МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии восстановительного подхода

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст преподаватель, Великжанина К.А.;старший преподаватель, Великжанина Кристина Андреевна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии восстановительного подхода

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретико-методологической базой исследования и оценки социальной реальности восстановительного подхода в социальной работе, навыками реализации технологии примирительно характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к проведению оперативного контроля и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-3.1 Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Умеет применять законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.3 Умеет применять современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. теоретические и методологические основы восстановительного подхода;
2. основные характеристики, причины различных социальных проблем, возникающих у клиента социальной работы;
3. основные техники восстановительных подходов в социальной работе;
4. методы и технологии решения социальных проблем клиента социальной работы с учетом восстановительных и примирительных подходов.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. анализировать и выявлять основные механизмы формирования социальной эксклюзии и возникновения конфликтных ситуаций;
2. применять методы восстановительных и примирительных технологий для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере социальной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. основным понятийно-категориальным аппаратом в рамках технологии восстановительного подхода в социальной работе;
2. эффективными способами организационно-управленческой деятельности с позиций восстановительного подхода;
3. применения технологии медиации и семейных конференций для решения проблем клиентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Восстановительные технологии в социальной работе
1.1. Концептуальные основы внедрения восстановительных технологий в социально-профилактическую деятельность образовательных организаций Лекции 5 6 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Концептуальные основы внедрения восстановительных технологий в социально-профилактическую деятельность образовательных организаций Практические 5 1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Концептуальные основы внедрения восстановительных технологий в социально-профилактическую деятельность образовательных организаций Сам. работа 5 49 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Восстановительные технологии и медиация как инструмент осуществления профилактической и коррекционной работы с семьей и детьми в ситуациях конфликтного взаимодействия Практические 5 1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Восстановительные технологии и медиация как инструмент осуществления профилактической и коррекционной работы с семьей и детьми в ситуациях конфликтного взаимодействия Сам. работа 5 30 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Восстановительный подход в социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения Практические 5 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Восстановительный подход в социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10554
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Верно ли данное утверждение?
Карательная направленность уголовного правосудия обусловлена трактовкой события преступления как нарушения законов государства, а не причинения вреда конкретным людям и отношениям.
a. Верно
b. Неверно
Ответ a

2) Верно ли, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред?
a. Верно
b. Неверно
c. Ответ a

3) Важнейшей характеристикой восстановительного подхода является возвращение способности ------------------самим сторонам.
a. разрешить конфликт
b. обсудить конфликт
c. привлечь адвоката
Ответ a

4) Какой из видов правосудия носит характер клеймения виновника и затрудняет его возвращение в сообщество людей, которые не используют насилие и агрессию в повседневной жизни?
a. Карательный
b. Восстановительный
c. Третейский
Ответ a

5) Верно ли, что процедура медиации - это способ урегулирования спора, предполагающий привлечение профессиональной помощи медиатора?
a. Верно
b. Неверно
Ответ a

6) Ответьте на вопрос коротко "Да" или "Нет":
Имеет ли медиатор права и полномочий на вынесение решения по спору?
a. Нет
b. Да
Ответ a

7) Выберите правильный вариант ответа.
Какая медиация происходит по инициативе сторон и может носить абсолютно неформальный характер, хотя стороны по своему усмотрению могут придать медиативному соглашению формальный статус?
a. Внесудебная
b. Досудебная
c. Судебная
Ответ a

8) Выберите правильный вариант ответа:
Какой вид медиации является обязательной процедурой, которая практически всегда носит формализованный характер и применяется в двух видах: в форме медиации, предписанной судом по определенным категориям споров, когда до обращения в суд стороны обязаны попытаться урегулировать спор с помощью медиации и в форме медиации как обязательство сторон друг перед другом, которое они приняли на себя и оформили в виде соглашения о применении процедуры медиации (медиативная оговорка) еще до возникновения спора?
a. Досудебная
b. Внесудебная
c. Судебная
Ответ a

9) Прочтите описание и определите к какой парадигме работы с правонарушителем оно относится?
"...Преступление не рассматривалось само по себе, оно являлось знаком нарушенных процессов социализации. Вмешательство (компетентных органов) старалось исправить это социальное отклонение, применяя методы, адекватные личностным проблемам и нуждам молодого правонарушителя".
a. Реабилитационная
b. Восстановительная
c. Реабилитационная парадигма и ее критика.
Ответ a

10) Верно ли, что формы социального контроля над поведением несовершеннолетних, воплощенные в ювенальной юстиции США, ослабили участие семьи, ближайшего социального окружения и местного сообщества в процессе исправления подростка?
a. Верно
b. Неверно
Ответ a

11) Верно ли, что в восстановительном подходе сами стороны принимают решение по поводу урегулирования спора/конфликта и несут полную ответственность за исполнение принятых решений?
a. Верно
b. Неверно
Ответ a

12) Верно ли, что ядром восстановительных программ являются встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя?
a. Верно
b. Неверно
Ответ a

13) Восстановительный подход трактует понятие ответственности иначе, чем официальное правосудие. Ответственность правонарушителя в восстановительном правосудии включает:
a. осознание последствий причиненного вреда
b. не принятие обязательств по заглаживанию вреда
c. не определение такой стратегии дальнейшей жизни, которая исключала бы криминальные способы решения проблем
Ответ a

14) Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций, в которых участвуют несовершеннолетние, с помощью ведущих восстановительных технологий помогает реализовать важные для общества ценности:
a. исцеление жертв преступлений,
b. не заглаживание вреда силами обидчиков,
c. не участие в этом процессе ближайшего социального окружения участников конфликта.
Ответ a

15) Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, в качестве своих ключевых задач, предусматривает в том числе:
a. - снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
b. - разрушение института семьи;
c. - нарушение прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы
Ответ a
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до ------ года.
2025

2. К наиболее эффективным способом активизации семейных ресурсов являются современные социально-психологические (восстановительные) технологии и восстановительный подход – традиционные практики примирения, позволяющие всем заинтересованным сообща решить, как изменить ситуацию, чтобы это способствовало разрешению--------------, восстановлению связи ребенка с семьей, благополучию родителей, нормальной жизни и воспитанию детей.
Конфликтов

3. Одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на ----------и традиционных способах управления конфликтами.
Гуманистических

4. Важнейшим этапом нашей работы стало освоение концепции восстановительного правосудия, изложенной, прежде всего, в работах -----
Ховарда Зера.

5. Разработка восстановительного способа реагирования на преступление стала реакцией на преимущественно --------------направленность уголовного правосудия.
Карательную

6. Ужесточение наказаний, объединяющее все большее количество правонарушителей в колониях и тюрьмах, содействует воспроизводству ---------субкультуры.
Криминальной

7. Когда виновность установлена, виновному назначают------------, далее следует его исполнение. Но в этом случае правонарушитель чаще всего уходит от осознания своей ответственности, а чувства и переживания жертвы игнорируются.
Наказание

8. В официальном российском правосудии, даже если подсудимый не приговаривается к лишению свободы, вся процедура построена на его -------------(клеймении).
Отвержении

9. Нести ответственность в официальном правосудии - значит быть------------------. Но часто бывает так, что если правонарушителю назначается наказание (особенно в виде лишения свободы), он, скорее, считает себя жертвой обстоятельств и уголовного правосудия, нежели осознает причиненное им зло другому человеку. И практически ничего не делает для устранения негативных последствий содеянного.
Наказанным

10. Во многих западных странах стадии доказывания вины и назначения наказания отдалены друг от друга по времени. После установления виновности суд рассматривает ситуацию подсудимого для назначения адекватного наказания, а в отдельных случаях вообще выносит решение не связанное с лишением свободы, а с необходимостью пройти нарушителем тех или иных психотерапевтических-
Программ

11. Ядром восстановительных программ являются встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя, в ходе которых обсуждаются важные для общества и для людей способы цивилизованного выхода из ----------или криминальной ситуации.
Конфликта

12. В настоящее время в различных регионах мира (в Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке) многие криминальные ситуации разрешаются с помощью программ восстановительного правосудия; часть этих программ сформировалась под влиянием традиционной культуры -------------народов.
Коренных

13. Восстановительный процесс предполагает вовлечение и активное участие всех затронутых преступлением людей в работу по решению проблем, возникших в связи с преступлением, с помощью посредника - справедливой и беспристрастной третьей-------------------
Стороны

14. У жертв преступлений есть потребности, которые должны быть удовлетворены системой правосудия. Одной из них является чувство-----------------. Пострадавшие хотят знать, какие шаги будут предприняты, чтобы преступление не повторилось. Это еще и эмоциональная безопасность, когда жертвы могут излить свое горе и гнев и рассказать о своих потребностях.
безопасности

15. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций, в которых участвуют несовершеннолетние, с помощью ведущих восстановительных ---------------------------------помогает реализовать важные для общества ценности.
технологий

16. Целью внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в социально-профилактическую и воспитательную деятельность образовательных организаций является формирование у подрастающего поколения навыков конструктивного поведения в конфликте как способа профилактики девиантного поведения подростков, преодоления их криминализации; укрепления института семьи посредством включения ее в воспитательный процесс; формирования коммуникативной компетентности детей, педагогов и-----------------
родителей.

17. Процедура медиации - это способ урегулирования-------, предполагающий привлечение профессиональной помощи медиатора, но при этом не дающий медиатору прав и полномочий на вынесение решения по спору, оставляя стороны «собственниками» конфликта и полноправными авторами решений.
Спора

18. Медиация обладает огромным потенциалом в урегулировании правовых споров, а также в социокультурной сфере. Медиация — это культура внесудебного, конструктивного разрешения споров на основе сотрудничества—
сторон.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История медиации как метода альтернативного разрешения споров.
2. Понятие медиации: юридический, экономический и психологический аспекты. Принципы в медиации.
3. Медиация в системе способов урегулирования конфликтов и разрешения споров: Порядок процедуры медиации. Стадии проведения медиации.
4. Основные сферы применения медиации.
5. Порядок работы медиатор (Подготовительный этап? Встреча с каждой из стороной)
6. Встреча сторон в медиации.
7. Техники медиативного процесса
8. Специфика конфликта в школьной среде. Культура взаимоотношений в современной школе.
9. Школьные службы медиации: нормативно-правовой аспект существования.
10. Структура и организация деятельности службы примирения.
11. Особенности взаимодействия со школьными службами примирения: руководства школы; родителей школьников, педагогического состава.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Прочтите книгу Ховарда Зера о восстановительном правосудии. Ответьте на следующие вопросы:
• Концепция восстановительного правосудия Ховарда Зера: что такое преступление? какие потребности есть у жертвы и виновника преступления? в чем разница между карательным и восстановительным правосудием?
• Анализ нормативно-правовой базы в рамках восстановительного подхода в России.
2. Посмотрите документальный фильм "Маринин хоровод" о работе инспектора по делам несовершеннолетних.
После этого выполните творческую работу - составьте список фраз/действий/принципов работы и т.д., которые формируют социальную эксклюзию (исключение) ребят и их семей из общества.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фрэдди Стрэссер, Пол Рэндольф (перевод с англ.) Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов: Издательство «МЦУПК», 2011
Л1.2 Под ред. А.Д.Карпенко, А.Д.Осиновского Медиация: Учебник: учебник Статус, 2016
Л1.3 Максудов Р.Р. Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития.: монография МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013
Л1.4 Медиация. Базовый курс для организации работы служб примирения (служб медиации) в организациях среднего профессионального образования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Казанского университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.5 Школьная медиация как фактор формирования правосознания молодежи: Учебники и учебные пособия для ВУЗов РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Автомонов А.С. Ювенальная юстиция: учебное пособие: М., 2009
Л2.2 Чернышева Т.В. Примирительные процедуры в трудовом праве : статья Трудовое право, 2011. № 3.
Л2.3 В.В. Нагаев Ювенальная юстиция. Социальные проблемы : М.: Юнити-Дана, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии воостановительного подхода" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

6.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
7.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
8.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
9.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
10.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.