МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 20172024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.соц. н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.соц. н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.содейстовать освоению теоретических основ и практических навыков организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности граждан
ПК-4.1 Знает основы проектной деятельности в сфере социального обслуживания
ПК-4.2 Умеет применять технологии социального прогнозирования в сфере социальной защиты населения
ПК-4.3 Разрабатывает проекты, направленные на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает основы проектной деятельности в сфере социального обслуживания
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет применять технологии социального прогнозирования в сфере социальной защиты населения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Разрабатывает проекты, направленные на обеспечение социального благополучия и социальной защиты граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация управления в социальной сфере
1.1. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Лекции 4 2 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Становление социального менеджмента и его научные школы. Практические 4 2 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Сам. работа 4 14 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Методологические основы менеджмента в социальной работе. Лекции 4 2 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Практические 4 2 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Сам. работа 4 16 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Система взаимоотношений разных уровней управления в социальной работе. Сам. работа 4 14 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Практические 4 1 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Сам. работа 4 16 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Система управления персоналом. Российский опыт работы с кадрами в области социальной работы. Лекции 4 2 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Культура управления в социальной работе. Сам. работа 4 16 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Особенности моделей управления в социальной сфере. Практические 4 1 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Особенности моделей управления в социальной сфере. Сам. работа 4 16 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6227

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования процессов, направленных на улучшение условий жизнедеятельности граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Соотнести уровень корпоративной культуры и его описание

1. Образы поведения, стиль общения, технологии, принципы и подходы к достижению качества в организации, стиль одежды сотрудников, эмоциональная атмосфера в коллективе, рабочее место, символика, ритуалы и церемонии, принятые в организации
2. Ментальность, культурные традиции, отношение к человеку и своей деятельности, взгляды, влияние религии на организационное поведение, понимание себя и организации во времени и пространстве
3. Моральные взгляды и этические правила организации, стратеги, философия и внутренние ценности, декларация поведения и нормы, миссия и целеполагание

а. Подповерхностый уровень
б. Поверхностный уровень
в. Глубинный уровень

2. Кто сформулировал 14 принципов управления ?
а) А. Файоль
б) Мэри Паркер Фоллетт
в) Элтон Мэйо
3. На какие два вида подразделяется государственная гражданская служба?
а) федеральную государственную гражданскую службу
б) государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации
в) военная служба
4. Каким законом регулируется деятельность в области социального обслуживания?
а) ФЗ №195 "Об Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
б) ФЗ №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
в) ФЗ №442 "Об Основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
5. Управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли называют:
а) Управление
б) Менеджмент
6. Кто ввел в процесс управления самокарту?
а) Тейлор
б) Файоль
в) Гилберт
7. Какие структуры в организации предложил ввести Ф. Тейлор, чтобы улучшить менеджмент?
а) отдел кадров
б) плановое бюро
в) отдел по охране труда
г) бухгалтерский отдел
8. В каком году был принят закон "Об системе государственной службы РФ"?
а) N 58-ФЗ от 27.05.2003 г.
б) N 442-ФЗ от 28.12.2013 г.
в) N 120-ФЗ от 24.06.1999 г.
9. Верно ли, что менеджмент можно определить как процесс принятия управленческих решений?
а) верно
б) неверно
10. Основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа является:
а) А.Файоль
б) Дж. Форрестер
в) Д. Медоуза
11. Расставьте этапы процессов социального прогнозирования в правильном порядке.
а) выбор направления исследования
б) выбор объекта социального прогнозирования
в) определение достоверности прогноза
г) обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования
д) собственно прогнозное исследование
е) выбор способа прогноза
ж) подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме
12. В чем заключается цель прогнозирования?
а) предвидеть те или иные явления будущего
б) способствовать более эффективному воздействию на явления в нужном направлении
в) все перечисленное
13. Какими свойства должна обладать информация в социальном прогнозировании?
а) атрибутивными
б) объемными
в) прагматическими
г) динамическими
14. Верно ли, что социальное прогнозирование представляет собой определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию?
а) верно
б) неверно
15. К какому виду прогнозирования относится следующее описание: предвидение от настоящего к будущему с разработкой традиционного и (или) новаторского прогнозов?
а) проектно-программное
б) временное
в) поисковое

Ответы:

1. 1б, 2в, 3б
2. а
3. а, б
4. в
5. б
6. в
7. а, б
8. а
9. а
10. б
11. б, а, ж, е, д, г, в
12. б
13. а, в, г
14. а
15. в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности - это _____
Ответ: Министерство труда и социальной защиты РФ
2. ___________________ социального управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.
Ответ: Субъект
3. __________________ социального управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).
Ответ: Объект
4. Основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы — экономика, политика, культура, наука, социальная, духовная сфера или звенья (организации, предприятия, учреждения) - это ___________________________
Ответ: Социальное управление
5. В каком году был принят закон "Об системе государственной службы РФ"?
Ответ: 2003 году
6. Корпоративная этика и корпоративная ___________ с одной стороны отражают процессы, протекающие внутри коллектива, с другой - связаны со стратегиями развития, сформулированными и утвержденными руководством.
Ответ: культура
7. __________ сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая осуществляет функции: 1) развития человеческих ресурсов, 2) обслуживания населения, 3) защиты населения.
Ответ: социальная
8. __________________ прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии экономических процессов и явлений в определенный момент в будущем и об альтернативных путях их достижения.
Ответ: экономическое
9. В чем заключается прикладное значение социального прогнозирования?
Ответ: разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизировать и корректировать их.
10. Технологии социального ____________________- — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.
Ответ: прогнозирования
11. Укажите, каких двух видов социальных прогнозов выделяют?
Ответ: поисковый и нормативный.
12. __________________ прогнозирование дает оценку возможным перспективным изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества.
Ответ: Социально-экономическое
13. Примером _________________ прогноза могут служить национальные проекты, целевые общегосударственные и региональные программы, программы конкретных учреждений и институтов гражданского общества.
Ответ: проектно-программного
14. Перечислите, какими по срокам достижения прогнозируемого результата различают бывают прогнозы?
Ответ: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы
15. Прогнозная деятельность в социальной сфере позволяет на основе анализа базовых тенденций развития того или иного социума предполагать возникновение _______________ (позитивных и (или) негативных), описывать видимый результат и намечать систему мер для приведения в соответствие с удовлетворяющими потребности общества свойствами, качествами и эффектами желаемого будущего.
Ответ: новых характеристик
16. Какой метод прогнозирования позволяет при построении моделей исторических процессов учитывать такие важные особенности реальных систем, как стохастичность (случайность), неопределенность, нелинейность, поливариантность?
Ответ: Социосинергетика
17. _______________ деятельность включает в себя ряд последовательно развертывающихся этапов (стадий): социальное прогнозирование (предсказательная, базово-информационная стадия), социальное проектирование и планирование (предуказательная стадия), принятие решения (результирующая, итоговая стадия).
Ответ: Социально-управленческая
18. __________________ (от греч. pro – "наперед", gnosis – "познание") – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения.
Ответ: Прогноз
19. _____________ – определение явлений природы или общества, относящихся к будущему или неизвестных на настоящий момент времени, но поддающихся выявлению.
Ответ: Предвидение
20. Какому ученому принадлежит данное высказывание: "Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать".
Ответ: А. Файоля

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.История управленческой мысли. Основные этапы развития.
2.Аттестация социальных работников
3.Четыре подхода к научному менеджменту (школы, процессный, системный, ситуационный).
4.Предмет и метод социального менеджмента.
5.Объект и предмет организации социального управления.
6.Цель и миссия организации.
7.Виды организационных структур.
8.Организация, социальная организация, организационное поведение.
9.Внешняя и внутренняя среда организации.
10.Организационные методы управления.
11.Управление процессами занятости.
12.Социальный мониторинг как метод социального менеджмента.
13.Социальное управление.
14.Принципы социального управления.
15.Правовые аспекты социального менеджмента, функции, цели, методы.
16.Система управления персоналом в социальной работе.
17.Кадровая политика.
18.Кадровое планирование
19.Кадры социальной работы.
20.Организационная культура, ее виды и значение.
21.Взаимодействие человека и организации.
22.Лидерство и руководство; определение, типология.
23.Качества, необходимые руководителю; личные, профессиональные, организационные, деловые.
24.Имидж и его составляющие.
25.Конфликт, определение, типология.
26.Методы разрешения конфликтов и способы управления конфликтами.
27.Автоматизация функций в социальной работе.
28.Влияние организации на процесс вхождения.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1.Составьте возможный каталог проблем демографической структуры коллектива на примере организации.
2.Составьте возможный каталог проблем отрасли социальной защиты населения для определенной территории.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: учебник М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 под ред. В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.3 Б.Т. Кузнецов Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117473
Л1.4 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие .Кн.1: учебник из университетской библиотеки «Online» Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Т. Кузнецов Инновационный менеджмент : учебное пособие : Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Менеджмент в социальной работе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.