МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка и оценка социальных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор , Максимова С.Г

Рабочая программа дисциплины
Разработка и оценка социальных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретическими и прикладными аспектами в области социального проектирования;
овладение знаниями о сущности программно-целевого подхода в управлении социальной сферой;
формирования умения разрабатывать документы для участия в конкурсах социальных проктов и анализировать возможность их участия в грантовом конкурсе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности граждан
ПК-4.1 Знает основы проектной деятельности в сфере социального обслуживания
ПК-4.2 Умеет применять технологии социального прогнозирования в сфере социальной защиты населения
ПК-4.3 Разрабатывает проекты, направленные на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан
ПК-5Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.1 Разрабатывает планы по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.2 Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы проектной деятельности в сфере социального обслуживания
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывает проекты, направленные на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Программно-целевой механизм управления социальной работой
1.1. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Разработка и реализация социальных программ
2.1. Стратегия и этапы разработки социальных программ. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Стратегия и этапы разработки социальных программ Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Стратегия и этапы разработки социальных программ Сам. работа 3 17 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Подготовка и написание проектной заявки Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Подготовка и написание проектной заявки Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Подготовка и написание проектной заявки Сам. работа 3 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Мониторинг и оценка социальных программ Лекции 3 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Мониторинг и оценка социальных программ Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Мониторинг и оценка социальных программ Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Подготовка к экзамену Экзамен 3 9 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-4: Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности граждан
Тестовые задания с выбором одного ответа
1. К признакам социального проекта можно отнести
a) Специально выделенные ресурсы
b) Обязательное присутствие среди исполнителей представителя государственных органов власти
c) Обязательное финансирование со стороны бизнес сообщества

2. К признакам социального проекта можно отнести
a) Ограничение проекта со срокам
b) Обязательное присутствие среди исполнителей представителя государственных органов власти
c) Обязательное финансирование со стороны бизнес сообщества

3. К признакам социального проекта можно отнести
a) Целевая направленность на решение конкретной проблемы
b) Обязательное присутствие среди исполнителей представителя государственных органов власти
c) Обязательное финансирование со стороны бизнес сообщества
4. Социальная программа и социальный проект схожи по своим характеристикам
a) Да
b) Нет
5. Этап «Планирование социального проекта» относится к этапам разработки проекта
a) Да
b) Нет
6. Этап «Составление бюджета» относится к этапам разработки проекта
a) Да
b) Нет
7. Вид управления, направленный на долгосрочные цели и действия, а также комплекс долгосрочных мер и подходов по улучшении жизнеспособности людей и групп
a) Стратегическое управление
b) Модельное управление
c) Фактическое управление

8. Действие, ориентированное на другого индивида и имеющее субъективно подразумеваемый смысл.
a) Действие социальное
b) Действие целевое
c) Действие структурированное
9. Мониторинг социальный это –
a) системное изучение тенденций, внутренних и внешних фактов и побудительных мотивов осуществления жизнедеятельности общества, различных социальных групп и индивидов с целью разработки прогнозов и выработки стратегий управления в форме планов и программ
b) модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления.
c) совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное
(соглашательское) поведение его членов по отношению к общепринятым социальным нормам, ролевым требованиям и ожиданиям.
10. Социальное проектирование –
a) механизм разработки и планирования социального проекта, то есть комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели или выполнение задачи – получение заранее запланированных результатов не иначе, как для решения актуальной социальной проблемы/вопроса.
b) противоречие, объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества и составляющих его подсистем, требующее решения средствами социального управления
c) совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное
(соглашательское) поведение его членов по отношению к общепринятым социальным нормам, ролевым требованиям и ожиданиям.
11. Проектирование
a) процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния
b) совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное
(соглашательское) поведение его членов по отношению к общепринятым социальным нормам, ролевым требованиям и ожиданиям.
c) модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления.
12. Управление социальное
a) основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальные объекты (управляемую систему), направленное на обеспечение реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем; осуществляется путем воздействия на условия жизнедеятельности людей и их ценностные ориентации
b) совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное
(соглашательское) поведение его членов по отношению к общепринятым социальным нормам, ролевым требованиям и ожиданиям.
c) процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния

13. Метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей
a) Проектное управление
b) Стратегическое управление
c) Комплексное управление
14. Определение (выявление) вариантов развития и выбор оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию
a) Социальное прогнозирование
b) Социальное управление
c) Социальное проектирование
15. Стратегическое планирование
a) это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве и во времени, нацеленных на выполнение стратегических задач
b) основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальные объекты (управляемую систему), направленное на обеспечение реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем; осуществляется путем воздействия на условия жизнедеятельности людей и их ценностные ориентации
c) формат поиска способов предотвращения развития нежелательных событий и явлений
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Основные положения проекта, представленные в определенной системе, её назначение, определение конечной цели проекта и выявление возможные путей их достижения. (Концепция проекта)

2. Управление, которое в широком смысле слова, рассматривается как способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем ( программно-целевое управление)
3. Назовите отличительные особенности программно целевого управления?
(прогнозирование будущих состояний системы, составление конкретной программы достижения желаемых результатов, позволяет наблюдать за изменением ситуации осуществляя мониторинг и влиять на ее последствия, что отличает его от других методов)

4. Форма системного перераспределения ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. (Социальное программирование)

5. Укажите характеристику социального программирования. (социальное программирование отличает системный характер, позволяющий четко структурировать проблему, определить возможные сроки ее решения и установить четкие критерии степени достижения желаемого результата.

6. Срок реализации долгосрочных социальных программ (от 5 до 10 лет)

7. Срок реализации оперативных социальных программ (до 1 года)

8. Выделите несколько шагов, которые входят в процедуру прохождения грантового конкурса (объявление о прохождении грантового конкурса, подготовка, написание и подача заявки, прохождение конкурсного отбора, объявление конкурса победителей, подписание соглашения )

9. Перечислите 1-2 операторов грантового конкурса в Российской Федерации (Фонд Президентских грантов, Фонд защиты детей от жесткого обращения, Фонд Грантов Губернатора Алтайского края, РОСМОЛОДЕЖЬ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)

10. Метод , который заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки (программно-целевой метод)

11. Развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории совокупность условий, необходимых для оптимизации социальной сферы (социальная программа)

12. Конструирование возможных путей развития явлений, развития и изменения объектов исходя из закономерностей той непосредственной среды ( социальное планирование )


13. Основа для социального проектирования, на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешению противоречий, поиску компромисса, он формируется на осознании необходимости решения социальной проблемы, без решения которой в дальнейшем невозможно эффективное функционирование и развитие объекта (Социальный заказ)

14. Процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений (социальное проектирование)

15. Субъекты социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) ? (различные субъекты управления, отдельные личности, социальные организации и трудовые коллективы, социальные институты)

16. Объекты социального проектирования и программирование (человек как общественный индивид, социальные институты, семьи трудовые коллективы, регионы, социальные группы, общественные отношения, социальные процессы )

17. Является ли социальное проектирование социальной технологий ? (да)

18. Какие выделяют проекты по характеру проектируемых изменений (инновационные, поддерживающие)

19. По направлениям деятельности выделяют (образовательные, научно – технические, социальные)

20 Какие существуют проекты по срокам реализации ( краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
21. Назовите 1-2 Этапа жизненного цикла проекта ( разработка концепции проекта; оценка жизнеспособности проекта; планирование проекта; составление бюджета; -защита проекта; предварительный контроль; этапы реализации проекта; -коррекция по итогам мониторинга; завершение и ликвидация проекта.)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-5: Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
1. Социальное нововведение это –
a) Разновидность управленческого решения, замысел которого заключается в изменении того или иного социального явления или процесса, а реализация в осуществлении этого замысла
b) целостная, отделяемая от других сущность реального мира (материального мира, психики, экономики, социального мира), недоступная непосредственному наблюдению, но гипотетически выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков, с достаточной степенью экспериментально и логически
c) целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи
2. Социальное проектирование –
a) Часть социально-управленческого цикла, представляющая собой социальную технологию
b) целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи
c) условия предоставления, труднозащищенным группам населения возможности осуществления изменений
3. Социальный проект предполагает следующие виды воздействий на материальные и духовные ценности:
a) создание
b) Ликвидация
c) Модернизация
d) Поддержание
4. Цели разработки социальных проектов
a) Обеспечение оптимальных условий для возникновения, развития, функционирования в интересах общества
b) Создание образа, модели для составления будущей траектории развития
c) Формирование новых подходов к обучению
5. Принцип социального проектирования, максимального учета всех направлений взаимодействия человека с жизненной средой , с его природным, культурным и социальным окружением
a) Принцип комплексности
b) Принцип реалистичности
c) Принцип модификации
6. Этап разработки социального проекта, в котором описывается состояние проблемной ситуации на сегодняшний момент и анализируется ее влияние социальные группы, общество в целом
a) Актуальность социального проекта
b) Бюджетирование проекта
c) Определение целей и задач проекта
7. Этап разработки социального проекта, когда определяются результаты реализации проекта
a) Этап определения целей и задач
b) Этап проведения мониторинга
c) Этап составления плана работы по проекту
8. Этап, на котором идея проекта воплощается в жизнь, поэтому срок этого этапа может быть от нескольких месяцев до нескольких лет
a) Этап реализации проекта
b) Этап проведения мониторинга
c) Этапа
9. Какие из перечисленных социальных субъектов могут разрабатывать социальные проекты и учувствовать в конкурсах по их финансированию
a) Все перечисленные субъекты
b) Отдельный человек, индивидуально
c) Государственные учреждения
d) Некоммерческие организации
10. Грант –это
a) это целевые денежные средства, выделяемые различными фондами на проведение научных исследований, реализацию социально-значимых проектов, организацию мероприятий
b) Денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением другим государствам, учреждениям, отдельным лицам.
c) социальные выплаты в денежной или натуральной форме, которые предоставляются организацией сотрудникам и членам его семьи при тех или иных обстоятельства
11. Процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом
a) Фандрайзинг
b) Волонтерство
c) Благотворительность
12. Жизненный цикл социальной программы –
a) набор логически взаимосвязанных работ, по завершении которых, достигается один из основных результатов;
b) набор последовательных фаз, выделяемых для оптимальной организации деятельности, контроля и управления ею;
c) утвержденный документ, используемый для руководства при выполнении и контроле над социальной программой
13. Специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта или менеджером проекта и создаваемая на период осуществления социальной проекта –
это:
a) инициаторы
b) заказчики
c) Команда




14. Под целью социальной программы понимается:
a) идеальное представление о результате, то есть о новом измененном состоянии социальной системы, являющемся итогом всей деятельности;
b) возникновение в сознании человека идеи, которая заставляет его продвигаться вперед к ее реализации, не отклоняясь в сторону;
c) цепочка шагов к достижению предполагаемого социального результата
15. План осуществления социальной программы представляет собой:
a) оба варианта верны
b) документ, содержащий перечень мероприятий по разработке и реализации программы;
c) документ, официально утвержденный и используемый как руководство при реализации социальной программы
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. В ходе и результате оценки реализованной программы, изучении мнений о данной программе, о качестве реализации социальной программы в целом и ее мероприятий может быть установлен социальный _________________ программы (эффект)
2. Сторона, являющаяся автором главной идеи социальной программы, ее предварительного обоснования и предложений по осуществлению, это? (инициатор проекта)
3. Описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта (Заявка на конкурс )
4. Люди, на которых направлены деятельность / мероприятия проекта. Есть прямые получатели пользы и косвенные, люди, на которую направлен результат проекта и которая получает пользу от проекта (Целевая группа проекта , благополучатели)
5. Основные критерии формулировки целей программ и проектов
( достижимость, конкретность, измеримость, реалистичность, ограничена во времени)
6. По характеру получаемых показателей , результатов программных и проектных мероприятий могут быть (количественные и качественные )
7. Виды ресурсов необходимые для реализации программ и проектов (Человеческие (трудовые ресурсы) – студенты университета, преподаватели, волонтеры. Финансовые – членские взносы, государственная поддержка, спонсорство, гранты. Информационные (контакты) – радио, видео, СМИ, интернет, организации, временные)
8. Компоненты программы/ проекта, с которой связаны мероприятия программы/проекта (бюджет, команда)
9. Какие фазы содержит жизненный цикл социального проекта и программы?
(фазу концепции, разработки, реализации и завершения)
10. План затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении (Бюджет проекта)
11. документ, определяющий цель и комплекс согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение цели и ожидаемых результатов. Необходим для контроля и мониторинга (Паспорт социальной программы)
12. Опасность нежелательных отклонений от ожидаемых состояний в будущем (Риск )
13. Целевое непрерывное или систематическое наблюдение важнейших социально-экономических процессов, происходящих в обществе (организации), в целях прогнозирования их динамики, разработки и реализации социальных программ (Социальный мониторинг)
14. Существенная характеристика отдельных свойств и состояний социальных объектов или процессов, имеющая количественное выражение (Социальный показатель )
15. __________________социальной работы – это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей населения при оптимальных затратах (Эффективность)
16. Объекты социального проектирования и программирование (человек как общественный индивид, социальные институты, семьи трудовые коллективы, регионы, социальные группы, общественные отношения, социальные процессы )
17. Конкретные люди или целевые аудитории, на которых направлена деятельность по проекту и жизнь которых улучшится в результате реализации проекта. (Благополучатели)
18. Осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности. ( Потребности человека)
19. Практические____________________ служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа. (мероприятия)
20. Проблемная ___________________— это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъект (ситуация)
21. Проектная деятельность относится к разряду __________________________ деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать (инновационной, творческой)
22. Процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы (технология)
23. Некоммерческая организация, учреждённая гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (Фонд)
24. Организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации добра. (Некоммерческая организация)
25. Перечислите 1-2 операторов грантового конкурса в Российской Федерации (Фонд Президентских грантов, Фонд защиты детей от жесткого обращения, Фонд Грантов Губернатора Алтайского края, РОСМОЛОДЕЖЬ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы:

1. Понятие социального проектирование и программирования.
2. Взаимосвязь социальных проектов и социальных инноваций
3. Социальная программа, социальный проект как форма управления
4. Виды проектов и программа: общее и специфическое
5. Уровни разработки социальных программ: особенности разработки
6. Понятие стратегического планирования
7. Жизненный цикл проекта/программы
8. Составные части проекта и их краткая характеристика
Конкурс социальных проектов
9. Особенности выделения грантовой поддержки для НКО
10. Индикаторы успешности социального проекта , программы
11. Оценка социального проекта после его окончания
12. Мониторинг социальных проектов, программ
13. Трудности и проблемы реализации социального проекта.
14. Этапы разработки проектов, программ
15. Социальный проект: сущность, задачи, объект, субъект, уровни.
16. Социальная программа: сущность, задачи, объект, субъект, уровни.
17. Уровни социального проектирования и программирования.
18. Технология социального проектирования.
19. Жизненный цикл социального проекта и программы.
20. Оценка текущего состояния субъекта социального проектирования и программирования
21. Паспорт социального проекта и программы.
22. Управление в социальном проектировании и программировании: сущность, ошибки
23. Контроль реализации социального проекта и программы
24. «Неопределенность» и «риск» в социальном проектировании и программировании
25. Виды риска в социальном проектировании и программировании
26. Анализ рисков и снижение рисков в социальном проектировании и программировании.
27. Эффективность социального проекта и программы
28. Социальные эффекты реализации социального проекта и программы.
29. Национальные проекты РФ.
30. Федеральные целевые программы. 38. Президентские гранты
31. Перспективы социального проектирования и программирования в социальной работе.

Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.2 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э2 2.Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций. Конкурсы. [Режим доступа http://grants.oprf.ru/12535/]
Э3 3.Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э4 4.Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э5 Курс в системе Moоdle "Разработка и оценка социальных программ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.