МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления в сфере молодежной политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат социологчиеских наук, доцент, Сиротина Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления в сфере молодежной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях
- овладение первичными навыками использования компьютерных программ в процессе применения сложных методов измерения
- привитие навыков выбора наилучшего подхода к измерению и адаптации известных методов к ситуации конкретной социологической задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
ПК-2Способен разрабатывать проектное предложение для проведения социологического исследования в сфере молодежной политики
ПК-2.1 Знает основные социологические подходы к изучению молодежи, социальные проблемы и тенденции развития современной молодежи, методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения проблем социальной жизни молодежи
ПК-2.2 Умеет выявлять и анализировать социально значимые проблемы и процессы в молодежной сфере
ПК-2.3 Владеет навыками разработки проектных предложений для проведения конкретных социологических исследований в сфере молодежной политики
ПК-3Способен осуществлять планирование, координацию и контроль проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.1 Знает принципы, методы и виды планирования; содержание функций координации и контроля; тенденции развития системы контроля мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.2 Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций планирования, координации и контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.3 Составляет план проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.4 Умеет разрабатывать план координации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.5 Умеет планировать процедуру контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
Знает основные социологические подходы к изучению молодежи, социальные проблемы и тенденции развития современной молодежи, методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения проблем социальной жизни молодежи
Знает принципы, методы и виды планирования; содержание функций координации и контроля; тенденции развития системы контроля мероприятий в сфере молодежной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
Умеет выявлять и анализировать социально значимые проблемы и процессы в молодежной сфере
Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций планирования, координации и контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
Умеет разрабатывать план координации мероприятий в сфере молодежной политики
Умеет планировать процедуру контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
Владеет навыками разработки проектных предложений для проведения конкретных социологических исследований в сфере молодежной политики
Составляет план проведения мероприятий в сфере молодежной политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория измерений общественных отношений
1.1. Понятие измерения в социологии Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Надежность социологического измерения Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Измерительные процедуры Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Шкалирование Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Основные типы и виды шкал Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.7. Понятие измерения в социологии Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.8. Надежность социологического измерения Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.9. Измерительные процедуры Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.10. Шкалирование Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.11. Основные типы и виды шкал Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.12. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Практические 4 1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.13. Теория измерений общественных отношений Практические 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.14. Шкала Терстоуна Сам. работа 4 25 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.15. Метод парных сравнений Сам. работа 4 25 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.16. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки Сам. работа 4 25 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.17. Латентно-структурный анализ. Одномерное развертывание Сам. работа 4 28 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.18. Одномерное развертывание Сам. работа 4 30 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.19. Многомерное шкалирование Сам. работа 4 30 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.20. Психосемантические методы в социологии Сам. работа 4 30 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10436

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основателем школы научного управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: а

2. Представители школы «человеческих отношений» считали, что на производительность труда влияют в большей степени:
a. экономические факторы
b. политические факторы
c. социально-психологические факторы
Ответ: с

3. Основателем классической административной школы управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: b

4. С какой функцией управления (PAEI-код) соотносятся задачи «повышение уровня жизни клиентов организации»:
a. производство результатов
b. администрирование
c. интеграция
Ответ: а

5. О какой стадии жизненного цикла организации идет речь? «На этой стадии развиты практически все функции менеджмента. На данном этапе организация имеет прописанные функции и четкую структуру, эффективна в своей деятельности, ее сотрудники слаженно работают. При этом она много внимания уделяет развитию и улучшениям. На этой стадии успешная организация иногда начинает тиражировать свои программы в другие регионы или осваивать новые для себя сферы деятельности».
a. ухаживание
b. расцвет
c. старение
Ответ: b

6. Что из представленного нужно планировать?
a. личное время
b. рабочее время
c. оба варианта верны
Ответ: с

7. К ловушкам или поглотителям времени относят?
a. разговоры на частные темы
b. отсутствие приоритетов
c. оба варианта верны
Ответ: с

8. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом:
a. процедура
b. функция
c. принцип
Ответ: а

9. Методы управления, в основе которых лежат убеждения, моральное стимулирование, сознательность, воздействие на неэкономические интересы:
a. экономические
b. административные
c. социально-психологические
Ответ: с

10. Задача поставлена правильно, если она:
a. сформулирована с использованием глагола действия
b. описывает, что Не надо делать
c. содержит санкции в случае невыполнения
Ответ: а

11. Как называются задачи, привязанные к определенному времени?
a. жесткие
b. гибкие
c. мягкие
Ответ: а

12. Название подхода к постановке цели – это аббревиатура на английском, которая расшифровывается как конкретная, измеримая, достижимая, релевантная, ограниченная по срокам:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: а

13. Метод исследования разных сфер жизни - визуальный инструмент, который помогает человеку быстро понять, насколько он удовлетворен своей жизнью, насколько сбалансирована его жизнь:
a. Бостонская матрица
b. Матрица Эйзенхауэра
c. Колесо баланса
Ответ: с

14. Метод управления временем, направленный на увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов (как правило, 25 минут работы и 5 минут отдыха), называется:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: с

15. Измерение, запись и анализ затрат времени в тайм-менеджменте называют:
a. определение
b. описание
c. хронометраж
Ответ: с

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, направленный на формулировку и достижение цели (вставьте существительное).
Ответ: управление или менеджмент.

2. Следующие задачи «обучение и развитие людей в команде, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: интеграции.

3. Следующие задачи «исследование ситуаций клиентов в динамике, поиск новых источников финансирования» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: предприимчивость, развитие.
4. _________ управления – лицо, группа людей или организация, принимающая решения и управляющая объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей (вставьте существительное).
Ответ: субъект.

5. ________ управления – это то, кем или чем управляют (вставьте существительное).
Ответ: объект.

6. _______ управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект (вставьте существительное).
Ответ: метод.

7. _______ государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны (вставьте существительное).
Ответ: целью.

8. ______ молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями (вставьте прилагательное).
Ответ: государственную.

9. _______ - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (вставьте существительное).
Ответ: молодежь.

10. ______ семья – это лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (вставьте прилагательное).
Ответ: молодая.

11. _______ по работе с молодежью – это гражданин, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики (вставьте существительное).
Ответ: специалист.

12. _______ специалист - гражданин в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией (вставьте прилагательное).
Ответ: молодой.

13. ________ молодежи – это применение молодыми гражданами имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии (вставьте существительное).
Ответ: самореализация.

14. _________ молодежной политики – это система государственных, муниципальных организаций, индивидуальных предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений (вставьте существительное).
Ответ: инфраструктура.

15. Одним из принципов молодежной политики является ________ участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики (вставьте существительное).
Ответ: обязательность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.3 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/F3786359-9CB8-4855-8839-DA5D5773DAEB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.