Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И.В.
1.1. | расширение профессионального кругозора студентов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-3.1 | Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
ПК-3.2 | Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса |
ПК-3.3 | Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие исполнительства на духовых и ударных инструментах | ||||||
1.1. | Духовые и ударные инструменты периода первобытно-общиннного строя и древнего мира | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Духовое инструментальное искусство эпохи средневековья и Возрождения | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле в творчестве крупнейших композиторов XVII в. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Становление духовых инструментов в оркестрово-исполнительской культуре XVIII в. | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ по нотам. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Зарубежные исполнительские школы XIX-XX века | ||||||
2.1. | Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX – начале ХХ в. | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Духовые инструменты в творчестве зарубежных композиторов XIX-XX века | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители | Практические | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Отечественные исполнительские школы XIX-XX века | ||||||
3.1. | Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков | Лекции | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.) | Лекции | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Духовое инструментальное исполнительство в России XX-начала XXI века | Лекции | 6 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. История развития деревянных духовых инструментов | ||||||
4.1. | История развития кларнета | Практические | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | История развития флейты | Практические | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
4.3. | История развития фагота | Практические | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
4.4. | История развития гобоя | Практические | 6 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
4.5. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 5. История развития медных духовых и ударных инструментов | ||||||
5.1. | История развития медных духовых инструментов | Практические | 6 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
5.2. | История развития ударных инструментов | Практические | 6 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
5.3. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л3.2, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Усов Ю.А. | История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание.: | М., 1989 | |
Л1.2 | Усов, Ю.А. | История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: 2-е изд. | М., 1989 | |
Л1.3 | Левин С. | Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 2.: | Л., 1983 | |
Л1.4 | Левин С. | Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1. : | Л., 1973 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | ред. Колин, В.Я. | Вопросы истории, теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. статей | Владивосток: РИО ДВГАИ, 2002 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Князева Н.А. | История исполнительского искусства : учебно-методическое пособие : Учебное пособие для Вузов | Кемеровский государственный институт культуры, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487678 |
Л3.2 | Квашнин, К.А. | Сонористика и исполнительство на духовых инструментах: | Самара: СГАКИ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Форум о классической музыке | www.forumklassika.ru | ||
Э2 | Московская государственная консерватория | www.mosconsv.ru | ||
Э3 | Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
003Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Falkone |
Необходимо рассматривать инструментальное исполнительство как часть духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |