МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 145
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 50 50 95 95 145 145
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах.

Задачи дисциплины:

- проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества;

- раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды;
- выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры;

- продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки;

- познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до начала XIX века
1.1. Предыстория журналистики (пражурналистские явления в странах Европы и Азии) Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Политическая журналистика в Англии XVII-XVIII вв. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Изучение литературы к практическому занятию Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Становление политической журналистики во Франции Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Английские публицисты XVII – начала XVIII века Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Публицистика североамериканской войны за независимость XVIII в. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Изучение литературы к практическому занятию Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Становление североамериканской журналистики в XVI-XVIII вв. Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Печать и публицистика Великой французской революции Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Публицистика Великой французской революции Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Положение прессы в империи Наполеона I Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Западноевропейские рукописные газеты Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке
2.1. Развитие концепции «свободы печати» в XIX вв. европейских странах Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Книгопечатание Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Журналистика – четвертая власть Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Совершенствование техники издательского дела и технологий Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Развитие журналов Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Появление и развитие информационных агентств Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Осноные приемы памфлетов Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Журналистская деятельность крупных зарубежных писателей XIX века Сам. работа 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Французская печать XIX в Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Английская журналистика XIX в.Немецкая журналистика XIX в. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Изучение литературы к практическому занятию Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Развитие социалистической и коммунистической журналистики во второй половине XIX века Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Печать США XIX в. Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Подготовка студента к промежуточной аттестации по курсу Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века
3.1. Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Написание эссе Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Выработка базовых стратегий деятельности информационных агенств Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Новые аспекты британской журналистики Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Метаморфозы французской прессы Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Очерки Герберта Уэллса. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Коммунистическая печать Франции Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Преображение немецких СМИ Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Своеобразия американской журналистики в предвоенные десятилетия Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Особенности развития средств информации в XX в. Зарождение и развитие новых каналов информации. Кино. Радиовещание. Телевидение Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. СМИ зарубежных стран накануне Второй мировой войны. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Новая журналистика Трумена Капоте Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Пропаганда в гитлеровской Германии Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Журналистика военного периода Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Изучение литературы к практическому занятию Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.17. СМИ зарубежных стран накануне и во время Второй Мировой войны Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.18. Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века
4.1. Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Экономические факторы развития СМИ Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Изучение литературы к практическим занятиям Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Развитие журналистики в США во второй половине ХХ века Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Средства массовой информации Великобритании в 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Средства массовой информации Франции в 1945 – 2000 гг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Средства массовой информации Германии в 1945 – 2000 гг. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.10. Анализ сайта газеты The New York Times Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.11. Развитие европейской журналистики и публицистики во второй половине ХХ века Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.12. СМИ стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века. Сам. работа 2 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.13. Изучение литературы к практическим занятиям Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.14. Транснациональные медиакорпорации и информагенства во время и после окончания «холодной войны» Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.15. Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. Сам. работа 2 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.16. Сравнительный анализ современной иностранной и российской прессы Сам. работа 2 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.17. Освещение в СМИ военных действий как способ манипулирования общественным сознанием Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.18. Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.19. Экзамен 2 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4901

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому слову «diur», которое означает:
а. Событие
б. День
в. Письмо
г. Чтение
ОТВЕТ: б

2. Диурнарии – это:
а. Сборщики новостей в Древнем Риме
б. Журналисты Древнего Китая
в. Сотрудники первых газет Венеции эпохи Возрождения
г. Информаторы для газеты банкирского дома Фуггеров
ОТВЕТ: а
3. Ежегодный перечень важнейших событий в Древнем Риме назывался:
а. Хроника
б. Летопись
в. Анналы
г. Альманах
ОТВЕТ: в
4. Рукописные бюллетени «Acta diurna» и «Acta Senatus» стали выходить ежедневно по инициативе:
а. Цицерона
б. Марка Антония
в. Юлия Цезаря
г. Гая Гракха
ОТВЕТ: в
5. Ксилография – это:
а. Печать с помощью деревянных досок
б. Печать оловянными литерами
б. Способ письма
г. Один из древнегреческих шрифтов
ОТВЕТ: а
6. Рукописные газеты Венеции продавали за мелкую монетку. Она называлась:
а. Аввизи
б. Газета
в. Журнал
г. Пресса
ОТВЕТ: б
7. Первый журнал в Англии назывался:
а. Ученые записки
б. Журнал ученых
в. Философские труды
ОТВЕТ: б.
8 Какой жанр был наиболее популярен в журналистике Англии XVII-XVIII вв.?
а. Объективный репортаж
б. Памфлет
в. Фельетон
г. Разоблачительная статья
ОТВЕТ: б.
9 Газета, ставшая синонимом качественной прессы, The Times в первые 3 года своего существования носила название …
а. The London Magazine («Лондонский журнал»)
б. The Edinburgh Review («Эдинбургское обозрение»)
в. Universal Daily Register («Универсальный ежедневный журнал»)
г. The Quarterly Review («Ежеквартальное обозрение»)
ОТВЕТ: в

10. Какие жанры получили распространение в период Великой французской революции 1789-1791 гг.?
а. Репортаж и памфлет
б. Памфлет и фельетон
в. Фельетон и репортаж
ОТВЕТ: б
11. В каком году была основана известнейшая английская газета The Times?
а. 1785
б. 1821
в. 1855
г. 1888
ОТВЕТ: а
12. Из предложенного списка отметьте произведения, которые принадлежат перу Д. Дефо:
а. «Новые цепи Англии»
б. «Гимн позорному столбу»
в. «Письма суконщика»,
г. «Кратчайший путь расправы с диссидентами»
д. «Чистокровный англичанин»
ОТВЕТ: б, г, д
13. Первым трактатом о свободе печати стало произведение:
а. «Ареопагитика» Джона Мильтона
б. «О духе законов» Шарля Луи Монтескье
в. «Договор свободного народа Англии» Джона Лильберна
г. «Битва книг» Джонатана Свифта
ОТВЕТ: а
14. Серия памфлетов Д.Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709гг.) определила:
а. Каноны написания информационно-развлекательных материалов
б. Принципы борьбы за свободу печати
в. Форму нравоучительной журналистики
г. Форму развития политической журналистики
ОТВЕТ: в
15. Автором памфлета «Здравый смысл», который содержал в себе призыв к независимости колоний от Британии, был:
а. Джон Адамс,
б. Томас Пейн
в. Томас Джефферсон
г. Джеймс Отис
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Ежедневные публичные надписи, содержащие сведение о значимых событиях общественной жизни в Древней Греции назывались…
ОТВЕТ: Левкомата.
2. Какая книга стала первой продукцией печатного станка И. Гуттенберга?
ОТВЕТ: Библия.
3. Назовите основные предпосылки появления периодической печати?
ОТВЕТ: Изобретение печатного станка, развитие уровня грамотности, развитие торговли.
4. Назовите главную характеристику рукописных изданий позднего Средневековья
ОТВЕТ: Рекламно-справочный характер.
5. Какова роль журналистики в войне североамериканских колоний за независимость (1776-1783)?
ОТВЕТ: Проведение политической агитации, сплочение общества, активация патриотизма.
6. Какова роль Наполеона I в развитии политической журналистики?
ОТВЕТ: Установление цензуры.
7. Охарактеризуйте журналистику Франции в период Реставрации (1815 по 1830 гг.).
ОТВЕТ: Возврат к законодательству дореволюционного периода.
8. Главные функции прессы Франции во времена правления Наполеона III.
ОТВЕТ: Финансово-коммерческая, политико-идеологическая.
9. Каково влияние Закона о свободе печати (1881) на французскую журналистику?
ОТВЕТ: Усиление свободы слова, увеличение тиражей, увеличение жанрового разнообразия.
10. Какой французский публицист и писатель внес большой вклад в спасение полковника Дрейфуса?
ОТВЕТ: Эмиль Золя.
11. Назовите лучший образец качественной прессы Великобритании XIX века.
ОТВЕТ: The Times
12. Наиболее известный политический журналист Германии XIX века…
ОТВЕТ: Карл Маркс
13. Эволюция каких сфер общественной жизни привела к трансформации зарубежной медиаиндустрии на рубеже XIX-XX веков?
ОТВЕТ: Политика, экономика, образование.
14. В каком году братья Люмьер представили публике свои первые фильмы?
ОТВЕТ: 1895
15. Что послужило основным драйвером развития радиовещания в США?
ОТВЕТ: Наличие автомобилей у большинства населения.
16. Кто стал родоначальником «Новой журналистики» в США?
ОТВЕТ: Трумен Капоте
17. Как появилась гонзо-журналистика в США?
ОТВЕТ: После публикации романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона.
18. Благодаря какому произведению о проблемах Нью-Йорка прославилась журналистка Нелли Блай?
ОТВЕТ: «Десять дней в сумасшедшем доме»
19. Какому типу собственности и управления относится корпорация BBC?
ОТВЕТ: общественное теле-радиовещание
20. В чем выразилась специфика функционирования СМИ в ГДР?
ОТВЕТ: СМИ ГДР по своей структуре и функциям дублировали прессу СССР.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. «Публицистика», «журналистика»: возникновение понятий и эволюция их содержания
2. Развитие журналистики в период Античности
3. Появление и развитие протопублицистики: от ораторского искусства до раннехристианских проповедей
4. Ораторское искусство Древней Греции
5. Ораторское искусство Древнего Рима
6. Марк Туллий Цицерон
7. Демосфен как публичный деятель
8. Публицистика Нового Завета
9. Религиозная цензура в Европе эпохи средневековья.
10. Томас Торквемада: борьба с идеями и книгами.
11. Проявления светской цензуры в Европе XVII-XIX веков.
12. Известный публицисты, пострадавшие от деятельности Святой инквизиции: Ян Гус, Джордано Бруно, Мартин Лютер, Галилео Галилей и др. (на выбор).
13. Борьба Святой инквизиции с еретическими движениями.
14. Индекс запрещенных книг, книжное аутодафе.
15. Молот ведьм: история создания и практика применения.
16. Изобретение книгопечатания в Европе. Распространение типографского дела. Иоганн Гутенберг.
17. Государственное регулирование периодической печати. Светская цензура в XVI-XVII вв. в странах Западной Европы.
18. Влияние церкви на развитие журналистики. Духовная цензура в XV-XVII вв.
19. Предпосылки оформления журналистики в социальный институт.
20. Деятельность Мартина Лютера. Публицистика Реформации.
21. Творческая и политическая деятельность Джона Мильтона.
22. Публицистика Джона Лилберна.
23. Нравоучительная публицистика Великобритании в 18 веке.
24. Идеи эпохи просвещения, концепция гуманизма и прав личности в формировании сознания европейской интеллигенции.
25. Зарождение журналистики в североамериканских колониях.
26. Публицистика Бенджамина Франклина.
27. Публицистика Бенджамина Франклина.
28. Даниель Дефо и история написания его памфлета «Кратчайший путь расправы с диссидентами».
29. Джонатан Свифт и его памфлет «Сказки бочки».
30. Французская журналистика в дореволюционный период
31. Влияние идей Вольтера и Руссо на французскую публицистику
32. Жан Поль Марат и его творчество
33. Общая характеристика прессы в эпоху правления Наполеона I.
34. Журналистика Франции в период Реставрации (1815 по 1830 гг.).
35. Французская пресса в годы правления Луи-Филиппа I.
36. Технологические, экономические и социальные предпосылки развития французской прессы.
37. Журналистская деятельность Эмиля де Жирардена.
38. Ипполит де Вильмесан – издатель и журналист.
39. Моиз-Полидор Мийо – основатель французской массовой газеты.
40. Юар Луи - создатель образа Робера Макэра (французский физиологический очерк).
41. Публицистическая деятельность Оноре де Бальзака.
42. Французская пресса во время правления Наполеона III.
43. Печать Парижской Коммуны.
44. Закон о свободе печати (1881) и его влияние на развитие французской журналистики.
45. Освещение в прессе Крымской войны (1854-1856).
46. Дело Дрейфуса и французская журналистика.
47. Эмиль Золя-публицист.
48. Общая характеристика журналистики Германии в XIX веке.
49. Лидеры мнений в германской публицистике XIX века (Маркс, Бисмарк).
50. Экономические, политические и социальные факторы развития западной журналистики в ХIХ веке.
51. Журналистика Великобритании в XIX веке.
52. Газетный бизнес братьев Хармсвортов.
53. Информационное агентство Reuter’s.
54. Качественная пресса Великобритании XIX века.
55. Зарождение массовой прессы США в первой половине XIX века (технологические и социальные предпосылки). Элитарная пресса.
56. Associated Press – появление информационных агентств в Новом свете.
57. Джозеф Пулитцер: история успеха газетного бизнеса.
58. Нелли Блай. Трудности женщин в журналистике.
59. Газетная империя Уильяма Рэндольфа Херста.
60. Прототип Херста в фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн».
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Анализ зарубежного журналистского произведения: историческая значимость произведения, актуальность темы, основные идеи текста, стиль и язык изложения; особенности аргументации, позиция автора, оценка «современности» проблем, затронутых в публикации и варианты их решения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Приложения
Приложение 1.   ФОС УЖ-2 ИЗЖ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Г. В. Прутцков История зарубежной журналистики, 1800-1945: хрестоматия Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я. Н. Засурского История зарубежной журналистики, 1945-2008: хрестоматия Аспект Пресс, 2008
Л2.2 Трыков В.П. История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007]
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 ЭК "История зарубежной журналистики" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.