МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архитектуры и садово-паркового искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.искуств., доцент, Бондаренко Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
История архитектуры и садово-паркового искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у учащихся профессионального понимания архитектуры, как процесса непрерывного преемственного развития, эволюции творческих методов от эпохи к эпохе; дать студентам глубокие теоретические и практические знания, умения и навыки в области дизайна малых архитектурных форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить предпроектные исследования и подготовку данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.1 Знает содержание и методы предпроектных исследований
ПК-1.2 Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.3 Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает содержание и методы предпроектных исследований;
ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-3.2. Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История архитектуры
1.1. I. Архитектура государств Древнего мира. 1.1. Архитектура Древнего Египта. 1.2. Архитектура Древних Индии, Китая, Ирана и Мезоамерики. II. Античная архитектура. 2.1. Архитектура Древней Греции. 2.2. Архитектура Древнего Рима. III. Архитектура средневековой Европы и стран Азии. 3.1. Архитектура Византии. 3.2. Архитектура Романского периода в Европе. 3.3. Архитектура Готического периода в Европе. IV. Архитектура периода Нового времени в истории Европы. 4.1. Архитектура эпохи Возрождения. 4.2. Архитектура стиля Барокко и Рококо. 4.3. Архитектура стиля Классицизм. 4.4. Архитектура периода Эклектизма. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. История зарубежной архитектуры Практические 1 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. История зарубежной архитектуры Сам. работа 1 14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. История отечественной архитектуры
2.1. 1. Народное деревянное зодчество. 2. Архитектура Киевской Руси. 3. Архитектура в период феодальной раздробленности. 4. Архитектура периода создания централизованного русского государства. 5. Архитектура в период обмирщения русской культуры. 6. Архитектура стиля Барокко. 7. Архитектура стиля Классицизм. 8. Эклектика и Модерн в архитектуре России. 9. Архитектура Советского периода. Сам. работа 1 14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. История отечественной архитектуры Практические 1 1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. История отечественной архитектуры Сам. работа 1 14 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Малые архитектурные формы
3.1. Типология малых ландшафтно-архитектурных форм. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм. Основные принципы проектирования. Малые архитектурные формы из дерева. Малые архитектурные формы из бетона. Общие вопросы композиции под открытым небом. Цветочные композиции, партеры, газоны. Сведения о пропорциональном, композиционном, тектоническом построении сооружения и его функциональном назначении, точках наилучшего восприятия, способах изображения сооружения, масштабе. Простейшие архитектурные элементы, методика анализа формы, стилевые особенности. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Малые архитектурные формы: история возникновения, эволюция, современное состояние. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Малые архитектурные формы: история возникновения, эволюция, современное состояние. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовка к сдаче зачета Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Написание курсовой работы Сам. работа 1 17 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7531

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК – 1. Способен проводить предпроектные исследования и подготовку данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Историю культуры и искусства Древней Греции принято делить на ? эпох
A. Пять
B. Три
C. Шесть

2. Одна из особенностей садово-паркового искусства эпохи Средневековья
A. Разработка нового приема – лабиринта
B. священны рощи
C. использование горной местности для устройства террас
3. Характерная особенность ландшафтного строительства Античной Греции
A. использование горной местности для устройства террас
B. учет индивидуальных свойств растений.
C. геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию
4. Для Древнего Рима характерен
A. синтез искусств
B. Сады при замках
C. Разработка нового приема – лабиринта
5. это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре
A. Нимфей
B. Героон
C. Гимнасии
6. представлял первоначально рощу, посвященную герою. Он служил местом захоронения этого героя, и соответственно носил мемориальный характер.
A. Нимфей
B. Героон
C. Гимнасии
7. рассматривались как публичные места для собраний: кроме наблюдения за гимнастическими упражнениями, они существовали просто для встреч или философских бесед, постепенно перерастая в философские сады.
A. Нимфей
B. Героон
C. Гимнасии
8. __– сады, связанные с религиозным культом
A. Священны рощи
B. Городские общественные сады
C. Частновладельческие городские сады
9. сельскохозяйственная вилла
A. Рустика
B. Урбана
C. Фруктуария
10. дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений
A. Рустика
B. Урбана
C. Фруктуария
11. вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых не плодовых деревьев.
A. Рустика
B. Урбана
C. Фруктуария
12. плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение
A. Ипподром
B. Ксист
C. Урбана
13. Рельеф, где он находился ровный. Данный планировочный элемент представлял собой – эллипс, один округлый конец которого срезан.
A. Ипподром
B. Ксист
C. Урбана
14. Андре Ленотр
A. Во-ле-Виконт
B. Парк Гринвича
C. Брэмен парк в Йоркшайре
15. Японская теория выделяла ?? главных типов камней: камни-тропинки, лежачие, озерные, речные, делящие поток и т.п.
A. 138
B. 15
C. 125
16. Антонио Гауди
A. Красная площадь
B. Во-ле-Виконт
C. Каса-Мила

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. А
4. А
5. А
6. В
7. С
8. А
9. А
10. В
11. С
12. В
13. А
14. А
15. А
16. С
Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Как называется искусство создание садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах.
2. Суть садово-паркового искусства
3. В каком стиле характерны: геометрическая сетка плана с прямолинейной трассировкой дорог; четкой формой партеров и цветников; симметричные оформлением композиционной оси и т.п.
4. В каком стиле характерны: свободной сеткой плана, естественным рельефом, извилистыми дорожками. Изрезанными контурами водоемов, полян, лужаек, свободно растущими деревьями и кустарниками с живописными формами крон.
5. Связь садово-паркового искусства с живописью
6. Связь садово-паркового искусства с декоративным искусством
7. Связь садово-паркового искусства с литературой
8. Организации, занимающиеся вопросами садово-паркового искусства
9. Для какой страны характерны особенности: 1) регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции; 2) наличие водоемов как неотъемлемой части сада; 3) использование ритма как композиционного приема; 4) применение рядовых посадок; 5) употребление интродуцентов в ассортименте древесных насаждений; 6) сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтного в оформлении ансамблей
10. Для какой страны характерны особенности: 1) формирование композиции садово-парковых объектов проходило не по продольной оси, а применялось поперечное развертывание пространства; 2) порождение от типа храма – зиккурат искусственных насыпных видовых холмов в парках с беседкой наверху в первой половине XVIII в; 3) создание висячих садов на искусственных террасах – прообразы современных садов на крышах
11. Для какой страны характерны особенности: 1) появились обширные парки – «парадизы»; 2) использовался рельефа местности (террас, каналов и бассейнов); 3) применялись богатые ассортименты растительности, экзотов и фруктовых деревьев, а так же огромного количества цветов; 4) включались в общую композицию павильоны и гроты.
12. Для какой страны характерны особенности: 1) строгая геометрия в композиции садов с широким использованием воды; 2) использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев; 3) схожесть планировки индийских садов с персидскими объектами паркостроения; 4) специфическая особенность Индии – сады на воде; 5) дизайн садов, основывается на геометрических формах, который может делиться на части, но сохраняет свое единство и первоначальные качества
13. О чем идет речь? «сады размещались на широкой четырехъярусной башне с трапециевидной формой плана. Длина нижнего яруса – около 120 м. Ярусы зиккурата соединялись между собой полированными белыми и ро¬зовыми ступенями. Внутри каждой платформы были возведены крепкие кирпичные стены, опирающиеся на мощные высокие колонны квадратного сечения». Здесь отдыхала мидийская красавица со своими служанками. Деревья самых удивительных пород зеленели между рядами колонн. Колонны до¬стигали высоты в 50 локтей, поэтому света для растений было доста¬точно
14. О чем идет речь? «был построен в ярком стиле и считается самым большим в штате Раджастхан. Он расположен на вершине холма в стиле архитектуры раджастхани-раджпут.
Характерные черты комплекса:
— Дворцовый комплекс построен полностью из гранита и мрамора.
— Интерьеры комплекса с его балконами, башнями и куполами украшены изящными зеркалами, мрамором, фресками, настенной живописью, серебром, инкрустацией и остатками цветного стекла.
— С верхних террас комплекса открывается вид на озеро и город Удайпур.»
15. О чем идет речь? «мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить в честь своей супруги Мумтаз-Махал, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.»
16. Где использовались следующие типы озеленения: 1) священные рощи (нимфеи и герооны); 2) гимнасии; 3) озелененные территории общественного значения; 4) философские сады; 5) частновладельческие сады
17. Где использовались следующие особенности ландшафтного строительства: а) использование горной местности для устройства террас; б) создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов; в) применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам
18. Где появились новые планировочные элементы, такие как ксист и ипподром?
19. Где использовались следующие типы озеленения: 1) «Рустика» - сельскохозяйственная вилла; 2) «Урбана» - дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений; 3) «Фруктуария» - вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно
20. Где появляются четыре типа садово-парковых объектов: 1. Монастырские сады; 2. Сады при замках; 3.Университетские сады; 4. Ботанические сады.
21. Где во время правления Кира – младшего был создан замечательный парк, получивший название «парадиз»?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Садово-парковое искусство
2. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный облик.
3. Регулярный стиль
4. Пейзажный стиль
5. изобразительность с ее законами перспективы, цвета, композиции
6. законы имитации пространства
7. эмоционально-ассоциативный подход, семантику
8. Комитет по историческим садам (ИКОМОС), международная федерация ландшафтных архитекторов (ИФЛА)
9. Древний Египет
10. Ассирии – Вавилонии
11. Персия
12. Индия
13. «Висячие сады»
14. Дворцово-парковый ансамбль Удайпура
15. Мавзолей Тадж-Махал
16. Античная Греция
17. Античная Греция
18. Древний Рим
19. Древний Рим
20. Древний Рим
21. Древняя Греция

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК – 3. Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Высокая стена, замыкающая часть сада
A. Амфитеатр
B. Балюстрада
C. Ниша
D. Пандус

2. Кто в вилле Мадама в Риме (1517 г.) использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытое пространство сада.
A. Микеланджело
B. Рафаэль
C. Донато Браманте
D. Джакомо Делла Порта

3. Как называются наклонные ступени с уменьшенными до предела подступеньками?
A. Французский пандус
B. Германский пандус
C. Итальянский пандус
D. Голландский пандус

4. ___ сильно повлиял на французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.
A. Итальянский Ренессанс
B. Голландский Ренессанс
C. Итальянское барокко
D. Модерн

5. Крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой
A. Пергола
B. Фонтан
C. бродери
D. Берсо

6. Сады украшались цветниками, которые в XVII в. превратились в роскошные кружевные партеры ____
A. Пергола
B. Фонтан
C. бродери
D. Берсо

7. Какой баланс рекомендовался в японских трактатах по садово-парковому искусству: площадь под здания –
A. 40 % от общей территории
B. 30 % от общей территории
C. 60 % от общей территории
D. 70 % от общей территории

8. Какой баланс рекомендовался в японских трактатах по садово-парковому искусству: площадь под открытые пространства сада или парка –
A. 40 % от общей территории
B. 30 % от общей территории
C. 60 % от общей территории
D. 70 % от общей территории

9. Какой баланс рекомендовался в японских трактатах по садово-парковому искусству: площадь под закрытые пространства –
A. 40 % от общей территории
B. 30 % от общей территории
C. 60 % от общей территории
E. 70 % от общей территории

10. Сколько типов камней выделяла японская теория?
A. 138
B. 145
C. 274
D. 189

11. Где объектами поклонения и ритуальных игр нередко становились священные рощи, даже отдельные деревья. Дубы, культ которых уходит своими корнями в глубокую древность, посвящались Перуну (богу грома и молний)
A. В Киевской Руси
B. В Японии
C. В Китае
D. В Германии

12. Какие объекты садово-паркового искусства можно подразделить на следующие типы: 1) сакральные сооружения на вершинах; 2) священные рощи; 3) пантеоны - ритуальные урочища; 4) увеселительные рощи и гульбища; 5) городские усадьбы; 6) монастыри (речь о которых пойдет ниже).
A. Японские
B. Русские
C. Древнерусские

13. Какие сады были двух типов: 1) большие плодовые сады за стенами монастыря; 2) малые, в основном декоративные палисадники вблизи келий и церквей внутри монастыря.
A. Монастырские
B. Французские
C. Парижские

14. для какого паркостроения XVIII века характерны следующие типы: 1. городские усадьбы; 2. дворцовые сады; 3. публичные сады; 4. загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы.
A. Петербургского
B. Московского
C. Ленинградского

15. В I половину XVIII столетия какие сады можно подразделить на следующие развивающиеся основные типы: 1) увеселительные загородные резиденции; 2) дворцово-парковые ансамбли; 3) приусадебные ботанические сады.
A. Петербургского
B. Московского
C. Ленинградского

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. В
3. С
4. А
5. D
6. В
7. А
8. В
9. В
10. А
11. А
12. С
13. А
14. А
15. В
Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Сад какой эпохи размещался на террасированном склоне. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось
2. Как назывался изолированный участок или небольшой сад для отдыха в эпоху Возрождения?
3. Где были следующие типы садов : сады при городских виллах, сады при загородных виллах, сады священнослужителей, медицинские и ботанические сады, благоустроенные площади
4. Как назывались фонтаны, призванные забавлять гуляющих людей в саду, внезапным обливанием их водой, использовались впервые именно в это время
5. Какой стиль в садово-парковом строительстве утвердился в 80-е годы XVI в. и был искусством разбогатевшей буржуазии?
6. О каком объекте садово-паркового искусства идет речь? «триумф террас, балюстрад, колон, ваз и статуй. Эта «театральная декорация» на фоне прекрасного ландшафта. Его площадь всего 3,2 га. Композиция сада навеяна висячими садами Семирамиды. Он расположен на десяти террасах. Пяти нижних террас – на холме, а пять верхних – искусственные.»
7. О каком объекте садово-паркового искусства идет речь? «Небольшой дворец стоит в геометрическом центре сада, на пересечении осевых аллей, в окружении крестообразных партеров. Границы партеров зафиксированы восемью маленькими кордегардиями. Здесь нет привычного для Италии и Франции приема деления пространства на закованный в камень почетный двор и парк, лежащий по другую сторону двора»
8. Анализируя описания парков какой страны, можно сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида: 1) устрашающий; 2) смеющийся; 3) идеалистический или романтический.
9. Какой вид пейзажа в Китае создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышан шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток.
10. Какой вид пейзажа в Китае «за поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами»
11. Какой вид пейзажа в Китае «навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа мог быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде»
12. Какой сад или парк по исполнению делятся на три вида: 1) сад с холмами и водоемами; 2) плоский сад с водоемами и островами; 3) плоский сад без водоемов
13. Где существовали в основном четыре типа садово-парковых объектов: 1) императорские сады и парки; 2) сады при монастырях; 3) миниатюрные садики при жилых домах; 4) сады чайных церемоний.
14. Лучшим примером символического сада стал _____ при монастырском храме Рѐандзи в Киото, площадью 218,8 м2 , замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной. В этом саду, на четырехугольной площадке, асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций. Веранда настоятеля монастыря есть видовая точка, с которой можно смотреть на этот сад. С любого места ее всегда видны лишь четырнадцать камней, один какой-нибудь постоянно скрыт. Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума».
15. Характерен своей планировкой дворцовый ____, расположенный на берегу реки на окраине Киото. Построен он в 1602 г. на плоской местности. В парке создана сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его 10 га.
16. В пейзажный период паркостроения какой страны выделились следующие основные типы садово-парковых объектов: 1) сады и парки лордов; 2) городские сады и парки для отдыха «народных масс»; 3) озеленение площадей.
17. Основными типами садово-парковых объектов какой страны пейзажного паркостроения являются: 1) дворцово-парковые ансамбли; 2) загородные романтические парки; 3) частновладельческие сады; 4) городские сады и парки
18. Какой сад в стенах монастыря, а иногда и вне монастыря, но тоже ограниченный особой стеной, является символом или олицетворением небесного рая на Земле. Он имел, прежде всего, нравственно-воспитательный, точнее наставительный смысл.
19. Какие сады имели культовые и практические цели, т.е. являлись источниками лекарственных трав, овощей и плодов. Они были компактны и имели форму прямоугольника с крестообразным расположением дорожек. В центре часто находился небольшой бассейн.
20. Какие сады появились в XVII-XVII вв. «Зачатками их были издавна разводимые гряды с лекарственными растениями-травами ( шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп и т.д.) и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях.
21. В первой половине __ выделяются три главных направления: 1) пейзажно-романтическое; 2) реалистические тенденции; 3) смешение разных стилей – эклектическое.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Возрождения
2. секретный сад
3. в Италии
4. Фонтаны-шутихи
5. Барокко
6. Сад на острове Изола-Белла
7. Большой сад в Дрездене
8. Китая
9. Устрашающий
10. Смеющийся
11. Романтический
12. Японский
13. В Японии
14. «Сад камней»
15. парк Кацура
16. Англии
17. Германии
18. Сад-ветроград
19. Монастырские
20. Аптекарский огород
21. XIX в.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Архитектура государств Древнего мира.
2. Античная архитектура
3. Архитектура средневековой Европы и стран Азии.
4. Архитектура периода Нового времени в истории Европы.
5. История Отечественной архитектуры
6. История развития деревянного зодчества на Руси.
7. Архитектура в период обмирщения русской культуры.
8. Стили Барокко, Классицизм, Эклектика и Модерн в архитектуре России.
9. Архитектура Советского периода.
10. Особенности проектирования малых ландшафтно-архитектурных форм.
11. Основные принципы проектирования малых архитектурных форм.
12. Малые архитектурные формы из дерева и из бетона.
13. Композиция под открытым небом.
14. Цветочные композиции, партеры, газоны.

6. Критерии оценивания

Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освое-ния) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уро-вень) Удовлетворительно
(пороговый уро-вень) Неудовлетворительно
(уровень не сформи-рован)
100-балльная шка-ла 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено
Оценивание подготовки рефератов
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уро-вень) 1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность вы-полнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность подготовки реферата. выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и ло-гично изложена собственная позиция, сформули-рованы выводы, тема раскрыта полностью, выдер-жан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополни-тельные вопросы.
Хорошо
(базовый уровень) основные требования к реферату и его защите вы-полнены, но при этом допущены недочёты. В част-ности, имеются неточности в изложении материа-ла; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные во-просы при защите даны неполные ответы
Удовлетворительно
(пороговый уровень) имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополни-тельные вопросы; во время защиты отсутствует вывод
Неудовлетворитель-но
(уровень не сформи-рован) тема реферата не раскрыта, обнаруживается суще-ственное непонимание проблемы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Архитектура Древней Греции.
2. Архитектура Древнего Рима.
3. Архитектура Византии.
4. Архитектура Романского периода в Европе.
5. Архитектура Готического периода в Европе.
6. Архитектура эпохи Возрождения.
7. Архитектура стиля Барокко и Рококо.
8. Архитектура стиля Классицизм.
9. Архитектура периода Эклектизма.
10. Народное деревянное зодчество на Руси.
11. Архитектура Киевской Руси.
12. Архитектура Руси в период феодальной раздробленности.
13. Отечественная архитектура периода создания централизованного русского государства.
14. Архитектура Руси в период обмирщения русской культуры.
15. Отечественная архитектура стиля Барокко.
16. Отечественная архитектура стиля Классицизм.
17. Эклектика и Модерн в архитектуре России.
18. Архитектура Советского периода.
19. Типология малых ландшафтно-архитектурных форм.
20. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм.
21. Малые архитектурные формы из дерева.
22. Малые архитектурные формы из бетона.
23. Цветочные композиции, партеры, газоны.
24. Простейшие архитектурные элементы, методика анализа формы, стилевые особенности.
6. Критерии оценивания:

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уро-вень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность из-ложения (последователь-ность действий);
3. Самостоятельность от-вета;
4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, доста-точно глубоко осмысливает дисциплину, само-стоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изу-чения обязательных учебных материалов по кур-су, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владе-ние монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыка-ми анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пойдина, Т.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Агеева, Е.Ю. Краткий курс истории архитектуры : учебное пособие Нижний Новгород : ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 В. А. Васильева, А. И. Головня, Н. Н. Лазарев Ландшафтный дизайн малого сада: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E6DC4B39-F5ED-410F-A883-29AC85BD2C3D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин, С. П. Архитектура первой половины XX века : учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B0F7B7DE-48FA-4284-BAD2-3D4BFA0CEFDD
Л2.2 Заварихин, С. П. Архитектура второй половины XX века : учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A4FC60C1-4AFA-42E6-B126-DF10AE534669
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл "История архитектуры и садово-паркового искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "История архитектуры и садово-паркового искусства"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.