МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика в экономике и управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планv38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 136
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 14 14 24 24
Практические 16 16 22 22 38 38
Сам. работа 55 55 81 81 136 136
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Половникова Е. С.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Исаева О. В.

Рабочая программа дисциплины
Математика в экономике и управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие навыков математического мышления в возникающих задачах профессиональной деятельности и повседневной жизни;
освоение приёмов использования решения практических задач по разделам дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов;
ОПК-2.1 Знает основные приемы и методы обработки и анализа данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия
ОПК-2.2 Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемых при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.3 Умеет обрабатывать и анализировать данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.4 Умеет: применять положения экономической, организационной и управленческой теорий, используемые при разработке и принятии управленческих решений, мер регулирующего воздействия
ОПК-2.5 Умеет разрабатывать управленческие решения, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов
ОПК-2.6 Умеет применять методы управления и регулирования социально-экономическогоразвития
ОПК-2.7 Владеет навыками разработки и определения эффективности (последствий) реализации государственных и муниципальных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает:основы математического анализа, линейной алгебры, математической логики
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет:применять методы математического анализа, линейной алгебры для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет:приемами современного математического инструментария для решения экономических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная алгебра
1.1. Предмет и задачи математики. Матрицы и определители Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Системы линейных уравнений. Метод Крамера Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Матричный метод. Метод Гаусса Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Матрицы и их виды. Линейные операции над матрицами. Умножение матриц Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Определители. Алгебраические дополнения и миноры. Вычисление разложением по строке Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Элементарные преобразования матриц. Ранг матрицы. Обратная матрица Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Метод Крамера решения систем линейных уравнений Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Элементы матричной алгебры Сам. работа 1 10 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Модель Леонтьева многоотраслевой экономики (балансовый анализ) Сам. работа 1 25 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Векторные пространства и элементы аналитической геометрии
2.1. Вектора. Скалярное, векторное и смешанное произведение и угол между векторами Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Прямая линия на плоскости и плоскость в пространстве Лекции 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Кривые второго порядка Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Собственные значения и векторы,характеристическое уравнение матрицы. Квадратичная форма. Линейная модель обмена Лекции 1 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Вектора. Скалярное, векторное и смешанное произведение и угол между векторами Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Прямая линия на плоскости и плоскость в пространстве Практические 1 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Элементы аналитической геометрии Практические 1 4 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Векторные пространства с элементами аналитической геометрии Сам. работа 1 20 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Основы дифференциального исчисления
3.1. Множества. Функция одной переменной, применение в экономике Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Предел и непрерывность функции, задача о начислении процентов Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Производная,применение в экономике Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Исследование функции. Дифференциал Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Предел и непрерывность функции Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Производная,применение в экономике Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Исследование функции. Дифференциал Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Исследование функции Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Основы дифференциального исчисления Сам. работа 2 20 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Основы интегрального исчисления
4.1. Первообразная, неопределенный интеграл Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.2. 2 Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Определенный интеграл Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Методы вычисления определенного интеграла, приложение в экономике Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Первообразная, неопределенный интеграл Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Методы вычисления неопределенного интеграла Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Определенный интеграл Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Методы вычисления определенного интеграла Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Методы вычисления неопределенного интеграла Сам. работа 2 8 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Методы вычисления определенного интеграла Сам. работа 2 4
4.11. Методы вычисления определенного интеграла Практические 2 4 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.12. Основы дифференциального исчисления Сам. работа 2 23 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Ряды и функции нескольких переменных
5.1. Основные понятия, сходимость рядов, в т.ч. с положительными членами Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Сходимость рядов с членами произвольного знака, степенных рядов. Применение в приближенных вычислениях. Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Основные понятия ФНП: предел, непрерывность, частные производные, дифференциал Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Экстремум ФНП, наибольшее и наименьшее значения. Применение в экономической теории Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Основные понятия, сходимость рядов, в т.ч. с положительными членами Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Сходимость рядов с членами произвольного знака, степенных рядов. Применение в приближенных вычислениях. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Основные понятия ФНП: предел, непрерывность, частные производные, дифференциал Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Экстремум ФНП, наибольшее и наименьшее значения. Применение в экономической теории Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.9. Элементы функций нескольких переменных Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.10. Ряды и функции нескольких переменных Сам. работа 2 26 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2586
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Заданы векторы p=(10,4,6) и g=(9,9,10) Выражение q∙(p–q) равно
 -76
 -34
 188
 187
Ответ: 3
2. Прямая проходящая через точки A(2,7,1) и B(4,6,3), перпендикулярны плоскости
 x-y+3z+1=0
 –x+2y+2z-3=0
 2x+y+2z=0
 2x-y+2z+5=0
Ответ: 4
3. К диагональному виду можно привести
(1) любую линейную систему уравнений
(2) совместную линейную систему уравнений
(3) систему уравнений, в которой количество независимых уравнений равно количеству неизвестных в системе
Ответ: 3
4. Вектором называется
(1) физическая величина, характеризующаяся направлением и своей величиной
(2) отрезок определенного направления
(3) отрезок определенной длины
Ответ: 1
5. Компланарность трех векторов проверяют при помощи
(1) смешанного произведения
(2) векторного произведения
(3) скалярного произведения
Ответ:1
6. Компланарность трех векторов проверяют при помощи
(1) смешанного произведения
(2) векторного произведения
(3) скалярного произведения
Ответ:1
7. Определите, является ли числовым полем следующее множество: 1 2 3 5 6
(1) да
(2) нет
Ответ:2
8. Элементы аij, из которых составлена матрица называются
(1) коэффициентами матрицы
(2) элементами данной матрицы
(3) элементами таблицы
Ответ: 2
9. Если строки в матрице поменять со столбцами, то эта операция называется
(1) обращением матрицы
(2) транспонированием матрицы
(3) переворотом матрицы
Ответ:2
10. Система называется неопределенной, если
(1) имеет единственное решение
(2) имеет любое количество решений
(3) имеет по крайней мере два различных решения
Ответ:3
11. Система называется неоднородной, если
(1) среди свободных членов хотя бы один не равен нулю
(2) имеет любое количество решений
(3) все свободные члены равны нулю
Ответ:1
12.Векторы, расположенные на одной прямой или на параллельных прямых называются
(1) коллинеарными
(2) компланарными
(3) сонаправленными
Ответ:1
13. Определите, является ли данное множество линейным пространством: 0 1 2 3 4 ... 100 101 ... М М+1 ...
(1) да
(2) нет
Ответ: 2
14. Если в пространстве можно задать длину, то такое пространство называют...
(1) аффинным
(2) метрическим
(3) независимым
(4) евклидовым
Ответ:3
15. Матрицей называется
(1) любая прямоугольная таблица, составленная из неизвестных систем
(2) любая прямоугольная таблица, составленная из коэффициентов систем
(3) любая таблица, составленная из аij
Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Подпространством линейного пространства R является ...
Ответ: совокупность его элементов R1, которая сама является линейным пространством относительно введенных в R операций сложения и умножения на число
2. Произведением ненулевого вектора на действительное число x ≠ 0 называется
Ответ: вектор, длина которого равна произведению длины вектора на модуль числа х, а направление совпадает, если x>0, или не совпадает, если x<0, с направлением исходного вектора
3. Произведением ненулевого вектора на действительное число x ≠ 0 называется
Ответ:вектор, длина которого равна произведению длины вектора на модуль числа х, а направление совпадает, если x>0, или не совпадает, если x<0, с направлением исходного вектора
4. Для того, чтобы система имела единственное решение по формулам Крамера необходимо, чтобы
Ответ: Δ ≠ 0
5. Расстояние между точками A(1;1) и B(0;3) равно
Ответ: корень квадратный из 5
6. Найти скалярное произведение векторов a(3;-1;2) и b(-1;4;5).
Ответ:3
7. Найти скалярное произведение векторов a(3;-1;2) и b(-1;4;5).
Ответ:3
8. Определите какие из приведенных множеств являются отображаемыми по отношению к исходному (данному): 1 2 3 5 8 9
Ответ: 99 98 95 93 92 91 и -5 -1 -9 -2 -3 -8
9. Если некоторая величина может быть охарактеризована только своим значением, то такую величину называют...
Ответ: скалярной
10. Алгебраическим дополнением Аij называется
Ответ: минор элемента, умноженный на (-1)i+j
11. Два вектора называются равными, если они совмещаются
Ответ: параллельным переносом
12. Для того чтобы найти выражение (a+b)(c+d), надо воспользоваться свойством
Ответ: скалярного произведения
13. Определитель равен
Ответ: сумме произведений элементов любого столбца или строки на их алгебраическое дополнение
14. Равенство detAB=detA•detB выполняется
Ответ: для квадратных матриц
15.Система линейных уравнений имеет единственное решение, если
Ответ: ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы
16. Два ненулевых вектора a и b коллинеарны
Ответ: тогда и только тогда, когда существует такое число θ, что b=θ•a
17. Какие вектора называют линейно зависимыми?
Ответ: если существуют такие числа α1, α2 , ..., αк, не равные одновременно нулю, при которых выполняется α1а1 + α2а2 + ... + αкак = 0
18.Если строки в определителе заменить столбцами, то
Ответ: определитель не изменится
19. Присоединенная матрица состоит из
Ответ: алгебраических дополнений транспонированной матрицы
20. Для любого определителя при замене строк на столбцы
Ответ: величина определителя не изменится
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
учебным поручением не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 задания: 1 вопрос теоретического характера и 1 задача практико-ориентированного характера .

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Матрицы: определение и виды.
2. Операции над матрицами.
3. Определители.
4. Свойства определителей и способы их вычисления
5. Обратная матрица.
6. Ранг матрицы.
7. Теорема о ранге матрицы.
8. Понятие о системе линейных уравнений с n неизвестными.
9. Методы решения «квадратных» систем: формулы Крамера, матричный метод.
10. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений.
11. Однородные системы линейных уравнений.
12. Структура общего решения неоднородной системы линейных уравнений.
13. n-мерные векторы. Операции над векторами.
14. Скалярное произведение векторов и его свойства. Длина вектора. Угол между векторами.
15. Разложение вектора по системе векторов.
16. Линейно зависимые и линейно независимые системы векторов.
17. Векторное и смешанное произведение векторов
18. Плоскость и прямая в пространстве.
19. Прямая на плоскости.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вычислить определитель методом понижения порядка.
2. Вычислить определитель по правилу Саррюса .
3. . Вычислить определитель приведением к треугольному виду .
4. Вычислить произведение матриц: .
5. Решить систему уравнений методом Крамера: .
6. Решить матричным методом систему уравнений: .
7. Решить методом Гаусса систему уравнений: .
8. Определить углы в треугольнике ABC, если A(2, -1, 3), В(1, 1, 1) и С(0, 0, 5).
10. Даны три последовательные вершины параллелограмма: А(-3, -2, 0), В(3, -3, 1) и С( 5, 0, 2). Найти его четвертую вершину D.
11. Найти векторное произведение векторов .
12. Дан треугольник с вершинами А(1, -1, 2); В(5, -6, 2); С(1, 3, -1). Вычислить его площадь и высоту |BD|.
14. Найти смешанное произведение векторов .
15. Вычислить объем треугольной пирамиды с вершинами А(0, 0, 1), В(2, 3, 5), С(6, 2, 3) и D(3, 7, 2). Найти длину высоты пирамиды, опущенной на грань BCD.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Экономика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кремер Н.Ш. - под ред. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман Высшая математика для экономистов : учебник М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Байкин [и др.] Математика в экономике и управлении: [учеб. пособие] [Новый формат], 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт АГУ
Э2 математика в экономике и управлении portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в учебных
аудиториях.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.