МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История археологических открытий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_Декоративно-прикладное искусство_Арт-дизайн-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат ист. н, доцент, Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
История археологических открытий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии для возможности их применения в исследованиях по истории культуры.
Задачи:
•раскрыть значение археологии как особой науки в системе исторических дисциплин
•рассмотреть понятия памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация
•изучить основные археологические культуры на территории Северной Евразии
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания, проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, арт-объекты в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнять проект в материале
ОПК-3.1 Знает изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет навыками проектирования, моделирования и конструирования предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; владеет технологиями выполнения проектов в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основы предмета «Археология», археологическую периодизацию, особенности развития археологических культур в различные эпохи истории человеческого общества
- Основные памятники археологии, археологические источники различных исторических эпох в соответствии с периодизацией
3.2.Уметь:
3.2.1.- Рассматривать и характеризовать археологические периоды в развитии и в конкретно-исторических условиях
- Логически мыслить, анализировать и систематизировать археологический материал для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыками работы с археологическими источниками
- Навыками сопоставления археологических культур, анализа артефактов в контексте закономерностей исторического развития общества для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Основы археологии"
1.1. Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. Практические 3 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. Сам. работа 3 14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит)
2.1. Общие черты и характерные особенности жизни древнейших обществ на территории Северной Евразии. Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Палеолит Алтая. Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изменение в экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита Лекции 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Изменение экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита Сам. работа 3 14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. Сам. работа 3 14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы
3.1. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). Сам. работа 3 12 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Освоение металлургии меди и скотоводческих форм хозяйства у энеолитического населения Южной Сибири (на примере афанасьевской культуры). Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Миграционные процессы в эпоху ранней бронзы на территории Северной Евразии и Южной Сибири (на примере елунинской культуры). Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Ранний железный век
4.1. Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая Сам. работа 3 14 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Гунно-сарматская эпоха территории Алтая Практические 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Гунно-сарматская эпоха территории Алтая Сам. работа 3 14 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кирюшина Ю.В. Основы археологии: Программа и учебно-методические материалы для студентов специальности 031501.65 "Искусствоведение", направления 031500.62 "Искусствоведение" Барнаул: АлтГУ, , 2007 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) www-ic.dcn-asu.ru
Э4 Бронзовый век www.geocities.com
Э5 Государственный Эрмитаж www.hermitage.ru
Э6 Археологический web-журнал Сибири www.mmedia.nsu.ru
Э7 Археология www.list.ru
Э8 Курс в Moodle «Основы археологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение