МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Топография с основами геодезии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Байкалова Т.В.;ст. преподаватель, Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Топография с основами геодезии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2028 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами необходимых знаний для проведения геодезических работ при топографической съемки местности, выполнения полного комплекса работ при топогеодезических изысканиях и решения инженерных задач геодезическими методами

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов
ОПК-1.2 Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры
ОПК-1.3 Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы топографии
1.1. Земля и ее отображение на плоскости. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Измерения на топографических картах. Предварительные сведения о то-пографических съемках Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.2. Измерения на топографической карте Лабораторные 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.3. Определение площадей земельных участ-ков местности Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 2. Теодолитная съемка
2.1. Обоснование съемки. Государственная плановая и нивелирная геодезическая сеть. Устройство и поверки теодолита. Линей-ные и угловые измерения сторон теодо-литных полигонов и ходов. Оценка точности результатов измерений. Вычислительная обработка теодолитных полигонов и ходов. Составление плана. Назначение и сущность нивелирных работ. Устройство и поверки нивелира. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.2. Изучение устройства и поверок теодолита Сам. работа 1 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.3. Вычислительная обработка теодолитных и нивелирных ходов Лабораторные 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.4. Обоснование съемки. Государственная плановая геодезическая сеть. Геодезиче-ские сети сгущения и съемочные сети. Устройство и поверки теодолита. Линей-ные и угловые измерения сторон теодо-литных полигонов и ходов. Оценка точности результатов измерений. Вычислительная обработка теодолитных полигонов и ходов. Съемка ситуации. Составление плана теодолитной съемки Сам. работа 1 40 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.5. Вычисление координат пунктов съемоч-ного обоснования Сам. работа 1 25 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
Раздел 3. Глобальные спутниковые навигационные системы
3.1. Подготовка к экзамену Экзамен 1 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Наука, изучающая форму, размеры земного шара или отдельных участков ее поверхности путем измерений:
а) геодезия
б) картография
в) геология
Ответ: а
Вопрос 2. Поверхность, образованная как условное продолжение мирового океана под материками:
а) поверхность эллипсоида
б) основная уровневая поверхность+
в) физическая поверхность
Ответ: б
Вопрос 3. Фигура Земли, образованная уровневой поверхностью, совпадающей с поверхностью Мирового океана в состоянии полного покоя и равновесия, согласно продолжена под материками:
а) земной эллипсоид
б) земной шар
в) геоид
Ответ: в
Вопрос 4. Приближение формы поверхности земли до эллипсоида вращения, который используется для нужд геодезии на определенной части земной поверхности:
а) референц-эллипсоид
б) квазигеоид
в) земной эллипсоид
Ответ: а
Вопрос 5. Размеры земного эллипсоида характеризуют:
а) средний радиус Земли;
б) длины параллелей и меридианов
в) длину большой полуоси и полярное сжатия
Ответ: в
Вопрос 6. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые проходят через ось вращения Земли:
а) параллели
б) меридианы
в) отвесные линии
Ответ: б
Вопрос 7. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые перпендикулярные оси вращения Земли:
а) меридианы
б) нормали
в) параллели
Ответ: в
Вопрос 8. Три величины, две из которых характеризуют плановое положение, а третья является высотой точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезические координаты
б) Декартовы координаты
в) геоцентрические координаты
Ответ: а
Вопрос 9. Угол, образованный нормалью к поверхности земного эллипсоида в данной точке и плоскостью его экватора (вверх или вниз от экватора):
а) геодезическая долгота
б) астрономическая долгота
в) геодезическая широта+
Ответ: в
Вопрос 10. Двугранный угол между плоскостями геодезического меридиана данной точки и начального геодезического меридиана (вправо или влево от нулевого меридиана):
а) астрономическая долгота
б) геодезическая долгота
в) астрономическая широта
Ответ: б
Вопрос 11. Высота точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезическая высота
б) ортометрическая высота
в) динамическая высота
Ответ: а
Вопрос 12. Высота точки, которая определяется относительно основной уровневой поверхности:
а) относительная высота
б) абсолютная высота
в) геодезическая высота
Ответ: б
Вопрос 13. Разница высот двух точек:
а) превышение+
б) приросты ординат
в) приросты абсцисс
Ответ: а
Вопрос 14. Под нивелированием понимают полевые работы, в результате которых определяют:
а) прямоугольные координаты точек
б) полярные координаты точек
в) превышение между отдельными точками
Ответ: в
Вопрос 15. Миниатюрное изображение части земной поверхности, созданное без учета кривизны Земли:
а) план местности
б) абрис местности
в) профиль местности
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Уменьшенное обобщенное изображение на плоскости всей или значительной части земной поверхности, составленное в принятой картографической проекции с учетом кривизны Земли, это:
Ответ: карта местности+
Вопрос 2. Изображения на плоскости вертикального сечения поверхности местности в заданном направлении это:
Ответ: профиль местности
Вопрос 3. Совокупность указанных на плане контуров и объектов местности это:
Ответ: ситуация
Вопрос 4. Неровности земной поверхности естественного происхождения это:
Ответ: рельеф местности
Вопрос 5. В случае контурной (горизонтальной) съемки на карте или на плане изображается:
Ответ: ситуация местности
Вопрос 6. В системе координат, построенной на основе проекции Гаусса-Крюгера за ось абсцисс (х) принимается:
Ответ: осевой меридиан зоны+
Вопрос 7. В системе координат, построенной на основе проекции Гаусса-Крюгера ордината точки составляет у = 6520000 м, следовательно данная точка находится в координатной зоне номер:
Ответ: 6
Вопрос 8. Осевой меридиан на топографической карте совпадает:
Ответ: с вертикальными линиями километровой сетки
Вопрос 9. За начало отсчета координат в проекции Гаусса-Крюгера принимается:
Ответ: точка пересечения проекций осевого меридиана данной зоны и линии экватора +
Вопрос 10. Измерения на местности с помощью нивелира производятся для:
Ответ: определения превышения одной точки над другой+
Вопрос 11. Поверхность, называемая уровенной это:
Ответ: поверхность океана в спокойном состоянии
Вопрос 12. Единицы измерения угла это:
Ответ: градусы
Вопрос 13. Как называются условные знаки, обозначающие границы участков на плане?
Ответ: контурные
Вопрос 14. Характеристика крутизны склона это:
Ответ: кратчайшее расстояние между горизонталями
Вопрос 15. Прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов на местности называется:
Ответ: теодолит или тахеометр
Вопрос 16. Система обозначения отдельных листов топографических карт называется:
Ответ: номенклатура
Вопрос 17. Каким способом изображается рельеф на топографических картах и планах:
Ответ: горизонталей
Вопрос 18. Расстояние между соседними горизонталями на карте или плане называют:
Ответ: заложением
Вопрос 19. Расстояние между соседними горизонталями на карте или плане называют:
Ответ: заложением
Вопрос 20. Уровни в геодезических приборах служат для:
Ответ: приведения частей или осей прибора горизонтальное или отвесное положение
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3891
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9275
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Предмет и задачи геодезии.
2. Понятие о фигуре Земли.
3. Системы координат.
4. Понятие о картографических проекциях.
5. Картографическая проекция Гаусса-Крюгера.
6. Определение прямоугольных координат на карте.
7. Определение криволинейных координат на карте.
8. Масштабы топографических карт.
9. Номенклатура топографических карт.
10. Условные знаки топографических карт.
11. Изображение рельефа на картах и планах.
12. Ориентирование линий.
13. Прямая и обратная геодезические задачи.
14. Общее понятие о государственных геодезических сетях.
15. Закрепление геодезических пунктов на местности.
16. Определение площади участков местности.
17. Устройство теодолита.
18. Поверки теодолита.
19. Измерение углов.
20. Измерение расстояний.
21. Определение неприступных расстояний.
22. Классификация теодолитных ходов.
23. Обработка результатов измерений в теодолитном ходе.
24. Виды нивелирования.
25. Общее понятие о государственных нивелирных сетях.
26. Закрепление нивелирных пунктов на местности.
27. Устройство нивелира.
28. Поверки нивелира.
29. Нивелирные рейки.
30. Геометрическое нивелирование.
31. Тригонометрическое нивелирование.
32. Классификация нивелирных ходов.
33. Производство технического нивелирования.
34. Обработка результатов измерений в нивелирном ходе.
35. Производство тахеометрической съемки местности.
36. Построение плана по результатам тахеометрической съемки местности.
37. Общеземные системы координат в спутниковых наблюдениях.
38. Локальные системы координат в спутниковых наблюдениях.
39. Общие принципы построения спутниковых навигационных систем GPS.
40. Общие принципы построения спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС.
41. Сигналы GPS и ГЛОНАСС.
42. Аппаратура пользователей.
43. Абсолютные и дифференциальные методы спутниковых измерений.
44. Режимы спутниковых измерений.
45. Основные источники ошибок спутниковых наблюдений.
46. Технология проведения полевых работ при спутниковых измерениях координат.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
Задача 1. Длина линии на плане равна 18,6 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности 46,5 м. Определить масштаб плана. На плане, выполненном в масштабе 1:2500, длина линии 1—2 равна 31 мм. Какая длина этой линии будет на плане масштаба 1:1000?
Задача 2. Приведены расстояния между объектами на местности Dм и расстояния между этими объектами на карте Dпл. Определите численный масштаб карты: Dпл (см)-3,50, Dм (м)-175,0.
Задача 3. Определить площадь участка на местности с точностью до 0,01 га: масштаб плана-1:5000, Sпл (м. кв.)- 4,45.
Задача 4. Определите масштабы: в п раз крупнее и в m раз меньше исходного масштаба.
1) М 1:50 000, определите масштаб карты в 5 раз крупнее и в 4 раза меньше исходного;
2) М 1:10 000, в 5 раз крупнее, в 10 раза меньше;
3) М 1:25 000, в 10 раз крупнее, в 4 раза меньше;
4) М 1:200 000, в 4 раз крупнее, в 5 раза меньше.
3адача 5. Магнитный румб линии 1-2: R1-2= СВ:14°29'. Вычислить истинный азимут этой линии, если склонение магнитной стрелки восточное и равно 4°19'. Выполнить схему.
Задача 6. Угол А дан в минутах, выразить его в градусах и минутах с точностью 0°01' : А =2410.
Задача 7. Известен магнитный азимут: 28°12' и известно склонение магнитной стрелки: западное -2°09'. Определите истинный азимут.
Задача 8. Приведите примеры точных и приближенных чисел. Сколько значащих цифр в следующих числах: 12,0; 120*103; 0,0056; 0,802; 0,04030? Округлите: 4,55 до десятых долей; 122,5 до целых единиц; 0,1499 до десятых; 3,251 до десятых.
Задача 9. Даны отметки точек А и В - НА и НВ. Определить превышение h точки А над точкой В и точки В над точкой А: НА (м)=29,82, НВ (м)=13,14.
3адача 10. Заложение а=1,36 см. Определить крутизну ската в градусах и уклон, если масштаб карты 1:5000, высота сечения рельефа 2 метра.
Задача 11. Отсчеты по вертикальному кругу составляют: КП=355°36' и КЛ=4°32'. Определить место нуля (МО) и угол наклона α.
Задача 12. Дан разомкнутый линейно-угловой ход АВ123СD: βс=209º24'; β3=193º56'; β2=139º52'; β1=213º34'; βВ=137º45'; αА-В=50º55'; αС-Д=56º25'. Вычислить: невязку и распределить ее; вычислить αВ-1, α1-2, α2, α3-С (углы правые).
Задача 13. По румбу линии 1—2 R1-2=СВ:64º22' и внутренним углам, вправо лежащим, β2=205°41'; β3=223º02'; β4 = 84°25' вычислить дирекционный угол А4-5. Выполнить схему.
Задача 14. В замкнутом теодолитном ходе одноминутным теодолитом измерены углы: β1=73º05,5'; β2=132°00,5'; β3=151º11,75'; β4 = 73°02,25'; β5=110°41,5'. Определить угловую невязку, распределить её и вычислить исправленные значения углов. Выполнить схему.
Задача 15. Дан разомкнутый линейно-угловой ход ДА12ВС с измеренными правыми углами: βА=120º40'; β1=133º42'; β2=187º33'; βВ=187º26'; αА-Д=279º36'; αС-В=188º58'. Определить невязку и распределить ее; вычислить дирекционные углы.
Задача 16. Определить дирекционный угол линии 3—4, если известны румб линии 1—2 и внутренние углы 2 и 3, влево по ходу лежащие. Выполнить схему. R1-2=ЮЗ:16°20'; β2=221°43'; β3=159°12'.
Задача 17. Вычислить невязку в приращениях координат разомкнутого теодолитного хода, если сумма приращений координат ΣΔхп=+25,70 м, ΣΔyп=-65,62 м. Координаты конечной точки хода Хк=+210,61 м, Ук=-246,32 м. Координаты начальной точки хода Хн=+185,59 м, Ун=-180,36 м.
Задача 18. Замкнутый теодолитный ход. Дано: β1=120º10'12''; β2=89º47'12''; β3=140º16'12''; β4=114º44'12''; β5=75º03'12''; α1-2=25º40'. Определить угловую невязку и распределить ее; вычислить α2-3, α3-4, α4-5, α5-1
Задача 19. Определить внутренний правый угол между линиями 1—2 и 2—3, если известны дирекционные углы этих линий: α1-2=156°48', α2-3 = 249°13'. Выполнить схему.
Задача 20. Известны координаты точек А (1250,5; 1255,5), В (1360,7; 1460,0), С (1090,4; 1333,8). Определить углы и длины линий. Выполнить расчётную схему.
Задача 21. Начальный румб направления трассы ПКО-ПК2+43,0 равен ЮВ:24°17'. Угол поворота трассы в точке ПК2+43.0 составляет 21015'. Определить румб последующего направления трассы ПК2+43,00-ПК4. Выполнить схему.
3адача 22. При нивелировании «из середины» получены данные: задний отсчет 2983 мм, промежуточный отсчет с=1026 мм, отметка задней точки НА=289,229 м. Определить отметку промежуточной точки С. Выполнить схему-
Задача 23. При нивелировании способом «вперед» получены данные: высота инструмента, установленного в точке А, равна 1345 мм, передний отсчет в=0921 мм. Определить отметку точки Б и ее превышение над точкой А, если отметка точки А равна 85,427 м. Выполнить схему.
3адача 24. Вычислить угол наклона и уклон линии АВ, горизонтальное проложение которой DАВ=120 м, а отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В равны: а=2833 мм, в=0993 мм. Выполнить схему.
Задача 25. Нивелирный ход длиной 5 км проложен техническим нивелированием между реперами М и N с отметками Нм=142,560 м НN=147,892 м. Практическая сумма превышений по ходу: Σh=+5,267 м. Определить невязку хода и сравнить её с допустимой.
Задача 26: Со станции 1 на точку А взята разность отсчетов на рейке по дальномерным нитям п=36,5 см. Коэффициент дальномера К=100. Отсчет по вертикальному кругу тахеометра КЛ=6°28/. Место нуля МО=0°01/. Отсчёт по рейке равен 1725, высота инструмента – 1,3 м. Определить угол наклона а, превышение h. Выполнить схему.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курошев, Г.Д. Топография: учеб. для высш. проф. образования М. : Академия, 2011
Л1.2 Вострокнутов, А. Л. Основы топографии : учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4628BB2E-7D89-43BA-8ED4-C6FE27B53FB3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов, В.Н. Геодезия : учебник Москва : Горная книга, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Кусов, В.С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бурым, Ю.В. Топография: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457159
Л3.2 Кузнецов, О.Ф. Основы геодезии и топография местности : учебное пособие Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия , URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=464439
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Топография с основами геодезии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.biblioclub.ru
2. http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Топография с основами геодезии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Топография с основами геодезии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Топография с основами геодезии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучаю-щийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомен-дованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государ-ственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает кон-спект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам и лабора-торным занятиям

Планы семинарских и лабораторных занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому и лабораторному занятиям включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
практических занятий

Практические занятия по дисциплине «Топография с основами геодезии» не преду-смотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Топография с основами геодезии» не предусмот-рены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Топография с основами геодезии».
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей работы.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для решения поставленной задачи, а что может расширить Ва-шу общую культуру и т.д.).
Математические расчеты проводятся внимательно и контролируются. В процессе рабо-ты может применятбся любая вычислительная техника. Графические построения выполня-ются аккуратно: чертежи могут быть выполнены вручную или с помощью любого графиче-ского редактора.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.