МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа в некоммерческих организациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа в некоммерческих организациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение основами реализации социальной работы в некоммерческом секторе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.1 Разрабатывает планы по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.2 Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разрабатывает планы по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. НКО как субъект социальной работы
1.1. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Лекции 2 3 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Практические 2 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Гражданское общество: понятие, функции, исследования. Сам. работа 2 22 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Лекции 2 3 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Практические 2 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Сам. работа 2 24 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Благополучатели и НКО: оценка потребностей, взаимодействие, качество. Практические 2 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Благополучатели и НКО: оценка потребностей, взаимодействие, качество. Сам. работа 2 24 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Стратегическое планирование и управление ресурсами НКО Практические 2 1 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Стратегическое планирование и управление ресурсами НКО Сам. работа 2 24 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Подготовка к зачету Зачет 2 4 ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6561

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Удовлетворение многообразных потребностей индивидов и их групп за счет оказания социальных услуг субъектами гражданского общества является ______ функцией гражданского общества.
a. мобилизационная
b. сервисная
c. социализирующая
Ответ: b

2. Каков вклад социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в решение задач долгосрочного социально-экономического развития РФ?
a. содействие повышению качества социальных услуг и решению актуальных социальных проблем
b. разработка и апробация социальных инноваций
c. развитие некоммерческого сектора экономики
d. все варианты верны
Ответ: d

3. К какой форме поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти относится передача в пользование организации государственного или муниципального имущества:
a. имущественная поддержка
b. финансовая поддержка
c. информационная поддержка
Ответ: а

4. Что относится к финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти и органами местного самоуправления:
a. обучение сотрудников
b. грант губернатора региона
c. размещение информации о деятельности НКО на сайте министерства региона
Ответ: b

5. Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание, - это:
a. поставщик социальных услуг
b. получатель социальных услуг
c. клиент
Ответ: а

6. Включение социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на:
a. добровольной основе
b. обязательной основе
Ответ: а

7. Лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь, - это:
a. благополучатели
b. благотворители
c. волонтеры
Ответ: а

8. С какой функцией менеджмента НКО (PAEI-код) соотносятся задачи «повышение уровня жизни благополучателей, оказание им адресной и иной помощи»:
a. производство результатов
b. администрирование
c. интеграция
Ответ: а

9. О какой стадии жизненного цикла некоммерческой организации идет речь? «На этой стадии развиты практически все функции менеджмента. На данном этапе организация имеет прописанные функции и четкую структуру, эффективна в своей деятельности, ее сотрудники слаженно работают. При этом она много внимания уделяет развитию и улучшениям. На этой стадии успешная организация иногда начинает тиражировать свои программы в другие регионы или осваивать новые для себя сферы деятельности».
a. младенчество
b. расцвет
c. старение
Ответ: b

10. О какой стадии жизненного цикла некоммерческой организации идет речь? «У организации еще нет четкой структуры и системы распределения полномочий, она зависит от конкретных людей, а не их ролей и функций. Имеет небольшой бюджет. Основной акцент в деятельности делается на удовлетворение потребностей благополучателей и на результаты своей работы. Решения на этом этапе обычно принимаются быстро, но ввиду отсутствия достаточного опыта они могут быть не всегда успешны».
a. ухаживание
b. расцвет
c. старение
Ответ: а

11. Лица, осуществляющие благотворительные пожертвования, - это:
a. благополучатели
b. благотворители
c. волонтеры
Ответ: b

12. Метод исследования потребностей благополучателей социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), заключающийся в групповом обсуждении (или групповом интервью) с представителями целевой группы по заданной теме:
a. анкетирование
b. наблюдение
c. фокус-группа
Ответ: с

13. Каков наиболее действенный способ повышения качества работы социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО)?
a. пусть каждый сотрудник самостоятельно определит для себя внутренние критерии качества своей работы и следует им
b. разработать в организации документ о критериях качества оказания услуг в НКО с опорой на мнение благополучателей и всей команде следовать этому документу
c. поработать с внешним видом сотрудников: благополучатели будут считать работу качественной, если их будут встречать хорошо одетые люди
Ответ: b

14. Развитие клиентоориентированности социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО) является важным для:
a. крупных и зрелых организаций
b. небольших и юных организаций
c. для всех организаций
Ответ: с

15. Какие направления деятельности (проекты, услуги) реализуют социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) в сфере социального обслуживания?
a. реабилитация людей с инвалидностью
b. поддержка одаренных детей
c. развитие хоккея
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция гражданского общества, заключающаяся в социализации индивидов и выработке общественных норм, связанных с воплощением в жизнь ценностей солидарности, ответственности, справедливости, называется ________ функцией (вставьте прилагательное).
Ответ: социализирующей.

2. Организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, является ____________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: некоммерческой.

3. Социально _________ некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (вставьте прилагательное).
Ответ: ориентированными

4. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности – это социальная _______ (вставьте существительное).
Ответ: услуга

5. Информационная система, которая осуществляет сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг называется __________ поставщиков социальных услуг региона (вставьте существительное).
Ответ: реестром

6. Под _________ деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, оказанию иной поддержки (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

7. Под ___________ деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях согласно законодательству РФ (вставьте прилагательное).
Ответ: добровольческой или волонтерской.

8. Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, реализующая благотворительную деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, называется ________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

9. Процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, направленный на формулировку и достижение цели некоммерческой организации – это __________ НКО (вставьте существительное).
Ответ: управление или менеджмент.

10. Следующие задачи «обучение и развитие людей в команде, мотивация волонтеров, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе» соотносятся с функцией менеджмента НКО (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: интеграции.

11. Следующие задачи «исследование ситуаций благополучателей в динамике, поиск новых источников финансирования» соотносятся с функцией менеджмента НКО (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: предприимчивость, развитие.

12. Учредительным документом некоммерческой организации является _______, который утверждается ее учредителями (вставьте существительное).
Ответ: устав.

13. Дарение вещи, материальных ценностей или права в общеполезных целях некоммерческой организации называется ________ (вставьте существительное).
Ответ: пожетвование.

14. Основная цель организации, смысл её существования, общий курс, в котором движется некоммерческая организация – это её _______ (вставьте существительное).
Ответ: миссия.

15. Каким параметрам должны соответствовать задачи деятельности некоммерческой организации согласно SMART подходу?
Ответ: быть реалистичными, достижимыми, измеримыми, ограниченными во времени, конкретнымиэ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник Москва : Юстицинформ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 купс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.