МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Журналистика и общество

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 150 150 150 150
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Журналистика и общество

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» являются: формирование базовых представлений о мировых тенденциях цивилизационного развития, актуальных глобальных проблемах человечества и России и предлагаемых путях их решения, представлений об основных дискуссионных темах, обсуждаемых среди специалистов, общественных и культурных деятелей, формирование умения адекватно оценивать связанные с данными глобальными проблемами явления общественной жизни страны и мира и представлять их в средствах массовой информации.


Задачами изучения данной дисциплины являются:
- ознакомление учащихся с основными проблемами современного этапа цивилизационного развития, наиболее важными и дискуссионными аспектами процесса глобализации, кардинально меняющего облик современного мира;
- выявление многоуровневости большинства социальных проблем (от глобального до локального уровня) и квалифицированного представления их в журналистских материалах;
- раскрытие профессионально-этической ответственности журналиста, обращающегося к данной тематике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Сущность и основные проблемы глобализации
1.1. Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации Лекции 9 1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: ·1 Краткую историю создания ТНК ·2 Основные направления деятельности ·3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) ·4 Освещение в СМИ Практические 9 1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Геополитический аспект глобализации. Основные теоретические разработки в данной сфере Лекции 9 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Посмотреть фильм «Дух времени» (2011 г.). Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: ·1 Каковы главные идеи авторов фильма? ·2 С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? ·3 Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? Практические 9 1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа Лекции 9 1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Посмотреть лекцию М. Делягина «Глобализация и СМИ». Подготовиться к дискуссии по вопросам: Каковы основные тезисы позиции автора? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свое мнение. Являются ли тенденции, отмеченные М. Делягиным, необратимыми? В какой мере СМИ становятся актором глобального управления, по мнению Делягина? Практические 9 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Формы и акторы глобального управления. Необходимость глобального управления, его основные модели, их обоснование Лекции 9 1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную участию и роли России в одной из крупных международных организаций (ООН, ВТО и пр.). Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: ·1 полнота раскрытия темы; ·2 логика изложения; ·3 приемы и методы аргументации, ·4 язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального «рейтинга». Практические 9 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: · Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? · Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? · Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? · Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? · Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. Сам. работа 9 30 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: ·1 общая характеристика данного направления; ·2 цели и задачи; ·3 место в современной экономике и производстве; ·4 вклад в природо-/ресурсосбережение; ·5 тенденции развития Сам. работа 9 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Изучить работу Ж. Аттали «Линии горизонта» и статью-рецензию на данную книгу Ж. Левалуа «Сочти число зверя» (см. на сайте электронного курса). Провести сравнительный анализ книги и рецензии, написать на этом основании собственную статью-рецензию. Сам. работа 9 20 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2.Основные глобальные проблемы современности и пути их решения
2.1. Идеология глобализации (Ж. Аттали, Ф. Фукуяма, З. Бжезинский и др.). Постмодернизм как мировоззренческая основа глобалистской культуры. Антиглобалистское движение; его социальная и идейная неоднородность. Лекции 9 2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: ·1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? ·2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? Практические 9 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Меры по снижению антропогенной нагрузки на природу: технологические, юридические, образовательные Динамика роста вооружений за последние столетия. Предпринимаемые меры, их эффективность. Миротворческое движение в 20 веке, его сегодняшнее состояние. Лекции 9 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Найти сайт одной из известных антиглобалистских организаций/ одного из известных движений за мир, а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: ·6 Краткую историю создания ·7 Основные направления деятельности ·8 Главные результаты ·9 Общественные мнения по поводу ее деятельности Практические 9 2 Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Мировой социальный кризис и проблема бедности. Негативные последствия развития техники и новых технологий. Информационно-коммуникативная революция как радикальное изменение средств и форм коммуникации и обмена информацией. Лекции 9 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Подготовить доклад/презентацию по проблеме, связанной с этнонациональными конфликтами (включая проблемы миграции) и попытками их решения на международном уровне. Практические 9 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.7. Экологический и ресурсный кризисы как отражение техногенно-потребительской ориентации современной цивилизации. «Вызов» современной цивилизации. Основные экологические проблемы, их причины. Предпринимаемые меры по снижению антропогенной нагрузки на природу.Мировые экологические стратегии и их реализация Лекции 9 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Подготовить доклад/презентацию одной из природосберегающих/ресурсосберегающих технологий. Осветить следующие вопросы: Появление и этапы развития данной технологии Практические 9 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Важность профессионального представления глобальных проблем мира и страны в средствах массовой информации. Конструктивное участие СМИ в разрешении глобальных проблем и проблем российского государства. Основные функции СМИ в данной сфере: осуществление мониторинга проблем, представление разных точек зрения по проблеме, формирование общественного мнения по проблеме и содействие, таким образом, ее решению. Примеры конструктивной роли СМИ в решении конкретных проблем. Лекции 9 2 Л1.2, Л2.2
2.10. а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: ·5 полнота раскрытия темы; ·6 логика изложения; ·7 приемы и методы аргументации, ·8 язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. Практические 9 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.11. 3. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: • общая характеристика данного направления; • цели и задачи; • место в современной экономике и производстве; • вклад в природо-/ресурсосбережение; • тенденции развития. Сам. работа 9 30 Л1.2, Л2.2
2.12. 4. Написать эссе на тему: "Бедность как глобальная и локальная проблема: роль СМИ в ее решении" Сам. работа 9 50 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=491

Оценка сформированности компетенции ПК-1. Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1.Как осуществляется отбор информации журналистом:
а) по желанию журналиста
б) по указанию редактора
в) с учетом задания и профессионально-этических норм
Ответ: в

Вопрос 2.Что представляет собой источник информации:
а) человек
б) предметно-вещественная среда
в) документ
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 3.В чем реализуется творческая индивидуальность журналиста:
а) в свободе самовыражения
б) в языке и стиле
в) в умении мыслить и делать аргументированные выводы
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 4. Блип-формат это:
а) усиление визуализации
б) то же, что мультимедийность
в) тятотение к краткости и отрывочности
Ответ: в

Вопрос 5. Каковы задачи корпоративных СМИ:
а) сплочение и укрепление коллектива
б) укрепление имиджа организации
в) укрепление связи организации с клиентами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 6. Вопросы в интервью, которые служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему:
а) скользкие
б) уходящие
в) переходные
Ответ: в

Вопрос 7. Одна из основных черт (признак) массовой информации:
а) доступность
б) элитарность
а) закрытость
Ответ: а

Вопрос 8. Первый этап работы над журналистским произведением:
а) сбор информации
б) выбор темы
в) проверка информации
Ответ: б
Вопрос 9. Метатекст – это:
а) образцовый текст какого-либо жанра
б) текст о тексте
в) то же, что и терминология
Ответ: б

Вопрос 10. Журналистику называют «четвертой властью»
а) совершенно справедливо, так как она непосредственно включена в процессы управления в обществе
б) лишь метафорически
в) отчасти справедливо, так как она является промежуточным звеном между обществом и властью и, следовательно, вовлечена в процессы управления
Ответ: в

Вопрос 11. Отношения между журналистикой и властью:
а) носят неразрешимо антагонистический характер, поэтому сми всегда должны вставать в оппозицию к власти
б) неизбежно сводятся к подчинению властями сферы сми, против чего бесполезно бороться
в) включают «вечные» противоречия, которые при твердой и согласованной позиции журналистского сообществе могут быть удержаны в разумных пределах
Ответ: в

Вопрос 12. Наиболее значимой функцией СМИ является:
а) развлекательная
б) информационная
в) культурологическая
Ответ: б

Вопрос 13. Манипуляция сознанием это:
а) жесткое утверждение какого-либо тезиса
б) изменение отдельных взглядов или картины мира реципиента в результате информационного воздействия
в) неявное внедрение установок, выгодных источнику воздействия, но нежелательных для реципиента
Ответ: в

Вопрос 14. СМИ считается таковым, если территориально зона его регулярного действия распространяется до международных масштабов:
а) федеральное
б) транснациональное +
в) региональное
Ответ: б

Вопрос 15. Какие понятия являются общими для журналистской этики и права?
а) демократия и правопорядок
б) обязанность и долг
в) идейность и принципиальность
г) коллективизм и эгоизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. В чем состоит суть пропагандистской функции журналистики?
Ответ: постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенных идей, мнений и ценностей.

2. «Инвестигейтивная журналистика – это____________
Ответ: Современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство

3. Кто автор высказывания: «Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть»?
Ответ: Шарль Монтескье

4. Комплексная проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется ______________
Ответ: фактчекинг

5. Перечислите основные функции журналистики.
Ответ: информационная, коммуникативная, организаторская, рекреативная.

6. Что такое политкорректность?
Ответ: Практика запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для общественных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.

7. «Нетикет» - это __________________
Ответ: термин, появившийся в середине 80-х годов XX века и означающий правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство.

8. Что означает термин «фейк»? «____________»
Ответ: фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в медиапространстве.

9. _______________ – это факты или логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение.
Ответ: аргументы

10. Что такое лид?
Ответ: это первый абзац статьи, расположенный под заголовком (хэдлайном) и выделенный шрифтовыми средствами или пробелом от основного текста

11. Жанры публицистики, в которых анализ является главным методом: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия и др. – это _________________ жанры .
Ответ: аналитические

12. Заголовок на всю ширину газеты/журнала, «шапка» называется______________
Ответ: баннер

13. Часть электронного (гипертекстового) документа, ссылающаяся на другой элемент, это __________________
Ответ: гиперссылка

14. Под «информационной войной» чаще всего понимается ______________
Ответ: коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание

15. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это____________
Ответ: отчет

16. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для жанра_____________
Ответ: репортажа

17. Языковая игра это _____________________
Ответ: намеренное нарушение норм речевого поведения

18. Mass media – это__________________
Ответ: комплекс каналов доставки информации массовому адресату

19. Виртуальная реальность это_____________
Ответ: искусственная (электронная, компьютерная) реальность, созданная техническими средствами и передаваемая человеку через его ощущения.

20. Метод, направленный на исследование жизненного пути отдельного человека – это:____________________
Ответ: биографический метод


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценка сформированности компетенции УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Задача аналитической журналистики:
а) информирование аудитории
б) вызывание эмоционального отклика
в) представление осмысления фактов журналистом и аргументированных выводов
Ответ: в

Вопрос 2.Какие отношения в текстовой деятельности журналиста фокусируются в понятии «тема»:
а) семантические
б) прагматические
в) синтактические
Ответ: а

Вопрос 3.Интервью ориентировано на получение сведений фактологического свойства:
а) информационное
б) развлекательное
в) научное
Ответ: а

Вопрос 4. Главный критерий наделения проблемы статусом «глобальной:
а) возникновение в современную эпоху
б) всемирный масштаб
в) связь с космическими явлениями
Ответ: б

Вопрос 5. Главная угроза современных глобальных кризисов состоит в том, что они:
а) ставят под вопрос само существование человека на планете
б) могут осложнить дальнейший прогресс человечества
в) грозят расслоением человечества
Ответ: а

Вопрос 6. Когда состоялась Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (международный форум по окружающей среде и развитию)
а) 1990 г.
б) 2000 г.
в) 1992 г.
Ответ: б

Вопрос 7. Выберите одно из утверждений:
а) современный экологический кризис сопоставим по масштабам и характеру с аналогичными природными кризисами в прошлом
б) современный экологический кризис принципиально отличается от природных кризисов в прошлом, так носит антропогенный характер
в) современный экологический кризис отличается от природных кризисов в прошлом в основном своими масштабами
Ответ: б

Вопрос 8. Сохранение национальных культур важно (выберите ключевое утверждение):
а) для того, чтобы соблюдать права малых народов
б) для того, чтобы остались их образцы, для возможности всем интересующимся знакомиться с ними
в) для нормального развития человечества в целом (так же, как и сохранение биоразнообразия)
Ответ: в

Вопрос 9. Должен ли журналист обладать достаточными знаниями для квалифицированного анализа основных проблем современности?
а) нет, достаточно привлекать специалистов и представлять их точку зрения
б) да, необходим достаточный уровень знаний по освещаемой проблеме
в) да, но лишь настолько, чтобы знать имена ведущих специалистов
Ответ: б

Вопрос 10: Публикация непроверенных данных (социальных, экономических, экологических и пр.) или поверхностных оценок:
а) не имеет существенных последствий
б) влечет за собой юридическую ответственность редактора и журналиста
в) нарушает профессионально-этическое требование объективности информации
Ответ: в

Вопрос 11. Кто впервые применил компьютерное моделирование для исследования глобальных тенденций мирового развития?
а) Дж.Форрестер
б) А Печчеи
в) Н. Винер
Ответ: а

Вопрос 12. Природосберегающие технологии представляют собой:
а) предмет теоретических исследований, имеющий малую практическую приложимость
б) новую отрасль, только начинающую формироваться в развитых странах
в) активно развивающуюся сферу производства во всем мире, включая Россию
Ответ: в

Вопрос 13. Кто автор первого доклада Римскому клубу «Пределы роста»?
а) Р. Гудлэнд
б) Д. Медоуз
в) А. Печчеи
Ответ: б

Вопрос 14. Автором концепции «Хартленд – Римленд» является:
а) Х.Дж. Макиндер
б) И. Валлерстайн
в) А. Панарин
Ответ: а

Вопрос 15. Какой из признаков ТНК является главным:
а) фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;
б) в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;
в) собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа:

Вопрос 1. Социальная информация – это_______________
Ответ: информация, отражающая факты с точки зрения их общественной значимости

Вопрос 2. Выделяют следующие основные виды источников информации:______________
Ответ: человек, вещественная среда, документ

Вопрос 3.По статусу источника документы подразделяются на_______________
Ответ: официальные, неофициальные

Вопрос 4. Системный подход – это _____________
Ответ: метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, то есть целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Вопрос 5. Аналитик данных (дата-аналитик) – это _________________
Ответ: специалист, который собирает, обрабатывает, изучает и интерпретирует данные, которые используются, в том числе, при создании журналистских материалов

Вопрос 6. Журналистика данных – это __________________
Ответ: направление в журналистике, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала.

Вопрос 7. OSINT (Open Source Intelligence) – это ____________________э
Ответ: открытые данные в контексте журналистики

Вопрос 8. Метод эксперимента в журналистике – это ___________
Ответ: искусственное создание, моделирование журналистом обстоятельств, позволяющих выявить скрытые закономерности, конфликты, найти способ решения назревшей в обществе проблемы.

Вопрос 9. Глобализация – это____________
Ответ: процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации..

Вопрос 10. Мульти¬куль¬ту¬ра¬лизм — это ________________
Ответ: политика, направленная на сохранение и развитие культурных различий, а также теория, ее обосновывающая. Мульти¬куль¬ту¬ра¬лизм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.

Вопрос 11. Антропогенная нагрузка – это ___________
Ответ: степень прямого или косвенного воздействия человека и его хозяйствования на окружающую природу или на отдельные ее экологические компоненты и элементы.

Вопрос 12. Глобальные проблемы – это __________
Ответ: проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Вопрос 13. Термин «глокализация» означает:_________________
Ответ: «подстраивание» глобализационных процессов под региональные формы

Вопрос 14. Автор концепции «конца истории» - это ______________
Ответ: Ф. Фукуяма

Вопрос 15. Введенный Конференцией по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, термин "sustainable development" (устойчивое развитие) означает ________________
Ответ: сбалансированное развитие, которое сохраняет природу и не ставит под угрозу благополучие будущих поколений

Вопрос 16. Коэволюция человека и природы означает_____________
Ответ: взаимную адаптацию совместно эволюционирующих природных и социальных систем

Вопрос 17. Антиглобализм представляет собой _______________
Ответ: теоретические разработки и разнородные социальные и политические движения, выступающие за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами

Вопрос 18. Изменение климата – это
Ответ: колебания климата Земли в целом или отдельных её регионов, выражающиеся в статистически достоверных отклонениях параметров погоды от многолетних значений

Вопрос 19. Термин «глобальная деревня» ввел ___________
Ответ М. Маклюэн

Вопрос 20. Мировое сообщество – это __________
Ответ: термин, используемый для обозначения глобальной совокупности наций, правительств, организаций, которые сотрудничают между собой с целью принятия решений в интересах мира и стабильности в мире.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Сравните различные подходы к оценке сущности и результатов глобализации.
2. Охарактеризуйте экономический аспект глобализации, включая понятие транснациональной корпорации (ТНК), критерии ТНК.
3. Приведите примеры ведущих ТНК и их представления в современных СМИ.
4. Какие основные геополитические процессы (тенденции, конфликты) сегодня находятся в поле внимания СМИ?
5. Что представляют собой течения атлантизма и мондиализма?
6. Культурный и идеологический аспекты глобализации; основные тенденции и противоречия.
7. Дайте общую характеристику течению антиглобализма.
8. Какие основные глобалистские идеи отражены в работах Ж. Аттали, Ф. Фукуямы, З. Бжезинского?
9. Перечислите основные пункты критики глобализма в работах Дж. Грея; охарактеризуйте его публикацию «Гуманизм — это суеверие».
10. Назовите основные направления деятельности ООН. Как эта деятельность освещается в российских и зарубежных изданиях?
11. Назовите основные направления деятельности ЮНЕСКО .
12. Когда была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО? Какие территории Алтая, включены в Список ЮНЕСКО?
13. Перечислите глобальные проблемы человечества на современном историческом этапе, их взаимосвязь.
14. Охарактеризуйте основные аспекты проблемы бедности и социального расслоения. Какие из этих аспектов чаще отражаются в журналистских публикациях?
15. Назовите тенденции и проблемы, связанные с развитием техники и технологий на примере цифровизации журналистики
16. В чем состоят проблемы межкультурного взаимодействия? Роль СМИ в разрешении/усугублении этих проблем.
17. Перечислите истоки и аспекты глобального экологического и ресурсного кризисов. Какие из них чаще отражаются в СМИ?
18. Назовите виды деятельности, оказывающие максимальное воздействие на окружающую среду. Приведите пример публикации на эту тему.
19. Оцените публикацию Юбилейного доклада Римского клуба
20. Охарактеризуйте роль СМИ в решении глобальных проблем человечества

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализировать предлагаемую журнальную/газетную публикацию, посвященную одной из наиболее актуальных проблем человечества, включая социальную значимость темы, наличие авторской позиции и ее аргументированность.
2. Приведите пример того, как СМИ содействовали решению серьезной проблемы (по выбору)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина, Н.Д. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: М. : Лаборатория книги, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853
Л2.2 Чистяков, Е.Л. Глобальные проблемы в средствах массовой информации : М. : Лаборатория книги, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э4 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на различные подходы к понятию глобализации и на связь основных проблем современности с глобализационными процессами. Изучая вторую часть курса, необходимо прежде всего усвоить тесную взаимосвязь всех глобальных проблем. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом тех или иных акторов глобального управления (ТНК, крупнейших межправительственных и общественных структур и организаций) следует делать акцент на их место и роль в современном обществе. В частности, не ограничиваться, например, констатацией благотворительных акций той или иной ТНК, а попытаться дать оценку общего социального вклада: насколько общая политики ТНК и производимый продукт содействуют роста благосостояния общества. И, наконец, следует обратить внимание, что все задания должны сопровождаться медиа-иллюстрациями рассматриваемой темы (примерами статей, ТВ-передач, ЖЖ и блогов, обсуждений в соцсетях и пр.)
Самостоятельная работа. В данном курсе они нацелены на углубление общих представлений о текущем состоянии глобализованного мира; о позитивных и негативных трендах современной цивилизации. Поэтому указанные источники следует изучать очень детально, не ограничиваясь предложенными опорными вопросами, но формулируя собственные вопросы и отвечая на них.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает, как минимум, хорошее знание материала, даваемого на лекциях, как максимум – знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.