МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 95
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 34 0 34 0
Сам. работа 95 45 95 45
Консультации 40 90 40 90
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 182 216 182

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Ипполитова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: : развитие представлений студентов о психологическом консультировании как методе оказания психологической помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера
ОПК-7 Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, этику, цели, задачи, принципы, техники, основные ориентиры работы в индивидуальном и групповом контексте, этапы процесса консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить психологические консультации для работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам выбора профессиональной карьеры,самовоспитания,межличностных взаимоотношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения индивидуального и группового психологического консультирования, навыками поддержки уровня профессиональной компетенции средсвами супервизии,навыками применения знаний о психологическом консультировании в организации мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы психологического консультирования
1.1. Понятие психологического консультирования Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Подходы в психотерапии и психологическом консультировании Лекции 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Процесс консультативной беседы Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. «Консультант», «клиент», «контакт» - базовые элементы пространства встречи. Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Основные принципы организации времени и пространства консультативной беседы Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Характеристика этапов консультативной беседы. Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Специальные проблемы психологического консультирования
2.1. Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Консультирование клиентв, переживающих тревогу, страх, вину, агрессию, стыд, утрату. Сам. работа 5 3 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Консультирование клиентов с особенностями характера Сам. работа 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Консультирование немотивированных клиентов Сам. работа 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся
3.1. Особенности психологического консультирования работников организаций и обучающихся Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения Лекции 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.3. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам личностного и профессионального развития Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Психологическое консультирование обучающихся по вопросам личностного развития Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.7. Психологическое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.8. Психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам межличностных взаимоотношений Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.9. Психологическая помощь по проблемам химических и нехимических аддикций Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.10. Психологическая помощь обучающемся с суицидальными намерениями Сам. работа 5 4 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.11. Особенности психокоррекционной работы в случае сексуальных девиаций Сам. работа 5 2 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.12. Консультации 5 90 ОПК-5, ОПК-7 Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Р. Кочюнас Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 Психологическое консультирование. Практическое руководство.: монография Самара. «Бахрам-М», , 2016
Л2.6 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Ээлектронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Основы консультативной психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.