МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конструирование швейных изделий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 89
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 26 32 54 54 80 86
Сам. работа 36 30 53 53 89 83
Консультации 10 10 10 10 20 20
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
доцент, Бацына О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Конструирование швейных изделий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать представление об основных требованиях, предъявляемых к одежде, об основах размерной типологии населения, характеристике элементов конструкции швейных изделий;
- освоение способов построения чертежей деталей базовых и модельных конструкций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров
ПК-2 Использование информационных технологий при разработке новых изделий текстильной и легкой промышленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия в сфере художественного проектирования одежды
основные антропометрические точки
основные методики построения чертежей конструкций одежды по разнообразным покроям
3.2.Уметь:
3.2.1.определять особенности пропорций, телосложения фигур
находить исходные данные для конструирования одежды
формулировать рекомендации по корректированию прибавок на свободное облегание одежды для фигур различных типов
учитывать особенности конструкций и методов конструирования одежды для фигур с отклонениями от типового телосложения
составлять рекомендации по построению конструкций изделий различных силуэтных форм
составлять рекомендации по раскрою тканей с использованием лекал базовых конструкций
находить взаимосвязь формы изделия и технологии обработки его основных узлов
использовать метода гибкой конструкции при изготовлении одежды для индивидуального потребителя
разрабатывать конструкторскую документацию для изделий различных силуэтных форм с учетом особенностей телосложения фигур
корректировать систему прибавок для различных ассортиментных групп;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.объемно-пространственным представлением и воображением, конструктивно - геометрического мышлением
методом анализа и синтеза пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства
технологией совершенствования процесса проектирования одежды на основе использования современных технических средств и информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия об одежде.
1.1. Общие сведения о конструкции одежды. Роль одежды в жизни человека. Основные функции одежды. Ассортимент и классификация современной одежды. Практические 3 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Размерные типология населения Сам. работа 3 7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Антропоморфологические признаки фигуры человека. Размерные признаки тела человека. Практические 3 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Методы построения разверток поверхностей при проектировании одежды Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Система прибавок Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Антропоморфологические признаки фигуры человека. Размерные признаки тела человека. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Базовая конструкция (БК) женского платья Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Построение базовой конструкции (БК) женского платья Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Построение базовой конструкции (БК) женского платья Сам. работа 3 5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Конструирование втачных рукавов Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.11. Конструирование втачных рукавов Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.12. Построение базовой конструкции (БК) женского жакета Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.13. Оформление средней линии спинки для изделий различных силуэтных форм Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.14. Оформление силуэтных линий в чертежах конструкций Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.15. Классификация воротников Практические 3 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.16. Построение воротников Практические 3 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.17. Конструирование манжет, карманов, застежек Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.18. Конструирование исходных модельных конструкций юбок Практические 3 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.19. Построение модельной конструкции юбки Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.20. Построение модельной конструкции юбки Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.21. Конструирование исходных модельных конструкций брюк Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.22. Конструирование исходных модельных конструкций брюк Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.23. Консультации 3 10
Раздел 2. Техническое моделирование базовых конструкций моделей
2.1. Построение чертежа модельной конструкции (МК) изделий Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Построение чертежа модельной конструкции (МК) изделий Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Построение чертежа модельной конструкции (МК) изделий Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.4. Разработка конструкторской документации Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Разработка конструкторской документации Сам. работа 4 3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Конструирование исходных модельных конструкций изделий с рукавами различных конструкций
3.1. Конструирование исходных модельных конструкций изделий с рукавами рубашечного покроя Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.2. Конструирование исходных модельных конструкций изделий с рукавами рубашечного покроя Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.3. Конструирование исходных модельных конструкций изделий с цельнокроеными рукавами Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.4. Конструирование исходных модельных конструкций изделий с цельнокроеными рукавами Сам. работа 4 10 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.5. Конструирование исходных модельных конструкций изделий покроя реглан Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.6. Конструирование исходных модельных конструкций изделий покроя реглан Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Сравнительный анализ моделей одежды прошлых лет и перспективного периода
4.1. Особенности конструирования модельных конструкций изделий XX века Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.2. Сравнительный анализ моделей одежды ХХ века Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Сравнительный анализ моделей одежды прошлых лет и перспективного периода Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.4. Инновации в конструировании одежды Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.5. Инновации в конструировании одежды Сам. работа 4 24 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.6. Консультации 4 10
4.7. Экзамен 4 27 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_КШИ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Докучаева, О.И. Форма и формообразование в костюме из трикотажа: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОСТЮМА: Учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
Л2.3 Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. ; под науч. ред. Кузьмичева В.Е. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Томина, Т.А. Выбор материалов для изготовления швейного изделия: Оренбург : ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.vogue.ru
Э2 www.fashionpeople.ru
Э3 www.modnaya.ru
Э4 www.cameramoda.it
Э5 www.mercedesbenzfashionweek.ru
Э6 www.rfw.ru
Э7 MOODLE Конструирование швейных изделий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Конструирование швейных изделий» включает в себя лекционные и лабораторные занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением лабораторных работ.
В начале изучения дисциплины «Конструирование швейных изделий» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На лабораторных занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, графические средства, инструменты, приспособления и др. Решение лабораторного задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил лабораторное занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Конструирование швейных изделий» Зачет включает в себя выполненный практикум лабораторных заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум лабораторных работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.