МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы защиты среды обитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, Доцент, Харнутова Едена Павловна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Системы защиты среды обитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите атмосферы от негативного техногенного воздействия;
-подготовка специалистов к участию в проведении научно;
- исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
ОПК-2 Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения
- основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции рискориентированного мышления

безопасности; основы современных компьютерных
технологий, измерительной и вычислительной техники
в области техносферной безопасности, а также
инженерной защиты на потенциально опасных
производственных объектах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и
сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- осуществления обработки и интерпретации результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий
- проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально
опасных объектов; оценивания возможных рисков и обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техносферной безопасности
1.1. Термины и принципы классификации защитных процессов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. «Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания» Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Теоретические основы физико-химических защитных процессов Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.5. Теоретические основы химических защитных процессов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретические основы биохимических защитных процессов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.7. Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.8. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Системы защиты атмосферы.
2.1. Правовая основа охраны атмосферного воздуха. Классификация методов и аппаратов пылеулавливания и улавливания газовых примесей. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Виды загрязнений газовых выбросов и способы их обезвреживания.Основные понятия механики аэрозолей. Методы и средства очистки газовоздушных выбросов. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.3. Определение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортными средствами и промышленными предприятиями Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Накопление фенольных соединений в хвое ели как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды Лабораторные 4 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Очистка выбросов в фильтрах, электрофильтрах Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Cорбционные методы очистки. Конструктивные особенности аппаратов сорбционной очистки газов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Физико-химическая очистка газов: механизм и теория физико-химических процессов очистки. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.9. Мокрые методы пылеочистки с использованием явлений абсорбции и хемосорбции Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.10. Системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.11. Расчет выпарного аппарата. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Системы защиты гидросферы
3.1. Основные характеристики аппаратов защиты гидросферы Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.3, Л1.1
3.3. Расчет предельно допустимого сброса и необходимой степени очистки производственных сточных вод Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.4. Изучение процесса ионного обмена на катионите КI-2-8 Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.5. Электрохимические методы очистки Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
3.6. Расчет ионообменных аппаратов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.7. Биологическая очистка сточных вод. Принцип расчета аэротенков Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.8. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.9. Водоподготовка природных и сточных вод для промышленных целей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
3.10. Замкнутые системы водного хозяйства. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений. Организация и методы очистки воды на предприятии. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.11. Изучение процессов коагуляции и флокуляции. Фильтрационные установки и расчет фильтров Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Системы защиты от физических полей
4.1. Защита окружающей среды от виброзагрязнителей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
4.2. Защита окружающей среды от электросмагнитных излучений Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Защита окружающей среды от ионизирующих излучений Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Методы и приборы для измерения шума, инфразвука и вибраций Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
4.5. Виброгашение: виброгашение массой и динамическое виброгашение, расчет виброгашения,конструкции динамических виброгасителей, область применения виброгашения. Виброизоляция: расчет виброизоляции и конструкции виброизоляторов. Методы защиты человека-оператора. Средства индивидуальной защиты от вибрации. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Системы защиты педосферы
5.1. Классификация и характеристика твердых отходов.Технологические процессы обезвреживания и переработки твердых отходов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Определение содержания тяжелых металлов в почве селитебной зоны и в зоне влияния промышленных предприятий Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
5.3. Расчет границ санитарно-защитной зоны. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
5.4. Расчет гравитационного обогащения.Расчет магнитного и электрического обогащения. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.5. Расчет процессов дробления.Расчет процессов компактирования. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.6. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.7. Морфологический анализ существующих технологий комплексного использования и обезвреживания твердых отходов производства и потребления. Отделение и утилизация твердых отходов. Методы отделения твердой фазы. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.8. Организация обезвреживания и захоронения ТПО.Санитарно-защитная зона полигона, контроль за состоянием окружающей среды Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.9. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В структуре выбросов, в атмосферный воздух предприятий теплоэнергетики основной составляющей является :
1) пыль
2) диоксид серы
3) окислы азота
4) окись углерод
Ответ: 1,2,3,4
Вопрос 2. Укажите, какой газ вносит наибольший «вклад» в формировании парникового эффекта:
1) метан
2) фреон
3) углекислый газ
4) оксиды азота
Ответ: 3
Вопрос 3. Состояние атмосферного воздуха связано с деятельностью практически всех отраслей хозяйства. Основным источником загрязнения атмосферы бензапиреном является:
1) сельское хозяйство
2) энергетика
3) цветная металлургия
4) пищевая промышленность
Ответ: 4
Вопрос 4. О каком виде норматива, используемого при оценке качества воздушной среды идет речь: «Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест при вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных реакций, в организме человека»:
1) ПДК среднесуточная
2) ПДК в воздухе рабочей зоны
3) ПДК максимально разовая
4) временно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосфере
Ответ: 3
Вопрос 5. Укажите сколько существует классов опасности токсических веществ:
1) два класса
2) шесть классов
3) четыре класса
4) три класса
Ответ: 3
Вопрос 6. К особо опасным видам загрязнения относятся:
1) химическое загрязнения веществами 4-го класса опасности
2) химическое загрязнение веществами 1-го класса опасности
3) химическое загрязнение веществами 2-го класса опасности
4) механическое загрязнение
Ответ: 1
Вопрос 7. Укажите вид ответственности, который предусмотрен за несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества охраны окружающей среды:
1) административная
2) дисциплинарная
3) уголовная
4) материальная
Ответ: 1
Вопрос 8. Укажите вид ответственности предусмотрен за несвоевременную или искаженную информацию, отказ от предоставления информации в состоянии природной среды и радиационной обстановки:
1) материальная
2) дисциплинарная
3) административная
4) уголовная
Ответ: 3
Вопрос 9. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:
1) ПДП, ПРК, ППП
2) ПДК, ПДС, ПДВ
3) ПРП, ПКС, ПКК
4) ПРИ, ПДУ, ПДС
Ответ: 2
Вопрос 10. Выделите среди перечисленных ниже процессов три метода очистки газовых выбросов:
1) адсорбция
2) аэробные процессы
3) коагуляция
4) сжигание
5) фильтрация
6) флотация
Ответ: 1,4,5

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Адсорбция – это …
Ответ: процесс поглощения вещества из регистра или газа поверхностью твердого вещества
2. Укажите фактор, который не учитывается при выборе абсорбента (поглощающий жидкости)
Ответ: способность образовывать малорастворимые соединения с удаляемым газом
3. Укажите аппарат, который не имеет отношение к улавливанию пыли
Ответ: экстрактор
4. Укажите фактор, не влияющий на выбор оборудования для очистки газо-пылевых выбросов
Ответ: температура
5 . Коагуляция – это …
Ответ: процесс очистки сточных вод
6. Наиболее распространенным способом очистки загрязненного воздуха является...
Ответ: осаждение
7. Способ очистки природной среды от загрязнения, основаны на прилипании одного вещества к поверхности другого называется :
Ответ: аккумуляцией
8. Укажите фактор, необязательной для работы аэротенка:
Ответ: предварительная механическая очистка сточных вод
9. Какие методы используются для удаления из сточных вод минеральных соединений азота (нитритов, нитратов, солей аммония)?
Ответ: биологические
10. Основным показателем, характеризующим работу аппаратов очистки воздуха от пыли является ...
Ответ: коэффициент (степень) очистки
11. Простейшим сепаратором твердых взвешенных частиц является…..
Ответ: пылеосадительная камера
12. Эффективность инерционных пылеуловителей находится в пределах ...
Ответ: 60 – 95 %.
13. Что обозначает цифровое обозначение циклона ...
Ответ: угол наклона крышки аппарата и патрубка, подводящего загрязненный поток
14. Регенерация фильтровальной ткани в рукавных фильтрах производится путем….
Ответ: механического или аэродинамического воздействия на фильтровальную ткань с целью разрушения и удаления слоя осевшей пыли
15. Какой аппарат используется для фильтрования аэрозолей?
Ответ: фильтрационный сепаратор очистки воздуха

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Степень очистки газов в батарейных циклонах любых типов…..
1) выше, чем в одиночных циклонах;
2) ниже, чем в одиночных циклонах;
3) значительно выше, чем в одиночных циклонах;
4) одинакова.
Ответ: 3
Вопрос 2. Укажите циклон обладающий, наибольшей эффективностью:
1) ЦН-15
2) ЦН-11
3) ЦН-24
4) ЦН-13.
Ответ: 3
Вопрос 3. Регенерация фильтровальной ткани в рукавных фильтрах производится путем…. Укажите два правильных ответа.
1) встряхивания;
2) стирки;
3) нагревания;
4) аэродинамического воздействия.
Ответ: 1
Вопрос 4. Укажите верное утверждение:
1) безотходное производство в принципе невозможно
2) безотходное производство возможно при соответствующем уровне технического развития
3) производство считается безотходным, если отходы с последней стадии обработки становятся безвредными
4) производство считается безотходным, если на n-й стадии производства, выделенные отходы незначительно воздействуют на окружающую среду
Ответ: 1
Вопрос 5. Среди перечисленных ниже аппаратов укажите тот, который не используется для фильтрования аэрозолей:
1) волокнистые фильтры;
2) тканевые фильтры;
3) зернистые фильтры;
4) скрубберы.
Ответ: 4
Вопрос 6. Наиболее высокая стоимость очистки достигается:
1) в скрубберах
2) циклонах
3) тканевых фильтрах
4) электрофильтрах
Ответ: 4
Вопрос 7. Среди ниже перечисленных укажите ниже перечисленных укажите фактор, необязательной для работы аэротенка :
1) непрерывная подача воздуха
2) наличие биоценоза аэробных микроорганизмов минерализаторов
3) наличие биоценоза анаэробных микроорганизмов
4) предварительная механическая очистка сточных вод
Ответ: 4
Вопрос 8. Применяют два вида вихревых пылеуловителей:
1) лопаточные и совковые
2) лопаточные и сопловые
3) сопловые и венчиковые
4) лопаточные и венчиковые
Ответ: 2
Вопрос 9. Среди ниже перечисленных процессов укажите не относящиеся к утилизации и ликвидации твердых отходов :
1) гидролиз
2) электродиализ
3) пиролиз
4) прессование
Ответ: 2
Вопрос 10. Среди перечисленных ниже аппаратов укажите тот, который не относится к мокрым пылеуловителям:
1) полые скрубберы;
2) пенные скрубберы;
3) тарельчатые абсорберы;
4) орошаемые циклоны.
Ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вторым названием какого аппарата является «ротоклон» ...
Ответ: полого газопромывателя
2. Наиболее простым по устройству аппаратом мокрого пылеулавливания является ...
Ответ: орошаемый циклон с водяной пленкой
3. Полые скрубберы применяют для осаждения частиц пыли размером ...
Ответ: более 10 мкм
4. В чем основное конструктивное отличие орошаемого циклона ЦВП от орошаемого циклона СИОТ?
Ответ: циклоны СИОТ имеют внутри дополнительные завихрители
5. Какой аппарат используют разделения пылей и суспензий?
Ответ: циклон
6. Назначение стабилизатора в пенном скруббере заключается в том, что он позволяет ...
Ответ: позволяет увеличить высоту слоя пены
7. Импакторный скруббер показывает удовлетворительную эффективность при улавливании частиц размером ...
Ответ: более 20 мкм
8. Среди аппаратов ударно-инерционного действия укажите тот, который способен улавливать частицы пыли субмикронных размеров ...
Ответ: скруббер Дойля
9. Наиболее эффективным пылеулавливающим аппаратом является ...
Ответ: электрофильтр
10. Для обеспыливания неагрессивных невзрывоопасных газовых выбросов температурой до 330о С используют электрофильтры типа ...
Ответ: ЭГА
11. Какие установки применяются для очистки газов?
Ответ: инерционные пылеуловители
12. Что такое процесс отстаивания?
Ответ: разделение неоднородных систем под действием гравитационных сил
13. Метод абсорбции заключается в....
Ответ: в поглощении газов или паров жидкими поглотителями
14. Метод хемосорбции заключается в ...
Ответ: в поглощении газов или паров твердыми или жидкими поглотителями в результате чего образуются малолетучие или малорастворимые соединения
15. Метод термического окисления относится к ______ методам.
Ответ: химическим

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности не
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.На какие основные виды делятся источники загрязнения атмосферы?
2.В каком слое атмосферы задерживается большая часть ультрафиолетовых лучей?
3.По какому показателю ведется нормирование примесей в атмосферном воздухе?
4.Какие существуют методы защиты атмосферного воздуха от загрязнений?
5.Каков принцип действия пылеулавливающих и туманоулавливающих установок?
6.Какие типы фильтров для очистки газов существуют?
7. Какие показатели используются для оценки эффективности очистки газов от примесей?
8.Какие циклоны применяют для очистки от пыли?
9.Для очистки от каких газов используют зернистые фильтры?
10.Каков принцип действия мокрых пылеуловителей?
11. Как устроены и работают пылеуловители ударно-инерционного действия?
12.Как устроены и работают пенные пылеуловители?
13.Методы расчета мокрых пылеуловителей.
14.Принцип действия электрофильтров.
5.Для улавливания какой пыли используют скрубберы Вентури?
16.Назовите виды и конструкции электрофильтров.
17. Как устроены и работают электрофильтры?
18.Как зависит эффективность электрофильтров от параметров и условий очистки?
19.Достоинства и недостаки мокрых пылеуловителей.
20.В чем состоится отличие групповых циклонов от батарейных?
21.Какие методы используют для очистки от газовых выбросов?
22.Какими законами описывается равновесие в процессах абсорбции?
23.Что является движущей силой процесса абсорбции?
24. В каких технологиях очистки газовых выбросов используется абсорбция?
25.Как выражается коэффициент массопередачи при абсорбции?
26. существуют основные конструкции абсорбционных аппаратов?
27. Как устроен и работает абсорбер с насадкой?
28.Порядок расчета насадочного абсорбера.
29.Какими параметрами характеризуются насадки?
30.Порядок расчета тарельчатого абсорбера.
31.Для очистки каких газовых сред используется адсорбция?
32.Какие существуют типы и конструкции адсорбционных аппаратов?
33.Как устроена и работает адсорбционная установка периодического действия?
34. Как устроена и работает адсорбционная установка непрерывного действия?
35.Как производится регенерация адсорбентов.
36.В каких аппаратах происходит каталитическая очистка газов?
37.В каких аппаратах осуществляется высокотемпературное окисление горючих газовых примесей?
38.Укажите основные направления по снижению выбросов автомобильного транспорта.
39. Каталитическая нейтрализация газов. Виды катализаторов. Типы и конструкции каталитических нейтрализаторов.
40. Промышленные каталитические нейтрализаторы.
41. Каталитические нейтрализаторы автотранспортных средств.
42. Переработка отходов автотранспортных средств. Технологии переработки и регенерации отработанных масел.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Определить основные размеры пенного газопромывателя для очистки от пыли 50000 м3/ч газа при 80С. Запыленность газа на входе в аппарат
свх = 0,01 кг/м3 (при нормальных условиях), степень очистки 0,99.
2. Рассчитать циклон для выделения частиц сухого материала из воздуха, выходящего из распылительной сушилки, по следующим данным: наименьший размер частиц 75 мкм, расход 2300 кг/ч, температура 150С.

Критерии оценивания
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Л1.2 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Л1.3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Л2.2 С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев Экология: Казань : Издательство КНИТУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Л2.3 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119542
Э2 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : учебное пособие / А.Г. Ветошкин. - 2-е изд. испр. и доп. - Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016. - 456 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Э3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие / А.П. Быков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 208 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
Э4 Фирсов, А.И. Экология техносферы : учебное пособие / А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов ; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 95 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Э5 Экология : учебное пособие / С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 372 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Э6 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / В.В. Плошкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 380 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
Э7 Системы защиты среды обитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к курсовому проекту:
Методические рекомендации содержат общие положения, порядок подготовки курсовой работы, требования к её оформлению, а также примерную тематику курсовых проектов. Процесс выполнения курсового проекта включает три этапа:
- составление плана курсового проекта, подбор литературы и иных источников;
- подготовка курсового проекта;
- подготовка к защите и защита курсового проекта.
Курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися учебного курса по дисциплине «Системы защиты среды обитания».
Основными целями курсового проекта являются: освоение обучающимися теоретических знаний и практических навыков для защиты человека и его среды обитания от негативных воздействий антропогенного происхождения, достижения комфортных условий жизнедеятельности в среде обитания, ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия, подготовка к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.
Перед началом выполнения курсовой работы обучающемуся следует тщательно ознакомиться с вариантом полученного задания и вместе с преподавателем-консультантом составить план работы. Затем следует изучить рекомендуемую литературу. Литературные источники подобранные самим обучающимся по теме задания также необходимо использовать. По мере выполнения курсовой работы, написанные разделы предъявляются преподавателю для согласования. Формой отчётности является защита курсового проекта в специально отведённое для этого время.
При оценке работы учитывается общая подготовленность обучающегося, его самостоятельность и инициатива при выполнении работы, умение доложить полученные результаты и дать обоснованное заключение.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Системы защиты среды» завершается зачетом и экзаменом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.