МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практическая медиастилистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 54 54 99 99 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Практическая медиастилистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации;
2) формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста;
формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения;
3) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

Для достижения цели ставятся задачи:
определять средства выразительности на разных уровнях языка;
характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к современной медиапрактике;
использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке медиаконтента;
анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в медиатекстах;
создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ;
о функционально-стилистической разнородности и выраженной социальной ориентированности текстов, распространяемых по каналам массовой коммуникации;
об общей картине социальной и стилистической дифференциации национального языка в ее современном состоянии в том виде, как она предстает в масс-медиа;
иметь представление об отечественном и мировом опыте разработки и реализации аналогичных (сходных) с разрабатываемым медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность;
выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ;
на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
правильно интерпретировать стилистическую информацию, которую несут единицы разных уровней языка (лексические, грамматические);
находить иностилевые элементы в медиатекстах публицистического стиля и определять уместность их использования в данном медиатексте;
оценить соответствие медиапроекта формату, стилю, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности;
принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста;
способен подготовить журналистские тексты и (или) продукты различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского языка, особенностями иных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах;
решения поставленных задач при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции развития и стилистические ресурсы языка СМИ
1.1. Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Стилистические ресурсы языка СМИ. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Графико-смысловые фигуры в СМИ Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Графико-смысловые фигуры в СМИ Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Лексико-фразеологические особенности языка СМИ Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Семантико-смысловые фигуры. Тропы Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Семантико-смысловые фигуры. Тропы Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Использование микрофигур в современных СМИ Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Синтаксические особенности языка СМИ Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Макрофигуры в современных СМИ Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ и новых медиа
2.1. Выразительные средства радио, телевидения, интернет- СМИ и новых медиа Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Итоговая контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» Сам. работа 4 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Подготовка портфолио «Тенденции развития языка радио, телевидения, интернет-СМИ» Сам. работа 4 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Защита портфолио «Тенденции развития языка радио, телевидения, интернет-СМИ» Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Предмет и задачи курса практической медиастилистики. Стилеобразующие факторы
3.1. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей и их использование в СМИ Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей и их использование в СМИ Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 5 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Основные функции, стилевые черты и языковые особенности научного стиля. Научная и научно-популярная журналистика Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Анализ текстов различных функциональных стилей. Научный стиль в медиатекстах Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Основные функции, стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля. Использование ОДС в медиатекстах Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Анализ текстов различных функциональных стилей. Использование ОДС в медиатекстах Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Публицистический стиль. Понятие о языке СМИ и медиаязыке. Языковые особенности современной публицистики. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Функционально-стилевые особенности языка современной публицистики. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Коллоквиум «Современные медиакоммуникации. Медиастилистика» Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Творческая работа: создание медиатекста по заданным параметрам (формат СМИ, целевая аудитория и т.п.) Сам. работа 5 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Основные функции стилевые черты и языковые особенности разговорного стиля. «Разговорность» современной журналистики Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Анализ текстов различных функциональных стилей. Разговорный стиль в СМИ Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.16. Домашняя контрольная работа «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей различных типов СМИ» Сам. работа 5 33 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.17. Экзамен 5 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функциональный стиль – это…
А. Функционально-стилистическая или эмоционально-экспрессивная окраска языковой единицы узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального характера.
Б. Коммуникативно обусловленные закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.
В. Исторически сложившиеся разновидности литературного языка, характеризующиеся совокупностью приемов отбора, сочетания и употребления языковых единиц разного уровня в зависимости от сферы человеческой деятельности, задач и целей общения и типовой речевой ситуации
Г. Характерная особенность того или иного функционального стиля, его опознавательная примета, диктуемая экстралингвистической спецификой и выражающаяся в отборе языковых средств.
Правильный ответ: В

2. Стилистическая норма – это…
А. Языковые единицы разных уровней с присущими им потенциями стилистического употребления.
Б. Правила, регулирующие применение стилистически и экспрессивно окрашенных языковых средств в соответствии с целью, ситуацией, содержанием, условиями общения, требованиями жанра.
В. Нарушение стилистической нормы, немотивированное разрушение единства стиля, отсутствие необходимой выразительности.
Г. Коммуникативно обусловленные закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.
Правильный ответ: Б

3. Укажите строку, где перечислены стилистические ресурсы официально-делового стиля:
А. частотность заимствований, частотность эмоционально-оценочных слов, метафорическое использование терминов различных наук, использование форм глагола повелительного наклонения, использование средств экспрессивного синтаксиса.
Б. частотность штампов и клише, употребление высоких и этикетных слов, отсутствие диалектных и просторечных слов, частотность отглагольных существительных, частотность существительных в родительном падеже, прямой порядок слов, система рубрикации.
В. частотность нейтральных слов, частотность эмоционально-оценочных слов, активность существительных в именительном падеже, речевая избыточность синтаксических конструкций, использование средств экспрессивного синтаксиса
Правильный ответ: Б

4. В какой строке все слова функционально-стилистически окрашены?
А. абсорбировать, линчевать, саксаул, толпа, исцелитель
Б. нужный, болельщик, кадриль, царизм, единство
В. структурированный, салицилка, литературовед, мужество, ошеломить
Г. адепт, всласть, очаг (войны), мужать, осточертеть
Правильный ответ: Г

5. В какой строке все слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску (значение)?
А. аристократ, балаганщина, мальчуган, артикул, контра
Б. блажить, вояка, благонравие, архитектор, наглый,
В. выкрутасы, билетерша, рвач, елочка, вежды
Г. льстить, единомышленник, очковтиратель, меридиан, отгрохать
Правильный ответ: В

6. Троп, состоящий в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ или цепь образов, объединенных в определенный сюжет, - это …
А. оксюморон В. ирония
Б. гипербола Г. аллегория
Правильный ответ: Г

7. Стилистическая фигура, состоящая из ряда словесных компонентов (не менее трех): слов, словосочетаний, предложений, расположенных в порядке их возрастающей или (реже) убывающей семантической и / или эмоциональной значимости, которая порождает стилистический эффект, - это…
А. инверсия В. градация
Б. параллелизм Г. анафора
Правильный ответ: В

8. Выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение, - это …
А. сарказм В. каламбур
Б. ирония Г. аллегория
Правильный ответ: Б

9. Метафора – это…
А. Изменение известного слова, выражения, текста с целью придания им иронического или комического смысла.
Б. Троп, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеристики или наименования объекта, входящего в другой класс, аналогичный данному в каком-либо отношении.
В. Троп или механизм речи, состоящий в регулярном или окказиональном переносе имени с одного класса объектов на другой класс, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию.
Г. Троп, основанный на комбинировании противоположных по значению единиц, которые в сочетании дают новое значение, вскрывающее какое-либо глубокое качество, содержание.
Правильный ответ: Б

10. Перифраза – это…
А. Операция переноса значения, состоящая в контекстной подстановке слова, сочетания слов или выражения отдельной мысли и используемая в основном при построении цепочек с приращением смысла.
Б. Стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности (преимущественно эмоционально-экспрессивного, оценочного характера).
В. Эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов или выражений, представляющихся говорящему грубыми или нетактичными.
Г. Характеристика выделяемого слова посредством слов или оборотов, представляющих его свойства, признаки или качества.
Правильный ответ: Б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Прикладная учебно-научная дисциплина, изучающая функционирование языковых и речевых средств в СМИ, использование их с точки зрения нормы, эффективности, целесообразности, выразительности в зависимости от цели и обстоятельств высказывания, - это…
Варианты правильного ответа: медиастилистика / практическая медиастилистика

2. Исторически сложившиеся разновидности литературного языка, характеризующиеся совокупностью приемов отбора, сочетания и употребления языковых единиц разного уровня в зависимости от сферы человеческой деятельности, задач и целей общения и типовой речевой ситуации, - это…
Варианты правильного ответа: функциональные стили / стили языка (речи)

3. _____________ - это разновидность словарной пометы − лексикографический приём указания на особенности употребления в речи разъясняемой словарной единицы. Например: (книжн.) − ‘книжное’, (разг.) − ‘разговорное’, (прост.) − ‘просторечное’ и т.д.
Правильный ответ: стилистическая помета

4. Какие стили относят к книжным стилям?
Варианты правильного ответа: научный, официально-деловой, публицистический / научный, официально-деловой, публицистический, художественный

5. Какой функциональный стиль характеризуют следующие признаки: частотность штампов и клише, употребление высоких и этикетных слов, отсутствие диалектных и просторечных слов, частотность отглагольных существительных, частотность существительных в родительном падеже, прямой порядок слов, система рубрикации?
Варианты правильного ответа: официально-деловой стиль / официально-деловой / ОДС

6. Микрофигура, предполагающая такое соединение двух слов в одно, в котором полностью сохраняются оба соединяющихся слова, но определенный отрезок нового слова принадлежит одновременно обеим мотивирующим частям, – это...
Варианты правильного ответа: анноминация / инонаименование

7. Один из способов звуковой организации речи, заключающийся в симметрическом повторении однородных гласных звуков для создания звуковой и интонационной выразительности, – это...
Правильный ответ: ассонанс

8. Троп, основанный на комбинировании противоположных по значению лексических единиц, обозначающих взаимоисключающие понятия, которые в сочетании дают новое значение, вскрывающее какое-либо глубокое качество, содержание, – это...
Правильный ответ: оксюморон

9. Типичный, воспроизводимый стилистический прием словесного оформления мысли– это ...
Правильный ответ: фигура речи

10. Фигура речи, заключающаяся в повторении тождественных элементов (звуков, сочетаний звуков, слов или сочетаний слов) в начале нескольких (чаще параллельных) отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк и т.д.), – это...
Правильный ответ: анафора

11. Фигура речи, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Это ...
Варианты правильного ответа: бессоюзие / асиндетон

12. Использование собственного имени, как правило, широко известного, вместо нарицательного, для называния другого лица, наделенного сходными свойствами. Модель: (о жадном человеке) Плюшкин. Это...
Варианты правильного ответа: антономасия / антономазия

13. Слова, устарелые для определенной эпохи, вытесненные из активного употребления синонимичными словами: выя (шея), позор (зрелище), лицедей (актер), живот (жизнь), употребляются для создания торжественности, возвышенности стиля или как средство создания сатирического и комического, - это…
Правильный ответ: архаизмы

14. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: боярин, арбалет, кулак, пятилетка и др., – это ...
Правильный ответ: историзмы

15. Заимствованные из чужого языка слова или выражения, не до конца освоенные заимствующим языком и поэтому воспринимаемые как чужеродные: адью – прощайте, мерси – спасибо. Могут использоваться для воссоздания колорита какой-либо страны или как средство иронии – это…
Правильный ответ: варваризмы

16. ЗвонИт – звОнит, договОр – дОговор, дело возбужденО – возбУждено, ходАтайство – ходатАйство, рАпорт – рапОрт. В каких парах слов варианты ударения обусловлены употреблением в профессиональной речи?
Правильный ответ: дело возбужденО – возбУждено, рАпорт – рапОрт.

17. Какие из обозначенных далее средств выразительности используются в тексте: анафора, умолчание, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторическое восклицание?
Как я шел по обледенелым апрельским улицам до трамвая! Как я залезал на его ступеньки! Как я выбирался из трамвая на кривую скользкую остановку! Как я карабкался по больничным лестницам! Что стоит за этими «как», знает только Лена – моя жена, буквально притащившая меня к врачу.
Правильный ответ: анафора, синтаксический параллелизм, риторическое восклицание

18. Комическое или ироническое изменение известного слова, выражения, текста (пословицы, поговорки, цитаты, названия книги, спектакля, фильма и т.д.) с целью придания им нового, нередко противоположного смысла. Трансформация крылатых выражений – это …
Варианты правильного ответа: каламбур / языковая игра

19. Дайте определение гиперболы.
Правильный ответ: Перенос значения слова, приводящий к неправдоподобно преувеличенному сравнению / Чрезмерное преувеличение для усиления впечатления.
20. Основным языковым средством выразительности в предложенном тексте является: ______________________.
Неделю назад обозреватель «Известий» обнаружил на ценниках мясного отдела интересную надпись. «КОЛБОСА». КОЛБОСА «сервелат». КОЛБОСА «докторская».
Варианты правильного ответа: графон / использование прописных букв вместо строчных

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В приведенном ниже тексте допущены следующие ошибки:
К области речевой этики относится и речевой этикет. Поскольку знаки речевого этикета обладают ситуативно обусловленным значением, социально и стилистически дифференцированы и образуют разветвленные синонимические ряды, часто возникают ошибки в выборе адекватной этим условиям этикетной речевой формулы. На уровень этичности общения оказывают существенное влияние не только коммуникативная компетентность общающихся, но и их личностные качества.
А. стилистические ошибки
Б. речевые ошибки
В. грамматические ошибки
Г. ошибок нет
Правильный ответ: Г

2. Укажите неверное утверждение.
А. В языке существуют различные способы и средства эвфемизации: использование слов с «рассеянной» семантикой, употребление иноязычных слов, слов, обозначающих слабую степень свойства и др.
Б. Эвфемизация речи связана с невладением этическими и стилистическими нормами, с невысоким уровнем речевой культуры.
В. Эвфемизмы используются для смягчения грубого, неуместного выражения и для усиления выразительности высказывания.
Г. В процессе постоянного употребления эвфемизмы теряют свою маскирующую способность, приобретая те же нежелательные ассоциации, что и прямые наименования.
Правильный ответ: Б

3. Определите стиль текста.
Для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть поведенческие аспекты и параметры окружающей среды во взаимосвязи. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. В соответствии с процессуальными теориями поведение человека определяется не только потребностями человека. Оно обусловлено также его восприятием и ожиданием (в данной ситуации) и возможными последствиями выбранного им типа поведения.
А. научный
Б. официально-деловой
В. разговорный
Г. публицистический
Правильный ответ: А

4. Определите стиль текста.
Впрочем, главная беда даже не в том, что мало читают, а в том, что падает культура чтения. Расширение ареала Донцовой, Марининой, Даниэллы Стил, как отмечают библиотекари, происходит за счет так называемой «золотой полки». При опросах среди сельских подростков пальму первенства по узнаваемости делят Пушкин и Роулинг (до 136 упоминаний), но зато меньше 30 упоминаний получили Дефо, Дюма, Жюль Верн, Андерсен, Борис Васильев. «В чтении подрастающего поколения преобладают либо устаревшие, либо примитивные тексты», - констатируют в справке для министра библиотекари, отмечая, что в сложившейся ситуации виноваты не подростки, а взрослые. При анализе в рамках проекта PISA, исследующем качество понимания прочитанного, россияне постепенно откатились с 37-го места на 40-е из 57 стран.
А. научный
Б. официально-деловой
В. разговорный
Г. публицистический
Правильный ответ: Г

5. Определите стиль текста.
Покупатель вправе отказаться от товара до его передачи, после передачи товара – в течение 7 дней. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. При обнаружении следов эксплуатации товара продавец оставляет за собой право отказать в приеме товара. В случае отказа покупателя от товара надлежащего качества, уплаченная им сумма, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, надлежит возврату покупателю на основании его письменного заявления по форме, представленной на сайте www.ozon.ru.
А. научный
Б. официально-деловой
В. разговорный
Г. публицистический
Правильный ответ: Б

6. Определите стиль текста.
Для карьеры в России российское образование, если это нормальное образование, вполне конкурентоспособно. С моей стороны некорректно оценивать качество нашего MBA, есть рейтинги, там видно, как оцениваются конкурентные позиции MBA-программ «Вышки». Опять же скажу для аудитории РБК: обучение на программе MBA имеет своей целью не столько приобретение конкретных знаний и умений (этому лучше учиться в магистратуре), сколько накопление так называемого социального капитала – связей с молодыми менеджерами и бизнесменами своего поколения, а также с «бизнес-гуру». Понятно, что опыт европейского бизнеса, американского бизнеса на порядок больше, чем опыт бизнеса российского. Но западная степень MBA не является автоматическим условием успешной работы на российском рынке. Слишком много у него специфики.
А. научный
Б. официально-деловой
В. разговорный
Г. публицистический
Правильный ответ: Г

7. Стилистическая ошибка допущена в предложении
А. Фирма гарантирует неукоснительное качество наших шкафов в течение десяти лет.
Б. Это и будет самой надежной гарантией для предотвращения в будущем разрушительных конфликтов и разборок.
В. Относительно замечания об изменении законодательства следует сказать следующее: все изменения должны способствовать стабильности порядка.
Г. Не только депутаты Государственной Думы озабочены за ситуацию в стране.
Правильный ответ: Б

8. Грамматическая ошибка допущена в предложении
А. Президент высказался критически относительно некоторых публикаций, изображающих его в образе полубога.
Б. Президент заявил, что любые выходки террористов получат адекватные меры со стороны государства.
В. Вам предлагается программа, ориентированная для абитуриентов Алтайского государственного университета.
Г. Команда лыжников из Норвегии первой лидировала в гонке на десять километров.
Правильный ответ: В

9. Речевая ошибка допущена в предложении
А. Министерство образования и науки разрешило вузам образовывать и распоряжаться внебюджетными фондами.
Б. Она никогда не увлекалась дешевыми поделками, предпочитая золотую бижутерию с драгоценными камнями.
В. Охранник стоит на посту без оружия, без дубинки, без электрошокера.
Г. Написанное письмо в редакцию было его последним шансом победить в борьбе за свою любовь.
Правильный ответ: Б

10. В приведенном ниже тексте допущены следующие ошибки:
1972 г. Датский рыболовецкий траулер «Ольборг» пасся в Борнхольмской котловине, богатой рыбой. Сети подняли крутейший улов. В сетях вместе с рыбой находилась ржавая бочка, которая от сильного удара о палубу разгерметизировалась. В воздухе запахло чем-то горьким, у рыбаков перехватило дыхание, на лицах и руках мгновенно вздулись волдыри. Врачи поставили диагноз: тяжелая форма отравления ипритом.
А. стилистические ошибки
Б. речевые ошибки
В. грамматические ошибки
Г. ошибок нет
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Особая знаковая система смешанного типа с определённым соотношением вербальных и аудиовизуальных компонентов, специфическим для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевидения, Интернета, - это…
Правильный ответ: язык СМИ / язык медиа

2. Правила, регулирующие применение стилистически и экспрессивно окрашенных языковых средств в соответствии с целью, ситуацией, содержанием, условиями общения, требованиями жанра, - это…
Правильный ответ: стилистическая норма

3. К русскому литературному языку не относятся следующие внелитературные элементы…
Правильный ответ: жаргон (жаргонизмы), просторечие, диалекты (диалектизмы)

4. Намеренное и сознательное усиление какой-либо типической, структурной и – или семантической черты языковой единицы (нейтральной или экспрессивной), достигшее обобщения и типизации и ставшее таким образом порождающей моделью, - это...
Правильный ответ: стилистический прием

5. Какой функциональный стиль характеризуют следующие признаки: частотность штампов и клише, употребление высоких и этикетных слов, отсутствие диалектных и просторечных слов, частотность отглагольных существительных, частотность существительных в родительном падеже, прямой порядок слов, система рубрикации?
Варианты правильного ответа: официально-деловой стиль / официально-деловой / ОДС

6. Какой функциональный стиль характеризуют следующие признаки: задачи – сообщить, изложить идеи и факты, законы и категории, открытые учеными, объяснить причины явлений. (содержание) по различным отраслям знаний; язык преимущественно выполняет функцию сообщения; точность в определении законов и понятий, стремление к обобщенности, логичность изложения, отсутствие образности и эмоциональности?
Правильный ответ: научный стиль
7. Какой функциональный стиль характеризуют следующие признаки: язык выполняет функцию общения; спонтанность, необратимость, многоканальность, непринужденность, расплывчатость, эмоциональность, экспрессивная окрашенность, ситуативность (зависимость от ситуации), большая роль интонации, невербальных средств (жестов, мимики и др.)?
Правильный ответ: разговорный стиль

8. Комическое или ироническое изменение известного слова, выражения, текста (пословицы, поговорки, цитаты, названия книги, спектакля, фильма и т.д.) с целью придания им нового, нередко противоположного смысла. Трансформация крылатых выражений – это …
Варианты правильного ответа: каламбур / языковая игра

9. Выражения: «борьба за урожай», «встреча на высшем уровне», «черное золото», «флагман индустрии», «труженики полей», «эстафета поколений» – в публицистическом стиле являются ______________, снижают ценность информации, показывают бедность речи говорящего.
Варианты правильного ответа: штампами / штампы

10. Добавочные оттенки значения языковой единицы, которые выражаются в способности выражать качественные и количественные признаки называемого явления, давать оценочные характеристики. Шкала оценки – положительное (ласк., шутл., уменьш.-ласк.), отрицательное (фамильярное, бранное, грубо прост., ирон.). Это…
Правильный ответ: эмоционально-экспрессивная окраска

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 семестра зачета с оценкой, в конце 6 семестра - экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. : Флинта: Наука,, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии : учебное пособие Флинта, 2017 URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69151
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малычева Н.В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2012
Л2.2 Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник Флинта, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса. Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.