МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 65 90 65
Итого 108 83 108 83

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-10Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-10.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений
1.1. Понятие морали. Отличие морали от права и других социальных регулятивов. Этика как наука о морали; возникновение этики; ее фундаментальные проблемы. Наиболее распространенные интерпретации морали. Основные функции морали: социальная, коммуникативная, психологическая, духовная Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Этические аспекты функционирования журналистики как социального института. Основные модели социальной роли журналистики Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовить доклад по одной из выбранных этических концепций: ·1 представление о морали, его генезис, ·2 сравнение с современными представлениями Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Найти сайт Союза журналистов России, страницу Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Изучить работу Коллегии (не менее 6 ситуаций). Выбрать из рассмотренных от одной до 3-х рассматриваемых Коллегией ситуаций и проанализировать: · Типичность данного профессионально-этического конфликта. Обосновать свою позицию и привести свои примеры. · Оценка решения Коллегии. Дать собственный комментарий. Сам. работа 3 25 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. 2. Принципы и нормы журналистской этики
2.1. Основные нормы журналистской этики. Группы норм «журналист – редакция», «журналист – аудитория», «журналист – источник информации». Проблемы языковой культуры и языковые нормы. Этический аспект языкового поведения журналиста. Литературная норма и контекстуальность; необходимость целостной этической оценки медиатекста Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Подготовить доклад на тему: международные журналистские организации, занимающиеся, в том числе, профессионально-этическими проблемами: ·1 Краткая история организации ·2 Направления работы ·3 Профессионально-этические принципы ·4 Основные результаты деятельности Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Проанализировать газетную публикацию (теле- или радиопередачу) на «острую» тему и дать ей оценку с позиции профессиональной этики, то есть ответить на вопросы: ·1 насколько автором материала соблюдены конкретные этические требования (стиль, язык, взвешенность оценок и пр. ·2 насколько обозначена и аргументирована авторская оценка проблемы. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовить реферат на одну из предложенных тем Сам. работа 3 20 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. 3. Традиционные и новые моральные проблемы профессии журналиста
3.1. Основные моральные проблемы журналистики. Проблема корпоративной культуры. Корпоративная культура в России и в западных странах. Общественные организации, защищающие права журналистов. Проблема «гонки за сенсациями», ее последствия. Проблема вмешательства в частную жизнь. Негативные последствия, связанные с усилен ем данных тенденций. Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Различные этические подходы к понятию толерантности; проблемы, связанные с его противоречивыми интерпретациями. Применение принципа толерантности в журналистике; необходимость комплексного анализа сложных социальных проблем и их взвешенных оценок. Роль СМИ в достижении социальной толерантности. Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовить доклад на тему: виды советов СМИ в одной из выбранных стран: ·5 Краткая история создания совета ·6 Профессионально-этические принципы (кодексы) ·7 Примеры деятельности, вынесенные решения Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовить доклад на тему: сравнительный анализ одного из международных и одного из российских профессионально-этических кодексов Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. 4. Саморегулирование журналистского сообщества
4.1. Этическое регулирование деятельности СМИ в отдельных статьях и положениях международных документов общего характера: Хартия прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация ЮНЕСКО . Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Проанализировать выбранную телевизионную дискуссию на предмет использования манипулятивных (некорректных) приемов. Практические 3 1 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в инф. обществе» (см. Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы). Выделить основные обсуждаемые проблемы, дать оценку предлагаемым путям их решения. Сам. работа 3 20 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ПК-1. Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1.Как осуществляется отбор информации журналистом:
а) по желанию журналиста
б) по указанию редактора
в) с учетом задания и профессионально-этических норм
Ответ: в

Вопрос 2.Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3.В чем реализуется творческая индивидуальность журналиста:
а) в свободе самовыражения
б) в языке и стиле
в) в умении мыслить и делать аргументированные выводы
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 4. Блип-формат это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 5. Каковы задачи корпоративных СМИ:
а) сплочение и укрепление коллектива
б) укрепление имиджа организации
в) укрепление связи организации с клиентами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:
а) скользкие
б) уходящие
в) переходные
Ответ: в

Вопрос 7. Одна из основных черт (признак) массовой информации:
а) доступность
б) элитарность
а) закрытость
Ответ: а

Вопрос 8. Первый этап работы над журналистским произведением:
а) сбор информации
б) выбор темы
в) проверка информации
Ответ: б

Вопрос 9. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 10. Журналистику называют «четвертой властью»
а) совершенно справедливо, так как она непосредственно включена в процессы управления в обществе
б) лишь метафорически
в) отчасти справедливо, так как она является промежуточным звеном между обществом и властью и, следовательно, вовлечена в процессы управления
Ответ: в

Вопрос 11. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому сми всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы сми, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ: в

Вопрос 12. Наиболее значимой функцией СМИ является:
а) развлекательная
б) информационная
в) культурологическая
Ответ: б

Вопрос 13. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

Вопрос 14. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов:
а) федеральное
б) транснациональное +
в) региональное
Ответ: б

Вопрос 15. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. В чем состоит суть пропагандистской функции журналистики?
Ответ: постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенных идей, мнений и ценностей.

2. Что означает понятие «инвестигейтивная журналистика?
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

3. Кто автор высказывания: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть»?
Ответ: Шарль Монтескье

4.. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
Ответ: Категория справедливости

5.Как назывались первые общественные структуры, созданные для осуществления этического контроля в сфере журналистики?
Ответ: Советы прессы

6. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется ______________
Ответ: фактчекинг

7. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

8. Защита от диффамации и клеветы это не только этическая, но и __________ норма.
Ответ: правовая

9. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

10. Свод правил и норм, принятых тем или иным журналистским сообществом и регулирующий профессиональное поведение – это ___________________
Ответ: профессионально-этический кодекс

11.Когда и кем была принята «Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» ?
Ответ: Декларация была принята в 1978 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии .

12.Как назывался основной международный профессионально-этический документ в сфере журналистики? Когда и где он был принят?
Ответ: «Международные принципы журналистской этики», принят в 1983 году на Четвертой консультативной встрече журналистов в 1983 году в Париже и Праге.

13 Что означает термин «нетикет»?
Ответ: это термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

14. ___________.- это качество личности, принимающей на себя социальные обязательства в соответствии со своим местом в системе общественных отношений
Ответ: ответственность

15. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве.

16. _______________ – это факты и логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение.
Ответ: аргументы

17. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

18. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

19. Заголовок на всю ширину газеты/журнала, «шапка» называется______________
Ответ: баннер
20. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Примеры заданий закрытого типа

1. Что такое «отклоняющееся поведение» прессы:
а) открытое противопоставление, враждебность;
б) обеспечение перспектив развития общности;
в) несоответствие ожиданиям, нормам и стандартам.
Ответ: в

2. Что оправдывает вмешательство в частную жизнь человека при журналистском расследовании?
а) защита интересов общества
б) защита интересов человека
в) защита международных интересов
Ответ: а

3. В чем суть публицистики:
а) тип творческой деятельности, когда публично выражается мнение на основании опыта личности;
б) репродуктивная деятельность по обработке информационных потоков;
в) информационный обмен специфицированной информацией.
Ответ: а

11. Культурный код - это:
а) набор социальных практик
б) набор стереотипов, свойственных данной культуре
в) набор культурных ценностей и смыслов, поведенческих форматов и знаний
Ответ: в

12. Термин консенсус означает:
а) полное совпадение мнений
б_ взаимное уважение
в) достижение договоренности в результате взаимных уступок
Ответ: в

6. Что такое культурные нормы?
а) законы и стандарты социального бытия людей
б) процесс обозначения мира понятий и вещей
г) то же, что и нормы этикета
Ответ: а

7. Что включает в себя культура?
а) единство материального и духовного фактора+
б) материальный фактор
в) духовный фактор
Ответ: а

8. Что является ключевым понятием семиотического определения культуры?
а) орудие
б) текст
в) ценность
Ответ: б

9. В современном мире наблюдается процесс, противоположный по смыслу глобализации культуры, а именно:
а) ассимиляции,
б) интеграции,
в) этнизации
Ответ: в

10. Соотнесение человеком себя с определенной культурой – это …
а) культурное устроение,
б) культурная самоидентификация
в) коллективизм,
Ответ: б

11. В основу культурной компетентности журналиста не входит:
а) владение языками, кодами культуры,
б) освоение национального культурного наследия,
в) знание семиотики культур
г) владение современными компьютерными технологиями
Ответ: г

12. Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в:
а) конце XIX в.,
б) 70-80е гг. ХХ в.,
в) начале ХХ в.,
г) начале XXI в.
Ответ:б

13. Какой жанр не используется в культурно-просветительской журналистике:
а) анонс
б) рецензия
в) обозрение
г) статистический обзор
Ответ: г

14. Какая функция не реализуется в культурно-просветительской журналистике:
а) информационная
б) коммуникативная
в) экономическая
Ответ: в

15. Культурное, национальное, религиозное и иное разнообразие следует рассматривать как:
а) архаизм, который постепенно уходит в прошлое в результате глобализации
б) вредное явление, с которым журналисту, по возможности, надо бороться
в) закономерность социокультурного бытия, которую надо принимать и учитывать.
Ответ: в


Примеры заданий открытого типа
1. ________________ - это совокупность материальных и моральных достижений человека, передаваемых последующим поколениям.
Ответ: культура
2. Трэвел-журналистика это…
Ответ: Особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях
3. Гражданская журналистика это…
Ответ: деятельность людей, которые не являются журналистами, но которые пишут для СМИ на актуальные злободневные темы .
4. Что означает термин «инфотейнмент»?
Ответ: способ подачи материала, который одновременно направлен на развлечение и на информирование аудитории.
5. Распространением и актуализацией в обществе культурных ценностей занимается ___________________ журналистика
Ответ: культурно-просветительская
6. Что означает термин «анонс»?
Ответ: журналистское сообщение, в котором аудитория оповещается о предстоящем культурном событии.
7. Жанр журналистики, в котором осуществляется развернутый целостный анализ произведения, называется ___________________
Ответ: рецензия
8. Жанр журналистики, в котором предметом отображения становится совокупность культурных и исторических сведений, составляющих достопримечательности определенного места, называется ______________________
Ответ: культурно-исторический очерк
9. При реализации культурно-просветительской деятельности от журналиста требуется широкий _____________
Ответ: кругозор
10. В чем главная задача культурно-просветительской деятельности журналиста?
Ответ: поднять общий уровень культурного развития массовой аудитории
11. Что такое медиакритика?
Ответ: область журналистики, осуществляюшая критическое осмысление и оценку медиатекстов
12. Что такое арт-журналистика?
Ответ: новое направление журналистики, специализирующееся на проблемах искусства
13. Установка на недопущение конфронтации, принятие Другого, терпимость к различиям - это _______________
Ответ: толерантность
14. Что такое культурные стереотипы?
Ответ: Жесткие, часто упрощенные представления о специфических особенностях той или иной культуры.
15 Дайте определение понятию «экстремизм».
Ответ: приверженность к крайним взглядам и мерам, часто сопровождающаяся их агрессивным отстаиванием.
16. Что такое сексизм?
Ответ: формы поведения, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека.
17. Установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола – это_____________
Ответ: сегрегация
18. Дайте определение понятию «расизм»
Ответ: отрицание прав человека на основании его расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
19. Боязнь иностранцев, представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред, это _______________
Ответ: ксенофобия
20.Конкретная совокупность свойств человека, которая удостоверяет его в качестве члена определенного сообщества и/или носителя определенного коммуникативного опыта, это ____________
Ответ: идентичность
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какое место занимает профессиональная мораль в системе моральных отношений?
2. Назовите задачи профессиональной этики как дисциплины.
3. Перечислите принципы и нормы профессиональной морали, их отличие.
4. Раскройте суть принципа свободы/независимости СМИ. Три модели его реализации
5. Охарактеризуйте коммунитаристскую модель журналистики.
6. Раскройте суть принципа объективности/полноты информации в работе СМИ.
7. Раскройте суть принципа защиты прав личности и связанные с ним проблемы.
8. Раскройте суть принципа гуманизма, его отражение в международных документах.
9. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношения в редакционном коллективе.
10. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – источник информации»
11. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – герой публикации»
12. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте языковые профессионально-этические нормы
13. Назовите и кратко охарактеризуйте три модели социальной миссии журналистики, их социально-этические аспекты
14. Каковы основные этапы формирования профессионально-этических кодексов журналистики?
15. Когда и кем были приняты «Международные принципы журналистской этики?
16. Как происходила кодификация норм журналистской этики в России? Назовите основные кодексы.
17. Что такое советы СМИ, каковы их функции?
18. Когда и как работало Большое Жюри при СЖ РФ?
19. Охарактеризуйте проблему отношений «СМИ – власть» с этических позиций.
20. Что такое «нэтикет», каковы факторы его успешности или неуспешности?
21. Охарактеризуйте понятие «постправды». В чем опасность такого состояния дел?
22. Охарактеризуйте работу Общественной коллегии по жалобам на прессу.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию с профессионально-этических позиций, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
2. Приведите пример саморегулирования журналистики в одной из стран (по выбору)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС УЖ-1 ПЭЖ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие ООО ИПК "Университет", 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
Л1.2 Сидоров В.А. Политическая культура журналиста : учеб. пособие Петрополис, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л2.2 Е. П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике : учебное пособие Аспект Пресс, 2012
Л2.3 Букреев, С.В. Вопросы профессиональной этики в работе журналиста : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140928
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э4 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) этики и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации профессионально-этических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.