МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История моды и стиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 8 18 18 18
Практические 26 24 64 50 64
Сам. работа 36 85 87 121 87
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 0 144 196 216 196

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История моды и стиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
На основе изучения и анализа социокультурных факторов сформировать понимание сущности, содержания, структуры и закономерностей развития форм одежды как части материальной культуры в её историческом становлении, а также рассмотреть процесс появления, развития и смены художественных стилей костюма различных культур и цивилизаций на протяжении истории человечества для использования базывах знаний по профессии в художественном проектировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров
ПК-1.1 Знает: основные закономерности и этапы выполнения художественного проекта; творческие методы работы с различными аналогами (этническими мотивами, субкультурами и т.п.); тенденции моды
ПК-1.2 Умеет: использовать теоретические и практические знания по дизайну, моде и стилю при художественном проектировании; адаптировать модные тенденции в коммерческие концепции дизайна одежды и новые образы к требованиям потребителей; определять форму, силуэты, характер конструктивных и декоративных линий, гармонию цветовых сочетаний, размеры и форму деталей новых моделей/коллекций одежды в соответствии с модными тенденциями; составлять цветовые композиции формы костюма формулировать цели и задачи художественного проекта
ПК-1.3 Владеет: методикой сравнительного визуального, конструктивного и практического анализа дизайна одежды методом самостоятельного анализа кратковременных и долговременных тенденций развития моды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные этапы развития костюма разных народов; о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.-знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Категории костюма: архитектоническая, пластическая, декоративная, живописная. Функции костюма: информационно-семиотическая, социальная, магическая, охранная, эстетическая. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Историография костюма. Журналы по истории костюма в Европе, России и США. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Костюм и его компоненты, аксессуары. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Основные факторы формирования и развития костюма у народов мира Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 2 10 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций Месопотамии, Египта.
2.1. Освоение новых материалов в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Совершенствование инструментов ткачества. Декор костюма. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Разработка эскиза костюма народов Месопотамии Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Разработка эскизного ряда костюма Египта Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Костюм стран Востока: Индии, Китая, Японии.
3.1. Искусство традиционного костюма в Индии. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Разработка эскиза костюмов Индии Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Разработка эскиза китайского костюма Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Костюм в контексте культуры Индии, связь с искусством. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Костюм античных культур: Древней Греции, Древнего Рима.
4.1. Искусство архаической Греции и место костюма в культуре. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Пластические задачи в костюме древней Греции. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Становление мировой державы и роскошь римского костюма. Цветовые предпочтения. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Символы сословий в римском костюме. (Подготовка к семинарскому занятию). Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Зачет 2 0 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Костюм Западной Европы.
5.1. Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. Искусство костюма готического стиля Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Разработка эскиза европейского средневекового костюма Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Разработка эскиза костюма романского стиля Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Разработка эскиза костюма готического стиля Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Костюм романского стиля Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Принципы оформления итальянского костюма в эпоху Возрождения. Увлечение античностью в Италии. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Стиль в итальянском костюме Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Разработка эскиза итальянского костюма эпохи Возрождения Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Разработка эскиза французского костюма эпохи Возрождения Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.10. Разработка эскиза костюма нидерландов эпохи Возрождения Практические 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.11. Костюм эпохи Возрождения Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.12. Особенности стиля в французском костюме Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.13. Версальский двор как законодатель европейских мод. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.14. Разработка эскиза европейского костюма XVII века Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.15. Франция как законодатель мод Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.16. Мода «галантного века». Увлечение турецкой и венгерской экзотикой. Мода "галантного века" Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.17. Разработка эскизов костюма Франции XVIII века Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.18. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.19. Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. Христианство и история эволюции форм европейского костюма. Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. История моды и стиля 19-20 вв. Современный костюм
6.1. Европейский костюм 19 века Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Разработка эскизов европейского женского костюма Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Проблема формообразования в костюме Европы в 19 веке Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Стили и направления в искусстве Европы и их отражение в костюме Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Стиль модерн в европейском костюме Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.7. Стиль модерн в культуре и искусстве западной Европы Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.8. Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием французкой революции 1789 г. Сам. работа 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.9. Разработка эскизного ряда костюма эпохи французской революции Сам. работа 2 3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.10. Роль французской революции в формировании и развитии костюма Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.11. Выработка общего типа городского европейского костюма Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.12. Распространение моды. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.13. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.14. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.15. Развитие женского костюма в 1915—1925 годах Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.16. Европейский костюм XX века (1925-1940 гг.) Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.17. Развитие конструирования и моделирования Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.18. Русский народный костюм Практические 2 2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.19. Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.20. Символика цвета в русского костюма Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.21. Экзамен 2 0 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=8721

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В Ассирии существовал обычай, по которому ___, выходя на улицу, скрывали волосы под платком и спускали на лицо тонкое покрывало:
а) замужние женщины +
б) рабыни
в) публичные женщины

2. Короткие дутые мужские штаны с набиванием ватой, соломой:
а) кюлоты
б) шоссы +
в) лосины

3. Метод для познания эволюционных процессов формообразования костюма:
а) теория фигуры
б) теория фасона
в) теория симметрии +

4. Пряжка, скрепляющая ткань на плече:
а) фибула +
б) фактура
в) фабула

5. Ткани, производимые в Передней Азии, были преимущественно:
а) льняными
б) хлопковыми
в) шерстяными +

6. Остроносые лакированные туфли относят к эпохе:
а) романтизм
б) гарсон +
в) модерн

7. Ткани Раннего Средневековья западноевропейского производства были:
а) мелкоузорными
б) крупноузорными
в) безузорными +

8. Первые пуговицы появились:
а) на Востоке +
б) в Германии
в) во Франции

9. Щеголи … иногда носили сразу 2 шапки: одну на голове, а вторую свешивали на лентах на спину:
а) античности
б) Египта эпохи Нового Царства
в) западноевропейского Средневековья +

10. Во второй половине XVI века, одной из главных испанских мужских одежд становится:
а) хамон
б) хубон +
в) хибаб

11. Первоначальный покрой одежды европейских варваров был близок к … , и именно он лег в основу дальнейшего развития европейского костюма:
а) древнеперсидскому +
б) древнеегипетскому
в) древнеримскому

12. Оплечье в костюме Византии — это:
а) верхняя одежда
б) воротник +
в) головной убор

13. В женском костюме Крита юбка представляла собой:
а) прообраз кринолина +
б) несшитые между собой полотнища ткани на шнурке
в) драпировку, отвечающую движениям тела

14. Женская верхняя одежда в Древнем Риме называлась:
а) стола
б) туника
в) палла +
15. Римляне информировали провинции об изменениях в моде при помощи:
а) раскрашенных глиняных фигурок +
б) глиняных табличек с описанием костюмов
в) одетых манекенов в человеческий рост

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сходство и различие древнегреческих и древнеримских костюмов
2. Особенности византийских тканей
3. Особенности костюма поздней готики
4.Полный наряд китайского императора. Структура, декор и символика
5. Самурайская культура. Текстиль и костюм.
6. Мужской костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв.
7. Женский костюм эпохи Итальянского Возрождения 15-16 вв.
8. Французский женский костюм эпохи Возрождения
9. Французский мужской костюм эпохи Возрождения
10. Немецкий мужской костюм эпохи Возрождения
11. Немецкий женский костюм эпохи Возрождения
12. Орнамент в тканях итальянского Возрождения
13. Женский костюм во Франции 17 века
14. Мужской костюм во Франции 17 века
15. Стиль ампир в текстиле
16. Платье-шемиз. Особенности фасона.
17. Кашмирская шаль. История появления в европейском костюме, особенности бытования.
18. Стиль Модерн. Особенности форм и декоративного решения в костюме
19. Индийские ткани: орнамент, техники, материалы
20. Ар Деко. Стиль. Орнамент, ткани, костюм.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   история моды и стиля 2.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Сандалов А. История костюма (словарь) vneshnii-oblik.ru
Э4 Курс в Moodl "История моды и стиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.