МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы операторского мастерства и монтажа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 160
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 160 160 160 160
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы операторского мастерства и монтажа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов основам экранной режиссуры, правилам и приёмам монтажа, основам операторского искусства как в теории, так и на практике. Студент не просто должен овладеть техникой, но и понимать творческие стратегии поведения оператора во время съёмки и монтажёра, работающего как режиссёр в связке с автором, исполняя драматургический замысел. Основу курса составляет практическая работа с видеотехникой на съёмочных площадках и за монтажным столом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
ПК-3.1 Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа
ПК-3.3 Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико ориентированный медиапроект (или его элементы)
ПК-3.4 Готовит к реализации практико ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.
ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие монтажа: технический и культурологический аспекты
1.1. Монтаж как явление культуры и как технология. Что такое язык экрана. Хронотоп в конструировании экранного пространства. Эффект Кулешова и географический эксперимент Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
1.2. Основы работы с фото и видео-техникой. Основные технические характеристики Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Правила работы на этапе внутрикадрового монтажа
2.1. Внутрикадровый монтаж. Отработка локаций и раскадровка пространства. Компоновка кадра и его элементы: ракурс, план, деталь Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.2. Крупность плана. Процентное соотношение планов по крупности в исходном съёмочном материале. Роль опорных кадров и кадров-метафор Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.3. Законы зрительской рецепции и классические правила монтажа Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.4. Раскадровка интервью и правила записи синхронов Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.5. Методы съёмки и точка зрения камеры Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.6. Работа за монтажным столом. Знакомимся с монтажными программами и сопутствующими графическими редакторами Сам. работа 6 60 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.7. Типы монтажных склеек, работа со спецэффектами и графическим наполнением кадра. Технология создания таймлапсов, гиперлапсов, stop-motion Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.8. Монтажные приёмы. Последовательный, параллельный, тематический, ассоциативный, метафорический, интеллектуальный, клиповый, дистанционный монтаж. Рефрен и контрапункт Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.9. Съмка и монтаж видеозарисовки или ведиоочерка без закадрового текста на тему (на выбор) Сам. работа 6 100 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Выбор правильного ответа
1. Кто одним из первых в истории кино начал применять параллельный монтаж и планы разной крупности, за что получил номинацию «пионер кинематографа»?
А. Жорж Мельес
Б. Дэвид Уорк Гриффит
В. Чарли Чаплин
Г. Братья Люмьер
2. Кто стал автором «Искусственного пейзажа»?
А. Дзига Вертов
Б. Сергей Эйзенштейн
В. Лев Кулешов
Г. Михаил Роом
Д. Абрам Роом
3. Что является главным инструментом экранного конструирования?
А. монтаж
Б. съёмка
В. Сценарий
4. На каком этапе производства экранного продукта можно применить внутрикадровый монтаж?
А. pre-production
Б. production
В. post-production
5. Кто впервые применил спецэффекты в кино?
А. Жорж Мельес
Б. Дэвид Уорк Гриффит
В. Чарли Чаплин
Г. Братья Люмьер
6. Кто впервые теоретически описал и применял разные методы документальной съёмки, утверждая, что есть 50 способов избежать игры на камеру?
А. Лев Кулешов
Б. Эсфирь Шуб
В. Дзига Вертов
Г. Эдуард Тиссэ
7. Если одновременно происходящие события монтируются поочередно, то это следующий тип повествования:
А. хронологический
Б. ахронологический
В. нехронологический
Г. симультанный
8. Назовите автора цитаты: «Кинообраз по сути своей есть наблюдение жизненных фактов во времени, организованное в соответствии с формами самой жизни и с её временными законами».
А. Крис Маркер
Б. Сергей Эйзенштейн
В. Андрей Тарковский
Г. Жан Руш
9. Составьте пары «тип монтажа – его определение».
А. Последовательный монтаж
Б. Параллельный монтаж
В. Ассоциативный монтаж
I - параллельный ощущению, монтаж примитивных сравнений, соединение кадров по принципу подобия, ассоциации.
II - соответствует хронологии события
III - монтаж двух или более действий, повествовательных линий, разнесённых во времени или пространстве.
10. Кто является создателем дистанционного монтажа?
А. Всеволод Пудовкин
Б. Артавазд Пелешян
В. Самарий Зеликин
Г. Михаил Кауфман
11. Кто является автором термина «монтаж аттракционов»?
А. Дзига Вертов
Б. Сергей Эйзенштейн
В. Всеволод Пудовкин
Г. Эсфирь Шуб
12. Выстроите перечисленные открытия в области монтажа в правильную хронологическую последовательность.
А. появление интервальной съёмки
Б. появление спецэффектов
В. дистанционный монтаж
Г. появление сверхкрупного плана
13. Составьте пары «режиссёр – монтажный метод» по принципу: этот режиссёр чаще двух других применял указанный метод.
А. Эсфирь Шуб
Б. Сергей Эйзенштейн
В. Дзига Вертов
I – клиповый монтаж
II – историко-монтажный метод
III – интеллектуальный монтаж
14. Герц Франк, Энди Уорхолл, Марина Голдовская, Виктор Косаковский: все эти режиссёры пытались масштабировать время:
А. параллельно происходящим событиям
Б. психологического напряжения
В. 1:1
Г. все три варианта верные
15. Когда появилась система видеозаписи?
А. 1957
Б. 1963
В. 1973
Г.1980

ОТВЕТЫ
1. Б
2. В
3. А
4. Б
5. А
6. В
7. Г
8. В
9. А-II, Б-III, В-II
10. Б
11. Б
12. I – А, II – Б, III – Г, IV – В
13. А-II, Б-III, В – I
14. В
15. Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вставьте пропущенное слово или дайте ответ на вопрос.
1. Какой вывод был сделан из географического эксперимента?
ОТВЕТ: Кино с помощью монтажа конструирует свою собственную реальность, своё время и пространство.
2. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬____________ – принцип построения любых сообщений культуры, который состоит в соположении в предельно близком пространстве-времени (хронотопе) хотя бы двух, отличающихся по денотатам или структуре, изображений или сцен.
ОТВЕТ: монтаж
3. Что такое эффект Кулешова?
ОТВЕТ: При соединении (столкновении) двух кадров (киносем), каждый из которых имеет своё значение, появляется новый, третий смысл.
4. На какие два вида делится монтаж?
ОТВЕТ: внутрикадровый и междукадровый
5. Назовите основные элементы внутрикадрового монтажа.
ОТВЕТ: кадр, ракурс, план, деталь
6. Какой план является основным для хроники?
ОТВЕТ: общий
7. Какой план создаёт эмоциональное пространство кино?
ОТВЕТ: крупный план
8. Какой план создаёт пространства факта/события в кино/телепублицистике?
ОТВЕТ: средний план
9. Без какого плана тележурналист не может обойтись, если он сохраняет объективность и избегает манипуляций?
ОТВЕТ: общий, адресный планы
10. Что такое рапид?
ОТВЕТ: ускоренная съёмка
11. Как называется тип повествования, когда при монтаже порядок событий выстроен с вкраплением эпизодов-ретроспекций (воспоминаний), эпизодов-интроспекций (фантазий, сновидений)?
ОТВЕТ: нехронологический
12. Как называется тип монтажного повествования, когда временная очередность событий за¬труднена для идентификации?
ОТВЕТ: ахронологический
13. Что такое метафорический монтаж, приведите пример?
ОТВЕТ: это монтаж, параллельный значению. Например, нарастание напряжения уподоблено сгущающимся тучам.
14. Дайте определение тематическому монтажу, приведите пример?
ОТВЕТ: последовательность кадров объединена одной темой. Например, в «Человеке с киноаппаратом» Д.Вертова все начальные кадры города объединены одной темой: город спит.
15. Что такое клиповый монтаж?
ОТВЕТ: это нарушение классических правил монтажа, нарушение принципа комфортного соединения кадров.
16. Что такое дистанционный монтаж?
ОТВЕТ: это монтажный метод, при котором реализация режиссёрского замысла, главной идеи и наивысшей экранной выразительности достигаются не путём стыка (столкновения) двух кадров, а путём их взаимодействия через множество звеньев.
17. Дайте определение интеллектуальному монтажу.
ОТВЕТ: последовательность кадров подводит к определённой мысли, рождает вывод, расшифровывает понятие, раскрывает значение происходящего.
18. Что такое контрапункт в экранном повествовании?
ОТВЕТ: намеренный монтажный рассинхрон, полное смысловое несоответствие видеоряда и звука (музыка, текст), благодаря которому усиливается трагический или комический эффект.
19. Что такое рефрен в монтаже?
ОТВЕТ: драматургический повтор одного и того же кадра.
20. Какой тип монтажа лучше всего подходит для задач манипулирования массовым сознанием и дезинформации?
ОТВЕТ: клиповый

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Ответьте на вопросы
1. Какого типа планы должны составлять не менее 45 процентов исходного съёмочного материала?
ОТВЕТ: крупные планы
2. Какого типа планы должны составлять не более 20 процентов исходного съёмочного материала?
ОТВЕТ: общие и дальние
3. Какого типа планы должны составлять не менее 5 процентов исходного съёмочного материала?
ОТВЕТ: деталь
4. Если событие статичное, например, это работа в лаборатории или выставка, какой тип съёмки вы выберете?
ОТВЕТ: динамичная камера/трэвеллинг
5. Какой план может стать рейперной точкой монтажной драматургии телесюжета?
ОТВЕТ: деталь
6. Что такое таймлапс?
ОТВЕТ: это покадровая интервальная фотосъёмка
7. Какие показатели выдержки необходимо выставлять на фотокамере для видеосъёмки?
ОТВЕТ: 1/50 или 1/60
8. Каких планов при монтаже избегают с целью создания мнимого масштаба события?
ОТВЕТ: общих
9. На каком уровне должна быть выставлена камера при записи синхрона человека?
ОТВЕТ: на уровне глаз
10. Что такое «голландский угол»?
ОТВЕТ: съёмка с завалом горизонта на 45 градусов
11. Какой тип объектива необходим для съёмки животных в живой природе?
ОТВЕТ: телевик
12. Какой тип штатива необходим для профессиональной телевизионной съёмки?
ОТВЕТ: с жидкостной головой
13. Как называется эффект при съёмке в контровом свете?
ОТВЕТ: контражур
14. Какие показатели диафрагмы необходимо выставить на фотокамере, чтобы добиться эффекта боке?
ОТВЕТ:2,8-4,0
15. Какой тип матрицы необходим для качественной видеосъёмки на фотоаппарат?
ОТВЕТ: полнокадровая (фулфрейм)
16. Какой постановочные метод съёмки допускается в тележурналистике и документалистике?
ОТВЕТ: метод реконструкции факта
17. Какие методы съёмки не допустимы в тележурналистике?
ОТВЕТ: постановка и инсценировка
18. Зачем существуют монтажные правила?
ОТВЕТ: чтобы их нарушать
19. Назовите четыре основных классических правила монтажа.
ОТВЕТ: по крупности, правило 180 градусов (американской восьмёрки), по движению, по фазе движения.
20. Какой план главный в экранном творчестве?
ОТВЕТ: крупный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой план согласно классическим правилам монтажа нельзя склеивать с крупным?
А. общий
Б сверхкрупный
В. второй средний
2. Сколько существует классических правил монтажа?
А. 8
Б. 20
В. 10
Г. 5
3. Чья цитата: «Кто может отрицать, что вполне возможно смонтиро¬вать сверхкрупный план человеческого глаза с общим планом Галактики?!»
А. Крис Маркер
Б. Годфри Реджио
В. Виктор Косаковский
Г. Кен Лоуч
Д. Артавазд Пелешян
4. Вам необходимо снять архитектурный ансамбль так, чтобы все здания были в фокусе. Какую выдержку вы выберете?
А. 1,5
Б. 4
В. 22
Г. 8
5. Какую карту памяти вы выберете для видеосъёмки?
А. SDHC
Б. SDXC
6. Без чего невозможна эффективная работоспособность монтажной станции?
А. 12-ядерного процессора
Б. стилуса
В. платы ввода-вывода
Г. высокопроизводительной видеокарты
7. Если вы хотите создать человеку доминирующее положение в кадре в интервью, на какое место его посадите?
А. слева
Б. справа
8. Каким правилом чаще всего пользуются операторы при съёмке синхрона человека в кадре?
А. Правилом «золотого сечения»
Б. правилом третей
В. правилом числа Фибоначи
Г. все варианты верные
9. С бессознательным лучше работает следующий тип монтажа:
А. метафорический
Б. ассоциативный
В. клиповый
10. Собеседники будут смотреть в противоположные стороны, если вы нарушили при монтаже правило:
А. монтажа по композиции
Б. американской восьмёрки
В. монтажа по смещению осей съёмки
Г. монтажа по направлению основной движущей массы
11. Для правильной склейки по крупности разворота человека в кадре необходимо применить правило:
А. американской восьмёрки
Б. монтажа по движению
Г. монтажа по композиции
Д. монтажа по смещению осей съёмки
12. Лучшая склейка это –
А. L-наплыв
Б. J-наплыв
В. жёсткая склейка
Г. микширование
13. При каких значениях ISO полнокадровой фотокамеры картинка начинает «шуметь»?
А. 100
Б. 1200
В. 2000
14. Сначала появился нелинейный монтаж, затем линейный. Это утверждение:
А. Верно
Б. Не верно
15. Составьте пары по принципу адекватности выбранного метода съёмки и события.
А. митинг
Б. портретный репортаж о кузнеце
В. научный эксперимент
Г. экспертиза обнаружила в продукте питания опасные вещества
I – реконструкция факта
II – репортажная съёмка
III – наблюдение
IV – привычная камера

ОТВЕТЫ:
1. А
2. В
3. Д
4. В
5. Б
6. Г
7. Б
8. Г
9. В
10. Б
11. Б
12.В
13. Б
14. Б
15. А-II, Б-IV, В-III, Г-I

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА
1. Монтаж как явление культуры и как технология.
2. Что такое язык экрана.
3. Хронотоп в конструировании экранного пространства.
4. Эффект Кулешова.
5. Географический эксперимент Кулешова.
6. Основы работы с фото и видео-техникой. Основные технические характеристики.
7. Внутрикадровый монтаж. Отработка локаций и раскадровка пространства.
8. Компоновка кадра и его элементы: ракурс, план, деталь.
9. Крупность плана. Процентное соотношение планов по крупности в исходном съёмочном материале.
10. Роль опорных кадров и кадров-метафор.
11. Законы зрительской рецепции и классические правила монтажа.
12. Раскадровка интервью и правила записи синхронов.
13. Методы съёмки: от скрытой камеры и репортажного метода до привычной камеры и небрежной.
14. Точка зрения камеры: субъективная и объективная, статика и динамика.
15. Обзор монтажных программ
16. Типы монтажных склеек.
17. Технология создания таймлапсов, гиперлапсов, stop-motion.
18. Монтажные приёмы. Последовательный, параллельный, тематический, ассоциативный монтаж.
19. Монтажные приёмы. Метафорический, интеллектуальный, клиповый.
20. Монтажные приёмы. Дистанционный монтаж. Рефрен и контрапункт.

Примерная структура билета
Билет №
1. Теоретический вопрос.
2. Презентация 2-минутного видео , самостоятельно отснятого и смонтированного, демонстрирующего понимание основных монтажных правил и законов (тема свободная).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пименов, В. И. Видеомонтаж. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Сикорук, Л.Л. Практика операторского мастерства. Киноосвещение. Кинокомпозиция: НГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Познин В. Основы монтажа изображения: учеб. пособие СПбГУ,
Л2.2 Волынец, М.М. Профессия: оператор: Аспект Пресс, 2018 biblioclub.ru
Л2.3 Медынский, С.Е. Оператор: Пространство. Кадр: Аспект Пресс, 2018 biblioclub.ru
Л2.4 под ред. М.А. Бережной Телевизионный журналист: основы творческой деятельности: Аспект Пресс, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр интеллектуальных ресурсов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Меди@тека» www.journ.msu.ru
Э2 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э3 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.