Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина
1.1. | Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии для возможности их применения в исследованиях по истории культуры. Задачи: •раскрыть значение археологии как особой науки в системе исторических дисциплин •рассмотреть понятия памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация •изучить основные археологические культуры на территории Северной Евразии •научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале |
ОПК-3.1 | Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач |
ОПК-3.2 | Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания |
ОПК-3.3 | Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Основы предмета «Археология», археологическую периодизацию, особенности развития археологических культур в различные эпохи истории человеческого общества - Основные памятники археологии, археологические источники различных исторических эпох в соответствии с периодизацией |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Рассматривать и характеризовать археологические периоды в развитии и в конкретно-исторических условиях - Логически мыслить, анализировать и систематизировать археологический материал для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Навыками работы с археологическими источниками - Навыками сопоставления археологических культур, анализа артефактов в контексте закономерностей исторического развития общества для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Основы археологии" | ||||||
1.1. | Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. | Практические | 3 | 4 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. | Сам. работа | 3 | 14 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит) | ||||||
2.1. | Общие черты и характерные особенности жизни древнейших обществ на территории Северной Евразии. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Палеолит Алтая. | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Изменение в экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Изменение экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита | Сам. работа | 3 | 14 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. | Сам. работа | 3 | 14 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы | ||||||
3.1. | Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). | Сам. работа | 3 | 12 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Освоение металлургии меди и скотоводческих форм хозяйства у энеолитического населения Южной Сибири (на примере афанасьевской культуры). | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Миграционные процессы в эпоху ранней бронзы на территории Северной Евразии и Южной Сибири (на примере елунинской культуры). | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Ранний железный век | ||||||
4.1. | Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая | Сам. работа | 3 | 14 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Гунно-сарматская эпоха территории Алтая | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Гунно-сарматская эпоха территории Алтая | Сам. работа | 3 | 14 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История археологических открытий.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов А.И. | Археология: Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Скрипкин А.С. | История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кирюшина Ю.В. | Основы археологии: Программа и учебно-методические материалы для студентов специальности 031501.65 "Искусствоведение", направления 031500.62 "Искусствоведение" | Барнаул: АлтГУ, , 2007 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | www.archeology.asu.ru | ||
Э2 | Скифская эпоха Алтая | www.hist.asu.ru | ||
Э3 | «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) | www-ic.dcn-asu.ru | ||
Э4 | Бронзовый век | www.geocities.com | ||
Э5 | Государственный Эрмитаж | www.hermitage.ru | ||
Э6 | Археологический web-журнал Сибири | www.mmedia.nsu.ru | ||
Э7 | Археология | www.list.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle «Основы археологии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. Приложение |