МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Почвоведение с основами агрохимии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 92
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
-, старший преподаватель, Стребкова А.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Почвоведение с основами агрохимии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20222027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина «Почвоведение с основами агрохимии» имеет целью формирование современных знаний о почве, ее строении, составе и свойствах, процессах образования, развития и функционирования, закономерностях географического распространения, взаимосвязях с внешней средой, путях и методах рационального использования.
Задачами дисциплины являются изучение:
- факторов и основных процессов почвообразования;
- условий почвообразования, строения, состава и свойств почв;
- освоить навыки исследования и диагностики почв;
- закономерностей в географическом распространении основных типов почв;
- основных приемов регулирования почвенного плодородия;
- проблем охраны почв и рационального их использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов
ОПК-1.2 Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры
ОПК-1.3 Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в курс Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Почвообразование
2.1. Общая схема почвообразовательного процесса Лекции 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Общая схема почвообразовательного процесса Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Факторы почвообразования Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Факторы почвообразования Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.5. Факторы почвообразования Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Свойства почв
3.1. Морфологические признаки почв Практические 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Лекции 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.4. Минералогический, гранулометрический и химический состав почв. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.5. Органическое вещество почвы Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.6. Органическое вещество почвы Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.7. Поглотительная способность почв Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.8. Поглотительная способность почв Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.9. Поглотительная способность почв Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.10. Физические свойства почв. Лекции 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.11. Физические свойства почв. Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.12. Физические свойства почв. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.13. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.14. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Практические 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.15. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Классификация почв
4.1. Принципы классификации почв. Законы географического распространения почв Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.2. Принципы классификации почв. Законы географического распространения почв Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. География почв
5.1. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.2. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Практические 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.3. Почвы арктической, субарктической и таежно-лесной зон. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.4. Почвы лесостепной и степной зон Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.5. Почвы лесостепной и степной зон Практические 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.6. Почвы лесостепной и степной зон Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.7. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.8. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.9. Почвы полупустынь, пустынь и влажных субтропиков Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.10. Интразональные почвы. Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.11. Интразональные почвы. Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.12. Интразональные почвы. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Охрана почв
6.1. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Лекции 2 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.2. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Практические 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.3. Понятие о почвенном плодородии. Деградация почв. Проблема охраны почв. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенций ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Наборов свойств почв используемых при бонитировке дерново-подзолистых почв
а) содержание гумуса в пахотном слое, запасы подвижных форм фосфора и калия в пахотном горизонте, рН, гидролитическая кислотность, степень насыщенности почв основаниями;
б) содержание гумуса в пахотном слое, запасы подвижных форм фосфора и калия в пахотном горизонте, рН, содержание Nа, степень солонцеватости;
в) мощность гумусового горизонта, содержание гумуса в пахотном слое, запасы гумуса в метровом слое;
г) мощность гумусового горизонта, содержание гумуса в пахотном слое, степень солонцеватости
Ответ: а
2. Почвы, относящиеся к одному генетическому типу, располагаются в легенде в следующем порядке:
а) черноземы оподзоленные, выщелоченные; типичные, обыкновенные, южные;
б) черноземы южные, обыкновенные, типичные, выщелоченные, оподзоленные;
в) черноземы выщелоченные; оподзоленные, обыкновенные, типичные, южные
г) черноземы типичные; южные, обыкновенные, оподзоленные, выщелоченные.
Ответ: а
3. В генетических горизонтах почвенного профиля (кроме пахотного и гумусового) образцы для анализов отбираются:
а) слоем 5 см из нижней части горизонта
б) из верхней части горизонта
в) слоем 10 см из середины генетического горизонта
г) по всей мощности горизонта
Ответ: в
4. Каким способом можно повысить плодородие солонцов:
а) внесение гипса
б) промывка почв
в) внесение известковой породы
г) рыхление
Ответ: а
5. Каким способом можно повысить плодородие солончаков:
а) внесение гипса;
б) промывка почв;
в) внесение известковой породы;
г) рыхление
Ответ: б
6. Какие гумусовые соединения выполняют функцию фактора образования водопрочной структуры?
а) гуминовые кислоты
б) гумин
в) фульвокислоты
г) каолин
Ответ: а
7. Мелиоративный прием ликвидации и минимализации избыточной плотности…
а) гипсование, кислотование, внесение удобрений
б) оструктуривание, рыхление, травосеяние
в) дренаж осушительный
г) террасирование, полосно-контурная обработка
8. Ответ: б
9. К местным факторам, лимитирующим плодородие, относят…
а) недостаточную обеспеченность элементами питания, повышенную плотность, неудовлетворительную структуру, пониженное содержание легкоразлагаемого органического вещества.
б) повышенную кислотность и щелочность, недостаток и избыток влаги,
в) эродированность и дефлированность почв, каменистость, засоленность, солонцеватость идр.
г) локальное загрязнение почв радионуклидами и тяжелыми металлами, нефтепродуктами, нарушение почвенного покрова горными выработками и др.
Ответ: г
10. Какие из этих элементов находятся в почве преимущественно в органической части
а) азот
б) медь
в) калий
г) кальций
Ответ: а
11. Какое соединение является конечным продуктом разложение азотистых органических соединений почвы
а) нитраты
б) аммиак
в) аминокислотты
г) нитриты
Ответ: а
12. Питание растений азотом происходит преимущественно в формах
а) нитратной
б) аммонийной
в) аммиачной
г) амидной
Ответ: б
13. Заболевание растений и животных определяет дефицит или избыток
а) Zn
б) B
в) Mo
г) Co
Ответ: а
14. Элемент, который подвижен в почве и легко вымывается
а) цинк
б) медь
в) марганец
г) молибден
Ответ :г
15. Окислительную природу имеет процесс:
а) азотфиксации;
б) нитрификации;
в) аммонификации;
г) денитрификации
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Метод изучение почвы с поверхности на глубину (к почвообразующей породе), последовательно, по генетическим горизонтам называю___________.
Ответ: профильным
2. Сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия – это___________
Ответ: бонитировка почв
3. Воспроизводство почвенного плодородия бывает___________________.
Ответ: простое и расширенное
4. Мелиоративный прием ликвидации и минимализации избыточной влажности, заболоченности, называется_____________
Ответ: дренаж осушительный
5. - _________ - основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Ответ: Гумус
6. Способность твердой фазы почвы сорбировать на своей поверхности молекулы растворенных веществ и газов называется __________поглотительной способностью:
Ответ: молекулярно-абсорбционной
7. Мертвое органическое вещество, временно исключенное из биологического круговорота элементов питания, которое состоит из останков беспозвоночных животных, выделений и костей позвоночных животных и др., называется _________________
Ответ: детритом.
8. В состав гумуса входят:
Ответ: гуминовые кислоты, фульвокислоты, гумин;
9. Способность почвы удерживать некоторые ионы путем образования трудно растворимых или нерастворимых в воде соединений называется ________________поглотительная способность
Ответ: химическая
10. Наиболее важной для питания растений является________________ поглотительная способность
Ответ: биологическая
11. _________________ - физико-химическое свойство почвы, связанное с содержанием ионов Н+ и OH- в её твёрдой и жидкой частях
Ответ: реакция почвы
12. Основным источником энергии в почве является_____________________.
Ответ: солнечная радиация
13. Основное свойство почвы- это __________________.
Ответ: плодородие
14. Основоположником научного почвоведения, является _____________________.
Ответ: В.В. Докучаев.
15. _____________- смесь почвенных газов и летучих органических соединений, заполняющих поры почвы, свободные от воды.
16. Ответ: почвенный воздух
17. Процесс разрушения почвенного покрова, включающий в себя вынос, перенос и переотложение почвенной массы, называется ______________.
Ответ: эрозией почв
18. Агрохимия включает установление механического и ___________________ состава почв.
Ответ: минералогического
19. _____________ совокупность отдельностей, состоящих из склеенных гумусом и иловыми частицами механических элементов почвы, на которые способна распадаться почва при несильном механическом воздействии.
Ответ: почвенная структура
20. Способность почвы поглощать твердые, жидкие и газообразные вещества, называется ________________.
Ответ: поглотительная способность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Перечень вопросов к зачету
1. Структура современного почвоведения и его научные связи.
2. Методы почвенных исследований.
3. Место и функции почвы в биосфере и биогеоценозе.
4. Классификация, распространение и характеристики почвообразующих пород.
5. Климат как фактор почвообразования.
6. Рельеф как фактор почвообразования.
7. Почвообразующие породы.
8. Роль растений в почвообразовании.
9. Роль почвенных животных в почвообразовании. Основные функции микроорганизмов при почвообразовании.
10. Роль антропогенного фактора в почвообразовании.
11. Гранулометрический (механический) и минералогический состав почв. Принципы классификации почв по гранулометрическому составу.
12. Почвенный поглощающий комплекс. Виды поглотительной способности почв.
13. Органическое вещество почвы. Процессы минерализации и гумификации. Роль и свойства органических веществ в процессе почвообразования.
14. Категории почвенной влаги. Почвенный раствор. Водные режимы почв.
15. Почвенный воздух. Соотношение между твёрдой, жидкой и газообразной фазами.
16. Морфология почв – основа диагностики и классификации почв.
17. Физические свойства почв: плотность, плотность твёрдой фазы, пористость.
18. Генетические горизонты почв, мощность почвы и отдельных её горизонтов.
19. Окраска почвы, механический состав, структура, характер перехода горизонтов.
20. Новообразования и включения, плотность и влажность
21. Закон горизонтальной (широтной) почвенной зональности, его сущность.
22. Широтные почвенно-климатические пояса и почвенно-биоклиматические области, особенности их выделения.
23. Закон вертикальной почвенной зональности, его сущность.
24. Почвы арктической зоны, особенности их формирования.
25. Генезис почв тундровой зоны.
26. Генезис и классификация подзолистых почв.
27. Генезис дерновые почвы.
28. Генезис болотных почв.
29. Генезис серых лесных почв. Классификация и свойства серых лесных почв.
30. Условия почвообразования и генезис черноземов.
31. Условия почвообразования и генезис каштановых почв. Классификация и свойства каштановых почв.
32. Генезис и классификация солончаков, солонцов, солодей
33. Условия почвообразования и генезис горных почв.
34. Классификация, свойства почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков.
35. Проблемы деградация почв.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Приведите примеры использования почв полупустынь, пустынь и влажных субтропиков
2. Почва формируется под пологом хвойного леса. Дайте характеристику почве и водному режиму в ней, если содержание глинистых частиц в почве 20%, объемный вес 1,0 г. Ответ обоснуйте.
3. Какие почвы содержат подзолистый горизонт? В каких условиях идет процесс подзолообразования? Какими признаками характеризуются подзолистые почвы?
4. Почва формируется под пойменным лугом. Дайте характеристику почве и водному режиму в ней, если содержание глинистых частиц в почве 35%, объемный вес 1,2 г. Ответ обоснуйте.
5. Охарактеризуйте условия почвообразования и классификация лугово-черноземных почв
6. Сформулируйте лучшие для сельскохозяйственного использования признаки почв. Обоснуйте ваши выводы.
7. Почва формируется под смешанным лесом. Дайте характеристику почве и водному режиму в ней, если содержание глинистых частиц в почве 30. Каков водный режим? Каким, по Вашему мнению должен быть объемный вес? Ответ обоснуйте.
8. Глинистых частиц в почве 45%, в окраске преобладают голубоватые участки. Формируется почва под смешанным лесом. Дайте характеристику почве и водному режиму в ней.
9. Почва формируется под низинным лугом с избыточным увлажнением. Какими характеристиками почвообразовательных процессов она будет отличаться? Каков режим влажности и тепловой режим. Какой, по-вашему мнению, может быть механический состав и каково сложение этих почв?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковриго В.П., Кауричев И.С, Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.2 В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников Почвоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/11220389-2832-44F4-B8D3-8FAA90719134
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. Ш. Казеев, С. А. Тищенко, С. И. Колесников Почвоведение: Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/BCDA4860-7795-422C-8A23-43DD6B900D8D
Л2.2 Казеев К.Ш., Тищенко С.А., Колесников С.И. ПОЧВОВЕДЕНИЕ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Вильямс В.Р. - отв. ред. ПОЧВОВЕДЕНИЕ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Классификация почв России 1. http://soils.narod.ru/
Э2 Полевой определитель почв России 2. http://soils.narod.ru/download/field_guide_int.pdf
Э3 Реестр почвенных ресурсов России 3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf
Э4 Кур в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://soils.narod.ru/ Классификация почв России.
2. http://soils.narod.ru/download/field_guide_int.pdf Полевой определитель почв России.
3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf Реестр почвенных ресурсов России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Почвоведение с основами агрохимии"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, лабораторным занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторное задание должно быть направлено на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий.Представление оценочного средства - в виде комплекта заданий.Выполнению лабораторных работ и занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная деятельность студентов, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы. Форма организации студентов на лабораторных занятиях – фронтальная (все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу).
Реферат - Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

8.4. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.