МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Редактирование медиатекста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 145
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 8 8 20 20
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 21 21 124 124 145 145
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Редактирование медиатекста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста;
формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медийный текст: основные особенности
1.1. Медиа как текстопорождающая система. Понятие "медиатекст" Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Определение медиатекста. Подходы к анализу Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Функциональные характеристики медиатекстов Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Функциональные характеристики медиатекстов: гипертекстуальность, интертекстуальность, мультимедийность, интерактивность Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 7 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Жанровые и лексико-стилистические особенности медиатекстов
2.1. Теории жанров: основные подходы. Жанры в дигитальной среде Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Характеристика жанровых особенностей медиатекстов Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Телевизионные тексты Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Мультимедийный лонгрид и трансмедийный сторителлинг Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Хорошо забытое старое или революция в жанрах? Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Лексико-стилистические особенности медиатекстов Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Различные подходы к анализу медиатекстов в зарубежной и отечественной научной литературе
3.1. Стилистический анализ. Нарративный анализ. Семиотический анализ. Контекстуальный анализ Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Анализ индивидуальных заданий Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 8 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Редактирование медиатекста
4.1. Медиатекст как объект литературного редактирования. Методика редактирования авторского материала. Редактирование текстов печатных СМИ Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Психологические предпосылки редактирования Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Этапы постижения смысла текста Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.4. Индивидуальное задание Сам. работа 8 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.5. Редакторский анализ текстов печатных СМИ Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.6. Индивидуальное задание Сам. работа 8 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.7. Редактирование медиатекстов сетевой журналистики. Редактирование материалов телевизионной журналистики. Редактирование медиатекстов радиожурналистики Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.8. Редакторский анализ сетевых медиатекстов Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.9. Индивидуальное задание Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.10. Редакторский анализ медиатекстов ТV Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.11. Индивидуальное задание Сам. работа 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.12. Редакторский анализ текстов радиожурналистики Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.13. Индивидуальное задание Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.14. Различные виды текста и способы изложения как предмет работы редактора Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.15. Техника редакторской правки. Виды редакторской правки Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.16. Комплексный анализ текста Практические 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.17. Реферат Сам. работа 8 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.18. Экзамен 7 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=44 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6893

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Целью литературного редактирования является … (выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ)
а) исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
б) комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации;
в) исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
г) исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.
Правильный ответ: Б

2. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?
а) редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению;
б) редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания;
в) редактор исправляет форму и содержание текста, не искажая авторской концепции и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений;
г) редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности.
Правильный ответ: В

3. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:
а) возьму ручку и начну сразу его править по ходу чтения;
б) возьму карандаш и начну текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях;
в) возьму карандаш и бегло прочитаю текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаю материал более внимательно и медленно, делая пометы.
Правильный ответ: В

4. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:
а) ознакомительное, шлифовочное, углублённое;
б) ознакомительное, углублённое, шлифовочное;
в) шлифовочное, ознакомительное, углублённое.
Правильный ответ: Б

5. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается:
а) обработкой;
б) сокращением;
в) вычиткой;
г) переделкой.
Правильный ответ: В

6. Правка текста происходит:
а) одновременно с ознакомительным чтением;
б) одновременно с углубленным чтением;
в) после шлифовочного чтения;
г) после углублённого чтения.
Правильный ответ: Б

7. Самый распространенный и многоплановый вид правки:
а) вычитка;
б) сокращение;
в) обработка;
г) переделка.
Правильный ответ: В

8. Правка текста подразумевает:
а) исправление стилистических и смысловых ошибок;
б) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением;
в) внесение любых изменений в текст.
Правильный ответ: В

9. Правка текста начинается с:
а) выправления его композиции, структуры;
б) исправления языковых неточностей и ошибок;
в) вычитки.
Правильный ответ: А

10. Редакторские исправления имеют право на жизнь:
а) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;
б) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;
в) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны.
Правильный ответ: В

11. Как называется мыслительный прием, состоящий из нескольких операций, включающих разбивку текста на части, выделение ключевых слов, составление смысловых рядов?
а) антиципация;
б) реципация;
в) мысленное составление плана текста;
г) предваряющие чтение вопросы.
Правильный ответ: В

12. Реципация – это…
а) предваряющие чтение вопросы;
б) наглядное представление;
в) соотнесение содержания текста с собственными знаниями;
г) мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения;
д) мысленное предвосхищение содержания и плана последующего изложения.
Правильный ответ: Г

13. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?
а) членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста;
б) выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путём их внутритекстового соотнесения между собой и контекстом;
в) проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов;
г) специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.
Правильный ответ: Б

14. Какой закон логики нарушен в утверждении «Когда не знаешь, как поступать – на стороне городской или краевой власти, то поступай по закону» (цитата из «Алтайской правды»)?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: В

15. Какой закон логики нарушен в предложении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто её работы не контролирует»?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

16. Нарушение какого закона логики чаще всего наблюдается в заголовках газетных материалов?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

17. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?
а) заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы;
б) частичная или полная подмена понятий;
в) игнорирование тезиса;
г) порочный круг.
Правильный ответ: А

18. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?
а) составление плана, выделение рамочных элементов текста;
б) членение текста на высказывания и определение связок между ними;
в) выделение фактической основы и проверка правильности фактов;
г) перегруппировка данных на основе другого логического принципа.
Правильный ответ: А

19. Какой план составляется редактором на этапе углублённого чтения?
а) план-проспект;
б) план редакторских изменений;
в) план-конспект;
г) план рукописи.
Правильный ответ: Г

20. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?
а) по перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида;
б) по цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида;
в) причинно-следственными связями между элементами предметно-логической основы текста;
г) выше не названы отличительные черты повествования.
Правильный ответ: Б

21. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?
а) перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации;
б) рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов;
в) перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых;
г) исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.
Правильный ответ: В

22. Каковы характерные пороки описания?
а) выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.
б) выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот);
в) нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы;
г) логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятий, порочный круг.
Правильный ответ: Б

23. Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения продолжает…
а) стилистическую правку текста и является частью правки-вычитки;
б) логический анализ текста;
в) смысловой анализ текста;
г) композиционную правку и является частью правки-обработки.
Правильный ответ: Г

24. Что понимается в редактировании под фактом?
а) современное событие, имеющее общественный интерес;
б) исторические события, факт биографии;
в) любой элемент внетекстовой действительности, включая неконкретизированную формулировку;
г) любое событие, которому посвящен журналистский текст.
Правильный ответ: В

25. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?
а) конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме;
б) определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней;
в) выделение подтем, составление плана текста;
г) выделение элементов описания.
Правильный ответ: А

26. Какие факты текста нуждаются в проверке?
а) все изложенные автором в рукописи;
б) все те, что войдут в окончательный вариант текста;
в) те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;
г) те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.
Правильный ответ: Б

27. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (выберите наиболее полный ответ)
а) соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;
б) отсутствие смысловых искажений;
в) первое и второе, вместе взятые;
г) буквальная и смысловая точность, правописание по современным нормам.
Правильный ответ: В

28. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?
а) заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;
б) располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;
в) не употреблять цифр вообще;
г) работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.
Правильный ответ: А

29. Методика какой процедуры в редакторском анализе дает возможность определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки?
а) конкретизация;
б) литературоведческий подход к анализу текста;
в) стилистический эксперимент;
г) лингвистический эксперимент.
Правильный ответ: Г

30. Отметьте случай стилистической погрешности.
а) По мнению А. Починка, должен быть пересмотрен подход к финансовой и банковским тайнам. Необходимо, по его мнению, раскрывать направление и источник перевода крупных сумм свыше установленного определенного минимума.
б) Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон.
в) Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоба.
г) Кисть художника передала те места, где бывал Тургенев.
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию называется _______________.
Правильный ответ: информативность

2. _______________ информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения.
Правильный ответ: подтекстовая

3. Синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность, называется ________________. Наличие ______________ еще не гарантирует целостности текста, но зато отсутствие первой, несомненно, обеспечит и отсутствие второй.
Правильный ответ: связность, связности

4. Первый этап работы с текстом называют ___________(таким) чтением.
Правильный ответ: ознакомительным

5. Такой вид чтения, как ______________ (или аналитическое), требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой.
Правильный ответ: углубленное

6. Сложность ___________(такого) чтения в том, что редактор, как и автор, привыкает к тексту, и вероятность пропустить погрешности повышается.
Правильный ответ: шлифовочное

7. Изменение текста в целях совершенствования его формы и содержания называется _________.
Правильный ответ: правка

8. Есть два ее вида: корректорская и редакторская. Это последний этап работы с текстом, и осуществляется она непосредственно перед публикацией _______________.
Правильный ответ: правка-вычитка

9. Более сложного вмешательства в текст требует такая правка _____________. Как видно из названия, ее цель – уменьшить объем текста.
Правильный ответ: правка-сокращение

10. Наиболее распространенный и разнообразный по количеству операций вид правки – это ____________. Она применяется тогда. Когда авторский вариант приемлем по форме и содержанию, но нуждается в разнообразных исправлениях.
Правильный ответ: Правка-обработка

11. Наиболее глубокие преобразования формы текста при сохранении и уточнении содержания производится при таком виде правки___________.
Правильный ответ: правка-переделка

12. Действием этого закона логики ________ обеспечивается такое неотъемлемое качество текста, как смысловая целостность, его содержательное единство.
Правильный ответ: тождества

13. Соблюдение закона ____________ обеспечивает такие смысловые качества текста, как последовательность и непротиворечивость.
Правильный ответ: противоречия

14. Закон _____________, четвертый основной закон логики, контролирует убедительность, доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Правильный ответ: достаточного основания

15. Первое золотое правило редактирования: «Не знаешь - _______: можешь оказаться в глупом положении». Это относится прежде всего к автору, но и к редактору тоже.
Правильный ответ: не пиши

16. Суть этого метода проверки факта в том, чтобы наглядно представить себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением, и, если надо, найти факты, противоречащие тексту _________________.
Правильный ответ: конкретизации представления

17. Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о принципе _____________ цифр.
Правильный ответ: сопостовимости

18. Этот вид фактического материала подразумевает включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с ________ имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения.
Правильный ответ: цитатой

19. Термин _______в переводе с латыни означает «составление». ___________ текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.
Правильный ответ: композиция, композиция

20. Способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих называется _________.
Правильный ответ: повествование

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отметьте определение медиатекста:
а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме;
б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности;
в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
Правильный ответ: Б

2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится:
а) медийность,
б) гипертекстуальность,
в) динамический характер,
г) специфика средств создания,
д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка,
е) многоплановость, многомерность.
Правильный ответ: Д

3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат:
1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»;
2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»;
3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»;
4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций».
а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А.
б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я.
Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в).

4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина):
а) языковое наполнение,
б) динамический характер,
в) многомерность,
г) социально-регулятивная природа.
Правильный ответ: В.

5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста?
а) канал распространения;
б) способ производства;
в) форма создания и воспроизведения;
г) информационная насыщенность;
д) функционально-жанровый тип текста;
е) тематическая доминанта.
Правильный ответ: Г.

6. К основным типам медиатекстов не относится:
а) новости,
б) пародия,
в) информационная аналитика,
г) реклама.
Правильный ответ: Б.


7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской)
а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий

б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную
в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки
г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте
Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1).

8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные:
а) рекламный текст; в) газетный текст;
б) фотография; г) радиотекст.
Правильный ответ: А, Б, Г.

9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами:
а) идеологемы, в) стилевые черты,
б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды.
Правильный ответ: В.

10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода.
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: Г.

11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции:
а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч.
б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк
Правильный ответ: Г.

12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: А.

13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»:
а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума;
б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный);
в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность.
Правильный ответ: А.

14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный от: Б.

15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой):
а) выявленность автора; в) выразительность;
б) удельный вес; г) степень сложности.
Правильный ответ: А, Б, Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются:
Правильный ответ: смысловая завершенность, связность

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:
Правильный ответ: в конце ХХ века

3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока?
Правильный ответ: верно

4. Медиатекст принадлежит сфере:
Правильный ответ: сфере СМИ

5. Фоновые знания это:
Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста.

6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»:
Правильный ответ: интертекстуальность.

7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи:
Правильный ответ: мультимедийность.

8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет):
Правильный ответ: конвергентность.

9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности:
Правильный ответ: нарративный анализ.

10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются:
Правильный ответ: культурным контекстом.

11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата:
Правильный ответ: стилистический анализ.

12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста:
Правильный ответ: контекстуальный анализ.

13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется:
Правильный ответ: интенция.

14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов):
Правильный ответ: телевидение, Интернет.

15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает:
Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Творческий проект
(форму выбирает студент: лонгрид, реферат, эссе или др.)
ЗНАЧЕНИЕ РЕДАКТОРСКОГО ОПЫТА ПИСАТЕЛЕЙ И ПУБЛИЦИСТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЕДАКТОРА

Теоретические вопросы изучения
1. Опыт и традиции редактирования в литературной практике русских писателей, их редакторское мастерство.
2. Русские писатели-классики о литературной работе, о совершенствовании языка и стиля литературного произведения.
3. Современные редакторы об опыте своей работы.
Рекомендуемая литература
1. Аверченко А. Хлопотливая наука (История одного рассказа). М., 1991.
2. Брагинский А. Как я стал Карасевым // Журналист. 2001. №7.
3. Вьюкова Н.Б. 85 радостей и огорчений: Размышления редактора. М., 1986.
4. Галь Н. Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. М., 1979.
5. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л., 1989.
6. Есин Б. Чехов-журналист. М., 1990.
7. Западов А.В. От рукописи к печатной странице: О мастерстве редактора. М., 1982.
8. Кольцов М. Писатель в газете. М., 1961.
9. Крюков М. По заданию редакции. М., 1986.
10. Летов Б.Д. Короленко – редактор. Л., 1961.
11. Ланда Е. Мелодия книги: Александр Блок - редактор. М., 1982. С. 141.
12. Паустовский К.Г. Золотая роза. М., 1998.
13. Рисс О.В. У слова стоя на часах. М., 1989.
14. Рисс О.В. Что нужно знать о корректуре. М., 1980.
15. Рождественская К.В. За круглым столом: записки редактора. М., 1962.
16. Симонов К.М. Разговор с товарищами: Воспоминания. Статьи. Литературные заметки о собственной работе. М., 1970.
17. Твардовский А. Письма о литературе. М., 1985.
18. Теория и практика редактирования: Хрестоматия // Под ред.Н.М. Сикорского. М., 1968.
19. Толстой – редактор: Публикация редакторских работ Л.Н. Толстого. М., 1965.
20. Чуковская Л.К. В лаборатории редактора. М., 1960.
21. Чуковский К. Критические рассказы. М., 1990.
22. Сайт о редактировании и редакторах. Составитель А.Э. Мильчин. http://editorium.ru/index/93/

Примечание. При подготовке проекта можно использовать любую другую литературу.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестра экзамена и 8 семестра зачета.
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце каждого семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Малычевой Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2012
Л1.2 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сбитнева, А.А. Основы литературного редактирования: история, теория, практика: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435097
Л2.2 авт.-сост. Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова ; под ред. Е. В. Лукашевич Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Былинский, К.И. Литературное редактирование : учебное пособие Флинта, 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103355
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э4 курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Редактирование медиатекста» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Редактирование медиатекста", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:

а) выполнение тестовых заданий (5,6 семестры)
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.
б) проведение коллоквиума (5 семестр)
Практические занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. От семинара коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
Цель коллоквиума – обсуждение проблем современной медиастилистики на основе анализа самостоятельно подобранных научных источников, в которых исследуются понятия «медиастилистика», «стиль СМИ», «публицистический стиль», «смешение стилей», «разностильность» и т.п., написание реферата, в котором анализируются отдельные аспекты исследования обозначенных выше понятий.
Задачи коллоквиума:
– углубление и расширение знаний студентов по самостоятельно изученным проблемам стилистических особенностей медиатекста;
– развитие способности эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности;
– расширение знаний студента об особенностях массовой коммуникации, о содержательной и структурно-композиционной специфике журналистских публикаций, технологии их создания;
– развитие навыков реферирования, научно-практического исследования, самостоятельной подготовки и выступления с сообщением;
– совершенствование опыта работы с источниками информации, оформление рефератов, сообщений.
Функции коллоквиума:
– мотивационно-организующая – инициирует самостоятельную работу студентов, предполагает их активное участие в освоении учебного курса и первоисточников;
– контрольно-обучающая – создаёт условия для диагностики владения определенным теоретическим и практическим материалом (поиск научных источников, научная дискуссия, подготовка реферата, сообщения и т.д.).
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым не запланированы практические занятия.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
в) подготовка реферата (5,6 семестр)
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1) Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2) Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
 выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
 сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
 анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
 сообщение о предварительных результатах исследования;
 литературное оформление исследовательской проблемы;
 обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования; основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы; заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3) Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке: знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу); обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4) Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен: систематизировать его по разделам; выдвинуть и обосновать свои гипотезы; определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; окончательно уточнить структуру реферата.
5) Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику; писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод); соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Требования к оформлению: наличие титула, 5 страниц текста (компьютерный набор, интервал одинарный, кегль 12). Список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа, дать в конце реферата, ссылки в тексте на источник оформлять по типу [Сметанина 2002, с. 104]; [Сметанина 2002, www].
г) Эссе (продуцирование публицистического текста) (5,6 семестр)
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Требования к оформлению текста:
- объем – 3 страницы компьютерного текста без титульного листа (кегль 12 через 1,5 интервала);
- на титуле указать Ф.И.О., номер группы, конкретизированную тему, жанр;
- на титуле в виде примечания 7 – 10 строк (10 кеглем с одинарным интервалом) дать характеристику выбранного жанра со ссылкой на использованный источник.
д) выполнение контрольной работы
5 семестр: «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей разных типов СМИ» по следующей схеме:
1) Студенты самостоятельно подбирают СМИ (печатное, ТВ, радио, интернет-СМИ), дают его общую типологическую характеристику с учетом целевой аудитории (см., например: http://www.media-atlas.ru/).
2) В практической части: подбирают не менее 10 медиапродуктов выбранного СМИ, относящихся к его базовому контенту (публикации, телесюжеты, радиосюжеты и др.). Проводят анализ коммуникативно-стилистических особенностей, которые используют журналисты, выявляют типичные для данного СМИ особенности, подтверждают примерами из медиатекстов, обозначая их функции.
3) Готовят письменное резюме, в котором на основании обобщения выявленных особенностей характеризуют специфику стиля и медиакоммуникации выбранного СМИ, формулируя рекомендации журналистам (не менее 2 страниц текста 12 кегль одинарный интервал).
4) Обязательна мультимедийная презентация (не более 10 слайдов).
6 семестр: «Редакторский анализ текста»:
1) Студенты самостоятельно подбирают медиатекст из материалов районных СМИ (http://www.altairegion22.ru/info/mass-media/line02/regions_paper/).
2) Последовательно выполняют все виды редакторского анализа по методикам, освоенным в ходе практических занятий.
1. Постижение смысла текста.
2. Исследование логических качеств текста.
3. Редакторское исследование композиции текста.
4. Редактирование способов изложения.
5. Стилистическая правка текста.
6. Оценка фактического материала.
3) Формулируют письменное заключение, в котором характеризуют замечания по редакторскому анализу и дают рекомендации по устранению замечаний.
4) Обязательна мультимедийная презентация редакторского анализа.

4. При реализации учебной дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет (5 семестр).
Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для стилистического анализа. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов – «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».

6. Экзамен (6 семестр).
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Экзамен производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в экзаменационный билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для редакторского анализа.