МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний, необходимых для понимания и объяснения социальных фактов в культурном контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества; приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология культуры"
1.1. Досоциологический этап в изучении культуры. Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социология культуры в системе социальных и гуманитарных наук. Сам. работа 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Исследовательские подходы в социологии культуры. Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Сам. работа 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
1.9. Социология культуры западного постмодернизма Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Социология культуры западного постмодернизма Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Социология культуры западного постмодернизма Сам. работа 3 7 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Социология культуры в России Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Социология культуры в России Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Культура как система Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Социальная типология культуры Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
1.16. Закономерности и направленность социокультурного развития Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Массовое общество и массовая культура Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
1.18. Управление и регулирование в области культурных процессов. Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Тенденции социокультурного развития российского общества в начале XXI века Сам. работа 3 8 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Экзамен 3 9 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах

УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

Примеры заданий закрытого типа
1. В какой сфере социогуманитарного знания выявляются источники формирования проблематики межкультурного общения?
А) В культурной антропологии;
Б) в социальной философии;
В) в социологии;
Г) в эстетике.
2. Какой подход в понимании межкультурного общения нацелен на достижение практического результата, основанного на изучении процессов адаптации иммигрантов из различных регионов «третьего мира» в индустриально развитых странах?
А) Понимающий;
Б) инструментальный;
В) развивающий;
Г) символический.
3. Какое условное название носит первая фаза сформулированного в рамках коммуникации культур принципа «У-кривой»?
А) «Культурный шок»;
Б) реалистическая оценка ситуации;
В) «медовый месяц»;
Г) обострение экономической ситуации.
4. Какая архетипическая оппозиция в наибольшей степени раскрывает смысл межкультурных различий?
А) Витальное – танатальное;
Б) Мы – Они;
В) сакральное – профанное;
Г) Эрос – Танатос.
5. Укажите одну из причин так называемого «культурного шока»?
А) Изменения в психологическом и физиологическом потенциале человека;
Б) «утечка умов»;
В) неприспособленность и неприятие новых обычаев;
Г) позитивное отношение к «достижениям западной цивилизации».
6. С чем связывается развитие материальной культуры от древности до современности?
А) С возникновением предприятий;
Б) с развитием орудий труда;
В) с совершенствованием экономики;
Г) с религиозностью человека и общества.
7. Укажите одну из важнейших составляющих материального производства, появившуюся уже на ранних этапах его развития.
А) Техническое оснащение;
Б) участие человека в производстве;
В) контроль общества;
Г) высокие технологии.
8. Какая главная проблема, возникающая в отношениях человека и техники, влияет на характер развития материальной культуры?
А) Проблема отчуждения человека от результатов труда;
Б) проблема экономических потерь;
В) проблема несовершенства технического развития;
Г) проблема маргинализации культуры.
9. Какую сторону человеческого существования прежде всего затрагивает культура быта?
А) Техническое оснащение;
Б) получение образования;
В) профессиональный рост;
Г) вещественный мир.
10. В чем заключается социокультурный смысл т.н. неолитической революции в первобытности?
А) Доминирующим стал кочевнический тип культуры;
Б) обработка почвы создала условия для развития общества и культуры;
В) появились новые религиозные взгляды;
Г) тупиковое развитие культуры и общества.
11. Что определяется как ценностно-смысловая система, обеспечивающая обмен важнейшими культурными кодами и культурными языками между поколениями и способствующая непрерывности поколений в сохранении культуры человечной, истинной, прекрасной, нравственной?
А) Материальная культура;
Б) религия;
В) духовная культура;
Г) общественное устройство.
12. Какой из критериев не относится к характеристике духовной культуры?
А) Релятивизм;
Б) нравственность;
В) образность;
Г) художественность.
13. Какой из видов духовной культуры является наиболее древним явлением?
А) Нравственная культура;
Б) интеллектуальная культура;
В) наука;
Г) художественная культура.
14. Что является отличительной особенностью искусства и в целом художественного творчества?
А) Описание действительности;
Б) создание учения о прекрасном;
В) единство формы и содержания;
Г) создание художественного образа.
15. Укажите один из обязательных элементов религии.
А) Храм;
Б) культ;
В) священная книга;
Г) проповедь.
16. Какой механизм ориентирован на соблюдение культурных норм?
А) Социального контроля;
Б) судебного контроля;
В) юридической ответственности;
Г) конфессиональной принадлежности.
17. В каком из указанных качеств часто проявляется смысл культурных норм?
А) Целостность;
Б) целесообразность;
В) маргинальность;
Г) запрет.
18. Какие культурные нормы закрепляются в различных кодексах чести, в устных преданиях народа и передаются из поколения в поколение через обучение и рассказы?
А) Этикет;
Б) эталоны долженствования;
В) девиантные поступки;
Г) призывы к тому или иному поведению.
19. Какое явление позволяет судить о связанности культурных норм и ценностей?
А) Пожелание;
Б) обязанность;
В) социальный контроль.
Г) идеал.
20. Какие культурные нормы складываются стихийно в виде стереотипа массового поведения?
А) Институциональные;
Б) статистические;
В) конвенциональные;
Г) эталонные.
21. Какие культурные нормы появляются в процессе общественного договора, но не имеют силу закона?
А) Институциональные;
Б) статистические;
В) конвенциональные;
Г) эталонные.
22. Какое другое название носят нормы, возникающие и существующие в больших группах людей или в обществе в целом?
А) Групповые привычки;
Б) общие правила;
В) эталоны долженствования;
Г) обязанности.
23. Какие культурные нормы приводятся в самой известной классификации, принадлежащей Уильяму Грехэму Самнеру?
А) Обычаи, нравы, законы;
Б) ритуалы, обряды, традиции;
В) символы и знаки;
Г) привычки, манеры и церемонии.
24. Какие нормы являются самыми распространенными в обществе?
А) Этикет;
Б) законы;
В) привычки;
Г) мода.
25. Как называются культурные нормы – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям?
А) Традиции;
Б) этикет;
В) манеры;
Г) обычаи.

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 а 9 г 17 г
2 б 10 а 18 а
3 б 11 б 19 г
4 а 12 а 20 в
5 в 13 а 21 а
6 а 14 а 22 б
7 г 15 б 23 а
8 а 16 а 24 в
25 б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. На каком основании можно провести сравнительный анализ русской культуры ХIХ и ХХ веков?
Ответ: на системном
2. В чем заключается значение семиотики для изучения современной культуры?
Ответ: определение информационной функции современной культуры.
3. Как можно соотнести Россию и Китай через основные аспекты межкультурной коммуникации?
Ответ: установление диалога культур
4. Что общего между менталитетом и национальным характером?
Ответ: возможность самоидентификации
5. Как можно проследить связь культурологии с другими науками: историей, психологией, антропологией, философией, экономикой, социологией, математикой, политологией?
Ответ: через объект и предмет исследования
6. Каков вклад современных культурологов в изучение проблем культурного развития?
Ответ: систематизация научного опыта
7. Какой подход преобладает в исследованиях зарубежной культуры ХХ века?
Ответ: системный
8. Как можно проследить соотношение культурных феноменов Древней Руси и современной России?
Ответ: через генезис культурных форм (или направлений)
9. Какое ключевое понятие определяет содержание культуры?
Ответ: система
10. Через какой феномен соотносятся социальные нормы и ценности?
Ответ: идеал
11. В труде какого античного мыслителя появляется слово культура?
Ответ: Катон
12. С каким типом культуры соотносится духовная культура?
Ответ: материальным
13. На каком феномене основывается межкультурное взаимодействие?
Ответ: диалог (или полилог) культур
14. Какой тип контроля устанавливается за соблюдением социальных норм?
Ответ: социальный
15. С каким типом культуры соотносится профессиональная деятельность человека?
Ответ: с профессиональным
16. С каким типом культуры соотносится интеллектуальная деятельность человека?
Ответ: с интеллектуальным
17. С каким типом культуры соотносится правовая деятельность человека?
Ответ: с правовым
18. С какими двумя понятиями необходимо соотносить культуру при ее исследовании?
Ответ: ценности и нормы
19. Какое ключевое слово определяет содержание понятия ценности?
Ответ: Значимость
20. С каким понятием соотносится понятие эталона долженствования?
Ответ: с нормой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Социология культуры как наука. Общие принципы социологии культуры.
2. Социальная культурология и социология культуры. Роль социолога в изучении культурных явлений и процессов.
3. Понятие, структура и основные функции культуры.
4. Основные черты культуры и культурное своеобразие.
5. Межкультурное общение и культурные конвенции. Роль социолога в изучении данных феноменов.
6. Культура и цивилизация: общее и различное.
7. Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
8. Культура как система коммуникаций. Роль социолога в изучении данного феномена.
9. Специфика материальной культуры человечества. Первобытность как источник материальной культуры.
10. Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека. Роль социолога в изучении данных феноменов.
11. Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
12. Основные виды культурных норм, их классификации.
13. Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
14. Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Роль социолога в изучении данных феноменов.
15. Классификация ценностей.
16. Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
17. Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
18. Многообразие типологий культур.
19. Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
20. Культура и глобальные, национальные и региональные проблемы современности.
21. Социализация и инкультурация личности. Роль социолога в изучении данных феноменов.
22. Современная массовая культура. Роль социолога в изучении данного феномена.
23. Художественная культура и искусство: социологический подход.
24. Социология культуры и мифология.
Примерные практические задания:
1. Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства»: «Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не 7 имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». Задания. 1) Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию. 2) Определите, чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.
2. Соотнесите культурологическую теорию и ее представителя: а) структурализм б) культурный релятивизм в) функционализм; 1) М. Херсковиц 2) Б. Малиновский 3) К. Леви-Строс.
3. Соотнесите теорию культурогенеза и ее автора: а) орудийно-трудовая б) магическая в) символическая; 1) Т. Роззак 2) Э. Кассирер 3) Ф. Энгельс.
Завершите определение соответствующим понятием: 1) Особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения, – … 2) Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, – … 3) Способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения – … 4) Совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержания человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой, – … 5) Процесс повышения роли городов в развитии общества – …

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/ ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э2 Курс в Мудле "Социология культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.