МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Суртаева Ольга Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Организационная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие социально-психологического и управленческого мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей в организации, изучение психологии управления как самостоятельной научной дисциплины, истории развития и методологических принципов, проблематики взаимодействия людей в организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения курса основные понятия; ведущие общественные организации молодежи современности, Понимать особенности функционирования и развития общественных молодежных организаций на современном этапе. Знать сущность и возможности социальных технологий в решений проблем молодежных организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в трудовой сфере; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам функционирования молодежных организаций; анализировать деятельность молодежных организаций с использованием современных социологических методов, выявлять проблемы и предлагать решения этих проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретическими знаниями и практическими навыками планирования поведения работника в организации и принятия управленческих решений.
навыками самоорганизации и самообеспечения; организационными навыками по работе с различными категориями населения по поддержанию, а также навыками в организации технологий в сфере социальной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные проблемы теории, истории и методологии психологии управления
1.1. Теория и методология психологии управления Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Теория и методология психологии управления Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
1.3. История развития психологии управления как науки Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
1.4. История развития психологии управления как науки Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Психология управления в системе наук. Методологические принципы психологии управления как науки Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Психология управления в системе наук. Методологические принципы психологии управления как науки Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Современные проблемы теории, истории и методологии психологии управления Сам. работа 4 46 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологические проблемы в управлении организацией и способы их разрешения
2.1. Личность как объект и субъект управления Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Личность как объект и субъект управления Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Мотивация как фактор управления Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Мотивация как фактор управления Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Руководство и лидерство Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Руководство и лидерство Практические 4 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Организация и социальная группа как объекты управления Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1
2.8. Организация и социальная группа как объекты управления Практические 4 0 Л2.1, Л1.1
2.9. Психология конфликта в организации и способы его разрешения Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1
2.10. Психология конфликта в организации и способы его разрешения Практические 4 0 Л2.1, Л1.1
2.11. Психология переговорного процесса Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1
2.12. Психология переговорного процесса Практические 4 0 Л2.1, Л1.1
2.13. Психологические проблемы в управлении организацией и способы их разрешения Сам. работа 4 46 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что из перечисленного НЕ относится к объективным факторам, формирующим плановое поведение человека в организационной среде?
а. Качество регламентов и инструкций.
б. Уровень лояльности сотрудника к организации и руководству.
в. Характер установления поведенческих регуляторов в организации (систем мотивации, контроля и координации).
г. Качество целеполагания, которое осуществляется руководителем в рамках функции планирования.
ОТВЕТ: б

2. Кто автор книги «Принципы научного менеджмента» (1911 г.)?
а. А. Файоль.
б. Э. Мэйо.
в. Л. Гилбретт.
г. Ф. Тейлор.
ОТВЕТ: г

3. Что из перечисленного НЕ относится к предметной области психологии управления?
а. Психология власти и лидерства в организации; механизмы влияния людей друг на друга.
б. Групповые процессы и феномены в трудовом коллективе и их регуляция.
в. Психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности; преодоление прокрастинации и абсентеизма.
г. Психологические особенности формирования трудового коллектива; структуры коллектива, групповая психология; формирование психологического климата в коллективе.
д. Психология коммуникаций в организации.
е. Психологическая природа принятия управленческих решений.
ж. Взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития.
з. Формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
и. Личность руководителя и условия оптимизации его деятельности. Типы личности руководителей.
к. Межиндивидуальные различия, то есть, поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие его от других людей.
л. Диагностика и развитие человеческого потенциала в организационной среде.
м. Личность исполнителя, типология, самосовершенствование и саморазвитие работников в процессе труда.
ОТВЕТ: жзк

4. Выберите из перечня шесть специфических законов психологии управления как науки:
а. Закон неадекватности взаимного восприятия.
б. Закон компенсации.
в. Закон искажения информации.
г. Закон неадекватности самооценки.
д. Закон отрицания отрицания.
е. Закон самосохранения.
ж. Закон достаточного основания.
з. Закон неопределенности отклика.
ОТВЕТ: абвгез

5. Какие основные группы методов мотивации персонала выделяются в настоящее время?
а. Административно-организационные.
б. Социально-психологические.
в. Информационно-технологические.
г. Экономические (материально-вещественные).
ОТВЕТ: абг

6. Какие инструменты / формы мотивации персонала относятся к экономическим (материально-вещественным) методам мотивации?
а. Охрана труда.
б. Неденежные материальные (различные блага в вещественном выражении).
в. Договорные отношения с работниками.
г. Денежные (заработная плата, премии и пр.).
ОТВЕТ: бг

7. Какие инструменты / формы мотивации персонала относятся к административно-организационным методам мотивации?
а. Охрана труда.
б. Регламентация и нормирование.
в. Договорные отношения с работниками.
г. Формирование организационной структуры и системы координации, субординации, коммуникационного поля.
д. Профилактика конфликтов, стрессов, эмоционального выгорания и др.
е. Система обучения и продвижения.
ж. Управление индивидуально – личностным поведением (похвала, признание, информирование о позитивных результатах, поощрение за положительную работу).
з. Приемы распорядительного и дисциплинарного воздействия.
ОТВЕТ: абвгез

8. Какие инструменты / формы мотивации персонала относятся к социально-психологическим методам мотивации?
а. Регуляция поведения сотрудников, поддержание организационной культуры.
б. Приемы социального нормирования (опора на традиции, введение обрядов, чествование ветеранов); социальной профилактики (общественное наблюдение и порицание, поручительство).
в. Приемы распорядительного и дисциплинарного воздействия.
г. Регламентация и нормирование.
д. Профилактика конфликтов, стрессов, эмоционального выгорания и др.
е. Договорные отношения с работниками.
ж. Управление индивидуально – личностным поведением (похвала, признание, информирование о позитивных результатах, поощрение за положительную работу).
з. Приемы активации (обмен опытом, соревнование, критика и самокритика).
ОТВЕТ: абджз

9. На каких трех уровнях принято анализировать и оценивать профессионально важные качества руководителя?
а. На поведенческом уровне.
б. На уровне свойств личности.
в. На уровне задач деятельности руководителя.
г. На эмоциональном уровне.
ОТВЕТ: абв

10. Что из перечисленного НЕ относится к организаторским качествам руководителя?
а. Психологический контакт.
б. Аттрактивность.
в. Требовательность.
г. Психологическая избирательность.
д. Стратегическое мышление.
е. Склонность к организаторской деятельности.
ж. Критичность и самокритичность.
з. Широкий кругозор.
ОТВЕТ: дз

11. Что из перечисленного относится к мотивационно-волевым качествам руководителя?
а. Настойчивость.
б. Бесстрашность.
в. Работоспособность.
г. Правовая компетентность.
д. Дисциплинированность.
е. Целеустремленность.
ж. Гибкость.
з. Самостоятельность.
и. Инициативность.
ОТВЕТ: авдежзи

12. Выберите из предложенного имиджевые качества социальной роли, которыми должен обладать руководитель:
а. Имидж руководителя.
б. Умение поддерживать свой авторитет.
в. Умение предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.
г. Умение влиять на людей (обаяние, дружелюбное отношение, уверенная манера держать себя, располагать к себе людей).
ОТВЕТ: абг

13. О. Лебедев предложил типологию руководителей по ведущей потребности. Каких ведущих потребностей нет в этой типологии?
а. Результат.
б. Потребность в безопасности.
в. Саморазвитие.
г. Самолюбование.
д. Процесс.
е. Доминирование.
ж. Покой.
з. Мировое господство.
и. Самоутверждение.
ОТВЕТ: бвез

14. Что из перечисленного НЕ относится к основным характеристикам деятельности исполнителя?
а. Самомотивация.
б. Саморазвитие.
в. Самозащита.
г. Самостоятельность исполнения.
д. Компетентность.
е. Ответственность.
ж. Организованность.
з. Направленность исполнения.
и. Креативность.
ОТВЕТ: бв

15. Какие основные типы исполнителей выделяются в настоящее время?
а. Нормативное исполнение.
б. Уклоняющийся исполнитель.
в. Прокрастинирующий исполнитель.
г. Сверхнормативное исполнение.
д. Слабоуправляемый исполнитель.
е. Низкомотивированный исполнитель.
ж. Абсентеистический исполнитель.
з. Творческий исполнитель.
и. Пассивно следующий указаниям руководителя исполнитель.
ОТВЕТ: абгдези

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ______________ – это целенаправленное воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) для получения запланированного результата посредством мобилизации потенциала системы.
Ответ: Управление.

2. Сформулируйте объект психологии управления как науки.
Ответ: Управленческая деятельность с точки зрения психологической эффективности.

3. Сформулируйте теоретическую цель психологии управления как науки.
Ответ: Описание структуры и типов личности, социально-психологических феноменов в организационной среде и формирование параметров оценки психологической эффективности управленческой деятельности.

4. Сформулируйте практическую цель психологии управления как науки.
Ответ: Формирование типовых моделей эффективного взаимодействия в организационной среде, адаптация инструментария диагностики под конкретные управленческие задачи, развитие практических навыков управления человеком и группой с учетом их психологических характеристик.

5. Перечислите основные управленческие функции.
Ответ: Планирование; организация и координация; мотивация; контроль.

6. По представленной характеристике определите, к какому типу руководителя относится такой человек: «Предпочитает всем методам работы командную деятельность; один из лучших типов руководителя для тех видов бизнеса, в которых работают специалисты высокого класса; доброжелательность, способность спокойно и внимательно выслушать любого, компетентность».
Ответ: Дипломат.

7. По представленной характеристике определите, к какому типу руководителя относится такой человек: «Не считает себя привилегированной особой и не ставит себя выше других; готов делиться полномочиями с сотрудниками, которые получают возможность почувствовать ответственность за результат работы».
Ответ: Демократ.

8. По представленной характеристике определите, к какому типу руководителя относится такой человек: «Два варианта: порядок для дела и порядок формальный, для порядка. Строгий контроль, четкая система оценки сотрудников, любовь к правилам и отчетам. Это классический, типичный начальник. Такое поведение объясняется тем, что он очень любит точные данные. Никаких догадок, никакой интуиции. Только четкий, трезвый анализ, все расставлено по полочкам».
Ответ: Бюрократ.

9. По представленной характеристике определите, к какому типу руководителя относится такой человек: «Руководитель моторного типа («локомотив»), постоянно в движении, яркий холерик с инженерным типом личности; предпочитает быстро решать оперативные задачи в ущерб стратегическим, его отличает высокий уровень интеллекта; внешний образ доброжелательного, живого, увлечённого собеседника; может быстро организовать выполнение любого дела и мобилизовать трудовой коллектив на достижение цели».
Ответ: Организатор.

10. Какой автор предложил классификацию руководителей через описание их ведущих потребностей?
Ответ: О. Лебедев.

11. Как называется умение исполнителя самому планировать и организовывать свою деятельность, рационально выстраивать свои действия, владеть навыками тайм-менеджмента, умение определять приоритеты; развитый самоконтроль и самоорганизация; планомерность, последовательность, дисциплинированность в работе?
Ответ: Организованность.

12. Как называется степень подготовленности исполнителя к реализации профессиональных функций, наличие актуальных знаний, умений, навыков (практическое владение методами работы)?
Ответ: Компетентность.

13. Какие разновидности пассивно следующих указаниям руководителя исполнителей можно выделить?
Ответ: С низкой самооценкой; новички; манипуляторы; некомпетентные.

14. Какие разновидности слабоуправляемых исполнителей можно выделить?
Ответ: Исполнитель с высоким уровнем притязаний; обычный исполнитель при слабом руководителе; протестный исполнитель (как реакция на ограничение инициатив со стороны руководителя).

15. Какие разновидности низкомотивированных исполнителей можно выделить?
Ответ: Исполнитель не на своем месте; переросший должность; халатное, незаинтересованное отношение к работе как сформированная черта характера.

16. Какие разновидности уклоняющихся исполнителей можно выделить?
Ответ: Демагог (любыми путями добивается отсрочки выполнения задания, приводит несущественные аргументы); психолог-манипулятор (всегда недовольный, играет на чувстве вины или гиперотвественности других людей); провокатор, агрессор (напрашивается на грубость со стороны начальника, чтобы потом обвинить его и уклониться от работы).

17. ____________________ означает склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел, сознательное или неосознанное затягивание принятия важных решений или выполнения необходимых работ.
Ответ: Прокрастинация.

18. Кто и в каком году ввел в научный оборот термин «прокрастинация»?
Ответ: П. Рингенбах в 1977 г.

19. Какие два типа прокрастинации можно выделить?
Ответ: Откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

20. Процесс преодоления прокрастинации можно условно разделить на три основных блока. Как называются эти блоки и каково их содержание?
Ответ: 1. Диагностика и самоанализ (развёрнутый анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, выявление основных предпосылок, причин, ситуационных и личностных факторов). 2. Работа с представлениями прокрастинатора о его способностях и успешности, с его самооценкой и уровнем притязаний, проработка скрытых страхов и мотивов, комплексов, застарелых обид и пр. 3. Практический – формирование у субъекта навыков тайм-менеджмента, постановки и достижения целей (овладение техникой SMART-анализа), развитие умений оценивать сложность задания; мотивация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Объект и предмет курса психология управления. Психология управления в системе наук.
2. Исторические и социальные предпосылки развития психологии управления.
3. Адам Смит, Фредерик Тейлор, Элтон Мэйо в истории психологии управления.
4. Актуальные проблемы психологии управления в современной России.
5. Психология индивидуальных различий как составная часть эффективного управления.
6. Свойства темперамента в контексте деятельности организации.
7. Особенности характера в контексте деятельности организации.
8. Приемы и методы изучения личности в психологии управления.
9. Мотивация как фактор управления.
10. Приемы и методы изучения мотивации персонала.
11. Организация и социальная группа как объекты управления.
12. Социально-психологические характеристики малой группы.
13. Структура группы.
14. Нормативное поведение в группе.
15. Групповая сплоченность.
16. Измерение ценностно-ориентационного единства группы.
17. Групповая динамика.
18. Этапность развития малой группы.
19. Механизмы групповой динамики.
20. Феномены управления групповым процессом в организации.
21. Руководство и лидерство.
22. Проблемы личности руководителя.
23. Феномен неформальных групп в организации.
24. Социометрический метод изучения коллектива.
25. Психология переговорного процесса.
26. Психология конфликта в организации и способы его разрешения.
27. Психология принятия управленческих решений.
28. Социально-психологическая характеристика конфликтов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Определите природу конфликта в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвёт записку.
2. Определите природу конфликта в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
3. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Претенденты отличаются следующими качествами.
A. Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
B. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчинённым.
Г. Четвёртый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчинёнными
4. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?
5. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчинённую – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите её в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните своё поведение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Королев Л.М. Психология управления: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Я. К. Смирнова Психология управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Психология управления portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.