Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Ю.В. Кирюшина
1.1. | Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна |
ПК-3.1 | Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса |
ПК-3.2 | Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса |
ПК-3.3 | Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1: Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2: Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3: Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы типографики | ||||||
1.1. | Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. | Лекции | 4 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Понятийно-терминологический аппарат дисциплины | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | Общие законы композиции в типографике | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.6. | Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна | ||||||
2.1. | Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | 4 | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне | ||||||
3.1. | Понятие верстки и модульного проектирования | Практические | 4 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Подготовка текстовой и графической информации к верстке | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Применение HTML для верстки | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Применение CSS для верстки | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.5. | Анализ модульной сетки сайта | Сам. работа | 4 | 17 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9350. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой элемент верстки используется для определения структуры документа и содержит заголовки, абзацы и списки? A) Таблица B) Текстовое поле C) Диаграмма D) Теги разметки (например, HTML-теги) Ответ: D 2.Какой шрифт легче читать в тексте, написанном на экране? A) Курсив B) Полужирный C) Обычный (не курсив, не полужирный) D) Моноширинный Ответ: C 3.Какой из следующих форматов изображения подходит для сохранения изображений с прозрачным фоном? A) JPEG B) BMP C) PNG D) GIF Ответ: C 4.Что означает акроним "RGB" в контексте цветовой модели? A) Really Good Blue B) Red, Green, Blue C) Random Gradient Blend D) Rarely Gray Background Ответ: B 5.Какие из следующих элементов типографии помогают улучшить читаемость текста? A) Жирный шрифт и маленький размер шрифта B) Отсутствие интерлиньи и монотонный цвет фона C) Подходящий межстрочный интервал и контрастный цвет текста D) Вертикальное выравнивание и маленькая ширина колонки Ответ: C 6.Какие из следующих цветовых пространств наиболее часто используются для веб-дизайна? A) CMYK B) LAB C) Pantone D) sRGB Ответ: D 7.Какой формат изображения обычно используется для фотографий с миллионами оттенков цвета? A) GIF B) PNG C) JPEG D) BMP Ответ: C 8.Что такое "кернинг" в типографии? A) Размер шрифта B) Размер шрифта и межбуквенное расстояние C) Межбуквенное расстояние D) Межстрочное расстояние Ответ: C 9.Какой тип файла используется для хранения векторных изображений? A) JPEG B) TIFF C) SVG D) PNG Ответ: C 10.Какие элементы макета обычно включают в себя поля, например, в брошюре или книге? A) Маркеры B) Отступы C) Рисунки D) Сноски Ответ: B 11.Что такое "резкость" изображения? A) Уровень яркости B) Количество цветов C) Контрастность D) Четкость деталей Ответ: D 12.Какой формат файла можно использовать для сохранения прозрачных изображений с поддержкой анимации? A) PNG B) JPEG C) TIFF D) GIF Ответ: D 13.Какие элементы часто используются для создания сетки на веб-странице? A) Таблицы B) Колонки C) Формы D) Диаграммы Ответ: A 14.Какой цветовой режим лучше всего подходит для печати документов с использованием профессиональных печатных машин? A) RGB B) sRGB C) CMYK D) LAB Ответ: C 15.Что означает термин "типографика"? A) Изучение искусства верстки текста и изображений на странице B) Графическое оформление шрифтов C) Способность редактировать изображения D) Искусство создания анимации Ответ: A КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.В чем заключается основное назначение типографики? Ответ: Основное назначение типографики - это создание и оформление текстов с целью обеспечения их читаемости и эстетичности. 2.Какое значение имеет шрифт в типографике? Ответ: Шрифт влияет на стиль и восприятие текста, определяя форму и размер символов. 3.Что такое кегль в типографике? Ответ: Кегль - это размер шрифта, измеряемый в точках, где 1 кегль равен 1/72 дюйма. 4.Какие основные элементы верстки текста вы знаете? Ответ: Основные элементы верстки текста включают в себя колонки, отступы, выравнивание, межстрочный интервал и отступы от краев. 5.Что такое выравнивание текста, и какие основные виды вы знаете? Ответ: Выравнивание текста определяет расположение текста относительно краев области. Основные виды выравнивания включают в себя левое, правое, центрированное и по ширине. 6.Что такое межстрочный интервал, и как он влияет на текст? Ответ: Межстрочный интервал определяет расстояние между строками текста и влияет на читаемость и эстетику текста. 7.Какие факторы следует учитывать при выборе цвета текста на фоне? Ответ: При выборе цвета текста на фоне следует учитывать контраст, читаемость и восприятие текста пользователями. 8.Что такое "кернинг" в типографике? Ответ: Кернинг - это настройка промежутков между отдельными буквами, чтобы достичь лучшей читаемости и баланса текста. 9.Какие основные типы графических форматов используются при верстке текста? Ответ: Основные типы графических форматов, используемых при верстке текста, включают JPEG, PNG, GIF и SVG. 10.Какой символ часто используется для обозначения неразрывного пробела в типографике? Ответ: В типографике для обозначения неразрывного пробела часто используется символ " ". 11.Что такое типографская сетка и какие её преимущества? Ответ: Типографская сетка - это структура размещения текста и элементов на странице. Её преимущества включают в себя улучшение оформления, выравнивание и удобство чтения. 12.Что такое заголовок и какие его основные уровни? Ответ: Заголовок - это текст, который обычно выделен более крупным размером и жирным начертанием. Основные уровни заголовков обычно нумеруются от H1 до H6. 13.Какие основные элементы интерфейсного текста следует учитывать при его верстке? Ответ: Основные элементы интерфейсного текста включают в себя кнопки, ссылки, заголовки, параграфы, списки и метки. 14.Что такое "выделение текста" в типографике и какие виды выделения вы знаете? Ответ: Выделение текста - это применение разных стилей к тексту, такие как жирный, курсив, подчеркивание и зачеркивание. 15.Какие инструменты и программы часто используются для верстки текста и создания интерфейсных элементов? Ответ: Инструменты и программы, часто используемые для верстки текста и создания интерфейсных элементов, включают в себя Adobe InDesign, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Figma, и Sketch. 16.Какие принципы выравнивания текста следует соблюдать при верстке интерфейсных элементов? Ответ: Принципы выравнивания текста включают в себя выравнивание по сетке, одинаковый интервал между элементами и соблюдение единой структуры. 17.Что такое "текстовые стили" (text styles) в дизайне интерфейса? Ответ: Текстовые стили - это набор параметров, таких как размер шрифта, цвет и выравнивание, которые можно применить к тексту для единообразного оформления. 18.Что такое "отзывчивый шрифт" (responsive font) и в чем его преимущества? Ответ: Отзывчивый шрифт - это шрифт, который автоматически адаптируется к разным размерам экранов, обеспечивая хорошую читаемость на мобильных устройствах и десктопах. 19.Что такое кегль шрифта? Ответ: Кегль шрифта - это размер шрифта, измеряемый в точках. 20.Какие типы списков можно использовать при верстке текста? Ответ: Маркированные (с точками) и нумерованные (с цифрами) списки. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боресков А.В., Шикин Е.В. | КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Буковецкая О.А. | Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие | М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Клещев О. И. | Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Архитектон, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Диков А.В. | Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Молочков В. П. | Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Усанова А. Л. | История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Webref: руководства по веб-технологиям | webref.ru | ||
Э2 | Caniuse: руководство по HTML и CSS | caniuse.com | ||
Э3 | GridCalculator | gridcalculator.dk | ||
Э4 | Grid Designer | grid.mindplay.dk | ||
Э5 | Типомания: онлайн-словарь терминов | typo.mania.ru | ||
Э6 | Ссылка на курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков. |