МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология цифровых медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социология цифровых медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплекса представлений и профессиональных знаний о социальных последствиях трансформации медиа институтов и медиапотребления в условиях развития цифровых технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать программу прикладного социологического исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных.
ПК-1.1 Знает социологические теории и методы социальных наук применительно к задачам прикладного социологического исследования социальных общностей, институтов и процессов, явлений, общественного мнения
ПК-1.2 Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, методологических подходов; интерпретировать данные социологического исследования
ПК-1.3 Владеет навыками разработки инструментария прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные современные социальные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в социологию цифровых медиа Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в социологию цифровых медиа Практические 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в социологию цифровых медиа Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Актуальные тренды цифровизации Лекции 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Актуальные тренды цифровизации Практические 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Актуальные тренды цифровизации Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Массовая коммуникация как объект социологии медиа Лекции 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Массовая коммуникация как объект социологии медиа Практические 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Массовая коммуникация как объект социологии медиа Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Методы социологических исследований медиа в цифровой среде Лекции 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Методы социологических исследований медиа в цифровой среде Практические 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Методы социологических исследований медиа в цифровой среде Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Медиапотребление и аудитория в цифровой среде Лекции 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Медиапотребление и аудитория в цифровой среде Практические 3 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Медиапотребление и аудитория в цифровой среде Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Социология -информационная основа медиаменеджмента Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Социология -информационная основа медиаменеджмента Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Социология -информационная основа медиаменеджмента Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/22E3FFE7-DEF5-4988-82F1-40710740220C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.