МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиабизнес

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv42_03_02_Журналистика_УЖ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиабизнес

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов;
формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка;
овладение основами редакционного менеджмента;
выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации элементов авторского или коллективного практико-ориентированного медиапроекта
ПК-3.1 Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа
ПК-3.3 Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико ориентированный медиапроект (или его элементы)
ПК-3.4 Готовит к реализации практико ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ
1.1. Журналистская информация как товар. Аспекты и структура информационного рынка Лекции 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Инновации как инструмент стратегического управления. СМИ как субъекты инновационного предпринимательства Практические 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методика составления бизнес-план как инструмента финансирования редакции Практические 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Структура бюджетирования издания: расходная часть бюджета (общередакционная и издательская), доходная часть бюджета, реализация тиража, выручка от реализации тиража Сам. работа 9 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Рынок периодических изданий, рынок покупателей (потребителей) информации, редакционно-издательский маркетинг Лекции 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Редакционный менеджемент
2.1. Система методов управления редакцией (организационные, психологические и экономические методы управления, их специфика) Практические 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Специфика журналистского труда. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста. Комплексный, многофункциональный характер его труда Лекции 9 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Эссе на тему: «Роль редакционного менеджера в предотвращении этических нарушений» Сам. работа 9 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации; стратегию диверсификации Лекции 9 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Методология экономического планирования медиапроекта Практические 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Работа в группах на протяжении семестра. Экономические особенности мировых СМИ Сам. работа 9 72 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-3 Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие 4 основных метапроцесса в мире оказывают существенное влияние на формирование современности?
А. Глобализация
Б. Индивидуализация
В. Медиатизация
Г. Объективация
Д. Коммерциализация
Правильный ответ: А, Б, В, Д

2. Роль медиакратии в современном мире обусловлена следующими факторами:
А. Усиливающаяся концентрация и монополизация СМИ и растущее влияние медиаконцернов на политические процессы и формирование информационной повестки дня, а в результате – на формирование общественного мнения и поведение аудитории
Б. культурно-историческое развитие журналистики и медиаиндустрии, которое характеризуется усилением отрыва от интересов аудитории
В. Бесконечный рост медиаконтента
Г. Высокая степень доверия средствам массовой информации
Правильный ответ: А, Б, Г

3. Медиапредприятия в социуме одновременно представляют собой:
А. Экономические субъекты
Б. Политический институт
В. Культурный институт
Г. Все перечисленное
Правильный ответ: Г

4. Какие сегменты (секторы), связанные с теми или иными каналами распространения информации или медианосителями, выделяются на российском медиарынке:
А. Газетный и журнальный рынок (традиционные медиа),
Б. Рынок радио, ТВ, интернет (электронные медиа)
В. Рынок новых медиа, к которым относят спутниковое и кабельное платное ТВ, IPTV, мобильное телевидение, интернет-коммуникации.
Г. Все перечисленное
Правильный ответ: Г

5. Для медиабизнеса аудитория – это…
А. Потребитель контента
Б. Что-то непонятное
В. Товар (для рекламодателей)
Правильный ответ: А, В

6. Причины изменений в медиапотреблении современных россиян:
А. Появление новых форматов
Б. Поколенческий сдвиг
В. Рост цифровизации медиа
Г. Влияние рынка рекламы на все медиапродукты
Г. Все перечисленное
Правильный ответ: Г

7. Укажите возможные способы монетизации информационных услуг:
А. Монетизация медиаконтента
Б. Рекламный
В. Благотворительный
Г. Инвестиционный
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д

8. Какие из перечисленных ниже характеристик важны для аудитории СМИ?
А. Социально-политические
Б. Возрастные
В. Экономические
В. Социокультурные
Г. Все перечисленные
Правильный ответ: Г

9. Назовите функции, которые присущи всем медиа:
А. Коммуникативная
Б. Информационная (информативная)
В. Номинативная
Д. Ценностно-ориентирующая
Правильный ответ: А, Б, Д

10. Система СМИ может быть функциональной только при наличии современной инфраструктуры или подсистемы жизнеобеспечения СМИ. К ним относятся:
А. Производителей информационных полуфабрикатов (информационные агентства и ленты новостей)
Б. Производящие студии (studio production)
В. Дистрибуторские и экспедиторские, логистические компании, распространяющие информационную продукцию по регионам страны;
Г. Рекламные службы и PR-агентства, обеспечивающие приток заказов;
Д. Рейтинговые и исследовательские службы, измеряющие спрос на те или иные услуги.
В. Все перечисленные
Правильный ответ: В

11. Рыночный характер медиаотрасли означает, что все её элементы можно представить в виде товара и приобрести в ходе сделки. Какие медиапродукты могут в этом случае являются товаром?
А. Информация текстовая и визуальная
Б. Графика и видео
В. Программы и печатная продукция
Г. Творческие способности (таланты)
Д. Авторские права
Е. Возможность в будущем (фьючерс) издать книгу, выпустить диск и т.п.
Ж. доступ к целевой аудитории, в которой заинтересованы рекламодатели и спонсоры
З. Все перечисленные
Правильный ответ: З

12. Назовите критерии, на основе которых на российском медиарынке определяются типы СМИ:
А. Материально-техническая форма (печатные, электронные)
Б. Периодичность выхода
В. География распространения (общенациональные, региональные, муниципальные и т. д.)
Г. Типы собственников (государственные, частные, общественные)
Д. Экономические интересы (коммерческие, некоммерческие)
Е. Целевая аудитория (возраст, пол, социальный статус, профессия и т. д.)
Ж. Функции контента (новостные – развлекательные).
З. Все перечисленные
Правильный ответ: З

13. Выделите критерии, которые отличают традиционные СМИ от новых:
А. Строгое разделение на технические тип
Б. Ориентация на однонаправленную коммуникацию и пассивную массовую аудиторию
В. Отсутствие технических возможностей для аудитории взаимодействовать с производителями контента или самой творчески (со)участвовать в его создании/развитии
Г. Принадлежность владельцев и авторов к специализированным, закрытым от «простых» потребителей информации профессиональным корпорациям.
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д

14. Общей характеристикой PR и рекламы выступает:
А. Жесткий контроль за содержанием
Б. Открытая оплата СМИ
В. Воздействие на общественное мнение
Правильный ответ: В

15. Выберите определения гипертекста:
А. Метод, предложенный как часть программного обеспечения Всемирной паутины (Сети), способ встраивания разнонаправленных ссылок в конкретный цифровой фрагмент в виде закодированного html-документа, отраженного в веб-браузере), связанного с другими аналогичными html-текстами без дополнительной навигации.
Б. Любой текст, который структурирован нелинейно, непоследовательно, не имеет отчетливого начала, середины, конца, в котором читатель имеет контроль над последовательностью получения информации и смыслов.
В. Соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором.
Правильный ответ: А, Б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. ___________________________ – это отдельный сектор национальной экономики, аккумулирующий значительные материальные, финансовые и нематериальные ресурсы. Важнейшей чертой является высокая степень глобализации, что объясняется ее опорой на глобальную теле- и медиакоммуникационную инфраструктуру. М. зависит, с одной стороны, от конвейерного, индустриального производства, с другой – от таланта и креативности работников, создателей медиаконтента и медиаменеджеров, является неотъемлемой частью креативных индустрий. Последнее обстоятельство связано с особенностью медиабизнеса, главным продуктом которого является содержание, что дает исследователям основания называть СМИ индустрией (производства) содержания.
Варианты правильного ответа: медиаиндустрия/ медиаотрасль / отрасль СМИ.

2. Сложная многоуровневая и многовекторная среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами, а также аудиторией, взаимосвязанной и конкурентной системой предприятий медиарынка (включающего в себя как отдельные типологические сегменты традиционных СМИ и новых медиа – прессу, телерадиовещание, онлайн-СМИ, так и инфраструктурные предприятия, то есть производящие компании), определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг, - это…
Правильный ответ: медиасистема

3. Район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими государству, той или иной компании, - это…
Правильный ответ: медиарынок / рынок медиа

4. Процесс использования медиакоммуникационных технологий и ресурсов аудиторией для потребления, а также распространения и производства медиаконтента – это ___________________. Характеризуется как количественными (структура, объем), так и качественными (активность, мотивации, вовлеченность и др.) показателями. Становится социально влиятельным процессом. У различных групп аудитории может существенно различаться в зависимости от географического региона, возраста, поколения, пола, дохода, образования, уровня медиаграмотности, стиля жизни и др.
Правильный ответ: медиапотребление

5. Важнейшим положением, на котором базируется современная медиаэкономика, является положение о том, что индустрия СМИ является нетипичной, поскольку СМИ производят свой продукт для того, чтобы он один действовал одновременно на двух рынках – __________________.
Варианты правильного ответа: товаров и услуг / услуг, товаров

6. Всё функциональное многообразие современных медиа объединено двумя сложившимися исторически платформами: ____________________. К первой технологической платформе относят ежедневные газеты, еженедельники, журналы, альманахи, информационные бюллетени, разного рода брошюры и иногда книжные издания. Ко второму типу относят радио, телевидение и интернет. В последние десятилетия между двумя технологическими платформами идут процессы взаимопроникновения и конвергенции, приводящие к новым медийным продуктам. О каких технологических платформах (типах) идет речь?
Правильный ответ: печатные и аудиовизуальные СМИ.

7. В медиаиндустрии для обозначения интеграции, слияния информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) медиапродуктов в единый информационный продукт используется термин ______________________.
Варианты правильного ответа: конвергенция / медиаконвергенция

8. Этот термин традиционно связывают с обозначением фигуры получателя сообщения в линейной модели коммуникации, самостоятельного участника процесса массовой коммуникации, а также используют для наименования совокупности людей, к которым обращаются различные средства массовой коммуникации; тех, кто получает и воспринимает обращенную к читателю, слушателю, зрителю или пользователю информацию. Это …
Правильный ответ: аудитория / целевая аудитория

9. Процесс перевода информации в цифровую форму, сопровождающийся внедрением в обиход цифровой техники и технологий и вызывающий соответствующие социально-экономические изменения, - это…
Правильный ответ: цифровизация

10.________ – тип медиа, одновременно обладающих тремя ключевыми характеристиками: массовостью, направленностью и периодичностью. Под массовостью подразумевается потенциальная множественность контактов с потребителями, что обеспечивается широким техническим охватом канала и/или тиражностью носителя. Направленность – наличие целевой аудитории, обладающей набором конкретных характеристик. Периодичность – регулярность публикации контента.
Варианты правильного ответа: СМИ / средства массовой информации

11. Организованная творческая структура, состоящая из определенного числа сотрудников и производящая медиапродукты для регулярного (ритмичного) представления массовой аудитории любыми способами и с помощью любых средств, - это…
Варианты правильного ответа: редакция СМИ / редакция

12. _______________– совокупность содержательно-стилевых характеристик, присущих конкретному медиа (в том числе СМИ) или отдельным единицам контента. В отличие от медиажанров, имеющих ограниченный ряд общих постоянных признаков, обладает неограниченным и переменным рядом уникальных признаков. По этой причине в разных профессиональных медиасообществах, как правило, используется конвенционально признаваемый перечень жанров, но отсутствует какой-либо конечный перечень __________, поскольку он постоянно увеличивается и потенциально бесконечен
Варианты правильного ответа: медиаформат / формат

13. Система моральных принципов и стандартов поведения журналиста, регулирующих его профессиональную деятельность; область этики, изучающая нормы, ценности, правила, стандарты творческого поведения в журналистской среде; одна из форм саморегулирования профессиональной деятельности, где субъектом и объектом одновременно выступает профессиональное журналистское сообщество, - это…
Правильный ответ: профессиональная этика

14. Творческая деятельность журналиста в классической модели массовой коммуникации предполагает сочетание трех видов активности – …
Правильный ответ: авторской, редакторской и организаторской

15. _________________ – обучение, направленное на развитие медиакомпетентности, критического и вдумчивого отношения к медиа с целью воспитания гармонически развитых граждан, способных формировать собственное мнение на основе доступной им информации. Приобретает актуальность в связи с возрастающим медиапотреблением и влиянием медиа на поведение и убеждения людей. Критическое отношение к современному медиаландшафту, умение ориентироваться в медиа, возможность самореализации в информационном смысле становятся важными компетенциями современного человека.
Правильный ответ: медиаобразование

16. Главная задача медиаобразования – развитие и повышение ______________________.
Правильный ответ: медиаграмотности


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в конце семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.2 Е. Л. Вартанова Основы медиабизнеса : учеб. для вузов : М. : Аспект Пресс, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104058
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко, Н.П. Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э4 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.