ладогармонические системы. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 2 10 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Модальность и полимодальность. Политональность. Хроматическая тональность. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Теоретическая концепция Хиндемита".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии и баса. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 2 10 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.5. Атональность. Додекафония. Сонорика. Алеаторика. Практические 2 4 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Ритмические формы у Мессиана".Гармонический анализ музыкальных произведений композиторов XX столетия. Письменно:гармонизация мелодии. Игра на фортепиано: гармонические обороты с уменьшенным септаккордом, малым мажорным септаккордом и увеличенным трезвучием с разрешением в различные тональности. Сам. работа 2 12 Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6106

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Системность высотных связей, конкретно-звуковая система музыкально-логического соподчинения звуков и созвучия есть:
а) лад;
б) аккорд;
в) звукоряд.
Правильный ответ: а.

2. К чему относится определение, данное Т.Барановой: «…способ звуковысотной организации, в основе которого лежит звукорядный принцип в отличие от тональности с ее техникой центрального тона или созвучия»?
а) Модальные функции
б) Тональная гармония
в) Модальность
г) Тональные функции.
Правильный ответ: в.

3. Кто из ученых впервые дал теоретическое обоснование мажорного трезвучия?
а) Г. Глареан
б) Дж.Царлино
в) И.Тинкторис
г) Ж.Ф.Рамо.
Правильный ответ: б.

4. Использование каких ладов в наибольшей степени характеризует гармонию высокого барокко?
а) Ионийского, эолийского, дорийского
б) Натурального мажора, гармонического минора
в) Натурального мажора, натурального минора
г) Фригийского, дорийского, ионийского.
Правильный ответ: б.

5. Какой вид энгармонической модуляции ввел в музыкальную практику И.С. Бах?
а) Через уменьшенный септаккорд
б) Через малый мажорный септаккорд
в) Через малый уменьшенный септаккорд
г) Через увеличенное трезвучие.
Правильный ответ: а.

6. Какие интервалы в музыке Ars nova могли использоваться и как консонансы, и как диссонансы?
а) Квинты, октавы
б) Терции, сексты
в) Кварты, септимы
г) Секунды, тритоны.
Правильный ответ: б.

7. Кто из музыковедов является автором фундаментального труда о гармонии раннеклассического периода?
а) Л.Мазель
б) Ю.Тюлин
в) М.Этингер
г) Э.Курт.
Правильный ответ: в.

8. Какие из перечисленных факторов являются признаками модального мышления?
а) Всеступенность гармонии, преобладание местных функций, слабая
централизация
б) Преобладание автентических оборотов, выделение главных и побочных
функций
в) Отчетливая тональная централизация, использование главных и побочных
функций, кварто-квинтовые связи созвучий
г) Регулярная гармоническая пульсация, дискретная смена созвучий.
Правильный ответ: а.

9. Кто из ученых является автором теоретического трактата «Наставления к гармонии» 1558 г?
а) Г. Глареан
б) Дж. Царлино
в) Н. Вичентино
г) Ж.Ф.Рамо.
Правильный ответ: б.

10. Какой тип ладогармонической системы характеризует определение, данное Ю. Холоповым: «…непоследовательно выраженная тональность, размываемая там и сям странными оборотами»?
а) Модальная гармония Ars nova
б) Модальная гармония Возрождения
в) Барочная функциональная тональность
г) Классическая тонально-гармоническая система.
Правильный ответ: в.

11. Золотая секвенция – это
а) диатоническая секвенция в миноре, двигающаяся от тоники до тоники по квинтам вниз;
б) диатоническая секвенция в мажоре, двигающаяся от тоники до тоники по терциям;
в) любая диатоническая секвенция в миноре, двигающаяся от тоники до тоники.
Правильный ответ: а.

12. Неаккордовый звук на слабом времени такта, соединяющий поступенным движением (снизу или сверху) аккордовый звук с его повторением, называется:
а) проходящим звуком;
б) вспомогательным звуком;
в) задержанием;
г) предъемом.
Правильный ответ: б.

13. Неаккордовый звук, появляющийся на слабом времени в качестве звука из последующего аккорда, называется:
а) проходящим звуком;
б) вспомогательным звуком;
в) задержанием;
г) предъемом.
Правильный ответ: г.

14. Звук мелодии, который входит в состав звучащего аккорда, называется:
а) обертоном;
б) аккордовым звуком;
в) неаккордовым звуком;
г) побочным тоном.
Правильный ответ: б.

15. Звук мелодии, который не входит в состав звучащего аккорда, называется:
а) обертоном;
б) аккордовым звуком;
в) неаккордовым звуком;
г) добавочным тоном.
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Объясните понятие «классическая тональная система».
Правильный ответ: Это тонально-функциональная система, окончательно сложившаяся в музыкальном искусстве в конце XVII- начале XVIII века. Классическая тональная система утвердила вертикальную координацию голосов музыкальной ткани и функциональную связь созвучий.

2. Что понимается под понятием «политоникальность» (термин С. С. Скребкова)?
Правильный ответ: Возникновение равных по силе устоев в разных слоях музыкальной ткани.

3. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по способу репрезентации.
Правильный ответ: Слух внешний и внутренний.

4. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по отношению к музыкальному строю.
Правильный ответ: Слух абсолютный и относительный.

5. Что понимается под понятием «абсолютный слух»?
Правильный ответ: Способность помнить и точно определять высоту отдельного звука.

6. Что понимается под понятием «внутренний слух»?
Правильный ответ: Способность к ясному внутреннему представлению отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, целых музыкальных пьес.

7. Для чего музыканту необходимо обладать развитым внутренним слухом?
Правильный ответ: Развитие внутреннего слуха является непременным условием полноценного восприятия музыкальных произведений.

8. Чем отличается активный абсолютный слух от пассивного абсолютного слуха?
Правильный ответ: Активный слух обычно является врождённым, и человек, им обладающий, слышит абсолютную высоту в любом регистре и тембре. Пассивный абсолютный слух может вырабатываться в процессе обучения и зависит от определённого тембра («своего» инструмента), привычных игровых ощущений, от знакомого гармонического стиля, от количества голосов.

9. Объясните понятие «алеаторика».
Правильный ответ: Это метод музыкального творчества, опирающийся па случайность, как на главный формообразующий принцип. Он предполагает незакрепленность музыкального текста (ткани или формы).

10. Для чего музыканту необходимо владеть навыком гармонического анализа?
Правильный ответ: Гармонический анализ необходим для понимания стиля композитора, направления, эпохи, индивидуальной выразительности произведения, закономерностей строения его формы и драматургии.

11. Что такое «додекафония»?
Правильный ответ: Это один из видов композиторской техники XX века – метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из 12-звучной серии.

12. Что представляет собой целостный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: Целостный анализ выключает: выявление содержания произведения, логики развития музыкальных образов на основе формально-структурного анализа; анализ выразительных средств в передаче содержания произведения; обоснование своей трактовки музыкальных образов произведения; обоснование отдельных приемов исполнения и исполнительского плана.
13. В каких случаях музыканту-исполнителю рекомендуется применять формально-структурный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: При работе с произведениями высокой сложности. Главная задача формально-структурного анализа – облегчить процесс формирования музыкально-слуховых представлений. При анализе исполнитель разбирает форму, строение произведения, а также останавливается на важнейших сторонах выразительных средств музыки, которыми пользуется композитор в данном сочинении.

14. Кому принадлежат следующие высказывания: «Без интонирования и вне интонирования музыки нет», «Музыка – искусство интонируемого смысла»?
Правильный ответ: Б. Асафьеву.

15. Объясните понятие «ладовая структура».
Правильный ответ: Это конкретный способ взаимодействия звуковых элементов, включающий систему тональных функций (гармонических и мелодических) и систему модальных позиций, составляющую модальную основу лада.

16. Дайте определение понятию «атональность»
Правильный ответ: Это термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального (ладового) центра и функциональных связей с ним звуков и созвучий.

17. Что понимается под термином «пуантилизм» в музыкальном искусстве?
Правильный ответ: Это один из методов композиции XX века, при котором музыкальная ткань создается из звуков («точек»), разделенных паузами или скачками.

18. Объясните понятие «новая модальность».
Правильный ответ: Это эпоха в обновлении модальной основы гармонической ткани, начавшаяся в первые десятилетия XIX века. Здесь достоинства тональной системы, с её гармоничным сочетанием элементов языка, упорядоченностью и организованностью форм, соединились с элементами архаической модальности. Основа новой модальности была заложена в произведениях музыкального романтизма – Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона.

19. Объясните понятие «сонорика».
Правильный ответ: Это композиторская техника, основанная на оперировании темброкрасочными звучностями – сонарами (сонор – сочетание звуков, воспринимаемое как единая звуковая краска, в которой отдаленные звуки или интервалы не выявляются и не воспринимаются отчетливо на слух), или кластерами (кластер – созвучие, сотканное из полутонов, или четверть тонов, прилегающих друг к другу и способных перемещаться в пространстве).

20. Дайте определение термину «полистилистика».
Правильный ответ: Это техника композиторского письма, к которой в 1960–е годы обратились многие композиторы (И. Стравинский, А. Берг и т.д.). Она представляет собой намеренное сочетание в одном произведении несовместимых, или резко различных, разнородных стилистических элементов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 и 2 семестра экзаменов.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических и творческих заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических и творческих заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгин Д. И. Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ГАРМОНИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребкова О.Л., Скребков С.С. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ГАРМОНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев С. Н., Шевалдин В. Т. Гармонический анализ: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Римский-Корсаков Н.А. ПРАКТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ.: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Персональный сайт В. Н. Холоповой www.kholopova.ru
Э2 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э3 Онлайн-библиотека Ю. Н. Холопова www.kholopov.ru
Э4 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э5 Электронный курс "Гармония" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
- изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
- гармонический анализ музыкальных произведений;
- письменная гармонизация мелодии или баса (решение гармонических задач);
- игра на фортепиано гармонических оборотов, последовательностей, модуляций, секвенций;
- творческие задания.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное.
Гармонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса гармонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей гармонии с художественной практикой.
При выполнении гармонического анализа музыкальных произведений студентам необходимо придерживаться следующего плана:
- проанализировать аккорды в их функциональной взаимосвязи;
- отметить тональный план, каденции;
- выделить отклонение или модуляцию, определить ее вид;
- составить потактовую гармоническую схему музыкального фрагмента;
- проанализировать фактуру, особенности мелодии, неаккордовые звуки с указанием их разновидности;
- выявить формообразующие свойства отдельных аккордовых средств.
Решение гармонических задач является основным видом письменных работ. Этому виду заданий следует уделять особое внимание, так как он способствует осознанию формообразующей роли гармонии и освоению норм голосоведения. Студентам предлагается выполнение двух видов задач: гармонизация мелодии и гармонизация баса. При их решении важно использовать только те гармонические средства, которые соответствуют пройденным темам курса.
При решении задач следует придерживаться следующего плана:
- прослушать мелодию или бас, который предстоит гармонизовать;
- определить форму, размещение кадансов, их вид;
- наметить кадансы типовыми кадансовыми средствами;
- подписать тональный план задачи, при наличии модуляции или отклонения продумать способ перехода в новую тональность;
- вычислить и отметить типовые обороты в задаче, секвенции, повторения;
- приступить к решению задачи, обращая пристальное внимание на голосоведение, добиваться его максимальной плавности, особенно между крайними голосами;
- прослушать гармонизованную задачу.
Игра гармонических упражнений на фортепиано является необходимой формой практической работы, так как способствует практическому усвоению пройденного материала и воспитанию слуха профессионального музыканта. При подготовке этих упражнений следует тщательно следить за правильным голосоведением. Студентам предлагаются следующие виды гармонических упражнений: построение и разрешение аккордов в различных тональностях, мелодических положениях, в широком и тесном расположении; игра кадансовых оборотов, гармонических последовательностей, гармонизация мелодических оборотов, игра секвенций.
При игре секвенций студенты должны точно определить ее тональный план, проанализировать и прочно усвоить звено секвенции, обратить внимание на связь звеньев.
Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением как небольших музыкальных фрагментов, так и развернутых одночастных музыкальных форм в различных видах фактуры и гармонических стилях.