МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление объектами ландшафтной архитектуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.искуств., доцент, Бондаренко Т.В.;ст. преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление объектами ландшафтной архитектуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представления о комплексе мероприятий, обеспечивающих постоянство пользования объектами ландшафтной архитектуры, исключающих их истощение до степени разрушения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает современные технологии профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает современные технологии профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Основы и теория управления объектами ландшафтной архитектуры. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2
1.2. Виды объектов ландшафтной архитектуры. Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л2.2
1.3. Основы управления объектами ландшафтной архитектуры. Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Объекты ландшафтной архитектуры. Сам. работа 4 18 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Создание, содержание, контроль и инвентаризация объектов ландшафтной архитектуры.
2.1. Создание и содержание зеленых насаждений. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Система контроля состояния озелененных территорий. Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л2.2
2.3. Инвентаризация озелененных территорий. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2
2.4. Основные принципы и особенности создания и содержания зеленых насаждений. Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Принципы и методы контроля состояния озелененных территорий. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2
2.6. Инвентаризация озелененных территорий: принципы и подходы. Сам. работа 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.2
2.7. Основы управления объектами ландшафтной архитектуры. Сам. работа 4 38 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 4 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8230

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;

Вопрос 1. К территории ограниченного пользования и назначения относятся:
а. жилые районы и микрорайоны, детские учреждения, школы, учреждения здравоохранения, участки на территориях промышленных предприятий.
б. специализированные парки; сады жилых районов, межквартальные сады, сады при группе жилых домов; скверы на площадях.
в. озелененные территории защитного типа, связанные с защитой жилых районов от неблагоприятных воздействий.
г. озелененные полосы вдоль магистралей и улиц; территории кладбищ.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какой ориентир в концепции озеленения сибирских городов?
а. в настоящее время в российских городах активно формируются ориентиры на приближение урбанизированной среды к природной.
б. важно увеличить количество зелени за счет озеленения дачных участков.
в. для климата Сибири озеленение вертикальных поверхностей лианами и контейнерами лучше заменить на панно из мха.
г. проведение омолаживающей обрезки тополей на улицах города в связи с аварийным их состоянием.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Какая территория называется экологической парковкой?
а. парковка транспортных средств, засеянная мавританским газоном и укрепленная газонной решёткой, благодаря чему она имеет вид цветущей лужайки.
б. территория парковки, укрепленная газонной решёткой, благодаря чему сохраняется газон на участке.
в. территория для парковки транспортных средств, огороженная кустарниками.
г. территория, на которой не менее 30% площади занято древесными посадками.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Какие технологии делают проекты по озеленению современными?
а. программное освещение сада, применение геопластики, подогрев дорожек.
б. рисование проектов с помощью программы «AvtoCAD».
в. посадка новейших сортов декоративных растений.
г. использование европейских видов растений с высокой декоративностью.
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 5. В.А. Николаев cформулировал характерные свойства культурных ландшафтов, выберите не верное утверждение:
a) гармонизация природной, социальной и производственной подсистем;
b) оптимальное и устойчивое функционирование;
c) максимализация деструктивных процессов;
d) наличие переодического мониторинга;
e) антропогенная регуляция, охрана и уход;
f) любое художественное достоинство пейзажного облика.
ОТВЕТ: c, d, f

Вопрос 6. Структурными элементами экологического каркаса какой-либо территории не являются:
a) узлы (ядра) экологического каркаса;
b) экологические коридоры, соединяющие узлы в целостную экологическую сеть;
c) дороги и промзоны
d) буферные зоны, отделяющие узлы и коридоры от внешней среды.
ОТВЕТ: с

Вопрос 7. Аллеи и проезды с твердым покрытием поливают из поливомоечных машин _________ со смывом пыли в ливневую сеть.

a) 1-2 раза в день
b) 3-4 раза в день
c) Раз в 3 дня
d) Раз в неделю
ОТВЕТ: a

Вопрос 8. К гидротехническим сооружениям общего назначения относятся:
a) оросительные (ирригационные) гидромелиоративные сооружения;
b) дренажные гидромелиоративные сооружения;
c) подпорные сооружения на водотоках (плотины и дамбы)
d) шлюзы-регуляторы, отстойники, вододелители, водомеры
ОТВЕТ: c

Вопрос 9. реагенты, позволяющие быстро очистить мутную воду:

a) флокулянты
b) альгициды
c) регуляторы уровня рН
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Основная проблема небольших пресных водоемов?
a)накопление органического вещества
b)наличие личинок комаров
c)появление водорослей
d) нарушение экосистемы
ОТВЕТ: a, c

Вопрос 11. На территории объектов ландшафтной архитектуры необходимо обеспечить сохранение __________ как неотъемлемых элементов экосистем:

a) Только подземных вод
b) Поверхностных и подземных вод
c) Только подземных вод
ОТВЕТ: b

Вопрос 12. Главной спецификой современных технологий в озеленении является:
а. экологичность.
б. безопасность.
в. эстетичность.
г. гармоничность.
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Благодаря озеленению крыш можно существенно снизить:
а. количество жильцов дома.
б. перегрев и переохлаждение дома.
в. себестоимость проживания в доме.
г. обледенение крыш в зимний период.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Что означает понятие «Фитодизайн»?
а. это использование в дизайне растений, которые имеют приятный аромат.
б. это наполнение дома и офисного помещения растениями и всяческой флористической атрибутикой.
в. возможность использование растений в качестве фиточая.
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Дождевой сад – это:
а. засаженная влаголюбивыми растениями низкая площадь, куда стекает избыток дождевой воды.
б. современный умный сад с туманообразующей установкой.
в. сад с автополивом.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено 90% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 10% заданий;

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Основная функция лесопарковых зон в городе помимо организации отдыха населения?
Ответ: сохранение природных ландшафтов.

2. Какие деревья отмечают в ходе лесной таксации в парках с повышенной антропогенной нагрузкой, что позволяет улучшить безопасность парка?
Ответ: аварийные.

3. Какие группы ландшафта в лесопарках выделяют в зависимости от просматриваемости участка?
Ответ: закрытые, полуоткрытые, открытые пространства.

4. Какие затраты позволяют снизить современные технологии рекультивации нарушенных ландшафтов, если очистка почвы от загрязнений проводится непосредственно на месте?
Ответ: на транспортировку.

5. При выращивании растений, называемых __________, в питомнике проводится формирование мощной корневой системы, выкапывание и упаковка кома специализированной техникой, погрузка с помощью самогруза, создание условий для транспортировки и хранения дерева в ожидании посадки.
Ответ: крупномерами.

6. С помощью кокой обрезки улучшают форму кроны дерева, усиливают рост боковых побегов?
Ответ: формирующей

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на развитие растений?
Ответ: свет, вода, температура, почва, климат.

8. Какие 3 задачи решаются при создании систем озелененных территорий в городах и поселках?
Ответ: рекреационные, оздоровительные, архитектурно-художественные.

9. «______________ – мировоззренческая позиция, в которой главным в решении всех вопросов и высшей ценностью выступает природа». Вставьте пропущенное слово
Ответ: натуроцентризм.

10. По функциональному назначению к какой категории относятся следующие внутригородские озелененные территории: парки, скверы, бульвары?
Ответ: общего пользования.

11. Как называется прямолинейная посадка деревьев?
Ответ: аллейная.

12. В связи с вытеснением застройкой растительности, увеличением загазованности, нехваткой рекреационных пространств необходимо увеличение доли городских ___________ и лесопарковых зон.
Ответ: насаждений.

13. Какое агротехническое мероприятие способно повысить устойчивость растений к загазованности и к засолению почв в городе?
Ответ: орошение.

14. Плотные или хорошо продуваемые посадки зеленых насаждений способны снизить очаги повышенной концентрации загрязнений атмосферы в воздухе вблизи дорог?
Ответ: хорошо продуваемые.

15. Известно более 500 видов деревьев, имеющих фитонцидные свойства. Назовите 3 лиственных растения с наиболее высокими фитонцидными свойствами.
Ответ: береза, тополь, черемуха.

16. За счет использования каких растений газон получил название мавританский?
Ответ: красивоцветущих.

17. Как называют растения с гибкими побегами, применяемые в декоративном растениеводстве?
Ответ: лианы.

18. Что отличает партерный газон от других типов газона?
Ответ: идеально ровный.

19. На что оказывают положительное влияние зеленые насаждения во время транспирации?
Ответ: на влажность воздуха.

20. В соответствии с законодательством России, ______________ являются ответственными за благоустройство, озеленение и содержание придомовых территорий жилых домов.
Ответ: управляющие компании.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


«2» – менее 2 баллов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Перечень вопросы на экзамене:
1. Что такое управление применительно к объектам ландшафтной архитектуры?
2. Классификация объектов ландшафтной архитектуры.
3. Что такое устойчивое управление объектами ландшафтной архитектуры?
4. Что включает в себя система мер в управлении?
5. Каковы основные принципы устойчивого развития?
6. Уровни в управлении применительно к объектам ландшафтной архитектуры.
7. Что включает в себя правило управления?
8. Назовите, что включает в себя правило устойчивого развития.
9. Что включают в себя проблемы управления?
10. В чем заключается комплексная оценка качества природного комплекса?
11. Что такое ландшафтное планирование?
12. Каковы цели и задачи ландшафтного планирования?
13. Какова реализация ландшафтного планирования?
14. Какие выделяются этапы ландшафтного планирования?
15. Каковы шаги реализации инвентаризации ландшафтного планирования?
16. Что включает в себя схема организации и развития национального парка?
17. Как осуществляется управление в национальных парках?
18. Как осуществляется управление в специализированных парках?
19. Как осуществляется управление лесопарках?
20. Что такое функциональное зонирование и для каких целей оно необходимо в управле-нии?
21. В чем заключается управление животным миром?
22. Что такое регуляционные мероприятия?
23. Чем вызвано проведение регуляционных мероприятий?
24. Что такое реинтродукция и для чего она проводится?
25. В чем заключается пользование объектами животного мира (на примере национальных парков)?
26. В чем заключается управление растительным миром (на примере национальных парков)?
27. В чем заключается управление травяными экосистемами (на примере национальных парков)?
28. Какова роль функционального зонирования в управлении?
29. Как осуществляет управление в национальном парке администрация?
30. Каково основное предназначение плана управления на уровне национального парка?

На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A60C7CE-D953-4779-9E9B-43223AC53003
Л1.2 Л.Н. Долгова Управление и организация производства в ландшафтном строительстве : практикум Библиогр, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477340 (25.01.2018)
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для вузов , 2008
Л2.2 Е.В. Черняева, В.П. Викторов Основы ландшафтного проектирования и строительства: учебное пособие Москва: МПГУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Мудл "Управление объектами ландшафтной архитектуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Управление объектами ландшафтной архитектуры"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.