МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка популяционного здоровья населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки32.04.01. Общественное здравоохранение
ПрофильОрганизация здравоохранения и общественное здоровье
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv32_04_01_Общественное здравоохранение_ОЗиОЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина Инна Викторовна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Оценка популяционного здоровья населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 485)

составлена на основании учебного плана:
32.04.01 Общественное здравоохранение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических основ изучения популяционного здоровьяи методах его оценки, формирование знаний о факторах его определяющих и о системах, обеспечивающих сохранение, укрепление, восстановление здоровья населения в целом и его отдельных однородных групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу, оценке тенденций, к прогнозированию развития событий в состояния популяционного здоровья населения
ОПК-4.1 Знает обоснованность и адекватность выбора методов описательной и аналитической статистики для анализа результатов научного исследования
ОПК-4.2 Умеет проводить статистический анализ данных с помощью компьютерных программ и адекватно интерпретирует результаты для решения профессиональных задач
ОПК-4.3 Владеет навыками анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает обоснованность и адекватность выбора методов описательной и аналитической статистики для анализа результатов научного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет проводить статистический анализ данных с помощью компьютерных программ и адекватно интерпретирует результаты для решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3.Владеет навыками анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие популяционного здоровья
1.1. Популяционное здоровье и здравоохранение Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Основные этапы развития здравоохранения в России. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Участие общественных организаций в охране здоровья населения. Научные основы управления здравоохранением. Сам. работа 4 14 Л1.1
Раздел 2. Современные медико-демографический проблемы
2.1. Медицинская демография Лекции 4 2 Л1.1
2.2. Абсолютные и относительные величины, их значение и виды Практические 4 2 Л1.1
2.3. Демография Практические 4 2 Л1.1
2.4. Медицинская демография. Детская и перинатальная смертность Практические 4 2 Л1.1
2.5. Основные тенденции медико-демографических процессов. Сам. работа 4 18 Л1.1
Раздел 3. Здоровье населения
3.1. Здоровье населения и методы его изучения Лекции 4 2 Л1.1
3.2. Заболеваемость населения Практические 4 2 Л1.1
3.3. Физическое развитие как критерий общественного здоровья. Медико-социальная значимость важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний. Социальное и медицинское страхование населения. Организация медицинской помощи населению. Система охраны здоровья матери и ребенка. Укрепление здоровья населения. Здоровьесберегающие технологии.Медицинская экспертиза. Экспертиза временной нетрудоспособности.Социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организация медицинской помощи населению при этих заболеваниях Сам. работа 4 14 Л1.1
Раздел 4. Методы оценки популяционного здоровья
4.1. Основные статистические методы обработки результатов по изучению популяционного здоровья Лекции 4 2 Л1.1
4.2. Физическое развитие. Средние величины. Оценка достоверности средних величин Практические 4 2 Л1.1
4.3. Метод стандартизации в исследованиях по изучению популяционного здоровья Практические 4 2 Л1.1
4.4. Методы оценки динамики признака. Методы прогнозирования. методы сравнения обобщенных величин. Сам. работа 4 15 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Показателем заболеваемости не является:
а. общая заболеваемость;
б. первичная заболеваемость;
в. общая смертность;
г. патологической зараженности.

2. Показатель общей заболеваемости характеризует:
а. распространенность социально значимых заболеваний;
б. распространенность заболеваний среди населения;
в. степень изменения уровня заболеваемости во времени;
г. показывает уровень, частоту распространения всех заболеваний.

3. Для расчета первичной заболеваемости за год необходимо знать:
а. число заболеваний, зарегистрированных впервые в жизни в данном году;
б. число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году;
в. число заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах;
г. общее число заболеваний, зарегистрированных в данном году; среднегодовая численность населения.

4. Для расчета структуры заболеваемости необходимо знать:
а. число заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах в данном году;
б. число всех заболеваний, выявленных в данном году;
в. число случаев конкретного заболевания;
г. число заболеваний, выявленных в предыдущем году; среднегодовая численность населения.

5. Назовите основные направления демографии:
а. численность населения по различным возрастно-половым группам;
б. статика и динамика населения;
в. состав и миграция населения;
г. повышение продолжительности жизни.

6. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:
а. уровень организации медицинской помощи;
б. биологические;
в. образ жизни;
г. генетика.

7. Факторы риска - это:
а. потенциально опасные для здоровья;
б. непосредственные причины;
в. биологические причины;
г. образ жизни.

8. Качество жизни - это:
а. уровень культуры;
б. уровень дохода;
в. физическое, психическое и социальное благополучие;
г. качество окружающей среды.

9. Абсолютные величины применяются:
а. для характеристики структуры явления;
б. для характеристики абсолютных размеров явления;
в. в любых случаях сравнения;
г. в прогнозировании деятельности.

10. Экстенсивный показатель отражает:
а. динамику явления;
б. долю изучаемого явления в целом;
в. остроту явления;
г. внутреннюю структуру явления.

11. Показатель соотношения – это показатель, который:
а. указывает на отношение части к целому;
б. характеризует отношение между двумя не связанными друг с другом совокупностями;
в. указывает на частоту изучаемого явления в среде;
г. характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями.

12. Показатель соотношения характеризует:
а. соотношение двух разнородных совокупностей;
б. распределение целого на части;
в. частоту явления в своей среде;
г. отношение между двумя не связанными между собой совокупностями.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Определение популяционного здоровья и факторы его формирующие.
2. Понятие фактора риска. Факторы риска образа жизни.
3. Современная концепция изучения качества жизни, связанного со здоровьем.
4. Классификация демографических показателей, используемых для оценки популяционного здоровья.
5. Возрастная структура населения и ее типы.
6. Миграция. Механическое движение населения
7. Естественное движение населения
8. Понятие заболеваемости населения. Виды заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения.
9. Оценка заболеваемости населения по данным медицинских осмотров.
10. Общие принципы международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
11. Сравнительная характеристика ретроспективных, проспективных и поперечных исследований по изучению заболеваемости населения.
12. Характеристика когортного метода оценки состояния заболеваемости населения.
13. Характеристика анкетно-опросного метода оценки состояния заболеваемости населения.
14. Общие принципы организации статистического исследования
15. Основные способы отбора изучаемых признаков и формирования выборочной совокупности
16. Абсолютные и относительные величины общая характеристика.
17. Виды относительных величин (интенсивные и экстенсивные показатели) и их характеристика.
18. Виды относительных величин (показатели соотношения и наглядности) и их характеристика.
19. Графическое изображение относительных величин.
20. Понятие стандартизации и ее виды.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медков В.М. Демография: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Оценка популяционного здоровья" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины