МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные промыслы Сибири: аспекты практической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 190
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 190 190 190 190
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.;Доц., Левина Е.О.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественные промыслы Сибири: аспекты практической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири.
Задачи:
-развитие творчески активной личности;
-знакомство с основными ремеслами Сибири;
-раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов;
-приобщение к истокам народного искусства;
-воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни;
-воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
ПК-2.1 Умеет собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
ПК-2.2 Владеет навыками проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов.
Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами; создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства
1.1. Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность. Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы Лекции 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись Лекции 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. Сам. работа 6 18 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири
2.1. Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева Лекции 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство Практические 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири.
3.1. Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. Лекции 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края.Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. Практические 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Изготовление изделия в материале
4.1. Изготовление глиняной игрушки-свистульки. Изготовление глиняной куклы Практические 6 2 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Разработка эскизов росписи куклы Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Разработка эскизов плоских плетеных кукол Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Плетение объемной куклы из рогоза. Плетение плоской куклы из рогоза Практические 6 4 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Разработка эскизов объемных плетеных кукол Сам. работа 6 18 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.7. Плетение лошадки из соломки. Изготовление амулета из бересты Практические 6 4 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.8. Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.9. Аппликация из соломки Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.10. Разработка эскизов аппликаций из соломки Сам. работа 6 14 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.11. Разработка эскизов амулетов из бересты Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.12. Изготовление туеса из бересты Практические 6 4 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.13. Разработка эскиза декорирования туеса Сам. работа 6 14 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.14. Урало-Сибирская роспись Сам. работа 6 14 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.15. Разработка эскизов Урало-Сибирской росписи Сам. работа 6 16 ПК-2.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/summary.php?attempt=2083890&cmid=135501

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть

ПК-2: Способен собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства.
1. познавательная,
2. семантическая.
3. игровая.

Правильный ответ: 2

2. Русские народные промыслы это...
1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

3. художественнаяколлективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы.

Правильный ответ: 2

3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись?
1. черный и желтый.
2. черный и белый.
3. черный и красный.

Правильный ответ: 3

4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше?
1. федоскинская.
2. холуйская.
3. палехская.

Правильный ответ: 3

5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева?
1. богородская.
2. кожлянская.
3. жбанниковская.

Правильный ответ: 1

6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия?
1. богородская резьба.
2. капокорешковый промысел.
3. абрамцево - кудринская резьба.

Правильный ответ: 2

7. Что представляет из себя Дымковская игрушка?
1. деревянную игрушку-свистульку.
2. глиняную расписную куклу.
3.глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи.

Правильный ответ: 3

8. Скань – это…
1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?.
2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне ЖостовоМытищинского района Московской области.
3. морозный рисунок на окнах.

Правильный ответ: 1

9. Вологодским кружевом называют...

1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Правильный ответ: 1

10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города?
1.городецкая роспись.
2. тагильский поднос.
3. жостовская роспись.

Правильный ответ: 2

11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ...
1. жостовская роспись.
2. гжель.
3. хохлома.

Правильный ответ: 3

12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел…
1. Берегиня.
2. Макошь.
3. Лада.

Правильный ответ: 2

13. Символ восходящегоЯрилы-Солнца в Арийских Ведах…
1. посолонь.
2. инглия.
3. коловрат.

Правильный ответ: 3

14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»...
1. черный.
2. серый.
3. белый.

Правильный ответ: 3


15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком…
1. дымка.
2. гжель.
3. городец.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства…

Правильный ответ: семантическая.

2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры...

Правильный ответ:зооморфные.

3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки…

Правильный ответ:филимоновский.
4. Двухцветная северная роспись…

Правильный ответ: мезенская.

5. Центр изготовления лаковой миниатюры…
Правильный ответ: Палех.

6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»...
Правильный ответ: Ревнёвская яшма.

7. Основатель камнерезного дела на Алтая...

Правильный ответ: Демидов.

8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера...

Правильный ответ: гайтан.

9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой…

Правильный ответ: закладное.

10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов...

Правильный ответ: дощечки.

11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку…

Правильный ответ: пестрядь.

12. Центр золотошвейных промыслов...

Правильный ответ: Торжок.

13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань…

Правильный ответ: набойка.

14. Приспособление для плетения кружев…

Правильный ответ: коклюшки.

15. Не является центром традиционного кружевоплетения…

Правильный ответ:Полхов Майдан.

16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»…

Правильный ответ:М.А. Некрасова.

17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»…

Правильный ответ: Н.Т. Дамер.

18. Барнаульский мастер резьбы по бересте...

Правильный ответ: В.М. Романов.

19. Барнаульский мастер резьбы по дереву...

Правильный ответ: С.Г. Мозговой.

20. Барнаульский мастер-гончар…

Правильный ответ: В.В. Гычев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводится в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя). При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Шокорова Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шокорова Л. В. Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации Изд-во АлтГу, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока www.bnr.narod.ru
Э2 Народные художественные промыслы www.rukukla.ru
Э3 Народные промыслы России www.ruspromysel.ru
Э4 Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov
5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii
6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см.приложение