МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать становлению у студентов научных представлений о семье, семейных отношениях и формировать умения, необходимые для профессионального взаимодействия с семьей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные концепции изучения семьи отечественных и зарубежных исследователей, понимать важнейшие особенности семейного взаимодействия на разных этапах функционирования семьи и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и методы сбора социально-психологической информации о семье, членах семьи и особенностях внутрисемейных отношений; методы и приемы диагностики внутрисемейных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы семьи и ее членов, а также причины негативного семейного функционирования и развития личности в семье.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученную информацию проектировать и реализовывать коррекционно-просветительскую, развивающую работу с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• различными формами, методами, методиками, приемами работы с семьей.
• навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности.
• навыками: разработки коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых, направленных на преодоление трудностей связанных с особенностями семейного взаимодействия; психологического сопровождения семьи и отдельных членов семьи в ситуациях трудных, кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы сихологии семьи
1.1. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.4, Л1.1
1.2. Принципы функционирования семьи Сам. работа 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Общепсихологический подход к изучению семьи Практические 3 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1
1.4. Формы и типы семей. Полоролевая структура семьи. Функциональные и дисфункциональные семьи Сам. работа 3 4 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.3
1.5. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Лекции 3 2 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Супружество – основа семьи Сам. работа 3 8 Л2.4, Л1.1
1.7. Характеристики супружеского союза. Типы нарушения супружеских связей Сам. работа 3 6 Л2.4, Л1.1
1.8. Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве Практические 3 4 Л2.4, Л1.1
1.9. Детерминанты брака, взятые из родительской семьи. Семейные конфликты Сам. работа 3 14 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1
1.10. Супружество – основа семьи Лекции 3 4 Л2.4, Л1.1, Л2.3
1.11. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 3 16 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.3
1.12. Факторы эффективности семейного воспитания Сам. работа 3 12 Л2.4, Л1.1
1.13. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 3 12 Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.14. Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи Сам. работа 3 10 Л2.4, Л1.3, Л1.1
1.15. Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.16. Зачет 3 4 Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4818

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет дисциплины "Социальная политика и социальная структура" включает?
А. Изучение социальных характеристик каждого этапа развития общества
В.Изучение социальной сферы. Совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.
С.Изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В.
2. Социальная политика-это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на социальной сферы. Совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ А.
3. Социальная политика в узком смысле -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и других общественных институтов, ограниченная сферами государственного социального страхования и социальной помощи.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В.
4. Социальная политика в широком смысле -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В
5. Социальное управление -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
ОТВЕТ С
6. Предмет социальной политики включает?
А.Свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
ОТВЕТ А
7. Субъектами социальной политики являются ?
А. Государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы.
В. Практические меры, вырабатываемые и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ А
8. Социальная структура-это?
А. Государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы.
В.Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ В
9. Социальная группа это?
А.Устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же определенные признаки.
В.Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ А.
10. Социальный процесс-это?
А. Серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами
В.Объединение взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
11. Базовая цель социальной политики-это?
А. Серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами
В.Достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ В.
12. Базовая задача социальной политики-это?
А. Социальная защита граждан
В.Достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
13. Базовый принцип социальной политики-это?
А. Принцип социальной защиты граждан
В.Принцип социальной справедливости
С.Принцип формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
14. Базовая функция социальной политики-это?
А. Социальная защита граждан
В.Достижение социальной справедливости
С. Стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономических отношений;
ОТВЕТ С
15. Воспроизводство социальной сферы-это?
А. Процесс эволюционного развития территориальных общностей, социальных групп и индивидов, а также отношений между ними в форме их циклического воспроизведения.
В.Достижение социальной справедливости
С. Стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономических отношений;
ОТВЕТ А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Уровни осуществления современной государственной социальной политики в России?
Ответ: Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений.
2. Первичные субъекты социальной политики?
Ответ: Первородные" (первичные) субъекты - это сами группы и общности. Они являются носителями своих интересов.
3. Вторичные субъекты социальной политики?
Ответ: Вторичные - субъекты-представители первичных субъектов. По форме вторичные субъекты - социальные институты, представляющие интересы социальных групп и социальных общностей.
4. Авторитет в социальной политике -это?
Ответ:Авторитет - общепризнанное значение, влияние, или «вес», которым пользуется человек, группа, организация, социальный институт, благодаря своим определенным качествам, достоинствам, заслугам. Авторитет - комплексное интегральное качество.
5. Лидер в социальной политике -это?
Ответ: Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В социологии различают несколько типов лидеров.
6. Глобализация это?
Ответ: процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
7. Экономическая эффективность социальной политики -это?
Ответ: Экономическая эффективность социальной политики — это отношение ее результата — социального эффекта к затратам, обусловившим получение данного результата (социального эффекта):
8. Социальный эффект социальной политики -это?
Ответ: это разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) периоды времени:
9. Социальная эффективность социальной политики — это ?
Ответ: отношение социального эффекта социальной политики к показателю, характеризующему состояние социальной сферы в начальный (базовый) период времени:
10. Назовите методы социальной политики?
Ответ: 1) индексация доходов населения в связи с ростом цен; 2) обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам; 3) предоставление различных льгот нуждающимся слоям населения; 4) обязательное социальное страхование; 5) социальное обеспечение; 6) социальная помощь.
11. Социальное прогнозирование-это?
Ответ: определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
12. Назовите модели социальной политики?
Ответ: «Бисмарковская» модель социальной политики

«Бевериджская» модель социальной политики

Социал-демократическая модель социальной политики

Консервативная модель социальной политики

Католическая (латинская) модель социальной политики

Либеральная модель социальной политики

Патерналистская модель социальной политики

Экономическая демократия
13. Социальна структура-это?
Ответ: Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
14. Социальная структура по К. Марксу?
Ответ: Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен К. Марксом, который показал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства (основной структуры общества). Маркс утверждал, что экономический базис определяет в значительной степени культурную и политическую надстройку общества.
15. Социальная структура по Э. Дюркгейму?
Ответ: Эмиль Дюркгейм внёс идею о том, что различные социальные институты и практики сыграли важную роль в обеспечении функциональной интеграции общества в социальную структуру, объединяющую различные части в единое целое. В этом контексте, Дюркгейм выделил две формы структурных отношений: механические и органические солидарности.
16. Социальная структура по М. Веберу?
Ответ: Максом Вебером, были исследованы и проанализированы организационные механизмы в современном обществе: рынок, бюрократия (частное предприятие и государственное управление) и политика (например, демократия).
17. Требвания к социальной структуре по Т. Парсонсу?
Ответ: Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям (AGIL), а именно:
A — должна быть приспособлена к среде (адаптации);
G — у неё должны быть поставлены цели (целедостижения);
I — все её элементы должны быть скоординированы (интеграции);
L — ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).
18. Социальное партнерство-это?
Ответ: это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и их представителями, направленная на согласование их интересов, урегулирование трудовых споров.
19. Социальный контроль-это?
Ответ: система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы.
20. Гражданское общество-это?
Ответ: общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Влияние типа семейного воспитания на особенности протекания подросткового кризиса.
«Семья», «супружество» и «брак» - сравнительный анализ понятий
Любовь как фактор устойчивости семьи.
«Устойчивость», «успешность», «стабильность» как характеристика семьи. Сравнительный анализ понятий.
Факторы устойчивости и успешности семейного функционирования.
Конфликты в семье: психологические причины возникновения, динамика. Средства профилактики семейного конфликта.
Деформация и распад семьи. Развод.
Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода.
Особенности первой стадии жизненного цикла – стадии формирования семьи.
Особенности диагностики и коррекция семейных конфликтов.
Особенности психологических затруднений при вступлении в брак.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье.
Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Особенности нарушение семейной коммуникации по В. Сатир.
Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности.
Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка.
Семья глазами ребенка.
Невроз как проявление нарушений детско-родительских отношений
Влияние семьи на формирования страха у детей.
Влияние семьи на формирование агрессии у детей.
Семейная система психотерапия – основные положения и методы воздействия.
Супружеская психотерапия – один из аспектов работы с семьей.
Воспитательная неуверенность родителя и неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
Семья как малая группа. Понятие семьи. Функции, формы семьи. Социально-психологические особенности семьи.
Семья как система. Понятие семьи. Особенности семьи как системы. Принципы функционирования семейной системы.
Динамика жизненного цикла семьи.
Супружество как основа семьи. Уровни супружества.
Супружество: факторы стабильности, устойчивости. Задачи брака.
Предбрачный период. Функции предбрачного периода. Факторы, определяющие успешность брачного союза.
Теории выбора брачного партнера.
Конфликты в семье: причины возникновения, динамика.
Развод. Причины разводов. Этапы развода. Последствия развода для членов семьи.
Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
Депривация – результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: внутренняя картина семьи, семейные сценарии, наивные семейные постулаты и их роль.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: психологические проявления примитивизма семейных представлений. Активизация семейного сценария.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: примитивизм семейных представлений и нарушения в семье, пути развития внутреннего образа семьи.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: виды нарушений коммуникационного процесса в семье (концепция «отклоненной коммуникации» в семье, парадоксальная коммуникация, «замаскированная коммуникация»).
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: коммуникационная проблема, этапы ее развития.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: причины возникновения.
Семейное нарушение: структура, динамика. Типология трудностей. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Теория латентного нарушения.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейная тревога.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение.
Родительское отношение: понятие, структура родительского отношения. Типы неправильного семейного воспитания (Э.Эйдемиллер).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л1.3 Соловьева Е.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Токарская Л.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА УСЫНОВЛЕНИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 психология семьи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.