МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фортепиано

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 0
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 36
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,329999923706 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Сам. работа 22 22 23 23 45 45
Консультации 14 0 22 0 36 0
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 22 72 50 108 72

Программу составил(и):
Препод., Юдина М.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Фортепиано

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать наиболее полному развитию музыкально-исполнительских данных студента
развивать гармоническое мышление студентов
формировать широкий кругозор с помощью исполнения на фортепиано лучших образцов классической и современной музыки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности
ПК-1 .1 Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений
ПК-1 .2 Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-1 .3 Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; ? способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные задачи и этапы репетиционной работы
музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением
работать над характером каждой партии
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки
методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями
навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебно-технологический репертуар
1.1. Работа над различными видами фортепианной техники; чтение с листа. Сам. работа 3 10 ПК-1 .2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Работа над артикуляцией, динамикой, агогикой, штрихами; взаимосвязь аппликатуры и фразировки; игра в ансамбле. Сам. работа 3 12 ПК-1 .3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Учебно-исполнительский репертуар
2.1. Анализ функций, голосоведения, тембро-динамических характеристик; выбор исполнительских приемов Сам. работа 4 11 ПК-1 .2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Анализ музыкальной структуры; противопоставление и развитие тематического материала. Сам. работа 4 12 ПК-1 .3 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является:
а) личностный рост;
б) эстетическое развитие;
в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя.
Правильный ответ: в

2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано:
а) клавир;
б) клавесин;
в) спинет.
Правильный ответ: а

3. Артикуляция в музыке – это:
а) слуховая координация;
б) умение дослушивать звук до конца;
в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли.
Правильный ответ: в

4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это:
а) фразировка;
б) декламация;
в) дикция.
Правильный ответ: а

5. Интонирование – это:
а) чистое воспроизведение отдельных звуков;
б) выразительное исполнение музыкальной мысли;
в) членение музыкального текста.
Правильный ответ: б

6. Организацию музыки во времени выражает:
а) ритм;
б) метр;
в) размер.
Правильный ответ: а

7. Штрих – это:
а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука;
б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники;
в) изменение громкости между нотами или фразами.
Правильный ответ: б

8. Интерпретацией музыкального произведения является:
а) прочтение музыкального текста с листа;
б) анализ художественного содержания произведения;
в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом.
Правильный ответ: в

9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает:
а) целостный охват формы произведения;
б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов;
в) ознакомление с текстом.
Правильный ответ: б

10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов:
а) на итальянском;
б) на английском;
в) на французском.
Правильный ответ: а

11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя:
а) внешние данные;
б) физические способности;
в) волевые качества и саморегуляция.
Правильный ответ: в

12. Реприза – это:
а) промежуточное звено;
б) знак повторения в нотном тексте;
в) музыкальный фон к основной мелодии.
Правильный ответ: б

13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это:
а) эпизод;
б) период;
в) такт.
Правильный ответ: в

14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам:
а) presto;
б) moderato;
в) vivo.
Правильный ответ: б

15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц:
а) архитектоника;
б) семантика;
в) герменевтика.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности.

2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа.

3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним.

4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения?
Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство.

5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений.

6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным.

8. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах.

9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению?
Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению.

10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде?
Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя.

11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения?
Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства.

12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю?
Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями.

13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства.

15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: Трудолюбие, терпение.

16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения?
Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением.

17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы?
Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы.

18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей.
Гаммы, этюды.

19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний?
Правильный ответ: Режим труда и отдыха.

20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей?
Правильный ответ: Мышечной свободы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 4 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На экзамене обучающийся должен исполнить этюд и полифоническое произведение или произведение крупной фомы, либо две разнохарактерные пьесы (или цикл пьес).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Электронный курс Фортепиано в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студенты при подготовке программы должны уметь равномерно распределять время на самоподготовку за инструментом: при разборе произведения на фортепиано следует обращать пристальное внимание на особенности метро-ритмической организации, гармонических связей, стилистических решений, аппликатуры; при выучивании произведения наизусть необходимо тщательно проработать детали во избежании неточностей в исполнении, стараться задействовать все виды памяти (логическую, двигательную, интонационно-мелодическую, слуховую и т.д.). Организация репетиционного процесса перед выступлением также требует особого внутреннего настроя и максимальной концентрации внимания с целью успешного исполнения выученной программы.