МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения игре на инструменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,329999923706 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 10 10 16 16
Практические 8 8 12 12 20 20
Сам. работа 22 22 23 23 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.филос.наук, Доцент, Галкина А.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения игре на инструменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Организация учебной деятельности обучающихся по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной педагогический репертуар для своего инструмента
наиболее эффективные методики достижения результатов
современные эффективные подходы к обучению
3.2.Уметь:
3.2.1.освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями
пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации
организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики
необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Методика как предмет; единство методики, педагогики и психологии.Роль индивидуального подхода Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Задачи методики. Роль индивидуального подхода в работе с учениками Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 6 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Музыкальные способности и их роль в процессе обучения
2.1. Организация процесса обучения с учётом природных музыкальных данных Лекции 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Организация процесса обучения с учётом природных музыкальных данных Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над постановкой
3.1. Проблемы общей постановки. Постановка правой руки.Постановка левой руки Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Работа над первоначальной постановкой учащегося Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 6 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа над звуком
4.1. Звукоизвлечение.Интонация.Вибрация.Динамика и Фразировка Лекции 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Звукоизвлечение.Интонация.Вибрация.Динамика и Фразировка Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 3 6 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Работа над техникой
5.1. Развитие беглости Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Работа над техникой рук Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Штрихи и их выразительное исполнение Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Подбор инструктивного материала для отработки различных техник исполнения на струнных инструментах Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Подготовка доклада по темам, предложенным преподавателем дисциплины, в рамках изученного материала Сам. работа 4 9 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Работа с коллективом
6.1. Работа с детским коллективом Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности коллективного обучения Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Вопросы музыкального исполнительства
7.1. Смена позиций. Аппликатурные принципы Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Система самостоятельных занятий скрипача Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.3. Система самостоятельных занятий скрипача Практические 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.4. Принципы изучения музыкального произведения Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.5. Принципы изучения музыкального произведения Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.6. Эстрадное волнение Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.7. Психологическая подготовка к выступлению Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.8. Чтение с листа Лекции 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.9. Чтение с листа как специфический навык исполнительства Практические 4 1 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.10. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Анализ методической литературы
8.1. Отечественная и зарубежная литература по методике Сам. работа 4 2 Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7185
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Методика – это:
а) совокупность методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определённых исполнительских задач;
б) способ взаимодействия педагога с учеником;
в) исследование нравственных основ педагогической деятельности.
Правильный ответ: а

2. Какая проблематика исследуется в курсе методики?
а) поиск главных идей, заключенных в музыкальном произведении;
б) проблемы теории и практики преподавания применительно к обучению игре на музыкальном инструменте;
в) музыкальная терминология.
Правильный ответ: б

3. Какие методы работы с авторским текстом рассматриваются в курсе методики?
а) методы теоретического исследования вопросов истории создания музыкального произведения;
б) анализ композиторского стиля, гармонического языка;
в) исполнительское прочтение нотной записи, сравнительный анализ редакций для создания собственной интерпретации.
Правильный ответ: в

4. Что включает в себя методическая работа учителя с учеником?
а) работа над совершенствованием общего уровня профессионального мастерства;
б) работа над инструктивной техникой;
в) работа над динамикой.
Правильный ответ: а

5. Что такое urtext?
а) исполнительская редакция музыкального произведения с указанием штрихов, динамики, аппликатуры;
б) urtext – это нотный текст музыкального произведения, источником для издания которого является подлинный автограф композитора;
в) нотное издание с иллюстрациями и комментариями.
Правильный ответ: б

6. Чувство музыкального ритма – это:
а) способность человека тонко чувствовать и активно переживать эмоциональную выразительность общего движения музыкального времени в произведении;
б) способность к воспроизведению повторяющихся ритмоформул;
в) способность воспринимать чередование динамических акцентов во времени.
Правильный ответ: а

7. Что такое «техника» для музыканта в узком смысле слова?
а) умение играть мелкие длительности;
б) умение свободно выражать эмоции во время исполнения музыкального произведения;
в) двигательно-моторные навыки: уверенное владение инструментом; легкость исполнения виртуозных эпизодов; выносливость и мышечная свобода.
Правильный ответ: в

8. Что определяет технические возможности исполнителя?
а) желание музыканта-исполнителя играть быструю музыку;
б) подвижная нервная система музыканта, «реактивность», быстрота и точность действий, органичность;
в) предъявляемые программные требования.
Правильный ответ: б

9. В чем заключается педагогическое мастерство?
а) в профессиональном умении направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности;
б) в умении перевоплощаться на уроке;
в) в регламентации взаимоотношений с учеником.
Правильный ответ: а

10. Каковы задачи ежедневной технической работы музыканта?
а) освоение большого количества музыкальных произведений;
б) развитие гибкости игрового аппарата;
в) укрепление физически слабого игрового аппарата, наращивание нагрузок, преодоление фактора быстрой утомляемости.
Правильный ответ: в

11. Что является эталонным исполнением кантилены с точки зрения русской методики?
а) артикуляционная внятность и схематичность игры;
б) «вокализация» на инструменте через интонационную выразительность, близкую к пению;
в) точная игра по указанному метроному.
Правильный ответ: б

12. Виртуозность – это:
а) совершенство в музыкальном исполнительстве;
б) умение играть артистично;
в) умение играть пассажную технику.
Правильный ответ: а

13. Каковы принципиальные требования к составлению индивидуальных планов?
а) регулярность внесения в журнал поправок и изменений;
б) оптимальный подбор произведений разных стилей и жанров, классики и современности, пропорциональность художественного и инструктивного материала;
в) внесение в индивидуальный план критических замечаний и оценок.
Правильный ответ: б

14. В чем заключается суть проблемного обучения?
а) в бесконечном изменении содержания и формы проведения индивидуальных занятий;
б) в создании условий соперничества между учащимися;
в) в моделировании ситуаций, требующих от ученика самостоятельного обдумывания.
Правильный ответ: в

15. Какие условия организации самостоятельных занятий необходимо выполнять учащемуся?
а) большое количество повторов текста музыкального произведения;
б) построение шаблонной схемы домашних занятий;
в) планомерность, системность, целенаправленность, регулярность и осмысленность занятий.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как можно охарактеризовать общие способности человека?
Правильный ответ: инициативность воображения, богатство ассоциаций, кругозор, наблюдательность, внимание, сосредоточенность и др.

2. Специальные музыкальные способности – это:
Правильный ответ: физические особенности строения рук, приспособленность к игре на инструменте, разработанность пальцевой механики, координация, хорошая музыкальная память и др.

3. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для успешного осуществления концертно-исполнительской деятельности.

4. Что является самым главным фактором в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: ключевым условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая самостоятельная работа.

5. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: устройство своего музыкального инструмента и способы ухода за ним.

6. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения на конкурсах и экзаменах?
Правильный ответ: художественная выразительность и техническое совершенство исполнения.

7. Какие знания необходимы для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: исполнение музыки композиторов разных эпох требует от музыканта знания основных жанров и стилей музыкальных произведений, а также методов достижения результата.

8. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм как особое проявление сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю посредством внешних и внутренних проявлений творческой активности.

9. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным, грамотным и осмысленным.

10. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: профессиональный инструменталист должен уметь работать в любых составах: в оркестре, в ансамбле, в смешанных составах.

11. Какими способами и методами подготовки к выступлению должен владеть концертный исполнитель?
Правильный ответ: концертный исполнитель должен владеть аутотренингом, различными способами самовнушения и саморегуляции.

12. С какой актуальной проблемой часто сталкивается музыкант на концертной эстраде?
Правильный ответ: одной из наиболее актуальных проблем для музыканта-исполнителя – это проблема преодоления сценического волнения.

13. Что такое интерпретация музыкального произведения?
Правильный ответ: в области музыкального искусства интерпретацией называют вариантную множественность индивидуального прочтения и воспроизведения музыкального произведения, раскрывающую его идейно-образное содержание, новые смыслы.

14. Какие приемы работы над музыкальным произведением приходится применять исполнителю на начальном этапе?
Правильный ответ: приемы работы над техническими трудностями.

15. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: к осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

16. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: на совершенствование своего исполнительского мастерства.

17. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: трудолюбие, терпение, талант, творчество, требовательность.

18. Что должен знать музыкант-профессионал для эффективного освоения текста музыкального произведения?
Правильный ответ: разнообразные методы работы над музыкальным произведением.

19. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные и экзаменационные программы?
Правильный ответ: полифония, виртуозные пьесы, кантилена, произведения крупной формы.

20. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: инструктивный материал, который включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды – тот материал, который необходим для развития исполнительской техники исполнителя-музыканта в преодолении различных технических трудностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 4 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке.: М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Галкина Методика обучения игре на струнных инструментах: учеб. пособие по спец. "Искусство концертного исполнительства" Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э3 Электронный курс "Методика обучения игре на инструменте" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
003Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Falkone

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.