МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтно-архитектурная композиция

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Субботина Л.Л.;ст.преподаватель, Строт С.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтно-архитектурная композиция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Привитие профессиональных навыков работы с основными приемами формирования пространства, основными принципами архитектоники, пластики, соразмерности, а также с основами колористики в ландшафтной композиции и использование их в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-4Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.1 Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.2 Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства
ПК-4.3 Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
ПК-4.1. Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
ПК-4.2. Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
ПК-4.3. Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы архитектурной композиции. Средства композиции.
1.1. Основы архитектурной композиции. Художественные средства композиции. Закономерности построения архитектурной композиции. Единство и соподчиненность. Средства композиции в ландшафтном проектировании. Определение композиции и ее связь с архитектурной композицией. Представление о пространственных формах: плоскостной и объемной (примеры). Соотношения пространственных форм: по величине, по геометрическому строению, положению в пространстве. Фронтальная и объемная композиция Понятие о пространственных формах композиции. Средства композиции. Развитие объемно-пространственного восприятия. Единство и соподчиненность. Ограничение частей и создание единого целого. Единство формы и содержания. Пропорции. Ритм. Симметрия и асимметрия. Симметричные и асимметричные композиции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность и соразмерность пространственных элементов в парке. Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтной архитектуры. Типы пространственной структуры. Композиции открытых пространств различных типов. Понятие о композиции объекта ландшафтной архитектуры (сад, парк). Взаимосвязь ландшафтного искусства с пейзажной живописью и архитектурой. Пейзаж как один из основных пространственных элементов парка, сада, лесопарка. Основные понятия и определения. Пейзаж и вид. Типы пейзажей: простые, сложные, панорамные. Типы пейзажей по восприятию. Изображение пейзажа. Практические 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Создание курсового проекта Сам. работа 2 125 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Подготовка к экзамену Экзамен 2 9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4461

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
1. Какой вид обзора представляется в 100 метрах?
A. детальный
B. общий
C. панорамный
2. Какой вид обзора представляется в 500 метрах?
A. детальный
B. общий
C. панорамный

3. Какой вид обзора представляется в 2000 метрах?
A. детальный
B. общий
C. панорамный
4. К какому стилю подходят данные черты?
• отсутствие прямых углов и резких, разрезающих перспективу линий, все изгибы — волнистые и плавные;
• ритмичность (повторяемость) мотивов - один и тот же элемент можно наблюдать в разных формах и вариациях;
• идеально ровные партерные газоны;
• размытые контуры;
• дугообразные рельефы;
• растительные орнаменты;
• акцентирование внимания единичными элементами;
• яркие миксбордеры.

A. Модерн
B. Кантри
C. Барокко
D. Пейзажный

5. К какому стилю подходят данные черты?
• сад не требует тщательного ухода: некоторая степень запущенности придет ему особый шарм;
• изюминкой стиля является большое количество цветников, включающих и окультуренные дикие растения;
• натуральность и естественность в общей планировке и в декоративных элементах.
• Присутствие декоративных элементов, характерных для деревенской местности, таких как деревянные заборы, маленькие мостики, декоративные колодцы

A. Модерн
B. Кантри
C. Барокко
D. Пейзажный

6. Цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.) - это
A. Клумба
B. Рабатка
C. Солитер
D. Кулисы

7. Узкая полоса низкорослых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры - это
A. Клумба
B. Бордюр
C. Солитер
D. Кулисы

8. Отдельно стоящий экземпляр растения – это
A. Клумба
B. Бордюр
C. Солитер
D. Кулисы

9. Аллея, обсаженная высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматривается окружающая территория - это
A. Открытая
B. Закрытая
C. Полуоткрытая
D. Полузакрытая

10. Как называются аллея, у которой боковые стороны закрыты? Она изолирует посетителя от боковых видов и направляет внимание прямо по движению.
A. Открытая
B. Закрытая
C. Полуоткрытая
D. Полузакрытая

11. Эмоционально спокойный сад, где за основу взяты естественный ландшафт и ассортимент растений, характерный для данной местности
A. Экосад
B. Сад кантри
C. Сад в стиле модерн

12. Как называется творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта.
A. Ландшафтный дизайн
B. Ландшафтное проектирование
C. Визуализация
D. Ландшафтное искусство

13. Как называются линии, устанавливаемые для зданий, строений, наземных сооружений, размещаемых с отступом от красных линий, величина которого определяется градостроительными нормативами.
A. Красные линии
B. Линии застройки
C. Зеленые линии
D. Синие линии

14. К какому виду покрытия на производственных территориях относятся монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и аналогичных материалов?
A. Твердые
B. Мягкие
C. Газонные
D. Комбинированные
15. Территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро
A. дренажные воды
B. сточные воды
C. акватория
D. речной бассейн
16.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. B
3. C
4. А
5. В
6. А
7. В
8. С
9. А
10. В
11. А
12. А
13. В
14. А
15. D

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Как называются аллеи, которые соединяют входы в парк с наиболее интересными объектами, расположенными в парке (центральная площадка, выставочный павильон, памятник)?
2. Как называются аллеи, которые проходят внутри зон и предназначаются для равномерного распределения посетителей?
3. В какую категорию системы озеленения города входят парки?
4. В какую категорию системы озеленения города входят насаждения на территориях детских и учебных заведений?
5. В какую категорию системы озеленения города входят насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях?
6. Как называется самостоятельная территория в системе зеленых насаждений города или коллекционный участок ботанического сада, парка или питомника, предназначенный для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции различных видов деревьев и кустарников
7. Как называется благоустроенный лес, насаждения которого частично разрежены или дополнены и организованы в систему парковых композиций, улучшающую рекреационные качества лесного ландшафта.
8. Как называется территория, естественные условия которой в интересах сохранения животного и растительного мира, ценных ландшафтов, отдельных видов растений, исторических памятников охраняется государством
9. Что может послужить акцентом в саду?
10. Какой известный объект представлен в описании?
Небольшой город в Ленинградской области и одноимённый музей-заповедник, который знаменит своими фонтанами с позолоченными статуями. Этот дворцово-парковый комплекс — одна из красивейших европейских резиденций, куда каждый год приезжают десятки тысяч туристов. Нередко называют русским Версалем.
11. Какой известный объект представлен в описании?
Парк развлечений в Париже скорее похож на научный городок, чем на парк развлечений обычного типа. В 1980-м году здания здесь строились как часть выставки достижений народного хозяйства. Обычный промышленный район со временем исчез, оставив на память о себе лишь несколько построек, и сегодня на этом месте раскинулся парк для любителей науки и техники.
12. Какой известный объект представлен в описании?
Это современный публичный парк в историческом центре Москвы, расположенный в непосредственной близости от Кремля и Красной площади. Он занимает территорию более 13 гектаров и представляет собой уникальное сочетание природных ландшафтов и высокотехнологичных архитектурных решений. Особенностью парка является его концепция "пейзажа будущего", сочетающая в себе элементы четырех климатических зон России: лесной, степной, тундровой и луговой.
13. Кто является архитектором Дворца Гуэля?
14. Как называется искусственное преобразование формы рельефа для достижения определённых эстетических качеств?
15. Вспомните пример мемориального парка
16. Как называется ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна
17. Как называется архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства?
18. Где наиболее широко распространено и является единственно возможным периметральное озеленение
19. Какие бывают группы растений по дендрологическому составу
20. Как называются это линии границ территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной части территории города? За их пределы в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Основные
2. Второстепенные (внутренние)
3. Насаждения общего пользования
4. Ограниченного пользования
5. Специального назначения
6. Дендрарий
7. Лесопарк
8. Заповедник
9. Пруд, ручей, беседка
10. Петергоф
11. Ля Вилетт
12. Зарядье
13. Антонио Гауди
14. Геопластика
15. Парк Победы в Москве
16. Малый сад
17. Ландшафтная архитектура
18. в старых сложившихся городах
19. чистые и смешанные.
20. Красные линии

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-4: Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры


Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Классификация масштабов:
a. крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные
b. кропномасштабный, линейный
c. Линейный, численный, мелкомасштабный
2. Что такое стиль в вашем понимании
a. Это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов.
b. это живой язык композиции, который, как любой другой живой язык, перенимает отдельные черты из других направлений.
3. Садоводство в России началось при:
a. Михаиле Федоровиче
b. Иване Грозном
c. Алексее Михайловиче
d. Петре I
4. Школьный участок разделяют на следующие функциональные зоны:
a. на спортивную, учебно-опытную, отдыха
b. на учебно-опытную, жилую, развлекательную
c. отдыха, прогулочную, жилую
d. жилую, развлекательную, игровую
e. развлекательную, массовую, аптекарную
5. Для чего служат насаждения на откосах и оврагах?
a. для улучшения растительности
b. для того, чтобы было легче ходить
c. для задержания талых или дождевых вод
6. Какую площадь занимает спортивная зона на территории школы
a. до 40 %
b. до 25 %
c. 30 %
d. 20-35 %
7. Назначения малых архитектурных форм в композиции объектов озеленения
a. разделительная
b. функциональная
c. декоративная
d. информационная
8. Малые архитектурные формы декоративного назначения:
a. мусорка
b. скамья
c. обелиск
d. скульптура
9. Одна из основных функций парков:
a. утилитарная
b. эстетическая
c. природная
d. нет правильного ответа
10. К специализированным паркам относится:
e. Парк отдыха
a. сквер
b. парки-выставки.
c. бульвар
11. Скверы предназначены:
a. для транзитного пешеходного движения, кратковременного отдыха и прогулок
b. для движения автотранспорта
c. для занятий спортом
12. Ландшефтная архитектура – это,,,
a. архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека, целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана, решение эстетических задач социальной экологии.
b. одно из фундаментальных понятий географии
c. географический ландшафт, не испытавший влияния непосредственной человеческой деятельности либо испытавший его в очень слабой степени.
d. значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве.
13. Какие чертежи планов содержат следующие элементы планировки: дороги, площадки, сооружения, МАФ, оборудования, а также местоположение и конструкции проектируемых планировочных элементов, их привязку к постоянным опорным линиям (базисам):
a. генеральные
b. разбивочные
c. посадочные
d. дендрологические
14. План озеленения территории разрабатываются на основании…
a. ситуационного плана
b. дендрологического плана
c. разбивочного чертежа
d. генерального плана
15. Группы и куртины кустарников и цветников показывают на чертеже:
a. точками, отмечая расположение каждого растения
b. контурам, отмечая расположение группы в целом
c. контурами отмечая расположение каждой особи
d. кругами или овалами.
16. Разбивочно-посадочные чертежи цветников составляют в масштабе:
a. 1:50
b. 1:100
c. 1:500
d. 1:1000

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. A
3. D
4. a
5. c
6. a
7. a
8. d
9. b
10. c
11. a
12. a
13. b
14. d
15. b
16. a
Критерии оценивания:
(если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. ____ узел — участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Например, водоем, связывающий видовые точки берегов, с которых раскрываются различные перспективы, или поляна, объединяющая отдельные виды в пейзаже.
2. ____— сопоставление предметов или явлений, противоположных по своим свойствам, например малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому и т. д.
3. ____ — группировки деревьев или кустарников (массивы, куртины, группы), располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы, закрывают несущественное или чрезмерно бросающееся в глаза, раскрывают главное с целью улучшения восприятия части парка или окружающего ландшафта.
4. Оранжерея — сооружение под стеклянной ___ с искусственно созданным климатом, предназначенное для выращивания коллекции субтропических и других экзотических растений с целью их экспонирования.
5. ___ композиция (парка) — такое построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развивается начало, кульминация и завершение ансамбля, здесь сосредоточены основные архитектурные сооружения, парадные аллеи, фонтаны, бассейны, скульптура и пр.
6. _____ планировка – прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности (в Вавилоне) и получивший широкое развитие в садах Италии и Франции XVI-XVIII вв.; отличается использованием правильных геометрических контуров: прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, рядовыми посадками растений, наличием скульптуры, водных устройств
7. ____ планировка – прием планировки садов и парков; характеризуется свободным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоемов, растительности, включает как элементы регулярной планировки, так и ландшафтной.
8. «Под названием ______ разумеются зрелища, располагаемые на скатах возвышений. Отлогия небольшой крутизны можно обделать уступами в несколько рядов полукружением выпуклым или впуклым, уступы эти укрепить сваями и после одеть дерном: оставится амфитеатр. Таковые амфитеатры украшают фигурными деревьями, статуями, вазами. Для всходу же на них в приметных местах делают лестницы из тесаных камней, деревянныя или из ступенек, одетых дерном» [Левшин, 1805—1808].\
9. «Строение и расположение ___ зависит по большей части от Архитектора и принадлежит также больше к Архитектурному искусству, однако ж не худо и садовнику иметь о них понятие, дабы и он мог в случае нужды делать их один сам собою, не требуя помощи Архитектора; а особливо в таких местах, где его и сыскать не можно. А притом как листвянныя и древесныя ____ и принадлежат прямо до садовника, то для сего и предлагаются здесь некоторые краткие и общие о них правила.» [Осипов, 1793. Ч. I. С. 90—92].
10. Буферная ___ (парка-памятника) — часть периферийной территории парка или дополнительно осваиваемая смежная территория, на которой организуется массовый отдых и обслуживание посетителей с целью снизить чрезмерно высокую рекреационную нагрузку на культурно-историческую зону парка.
11. ____ — комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории. Специфика ее при реконструкции и восстановлении исторических парков состоит в необходимости сохранения ценной существующей растительности и почвенного покрова террас, лестниц, подпорных стенок, сходов к воде и других элементов ансамбля.
12. Архитектурно-художественное преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки – это…
13. ___ (насаждений) — древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек.
14. _____ — посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений.
15. ___ парк — образец культуры паркостроения прошлого. Как памятник подлежит охране государством.
16. _____ — художественный стиль XVIII — начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В русском паркостроении отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от регулярных построений, как противоречащих природе. Образцы парковых сооружений в стиле ____ — храм Дружбы в Павловске, Камеронова галерея в Екатерининском парке г. Пушкина, павильон Флоры в Софиевке и т. д.
Переведите данные численные масштабы в именованные:
17. 1:500
18. 1:2 000
19. 1:700 000
20. 1:90 000 000

21. Кратко ответьте на вопросы:
Классификация объектов ландшафтной архитектуры по территориально-природному признаку.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Композиционный
2. Контраст
3. Кулисы
4. Крышей
5. Осевая
6. Регулярная
7. Свободная
8. Амфитеатр
9. Беседки
10. Зона
11. Вертикальная планировка
12. Геопластика
13. Группа
14. Живая изгородь
15. Исторический
16. Классицизм
17. в 1 см – 5 м
18. в 1 см – 20 м
19. в 1 см – 7 км
20. в 1 см – 900 км
21. Общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Индивидуальные практические задания

1. Цель: приобретение теоретических и практических знаний по вопросам:
- основных элементов ландшафтной композиции;
-эстетических закономерностей формирования ландшафтно-архитектурных композиций;
- подбор ассортимента растений.
Тематика практических занятий - построение пейзажных композиций из растений:
В результате необходимо:
На основе заданного плана группы растений, выполнить фронтальное и объемное изображение будущей группы в четырех сезонах года с подбором ассортимента растений.
1. Построить фронтальный вид композиции.
2. Построить объемный вид композиции
3. Определить сезонную декоративность отдельных растений и композиции в целом с мая по сентябрь с учётом сроков отрастания, цветения и увядания.
6. Критерии оценивания индивидуального практического задания

В ходе проверки оценивается:
1. Полнота и правильность выполнения задания;
2. Полнота и правильность эстетических закономерностях формирования ландшафтно-архитектурных композиций, подбора ассортимента растений;
3. Своевременность выполнения;
4. Самостоятельность выполнения задания.

Критерии оценки

Каждый критерий оценивается 1 баллом. Оценивание доклада-презентации в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену по дисциплине «Ландшафтно-архитектурная композиция»

1. Определение композиции. Основные виды объемно-пространственной композиции: пространствен¬ная, объемная и фронтальная.
2. Определение эстетики, гармонии и красоты.
3. Ландшафтная композиция. Законы ландшафтного искусства.
4. Линейная перспектива, воздушная перспектива, свет в ландшафтной композиции.
5. Законы ландшафтной композиции: целостность, выявление главного и соподчинённого, центр композиции, композиционная ось.
6. Композиция ландшафтного пространства: панорама, перспектива, вид (виста).
7. Элементы архитектурно-ландшафтной композиции: кулисы, видовые точки.
8. Объемно-пространственная структура пространства: поверхность земли, объемные компоненты.
9. Тип пространственных структур: закрытые типы, полуоткрытые типы, открытые типы.
10. Приемы создания композиций из растений: солитеры, ряды, аллеи, живые изгороди.
11. Приемы создания композиций из растений: массивы, куртины, рощи.
12. Приемы создания композиций из растений – группы, структура, типы и разновидности групп.
13. Построение пейзажных композиций из растений.
14. Разработка композиционно-пространственной организации малого сада.
15. Особенности ассортимента растений для композиций малого сада.
16. Основные компоненты ландшафтной композиции и их роль.
17. Средства построения ландшафтной композиции: пропорции, ритм, контраст, нюанс, тождество.
18. Средства построения ландшафтной композиции: цвет (светлота, яркость, насыщенность), контраст и гармония.
19. Цветочные композиции: партеры, цветники, клумбы, рабатки, бордюры, альпинарии, розарии, модульные цветники, миксбордеры.
20. Особенности создания древесно-кустарниковых групп. Структура, типы и разновидности групп.
21. Принципы составления композиции кругового обзора из деревьев и кустарников.
22. Принципы составления композиции одностороннего обзора из деревьев и кустарников.
Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняева Е.В., Викторов В.П. Основы ландшафтного проектирования и строительства: Учебное пособие , 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Храпач В.В. Ландшафтный дизайн: Учебное пособие , 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузмичева М.Н., Грицкевич Е.В., Конюхова В.В. Техническое рисование: Учебное пособие , 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Кругляк В.В., Перелыгина А.С., Дарьковская А.С. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: Учебное пособие , 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ландшафтный дизайн и архитектура сада www.gardener.ru
Э2 Сады и время http: //www.gardenhistory.ru/
Э3 Курс в мудл "Ландшафтно-архитектурная композиция" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтно-архитектурная композиция»
В ходе лекционных занятий по дисциплине Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.