МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полифония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 90
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 44 44 72 72
Сам. работа 17 17 73 73 90 90
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Михайлова О. С.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Полифония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение принципов полифонического мышления в их историческом развитии от эпохи Средневековья и до XXI века
освоение основ теории полифонии с целью постижения ее важнейших художественно-выразительных и формообразующих функций в музыке разных стилей, жанров, исторических эпох

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
ОПК-6.1 Знает: различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности); принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; принципы пространственно-временной организации музыкального роизведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом
ОПК-6.2 Умеет: пользоваться внутренним слухом; записывать услышанный музыкальный материал нотами; чисто интонировать голосом; выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса; сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы; анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом
ОПК-6.3 Владеет: теоретическими знаниями о тональной и атональной системах; навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции, представляющей определенный гармонический или полифонический стиль с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление полифонии.
1.1. Введение. Истоки полифонии, основные этапы развития. Полифония Средневековья. Монодия (IX- XIV вв.). Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ григорианских хоралов с точки зрения ладовой организации. Сам. работа 5 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Ранние формы многоголосия в эпоху Средневековья. Практические 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ органумов (параллельный, свободный, мелизматический). Творческое задание:написание свободного и мелизматического органумов. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Метризованный органум. Школа Нотр-Дам. Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Анализ ритмизованных органумов. Письменно: разработка секвенции в технике ритмических модусов. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Полифония в эпоху Ars Nova (XIV-век. Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ изоритмических мотетов эпохи Ars Nova. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Полифония строгого стиля
2.1. Полифония в эпоху Возрождения. Общая характеристика строгого стиля. Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля на выявление особенностей мелодики, ритмической и ладовой организации. Творческое задание: сочинение мелодий в строгом стиле в разных ладах. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Простой контрапункт в двухголосии (нормы письма). Имитация и канон в 2-хголосии. Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений строгого стиля. Письменно: к заданной мелодии (cantus firmus) приписать контрапункт, используя терции, сексты, децимы, во втором задании - совершенные и несовершенные консонансы. Сам. работа 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Сложный контрапункт в 2-х и 3-хголосии (вертикально-подвижной и горизонтально-подвижной). Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение видов контрапункта. Письменно: написание сложного контрапунктического соединения. Творческое задание: сочинить эскиз (2-3 такта) первоначального соединения со сложным показателем. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Имитация, канон, каноническая секвенция. Практические 5 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ музыкальных произведений на определение имитационной техники и вида канона. Творческое задание: закончить предложенное имитационное построение, двухголосный канон в прямом движении, бесконечный канон и каноническую секвенцию. Сам. работа 5 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Полифония свободного стиля.
3.1. Полифония XVII- первой половины XVIII вв. (барокко). Характеристика свободного стиля. Общая характеристика фуги. Тема и ответ. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Анализ полифонических произведений И. С. Баха. В фугах выявить тему, ответ, выявить жанровые, ладо-гармонические, ритмические, структурные особенности темы, тип выразительности. Творческое задание: сочинить 5 тем для фуги и ответы к ним. Сам. работа 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Фуга. Характеристика компонентов (противосложение, интермедия, стретта). Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ противосложений и интермедий в фугах И. С. Баха. Творческое задание: сочинение противосложения и и интермедийной связки к третьему проведению темы. Сам. работа 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Фуга. Характеристика основных композиционных разделов (экспозиция, развивающая и заключительная части). Особые виды фуг. Фугообразные формы. Практические 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Изучение основной и дополнительной литературы. Выявление границ частей в фугах И. С. Баха. Творческое задание: сочинить экспозиционный раздел фуги. Сам. работа 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Полифония венских классиков (2-я половина XVIII - начало XIX вв.) Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений эпохи Классицизма. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 6 7 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Полифония в творчестве композиторов XIX века. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.11. Полифония в творчестве русских композиторов конца XVIII - XIX века. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.12. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений композиторов русской школы. Творческое задание: сочинение развивающего раздела фуги. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Теоретические основы полифонии XX века.
4.1. Современные полифонические формы и жанры. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ полифонических произведений XX века. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Большие полифонические циклы XX века. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ фуг из полифонических циклов XX века. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Полифонические вариации. Остинатные формы в творчестве композиторов XX века: традиции, эволюция, принципы. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным темам. Анализ полифонических вариаций и остинатных форм. Творческое задание: сочинение заключительного раздела фуги. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Фуга и комбинаторно-серийные принципы композиции. Практические 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Анализ концертной фуги. Творческое задание: завершить написание фуги. Сам. работа 6 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4034

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте

Задания закрытого типа

1. Какой тип фактуры встречается в полифонии:
а) Монодический
б) Гомофонно – гармонический
в) Хоральный
г) Полифонический
Правильный ответ: г.

2. Синонимом термина контрапункт является:
а) гармония
б) теория
в) анализ
г) полифония
Правильный ответ: г.

3. Укажите виды полифонии:
а) имитационная
б) гармоническая
в) лирическая
г) песенная
Правильный ответ: а.

4. Как называются вид полифонии, встречающийся в русском фольклоре:
а) разнотемная
б) имитационная
в) подголосочная
г) скрытая
Правильный ответ: в.

5. Основным принципом контрапунктирования голосов в полифонии является:
а) комплементарность
б) независимость
в) свобода
г) сходство
Правильный ответ: а.

6. Какой прием работы с мелодией допускает изменение вертикального
направления интервалов:
а) перемещение
б) инверсия
в) ракоход
г) увеличение
Правильный ответ: б.

7. Назовите прием развития, допускающий проведение темы от конца к началу:
а) колорирование
б) обращение
в) увеличение
г) ракоход
Правильный ответ: г.

8. По какому тональному принципу расположены фуги И.С. Баха:
а) по полутонам
б) по кварто-квинтовому кругу
в) по одноименным тональностям
Правильный ответ: а.

9. Жанр фуги занимает главное место в творчестве:
а) О. Лассо
б) Д. Палестрина
в) И.С. Бах
г) Й. Окегем
Правильный ответ: в.

10. Понятие «пропоста » относят к приему:
а) Имитация
б) Инверсия
в) Каноническая секвенция
г) ракоход
Правильный ответ: а.

11. Повторение мелодии в другом голосе называется:
а) имитация
б) контрапункт
в) противосложение
Правильный ответ: а.

12. Имитация, в которой риспоста накладывается на пропосту, называется:
а) строгая
б) свободная
в) стреттная
г) частичная
Правильный ответ: в.

13. Соединение мелодий, которое допускает новые варианты этого соединения,
называется:
а) канон
б) стретта
в) сложный контрапункт
г) интермедия
Правильный ответ: в.

14. Назовите вид сложного контрапункта, допускающего изменение
интервального соотношения голосов:
а) горизонтально – подвижной
б) вертикально – подвижной
в) вдвойне - подвижной
Правильный ответ: б.

15. Понятие «свободное письмо» относится к:
a) вокальной полифонии,
б) инструментальной полифонии,
в) любым полифоническим произведениям.
Правильный ответ: б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Объясните понятие «классическая тональная система».
Правильный ответ: Это тонально-функциональная система, окончательно сложившаяся в музыкальном искусстве в конце XVII- начале XVIII века. Классическая тональная система утвердила вертикальную координацию голосов музыкальной ткани и функциональную связь созвучий.

2. Что понимается под понятием «политоникальность» (термин С. С. Скребкова)?
Правильный ответ: Возникновение равных по силе устоев в разных слоях музыкальной ткани.

3. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по способу репрезентации.
Правильный ответ: Слух внешний и внутренний.

4. Назовите дихотомические типы классификации музыкального слуха по отношению к музыкальному строю.
Правильный ответ: Слух абсолютный и относительный.

5. Что понимается под понятием «абсолютный слух»?
Правильный ответ: Способность помнить и точно определять высоту отдельного звука.

6. Что понимается под понятием «внутренний слух»?
Правильный ответ: Способность к ясному внутреннему представлению отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, целых музыкальных пьес.

7. Для чего музыканту необходимо обладать развитым внутренним слухом?
Правильный ответ: Развитие внутреннего слуха является непременным условием полноценного восприятия музыкальных произведений.

8. Чем отличается активный абсолютный слух от пассивного абсолютного слуха?
Правильный ответ: Активный слух обычно является врождённым, и человек, им обладающий, слышит абсолютную высоту в любом регистре и тембре. Пассивный абсолютный слух может вырабатываться в процессе обучения и зависит от определённого тембра («своего» инструмента), привычных игровых ощущений, от знакомого гармонического стиля, от количества голосов.

9. Объясните понятие «алеаторика».
Правильный ответ: Это метод музыкального творчества, опирающийся па случайность, как на главный формообразующий принцип. Он предполагает незакрепленность музыкального текста (ткани или формы).

10. Для чего музыканту необходимо владеть навыком гармонического анализа?
Правильный ответ: Гармонический анализ необходим для понимания стиля композитора, направления, эпохи, индивидуальной выразительности произведения, закономерностей строения его формы и драматургии.

11. Что такое «додекафония»?
Правильный ответ: Это один из видов композиторской техники XX века – метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из 12-звучной серии.

12. Что представляет собой целостный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: Целостный анализ выключает: выявление содержания произведения, логики развития музыкальных образов на основе формально-структурного анализа; анализ выразительных средств в передаче содержания произведения; обоснование своей трактовки музыкальных образов произведения; обоснование отдельных приемов исполнения и исполнительского плана.

13. В каких случаях музыканту-исполнителю рекомендуется применять формально-структурный анализ музыкального произведения?
Правильный ответ: При работе с произведениями высокой сложности. Главная задача формально-структурного анализа – облегчить процесс формирования музыкально-слуховых представлений. При анализе исполнитель разбирает форму, строение произведения, а также останавливается на важнейших сторонах выразительных средств музыки, которыми пользуется композитор в данном сочинении.

14. Кому принадлежат следующие высказывания: «Без интонирования и вне интонирования музыки нет», «Музыка – искусство интонируемого смысла»?
Правильный ответ: Б. Асафьеву.

15. Объясните понятие «ладовая структура».
Правильный ответ: Это конкретный способ взаимодействия звуковых элементов, включающий систему тональных функций (гармонических и мелодических) и систему модальных позиций, составляющую модальную основу лада.

16. Дайте определение понятию «атональность»
Правильный ответ: Это термин, обозначающий отсутствие тональности. Применяется по отношению к музыке, в которой слух не находит определённого тонального (ладового) центра и функциональных связей с ним звуков и созвучий.

17. Что понимается под термином «пуантилизм» в музыкальном искусстве?
Правильный ответ: Это один из методов композиции XX века, при котором музыкальная ткань создается из звуков («точек»), разделенных паузами или скачками.

18. Объясните понятие «новая модальность».
Правильный ответ: Это эпоха в обновлении модальной основы гармонической ткани, начавшаяся в первые десятилетия XIX века. Здесь достоинства тональной системы, с её гармоничным сочетанием элементов языка, упорядоченностью и организованностью форм, соединились с элементами архаической модальности. Основа новой модальности была заложена в произведениях музыкального романтизма – Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона.

19. Объясните понятие «сонорика».
Правильный ответ: Это композиторская техника, основанная на оперировании темброкрасочными звучностями – сонарами (сонор – сочетание звуков, воспринимаемое как единая звуковая краска, в которой отдаленные звуки или интервалы не выявляются и не воспринимаются отчетливо на слух), или кластерами (кластер – созвучие, сотканное из полутонов, или четверть тонов, прилегающих друг к другу и способных перемещаться в пространстве).

20. Дайте определение термину «полистилистика».
Правильный ответ: Это техника композиторского письма, к которой в 1960–е годы обратились многие композиторы (И. Стравинский, А. Берг и т.д.). Она представляет собой намеренное сочетание в одном произведении несовместимых, или резко различных, разнородных стилистических элементов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестров экзаменов.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических и творческих заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических и творческих заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. ПОЛИФОНИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Курс "Полифония" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Ее качество во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• полифонический анализ музыкальных произведений;
• письменные полифонические упражнения;
• творческие задания.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное.
Полифонический анализ осуществляется на протяжении всего изучения курса полифонии. Эта форма работы причисляется к наиболее важной, так как именно она осуществляет связь изучаемых теоретических закономерностей полифонии с художественной практикой. Полифонический анализ включает произведения эпохи Средневековья, Возрождения, Классицизма, Романтизма, а также XX столетия. По окончании курса студент должен овладеть целостным анализом полифонических произведений, и в частности, фуги.
При выполнении анализа фуги студентам рекомендуется придерживаться следующего плана:
1. Образное содержание, характер музыки.
2. Тематизм фуги: характеристика темы (структура, интонационный строй, развитие мелодической линии, ладогармонические особенности, ритмическая организация, секвенции, скрытое голосоведение), противосложение, тематический материал интермедий.
3. Композиция фуги: экспозиция, развивающая часть, заключительная часть; композиционное значение интермедий.
Завершающим этапом анализа является составление схемы фуги.
Письменные задания представляют собой небольшие по протяженности упражнения в строгом и свободном стиле, направленные на овладение следующими полифоническими приемами: сочетание двух мелодий в простом контрапункте; имитации с разными характеристиками; каноны; способы преобразования полифонической темы в имитационном двухголосии; первоначальные и производные соединения в разных видах сложного контрапункта (вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, обратимый); бесконечные каноны и канонические секвенции.
Выполнение творческих заданий связано с сочинением и досочинением различных полифонических форм.