МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 12 18 18 18
Практические 6 12 18 18 18
Сам. работа 96 165 153 261 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 0 216 216 324 216

Программу составил(и):
к. искусствоведения, доцент, Г.Д. Булгаева

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, И. В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Изучить основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии
2. Рассмотреть художественное своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии, художественную специфику и своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владения основной терминологией по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,методами анализа художественного своеобразия по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы изучения курса истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
1.1. Историография изучения раннехристианского искусства Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эстетика раннехристианского искусства Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Византии V-VI веков
2.1. Технология византийской мозаики. Мозаики Равенны Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Декоративно-прикладное искусство Византии V - VI веков Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Искусство Византии VII - VIII веков
3.1. Иконоборческий период в развитии искусства Византии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Живопись эпохи иконоборчества Сам. работа 2 60 Л1.1, Л2.1
3.3. Светские сюжеты в искусстве Византии Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Искусство Византии IX - X веков
4.1. Монументальная живопись Византии IX - X веков Практические 2 18 Л1.1, Л2.1
4.2. Развитие архитектуры Византии IX - X веках Лекции 2 10 Л1.1, Л2.1
4.3. Декоративно-прикладное искусство Византии IX - X веков Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Искусство Византии XI - XII веков
5.1. Монументальная живопись Византии XI - XII вв. Сам. работа 2 21 Л1.1, Л2.1
5.2. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Хронологические рамки раннего христианства?
а) I-IV вв.; б) III-V вв.; в) I-X вв.; г) V-X вв.
Ответ: а.
2 Храмы Раннехристианского периода, которые в плане имели прямоугольную форму.
а) Базилики; б) Крестовокупольные; в) Центричные.
Ответ: а.
3 Когда появляется нимб в изображениях Иисуса Христа?
а) с самых первых изображений; б) IV в.; в) Х в.
Ответ: б.
4 Раннехристианское искусство было преимущественно…
а) реалистичным; б) иллюстративны: в) символистским.
Ответ: в.
5 Символ Христа в Раннехристианском искусстве?
а) Лев; б) Рыба; в) Голубь.
Ответ: б.
6 Какого сюжета с изображением Богоматери не было в Раннехристианском искусстве?
а) Благовещение; б) Рождество Христово; в) Поклонение волхвов; г) Всем скорбящим радость.
Ответ: г.
7 Когда начались полномасштабные исследования Раннехристианских катакомб?
а) во времена Ренессанса; б) после Первой мировой войны; в) в XIX веке.
Ответ: в.
8 Самый распространенный тип Раннехристианской скульптуры?
а) монументальные статуи; б) портреты; в) рельефы саркофагов.
Ответ: в.
9 Какое влияние на Раннехристианское искусство оказала античная культура?
а) существенное; б) не оказала никакого влияния; в) оказала несущественное влияние.
Ответ: а.
10 Что символизирует изображение якоря в искусстве христианских катакомб?
а) твердость веры; б) святость; в) надежда.
Ответ: в.
11 Что символизирует изображение голубя в искусстве христианских катакомб?
а) торжество христианства; б) Святой Дух; в) символ Христа.
Ответ: б.
12 Что символизирует изображение павлина в искусстве христианских катакомб?
а) бессмертие; б) гордыня; в) власть.
Ответ: а.
13 Какой из перечисленных символов имеет не эллинское, а восточное происхождение?
а) якорь; б) голубь; в) павлин; г) рыба.
Ответ: г.
14 Какой иконографический тип Богородицы встречается в искусстве христианских катакомб?
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: б.
15 Один из распространенных сюжетов искусства христианских катакомб, заключающийся в изображении групп верующих, собравшихся для молитвы и вкушения пищи.
а) Агапа; б) Тайная Вечеря; в) не выявленный сюжет.
Ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Систематизация и классификация типологических черт изображения повторяющихся тем, сюжетов, персонажей.
Ответ: иконография.
2 Символическое изображение Иисуса Христа в образе юноши, несущего на своих плечах заблудшую овцу.
Ответ: Добрый Пастырь.
3 Какой античный персонаж в Раннехристианском искусстве изображался в качестве символа Христа?
Ответ: Орфей.
4 Изображение какого цветка символизирует чистоту в искусстве христианских катакомб?
Ответ: лилия.
5 Что символизирует изображение феникса в искусстве христианских катакомб?
Ответ: воскресение.
6 Изображение какой птицы символизирует юность в искусстве христианских катакомб?
Ответ: орел.
7 Что символизирует оливковая ветвь в искусстве христианских катакомб?
Ответ: вечный мир.
8 Варианты символа евхаристии в искусстве христианских катакомб?
Ответ: виноградная лоза, корзина с хлебом.
9 Каким термином ученые обозначают катакомбы, в которых проявлялось смешение христианства с различными греческими верованиями и гностицизмом?
Ответ: синкретические катакомбы.
10 Как называются небольшие помещения в катакомбах с захоронениями в стенах?
Ответ: Кубикулы.
11 Что символизирует изображение венка в Раннехристианском искусстве?
Ответ: победа над смертью.
12 Как называется специальное помещение, в котором осуществляется обряд крещения?
Ответ: баптистерий.
13 Архитектурный термин, обозначающий примыкающий к храму пониженный полукруглой формы выступ?
Ответ: апсида.
14 Почему символом Христа стало изображение рыбы?
Ответ: греческое слово «рыба» (ихтис) как аббревиатура фразы: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
15 Каким периодом принято датировать первые христианские саркофаги?
Ответ: конец III века.
16 Материал, из которого изготавливались рельефы на христианских саркофагах?
Ответ: саркофаги были каменными.
17 Сюжеты с каким ветхозаветным пророком были наиболее распространены в рельефах на саркофагах?
Ответ: Иона.
18 При помощи какого инструмента создавались рельефы на саркофагах?
Ответ: бур.
19 Чем отличались саркофаги IV века от более ранних?
Ответ: более крупным рельефом и наличием колон.
20 На каком материале создавались книжные миниатюры во времена раннего христианства?
Ответ: пергамент.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры

1 Хронологические рамки византийского искусства?
а) I-IV вв.; б) I-X вв.; в) IV – середина XV вв.; г) V-X вв.
Ответ: в.
2 Каким временем датируются самые ранние иконы?
а) I в.; б) Х в.; в) VI в.; г) XII в.
Ответ: в.
3 В какой технике были выполнены первые из сохранившихся икон?
а) темпера; б) энкаустика; в) масленая живопись.
Ответ: б.
4 Кто из апостолов-евангелистов, согласно преданию, был первым иконописцем?
а) Матвей; б) Марк; в) Лука; г) Иоанн.
Ответ: в.
5 Поясное изображение Христа с Евангелием и благословляющей десницей.
а) Добрый пастырь; б) Спас Нерукотворный; в) Пантократор.
Ответ: в.
6 Автор трактата «Три письма об иконопочитании»?
а) Иоанн Златоуст; б) Василий Великий; в) Иоанн Дамаскин.
Ответ: в.
7 В какой период византийского искусства была создана Владимирская икона Божьей Матери?
а) Комниновской возрождение; б) Палеологовское возрождение; в) Македонское возрождение.
Ответ: а.
8 Каким хронологическим рамкам соответствует иконоборческий период?
а) 1261—1453; б) 1081—1185; в) VIII — начало IX века; г) IV—VII века.
Ответ: в.
9 Распространены ли монументальные статуи в византийском искусстве?
а) были очень распространены; б) не получили большого распространения.
Ответ: б.
10 Самая ранняя из сохранившихся византийских икон Христа?
а) Спас Златая Риза; б) Христос Вседержитель; в) Спас в Силах.
Ответ: б.
11 Как называется иконография, в которой Богоматерь и Младенец изображены, соприкасающимися ликами?
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: в.
12 Когда темпера окончательно вытеснила энкаустику из византийской иконописи?
а) почти сразу после появления первых икон; б) XI в.; в) XV в.
Ответ: б.
13 Какая перспектива характера для иконописи?
а) линейная; б) обратная; в) воздушная.
Ответ: б.
14 Эмальерное искусство в Византии…
а) было не развитым; б) было очень развитым.
Ответ: б.
15 Изображение Богоматери, указывающей на Младенца с благословляющей десницей.
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: а.

1 Как переводятся три литеры, которые иконописцы в обязательном порядке наносят на нимб Христа?
Ответ: Сущий.
2 Какой вид искусства считается предшественником иконописи?
Ответ: фаюмский портрет.
3 Техника византийских мозаик?
Ответ: прямой мозаичный набор.
4 Как называется иконография Богородицы, изображенной с молитвенно поднятыми вверх руками?
Ответ: Оранта.
5 Как переводится название иконографии Богоматери «Одигитрия»?
Ответ: Путеводительница.
6 Как называется грунт в иконописи?
Ответ: левкас.
7 Как называется украшение иконы, которое покрывает всю живопись кроме изображений ликов и рук?
Ответ: оклад.
8 Как переводится название иконографии Богородицы «Оранта»?
Ответ: Знаменье.
9 Последний период в истории византийского искусства.
Ответ: Палеологовское возрождение.
10 В каком веке был построен храм Святой Софии в Константинополе?
Ответ: VI в.
11 Произведение религиозного искусства, состоящее из нескольких створок с иконами.
Ответ: складень.
12 Что символизирует золотой (желтый) цвет в иконописи?
Ответ: Божественная слава.
13 Что символизирует красный цвет в иконописи?
Ответ: Воскресение.
14 Что символизирует пурпурный цвет?
Ответ: Царский титул.
15 Какие здания религиозного назначения можно рассматривать в качестве предшественников крестово-купольных храмов?
Ответ: баптистерии.
16 Как называется ткань, которую наклеивают на иконную доску до наложения грунта?
Ответ: паволока.
17 К какому иконографическому типу относится Владимирская икона Божьей Матери?
Ответ: Елеуса.
18 Что символизирует белый цвет в иконописи?
Ответ: чистота.
19 Вид композиции в иконописи, в которой изображены одновременно несколько ситуаций, произошедших с одним лицом в разное время?
Ответ: симультанная композиция.
20 Термин иконописи, обозначающий штрихи из сусального золота, наносимые на складки одежд, крылья ангелов и купола храмов?
Ответ: ассист.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Условия возникновения раннехристианского искусства.
2. Античная культура в раннехристианском искусстве.
3. История изучения раннехристианского искусства.
4. Рельефы христианских саркофагов.
5. Живопись римских катакомб. Сюжеты и иконографии.
6. Символика раннехристианского искусства.
7. Раннехристианская базилика. Архитектура раннехристианского храма.
8. Иконография Христа в раннехристианскую эпоху.
9. Иконография Богоматери в раннехристианскую эпоху.
10. Ветхозаветные сюжеты в раннехристианском искусстве.
11. Миниатюры в рукописях раннехристианского периода.

Вопросы к экзамену
1. Периодизация искусства Византии.
2. Декоративно-прикладное искусство Византии.
3. Собор святой Софии в Константинополе: проектирование храма и его архитектурное решение.
4. Архитектурно-художественые особенности крестово-купольного типа храма.
5. Основные иконографические типы в византийской живописи.
6. Светское искусство Византии.
7. Византийский костюм.
8. Мозаики собора святой Софии в Константинополе.
9. Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе.
10. Эстетические основы византийского искусства. Теория образа в византийской эстетике.
11. Памятники книжной миниатюры в искусстве Византии.
12. Архитектура Византии VI – VII веков. Типы храмов.
13. Церковь Сан Витале в Равенне как памятник византийского искусства.
14. Искусство Византии вне пределов империи (Болгария, Сербия, Македония).
15. Культовая и гражданская архитектура палеологовского времени.
16. Монументальная живопись и иконопись периода иконоборчества.
17. Древнейшие иконы Византии (VI – VII века).
18. Эллинистические традиции в живописи периода «Македонского Возрождения».

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Византийская культура globuss24.ru
Э2 Визнтийские мозаики fb.ru
Э3 Искусство мозаики velib.com
Э4 Эл. курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.