МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы оценки состояния элементов благоустройства и озеленения территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доц., Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы оценки состояния элементов благоустройства и озеленения территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2028 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение методов оценки состояния элементов благоустройства и озеленения территорий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает современные технологии профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности
ОПК-5Способен участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает методы применения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет проводить экспериментальные исследования в профессиональной деятельности
ОПК-5.3 Имеет навыки проведения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает современные технологии профессиональной деятельности;
ОПК-5.1. Знает методы применения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-5.2. Умеет проводить экспериментальные исследования в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности;
ОПК-5.3. Имеет навыки проведения экспериментальных исследований в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация системы мониторинга состояния объектов ландшафтной архитектуры.
1.1. Правила содержания и охраны объектов ландшафтной архитектуры. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Охрана объектов ландшафтной архитектуры Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Оценка соответствия параметров объекта ландшафтной архитектуры нормам и правилам его содержания.
2.1. Инженерные сооружения и оценка их состояния. Гидротехнические сооружения на объектах ландшафтной архитектуры и оценка их состояния Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Методы оценки состояния инженерных сооружений Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Оценка состояния инженерных сооружений модельного участка Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Нормативная база содержания объектов ландшафтной архитектуры Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Мониторинг состояния покрытий (тротуары, пешеходные зоны вдоль улиц, садово-парковые дорожки, площадки) Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Исследование плоскостных элементов ландшафтной архитектуры Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Оценка плоскостных элементов модельного участка Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Мониторинг состояния элементов озеленения территории.
3.1. Методы мониторинга состояния деревьев и кустарников. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Проведение таксации лесных насаждений на модельном участке Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Методы оценки состояния газонов и стадии их дигрессии. Мониторинг содержания цветников, вертикального озеленения, рокариев и альпинариев. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Методы таксации лесных насаждений. Проведение мониторинговых исследований Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Проведение мониторинговых исследований элементов озеленения модельного участка Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Картографический метод исследования.
4.1. Картографический метод исследования Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Создание картосхемы конкретного участка Сам. работа 3 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Создание картосхемы инвентаризации древесных насаждений. Построение картосхемы современного состояния объекта ландшафтной архитектуры Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Современные методы мониторинга состояния объектов ландшафтной архитектуры.
5.1. Дистанционные методы исследования территории. ГИС Объектов ландшафтной архитектуры Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Использование данных малых летательных аппаратов Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Дешифрирование космоснимков. Создание ГИС объекта ландшафтной архитектуры Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Разработка ГИС конкретного объекта ландшафтной архитектуры Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Подготовка к зачету Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены на онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6765
ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К какой категории садово-парковых объектов относятся городские парки и сады?
объекты общего пользования
объекты ограниченного пользования
объекты специального назначения
особо охраняемые территории
2. К какой категории садово-парковых объектов относятся дендрарии?
особо охраняемые территории
объекты специального назначения
объекты ограниченного пользования
объекты общего пользования
3. Комплекс работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений и всех конструктивных элементов называется:
капитальный ремонт
содержание объекта
эксплуатация объекта
реставрация объекта
4. Бульвары относятся к объектам
общего пользования
специального назначения
ограниченного пользования
5. Сидераты это:
растения, повышающие плодородие почвы
сапропель, озерный ил
компост из городских отбросов
компост из растительных остатков
6. Средние сроки между капитальными ремонтами объектов озеленения составляют:
5-10 лет
5-15 лет
15-20 лет
не установлено
7. Какие задачи не решает вертикальная планировка территории?
создание пластически выразительных форм рельефа
отвод вод поверхностного стока
создание благоприятных условий для роста растительности
устранение благоприятных физико-географических процессов
8. Какие приемы вертикальной планировки используют при значительном перепаде высот рельефа?
откосы, подпорные стенки, пандусы, лестницы
откосы, подпорные стенки, одерновку
пандусы, лестницы, мостики, кюветы
9. При какой высоте подпорной стенки необходимо устанавливать ограждение (при наличии пешеходной дорожки)?
более 1,0 м
более 2,0 м
более 3,0 м
не нужно устанавливать
10. Какие дренажи бывают по конструкции?
горизонтальные, вертикальные, комбинированные, кольтамаж
вертикальный , горизонтальный
открытый, закрытый
11. Оптимальная толщина плодородного слоя для кустарников должна быть не менее:
0,5-0,6 м
0,2-0,3 м
0,7-1,0 м
1,5-2,0 м
12. Гипсование проводят:
тяжелых солонцеватых почвах
малоплодородных бесструктурных почвах
на песчаных почвах
13. Основным источником получения посадочного материала древесных и кустарниковых растений является:
специализированные декоративные питомники
лесные культуры из пригородной зоны
объекты озеленения, на которых есть "не нужные"растения
14. В прикопе можно хранить хвойные и лиственные вечнозеленые растения
неверно
верно
15. Какие растения обязательно необходимо опрыскивать водой весной следующего за посадкой года?
хвойные растения
лиственные растения
хвойные и лиственные растения
16. Рыхление почвы под деревьями проводят на глубину:
5-10 см
3-5 см
10-20 см
10-15 см
17. В какое время проводят формовочную обрезку?
ранней весной и после листопада
в течение всего периода вегетации
только в зимний период
ранней весной
поздней осенью, после листопада
18. У какого газона высота травостоя должна быть не более 3 см?
у партерного газона
у обыкновенного газона
у лугового газона
у мавританского газона
19. Ежегодные плановые осмотры зеленых насаждений и элементов благоустройства проводят:
весной и осенью
весной
осенью
летом
20. Долгосрочная оценка объектов садово-паркового строительства проводится с периодичностью:
1 раз в 3-5 лет
1 раз в 5-10 лет
1 раз в год
1 раз в 2 года


ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. К какой категории садово-парковых объектов относятся городские парки и сады?
объекты общего пользования
2. К какой категории садово-парковых объектов относятся дендрарии?
особо охраняемые территории
3. Как называется комплекс работ по полному или частичному восстановлению зеленых насаждений и всех конструктивных элементов?
капитальный ремонт
4. К каким объектам относятся бульвары?
общего пользования
5. Что такое сидераты?
растения, повышающие плодородие почвы
6. С какой периодичностью проводят капитальные ремонты объектов озеленения?
5-10 лет
7. Какие задачи решает вертикальная планировка территории?
создание пластически выразительных форм рельефа, отвод вод поверхностного стока, создание благоприятных условий для роста растительности
8. Какие приемы вертикальной планировки используют при значительном перепаде высот рельефа?
откосы, подпорные стенки, пандусы, лестницы
9. При какой высоте подпорной стенки необходимо устанавливать ограждение (при наличии пешеходной дорожки)?
более 1,0 м
10. Какие дренажи бывают по конструкции?
горизонтальные, вертикальные, комбинированные, кольтамаж
11. Какая оптимальная толщина плодородного слоя для кустарников должна быть?
0,5-0,6 м
12. На каких почвах проводят гипсование?
на тяжелых солонцеватых почвах
13. Назовите основной источник получения посадочного материала древесных и кустарниковых растений.
специализированные декоративные питомники
14. Какие растения обязательно необходимо опрыскивать водой весной следующего за посадкой года?
хвойные растения
15. На какую глубину проводят рыхление почвы под деревьями?
5-10 см
16. В какое время проводят формовочную обрезку?
ранней весной и после листопада
17. У какого газона высота травостоя должна быть не более 3 см?
у партерного газона
18. В какое время года проводят ежегодные плановые осмотры зеленых насаждений и элементов благоустройства?
весной и осенью
19. С какой периодичностью проводится долгосрочная оценка объектов садово-паркового строительства?
1 раз в 3-5 лет

Вопросы для устного опроса:
1.Охрана объектов ландшафтной архитектуры
2.Нормативная база содержания объектов ландшафтной архитектуры
3.Методы оценки состояния инженерных сооружений
4.Оценка состояния инженерных сооружений модельного участка
5.Исследование плоскостных элементов ландшафтной архитектуры
6.Методы таксации лесных насаждений
7.Проведение мониторинговых исследований элементов озеленения модельного участка
8.Построение картосхемы современного состояния объекта ландшафтной архитектуры
9.Использование данных малых летательных аппаратов для оценки состояния объектов ландшафтной архитектуры
10.Создание ГИС объекта ландшафтной архитектуры
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.Инженерные сооружения и оценка их состояния
2.Гидротехнические сооружения на объектах ландшафтной архитектуры и оценка их состояния
3.Мониторинг систем орошения зеленых насаждений
4.Система освещения зеленых насаждений и оценка ее влияния на состояние растений.
5.Мониторинг состояния покрытий (тротуары, пешеходные зоны вдоль улиц, садово-парковые дорожки, площадки).
6.Мониторинг элементов поверхностного стока.
7.Малые архитектурные формы (декоративные малые архитектурные формы, садово-парковая мебель и оборудование).

Темы рефератов:
1.Методы мониторинга состояния деревьев и кустарников.
2.Лечение древесных растений и защита их от вредителей и болезней
3.Особенности содержания ценных экземпляров древесных растений
4.Сохранение и защита ценных насаждений.
5.Содержание газонов и методы оценки их состояния.
6.Стадии дегрессии газонных покрытий.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Перечень вопросов к экзамену:
1.Оценка соответствия параметров объекта ландшафтной архитектуры нормам и правилам его содержания
2.Методы оценки состояния инженерных сооружений
3.Инженерные сооружения и оценка их состояния
4.Оценка соответствия параметров объекта ландшафтной архитектуры нормам и правилам его содержания
5.Методы оценки состояния инженерных сооружений
6.Инженерные сооружения и оценка их состояния
7.Основные требования по содержанию сооружений и оборудования на объектах ландшафтной архитектуры
8.Очистка прудов и других водоемов в парках
9.Инвентаризация элементов озеленения и благоустройства на объекте
10.Организация мониторинга состояния объектов ландшафтной архитектуры
11.Инженерные сооружения и оценка их состояния
12.Откосы и исследование их состояния
13.Подпорные стенки и их устойчивость
14.Гидротехнические сооружения на объектах ландшафтной архитектуры
15.Мониторинг системы орошения зеленых насаждений
16.Содержание плоскостных элементов благоустройства территории на объектах ландшафтной архитектуры (основные требования)
17.Правила проведения мониторинга состояния элементов ландшафтной архитектуры
18.Правила содержания деревьев и кустарников на объектах ландшафтной архитектуры
19.Методы мониторинга состояния деревьев и кустарников.
20.Особенности содержания ценных экземпляров древесных растений и исследование их состояния
21.Содержание газонов и методы оценки их состояния.
22.Стадии дегрессии газонных покрытий.
23.Оценка состояния элементов декоративного устройства для оформления объектов
24.Современные методы мониторинга состояния объектов ландшафтной архитектуры
25.Дистанционные методы
26.Геоинформационные методы
27.Создание ГИС Объектов ландшафтной архитектуры

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Гусакова Мониторинг и охрана городской среды : Учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ламанова Р.В., Шнейдмиллер Н.Ф., Рымарь О.М., Чапалда Т.Л. Виды озеленения в благоустройстве территорий населенных мест и декоративные признаки растений: Учебное пособие Архитектон, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Н.В. Барабаш; И.Н. Тихонова Экология среды: Учебное пособие , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Методы оценки состояния элементов благоустройства и озеленения территорий" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Методы оценки состояния элементов благоустройства и озеленения территорий"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.