МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональный творческий практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональный творческий практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повышение уровня навыков творческой работы у студентов при помощи практических занятий, в том числе в редакциях учебных СМИ; отработка на учебном практическом материале основ профессиональной деятельности журналиста, что будет способствовать созданию студентами наиболее качественного журналистского произведения в разных типах СМИ
Задачи курса:
- обучиться навыкам ведущего информационных, аналитических программ на радио-, телевидении;
- развить умения студентов-журналистов выявлять мысль автора радио-, телетекста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.
- отработать навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника;
- выработать навыки выразительного «разговорного чтения» публицистического текста;
- создать радио-, телетекст по заданным параметрам (жанр, стиль и т.д.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
ПК-3.1 Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа
ПК-3.3 Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико ориентированный медиапроект (или его элементы)
ПК-3.4 Готовит к реализации практико ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.
ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законы логики в речевом действии журналиста. Правила логического чтения медиатекста
1.1. Два уровня явлений логики речи в медиатексте, тесно связанные между собой: уровень «смысла» и уровень «значения». Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Подготовить радиотекст выбранного Вами жанра к аудиозаписи Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Затранскрибировать и прочесть вслух предложенный преподавателем радиотекст, соблюдая нормы произношения гласных и сочетаний согласных звуков. Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Техника речи журналиста. Законы интонации в речевом общении радиожурналиста
2.1. Знаки препинания в речевом действии журналиста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Законы интонации в речевом общении журналиста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Логические ударения при чтении медиатекста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Записать аудиотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Формы общения с аудиторией. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета
3.1. Речевая манера журналиста в художественно-публицистических жанрах на радио Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности и общие основы словесного действия журналиста на радио Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Этапы работы журналиста с радиотекстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Зависимость исполнения радиотекста от психофизического самочувствия журналиста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Словесное действие журналиста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Имидж телеведущего
4.1. Требования к внешнему имиджу телеведущего. Коммуникативный имидж журналиста Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности создания имиджа телеведущего новостных программ Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Подготовить телетекст выбранного Вами жанра к видеозаписи Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Техника речи телеведущего. Формы общения с аудиторией
5.1. Закрепление и совершенствование навыков техники речи журналиста: длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Принципы интонационного членения предложения журналистом. Типы пауз. Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Практическая работа по овладению законами и правилами речи в телеэфире. Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Речевая манера журналиста в информационных и аналитических жанрах на телевидении Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Особенности и общие основы словесного действия на телевидении Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.6. Проанализировать звучание голоса, дикционные недостатки, составить индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса (под непосредственным контролем преподавателя). Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.7. Записать видеотекст, самостоятельно проанализировать наличие изменений (в сравнении с контрольной записью в начале семестра). Сам. работа 6 12 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Процесс подготовки чтения журналистом текста информационного сюжета
6.1. Этапы работы журналиста над текстом: действенный анализ текста, событийный анализ Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Словесное действие телеведущего информационной программы Лабораторные 6 1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Подобрать индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков журналиста. Сам. работа 6 16 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Составить индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Сам. работа 6 16 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ПК-1. Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1.Как осуществляется отбор информации журналистом:
а) по желанию журналиста
б) по указанию редактора
в) с учетом задания и профессионально-этических норм
Ответ: в

Вопрос 2.Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3.В чем реализуется творческая индивидуальность журналиста:
а) в свободе самовыражения
б) в языке и стиле
в) в умении мыслить и делать аргументированные выводы
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 4. Блип-формат это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 5. Каковы задачи корпоративных СМИ:
а) сплочение и укрепление коллектива
б) укрепление имиджа организации
в) укрепление связи организации с клиентами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:
а) скользкие
б) уходящие
в) переходные
Ответ: в

Вопрос 7. Одна из основных черт (признак) массовой информации:
а) доступность
б) элитарность
а) закрытость
Ответ: а

Вопрос 8. Первый этап работы над журналистским произведением:
а) сбор информации
б) выбор темы
в) проверка информации
Ответ: б

Вопрос 9. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 10. Журналистику называют «четвертой властью»
а) совершенно справедливо, так как она непосредственно включена в процессы управления в обществе
б) лишь метафорически
в) отчасти справедливо, так как она является промежуточным звеном между обществом и властью и, следовательно, вовлечена в процессы управления
Ответ: в

Вопрос 11. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому сми всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы сми, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ: в

Вопрос 12. Наиболее значимой функцией СМИ является:
а) развлекательная
б) информационная
в) культурологическая
Ответ: б

Вопрос 13. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

Вопрос 14. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов:
а) федеральное
б) транснациональное +
в) региональное
Ответ: б

Вопрос 15. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. В чем состоит суть пропагандистской функции журналистики?
Ответ: постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенных идей, мнений и ценностей.

2. Что означает понятие «инвестигейтивная журналистика?
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

3. Кто автор высказывания: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть»?
Ответ: Шарль Монтескье

4.. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
Ответ: Категория справедливости

5.Как назывались первые общественные структуры, созданные для осуществления этического контроля в сфере журналистики?
Ответ: Советы прессы

6. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется ______________
Ответ: фактчекинг

7. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

8. Защита от диффамации и клеветы это не только этическая, но и __________ норма.
Ответ: правовая

9. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

10. Свод правил и норм, принятых тем или иным журналистским сообществом и регулирующий профессиональное поведение – это ___________________
Ответ: профессионально-этический кодекс

11.Когда и кем была принята «Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» ?
Ответ: Декларация была принята в 1978 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии .

12.Как назывался основной международный профессионально-этический документ в сфере журналистики? Когда и где он был принят?
Ответ: «Международные принципы журналистской этики», принят в 1983 году на Четвертой консультативной встрече журналистов в 1983 году в Париже и Праге.

13 Что означает термин «нетикет»?
Ответ: это термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

14. ___________.- это качество личности, принимающей на себя социальные обязательства в соответствии со своим местом в системе общественных отношений
Ответ: ответственность

15. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве.

16. _______________ – это факты и логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение.
Ответ: аргументы

17. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

18. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

19. Заголовок на всю ширину газеты/журнала, «шапка» называется______________
Ответ: баннер
20. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Примеры заданий закрытого типа

1. Что такое «отклоняющееся поведение» прессы:
а) открытое противопоставление, враждебность;
б) обеспечение перспектив развития общности;
в) несоответствие ожиданиям, нормам и стандартам.
Ответ: в

2. Что оправдывает вмешательство в частную жизнь человека при журналистском расследовании?
а) защита интересов общества
б) защита интересов человека
в) защита международных интересов
Ответ: а

3. В чем суть публицистики:
а) тип творческой деятельности, когда публично выражается мнение на основании опыта личности;
б) репродуктивная деятельность по обработке информационных потоков;
в) информационный обмен специфицированной информацией.
Ответ: а

11. Культурный код - это:
а) набор социальных практик
б) набор стереотипов, свойственных данной культуре
в) набор культурных ценностей и смыслов, поведенческих форматов и знаний
Ответ: в

12. Термин консенсус означает:
а) полное совпадение мнений
б_ взаимное уважение
в) достижение договоренности в результате взаимных уступок
Ответ: в

6. Что такое культурные нормы?
а) законы и стандарты социального бытия людей
б) процесс обозначения мира понятий и вещей
г) то же, что и нормы этикета
Ответ: а

7. Что включает в себя культура?
а) единство материального и духовного фактора+
б) материальный фактор
в) духовный фактор
Ответ: а

8. Что является ключевым понятием семиотического определения культуры?
а) орудие
б) текст
в) ценность
Ответ: б

9. В современном мире наблюдается процесс, противоположный по смыслу глобализации культуры, а именно:
а) ассимиляции,
б) интеграции,
в) этнизации
Ответ: в

10. Соотнесение человеком себя с определенной культурой – это …
а) культурное устроение,
б) культурная самоидентификация
в) коллективизм,
Ответ: б

11. В основу культурной компетентности журналиста не входит:
а) владение языками, кодами культуры,
б) освоение национального культурного наследия,
в) знание семиотики культур
г) владение современными компьютерными технологиями
Ответ: г

12. Постмодернизм как направление современной культуры сформировался в:
а) конце XIX в.,
б) 70-80е гг. ХХ в.,
в) начале ХХ в.,
г) начале XXI в.
Ответ:б

13. Какой жанр не используется в культурно-просветительской журналистике:
а) анонс
б) рецензия
в) обозрение
г) статистический обзор
Ответ: г

14. Какая функция не реализуется в культурно-просветительской журналистике:
а) информационная
б) коммуникативная
в) экономическая
Ответ: в

15. Культурное, национальное, религиозное и иное разнообразие следует рассматривать как:
а) архаизм, который постепенно уходит в прошлое в результате глобализации
б) вредное явление, с которым журналисту, по возможности, надо бороться
в) закономерность социокультурного бытия, которую надо принимать и учитывать.
Ответ: в


Примеры заданий открытого типа
1. ________________ - это совокупность материальных и моральных достижений человека, передаваемых последующим поколениям.
Ответ: культура
2. Трэвел-журналистика это…
Ответ: Особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях
3. Гражданская журналистика это…
Ответ: деятельность людей, которые не являются журналистами, но которые пишут для СМИ на актуальные злободневные темы .
4. Что означает термин «инфотейнмент»?
Ответ: способ подачи материала, который одновременно направлен на развлечение и на информирование аудитории.
5. Распространением и актуализацией в обществе культурных ценностей занимается ___________________ журналистика
Ответ: культурно-просветительская
6. Что означает термин «анонс»?
Ответ: журналистское сообщение, в котором аудитория оповещается о предстоящем культурном событии.
7. Жанр журналистики, в котором осуществляется развернутый целостный анализ произведения, называется ___________________
Ответ: рецензия
8. Жанр журналистики, в котором предметом отображения становится совокупность культурных и исторических сведений, составляющих достопримечательности определенного места, называется ______________________
Ответ: культурно-исторический очерк
9. При реализации культурно-просветительской деятельности от журналиста требуется широкий _____________
Ответ: кругозор
10. В чем главная задача культурно-просветительской деятельности журналиста?
Ответ: поднять общий уровень культурного развития массовой аудитории
11. Что такое медиакритика?
Ответ: область журналистики, осуществляюшая критическое осмысление и оценку медиатекстов
12. Что такое арт-журналистика?
Ответ: новое направление журналистики, специализирующееся на проблемах искусства
13. Установка на недопущение конфронтации, принятие Другого, терпимость к различиям - это _______________
Ответ: толерантность
14. Что такое культурные стереотипы?
Ответ: Жесткие, часто упрощенные представления о специфических особенностях той или иной культуры.
15 Дайте определение понятию «экстремизм».
Ответ: приверженность к крайним взглядам и мерам, часто сопровождающаяся их агрессивным отстаиванием.
16. Что такое сексизм?
Ответ: формы поведения, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека.
17. Установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола – это_____________
Ответ: сегрегация
18. Дайте определение понятию «расизм»
Ответ: отрицание прав человека на основании его расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
19. Боязнь иностранцев, представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред, это _______________
Ответ: ксенофобия
20.Конкретная совокупность свойств человека, которая удостоверяет его в качестве члена определенного сообщества и/или носителя определенного коммуникативного опыта, это ____________
Ответ: идентичность
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какое место занимает профессиональная мораль в системе моральных отношений?
2. Назовите задачи профессиональной этики как дисциплины.
3. Перечислите принципы и нормы профессиональной морали, их отличие.
4. Раскройте суть принципа свободы/независимости СМИ. Три модели его реализации
5. Охарактеризуйте коммунитаристскую модель журналистики.
6. Раскройте суть принципа объективности/полноты информации в работе СМИ.
7. Раскройте суть принципа защиты прав личности и связанные с ним проблемы.
8. Раскройте суть принципа гуманизма, его отражение в международных документах.
9. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношения в редакционном коллективе.
10. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – источник информации»
11. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте нормы взаимоотношений «журналист – герой публикации»
12. Назовите основные группы профессионально-этических норм и охарактеризуйте языковые профессионально-этические нормы
13. Назовите и кратко охарактеризуйте три модели социальной миссии журналистики, их социально-этические аспекты
14. Каковы основные этапы формирования профессионально-этических кодексов журналистики?
15. Когда и кем были приняты «Международные принципы журналистской этики?
16. Как происходила кодификация норм журналистской этики в России? Назовите основные кодексы.
17. Что такое советы СМИ, каковы их функции?
18. Когда и как работало Большое Жюри при СЖ РФ?
19. Охарактеризуйте проблему отношений «СМИ – власть» с этических позиций.
20. Что такое «нэтикет», каковы факторы его успешности или неуспешности?
21. Охарактеризуйте понятие «постправды». В чем опасность такого состояния дел?
22. Охарактеризуйте работу Общественной коллегии по жалобам на прессу.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию с профессионально-этических позиций, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
2. Приведите пример саморегулирования журналистики в одной из стран (по выбору)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов Аспект Пресс,
Л1.2 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черникова, Елена Вячеславовна Литературная работа журналиста : учебник для вузов Гардарики, 2007
Л2.3 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.4 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)




Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.