МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная и национальная безопасность молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 189 189 189 189
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная и национальная безопасность молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о сфере безопасности человека, общества и государства в условиях развития России и глобальных изменений в мире, показать особенности политики государства в области социальной и национальной безопасности молодежи и защиты её интересов, а также возможности противостояния угрозам безопасности личности, общества и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы социальной и нанциональной безопасности молодежи
1.1. Безопасность: понятие, классификация,концептуальные подходы Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие «безопасность», подходы к определению. Субъект и объект безопасности Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Концепция национальной безопасности и национального интереса Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Национальная безопасность Российской Федерации в условиях современного мира
2.1. Проблемы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Проблемы и приоритеты национальной безопасности молодежи Российской Федерации Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Организационно-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Организационно-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная безопасность: подходы к определению,критерии обеспечения
3.1. Понятие «социальная безопасность»: подходы к определению Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие «социальная безопасность молодежи»: подходы к определению Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Критерии социальной безопасности Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Критерии социальной безопасности молодежи Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Угрозы социальной безопасности Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Угрозы социальной безопасности молодежи Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социальная безопасность как социальное обеспечение
4.1. Понятие «социальное обеспечение» Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Государственное социальное обеспечение,включая молодежь в СССР и современной России Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этнокультурная безопасность: понятие, проблемы и приоритеты обеспечения
5.1. Понятие «этнокультурная безопасность»: подходы к определению Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Этнические миграции как угроза этнокультурной безопасности России Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Демографическая составляющая социальной безопасности
6.1. Демографическая безопасность: подходы к определению Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Демографический кризис как угроза социальной безопасности современной России Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экономическая безопасность как состовная часть социальной безопасности
7.1. Понятие "экономическая безопасность" Лекции 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Состояние экономической безопасности в современной России Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Основные направления в обеспечении экономической безопасности РФ Практические 5 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Информационная безопасность как состовная часть социальной безопасности
8.1. Проблема информационного обеспечения социальной безопасности в современном мире Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Информационная безопасность: понятие, задачи и уровни обеспечения Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Виды и особенности угроз информационной безопасности Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.4. Обеспечение информационной безопасности Сам. работа 5 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.5. Социальная и национальная безопасность молодежи Сам. работа 5 109 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2955.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных).

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
Вопрос 1. Верно ли утверждение: «Система этнокультурной безопасности заключается в том, что в полиэтнических странах с федеративным устройством, к которым относится и Российская Федерация, могут сосуществовать несколько национальных культур».
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 2. Верно ли утверждение: «Взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащение этнических культур, обмен культурными достижениями выступают в качестве непременного условия культурного процесса, развития человечества».
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 3. Национальная безопасность включает в себя:
А) государственную безопасность.
Б) общественную безопасность.
В) экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий.
Г) безопасность дорожного движения.
Ответ: А, Б, В.

Вопрос 4. Национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов:
А) личности.
Б) общества.
В) государства.
Г) личности, общества и государства.
Ответ: Г.

Вопрос 5. Верно ли утверждение: этнокультурный аспект понятия «безопасность» вплоть до недавнего времени был обделен необходимым исследовательским вниманием.
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 6. В чем заключается снижение рисков этнокультурной опасности?
А) Снижение рисков в ходе межэтнического обмена и культурного взаимодействия рассматриваются через возможность организации системного управления этнокультурными процессами, осуществляемого не только самим обществом через систему гражданских институтов, но и государственными структурами, ответственными за урегулирование межэтнических конфликтов в рамках идеологии толерантности.
Б) Снижение рисков в ходе межэтнического обмена и культурного взаимодействия рассматриваются через возможность организации локального управления этнокультурными процессами, осуществляемого не только самим обществом через систему гражданских институтов, но и государственными структурами, ответственными за урегулирование межэтнических конфликтов в рамках идеологии национализма.
Ответ: А.

Вопрос 7. Верно ли утверждение: «С точки зрения С. Панарина, важнейшим аспектом в понимании этнокультурной безопасности является этнокультурная идентичность, которая, как правило, базируется на устойчивых и воспроизводящихся культурных комплексах».
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 8. Верно ли утверждение: «Нарушение этнокультурного воспроизводства может привести группу к таким негативным явлениям, как психологическая дезориентация, распространение девиантных форм поведения, социальная маргинализация и т. д.»
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 9. Какая культура рассматривается как интегральная сфера обеспечения безопасности?
А) Культура, как узко национальная общая среда, только внутри которой члены общества могут дышать, говорить и творить; значит, это должна быть локальная культура. Такая культура должна рассматриваться как интегральная сфера обеспечения безопасности всех социальных объектов.
Б) Культура, как необходимая общая среда, только внутри которой члены общества могут дышать, говорить и творить; значит, это должна быть единая культура. Такая культура должна рассматриваться как интегральная сфера обеспечения безопасности всех социальных объектов.
Ответ: Б.

Вопрос 10. Выберите верное утверждение:
А) Миграции быстро меняют этническую структуру населения и, таким образом, размывают устоявшуюся систему межэтнических дистанций.
Б) Миграции медленно меняют этническую структуру населения и, таким образом, размывают устоявшуюся систему межэтнических дистанций.
В) Миграции никак не влияют на этническую структуру населения.
Ответ: А.

Вопрос 11. Этноцентризм отражает:
А) отношения внутри группы.
Б) отношения группы с другими.
В) как отношения внутри самой группы, так и ее отношения с другими.
Ответ: В.

Вопрос 12. Верно ли утверждение: «Как правило, стереотипы складываются в условиях дефицита информации и фиксируют лишь некоторые – не всегда существенные, но почти всегда устойчивые – черты социального объекта».
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Этнокультурная безопасность обеспечивается при помощи прогноза этнокультурных процессов в рамках страны или региона, в том числе с учетом разделяемой системы ценностей, и поддерживается за счет реализации этнокультурных прав индивидов, этнических групп, а также институционализированной государственной внутренней (федеративной, региональной, национально-культурной, миграционной, социальной) и внешней политики».
А) Верно.
Б) Неверно.
Ответ: А.

Вопрос 14. Назовите две причины возникновения этнических стереотипов?
А) 1. Яркость, отчетливость, широкая представленность в общественном и индивидуальном сознании. 2. Разнообразие проявлений в практической деятельности людей.
Б) 1. Монотонность, узкая представленность в общественном и индивидуальном сознании. 2 однообразие проявлений в практической деятельности людей.
Ответ: А.

Вопрос 15. Составными частями национальной безопасности России являются:
А) безопасность регионов России.
Б) безопасность от внешних и внутренних угроз.
В) безопасность каждого гражданина России.
Г) экономическая, политическая, военная, социальная, экологическая, информационная безопасность.
Ответ: Г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА.
1. _____________ – это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.
Ответ: национальная безопасность.

2. _______________ – это многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем.
Ответ: Безопасность.

3. Обеспечение ___________________ – это комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Ответ: национальной безопасности.

4. Назовите органы, обеспечивающие национальную безопасность.
Ответ: армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

5. ___________________ – вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.
Ответ: Общественная безопасность.

6. _______ – это совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов, а также создающих опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Ответ: Угроза национальной безопасности.

7. В настоящее время существует один подход к определению понятия «этнокультурная безопасность» или их несколько?
Ответ: несколько.

8. ____________________ – это сфера устойчивого функционирования и воспроизводства культур всех национальных групп, проживающих в рамках того или иного государства, вкупе с возможностью их участия в свободном взаимообмене культурными ценностями и сохранения их членами своей этнической идентичности (Л. С. Перепелкин и В. Г. Стельмах).
Ответ: этнокультурная безопасность.

9. Этнокультурная изоляция – это …
Ответ: отсутствие межэтнических контактов.

10. ________________ – это потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена позаимствованными у другой части (другого этноса).
Ответ: Ассимиляция.

11. Феномен ____________, присущий групповому самосознанию, выявил американский антрополог У. Саммер. Он определяет _____________ как свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы.
Ответ: этноцентризм.

12. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Ответ: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

13. ______________ – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации.
Ответ: угроза национальной безопасности.

14. ______________ является носителем суверенитета Российской Федерации и ее главным достоянием.
Ответ: Народ.

15. ____________ является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз (Указ Президента РФ от 7 марта 2020 г. № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации»).
Ответ: Совет Безопасности.

16. ________ – это перемещения населения, связанные с переменой места жительства.
Ответ: миграция.

17. _________ – это вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам.
Ответ: эмиграция.

18. ____________ – это въезд населения одной страны (государства) в другую на временное или постоянное проживание.
Ответ: иммиграция.

19. _____________ – это исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения.
Ответ: этнос.

20. ____________________ – это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.
Ответ: межэтническое взаимодействие.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов и сообщений
1. Государственная политика в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.
2. Миграция как угроза экономической безопасности.
3. Последствия «утечки умов».
4. Информационная агрессия и иммунитет.
5. Россия в контексте региональной экологической безопасности.
6. Правовые аспекты психологической безопасности.
7. Духовно-нравственная безопасность.
8. Информационный ресурс как объект правоотношений.
9. Международная безопасность как фактор обеспечения национальных интересов
10. Место России в системе современных международных отношений.
11. Психологические манипуляции личностью и защита от них.
12. Нереализованные способности как психологическая угроза личности.
13. Сознательное самопрограммирование личности.
14. Психологические манипуляции как угроза информационно-психологической безопасности личности и общества.
15. Молодежь в свете национальной безопасности.
16. Проблемы техногенной безопасности.
17. Возможности криминологии в обеспечении безопасности.
18. Экономическая безопасность в сете применения информационных технологий.
19. Преступность и молодежь в аспекте проблем безопасности.
20. Социальные опасности в образовании России
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Источники и показатели социальной опасности.
Гуманистическая модель безопасности.
Понятие политической безопасности.
Показатели экономической безопасности.
Понятие военной, национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности РФ.
Классификация национальной безопасности по сферам жизнедеятельности, по характеру угроз.
Понятие « концепции национальной безопасности».
Основные направления «защиты» конституционного строя России.
Структура и содержание закона РФ «О безопасности».
В чем заключаются противоречия закона и иных нормативно-правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности?
Определение понятия социальных интересов, их классификация, механизм формирования интересов.
Связь между национальными интересами и государственным управлением.
В чем суть механизма достижения баланса интересов. Почему необходимо обеспечение баланса интересов личности, общества и государства?
Понятие «угроза национальной безопасности», основные источники потенциальных военных угроз России.
Каковы наиболее опасные реальные угрозы безопасности России?
В чем заключается сущность государственной политики обеспечения национальной безопасности?
Что такое система обеспечения национальной безопасности РФ и каков ее соста?.
Состав государственных органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности России, основные задачи Совета Безопасности РФ.
Основные негосударственные субъекты обеспечения национальной безопасности России.
Основные задачи негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.
Что такое региональная и местная безопасность?
Состояние и тенденции развития правовой основы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям.
Место и роль законодательной и исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности.
Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности личности.
Проблемы уголовного права, касающиеся защиты национальной безопасности.
Меры административного воздействия, применяемые федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности.
Место и роль международного права в борьбе с преступностью и в обеспечении международной и национальной безопасности России.
Каково содержание основного принципа геополитического подхода к анализу проблем обеспечения национальной безопасности государства?
Сущность геополитического моделирования.
Характеристика основных современных геополитических моделей.
Особенности геостратегии РФ в условиях глобализации.
«Баланс сил» как теоретическая концепция и политическая практика. Объективные предпосылки формирования концепции «баланса интересов».
Внутренние и внешние аспекты включения экологической безопасности в структуру национальной безопасности.
Концепция экологической безопасности.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Основные причины глобального экологического бедствия.
Основные причины региональной экологической опасности.
Взаимосвязь между локальной, региональной и глобальной опасностью.
Что такое зоны напряженной экономической системы, экологического бедствия?
Последствия технологического и экологического кризисов.
Показатели оценки экологической безопасности.
Основные цели, направления и принципы концепции экологической безопасности.
Какова последовательность оценки риска?
Понятие информационной угрозы. Предотвращение информационных опасностей и угроз.
Рациональное использование информационных ресурсов.
Взаимодействие миграции и безопасности.
Миграция и демографическая безопасность.
Факторы, причины, условия интеллектуальной эмиграции.
Перспективы регулирования интеллектуальной эмиграции.
Подсознательный потенциал личности.
Социально-психологические аспекты обеспечения социальной безопасности.
Социально-психологические способы обеспечения информационной безопасности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Обоснуйте приоритеты и ограничения гуманистической модели безопасности.
Проанализируйте результаты научных исследований в области политики. Сформулируйте сущность понятия политической безопасности.
Проанализируйте результаты научных исследований в области экономики. Выделите показатели экономической безопасности России.
Определите специфику понятия военной, национальной безопасности. Выделите общие и специфические принципы обеспечения национальной безопасности РФ.
Проведите классификацию национальной безопасности по сферам жизнедеятельности, по характеру угроз.
На основе анализа закона РФ «О безопасности», раскройте понятие « концепции национальной безопасности».
Опишите структуру и содержание закона РФ «О безопасности»..

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шрага М. Х., Кудря Л. И. Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей): Учебники и учебные пособия для ВУЗов ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Басыня Е.А. Сетевая информационная безопасность и анонимизация: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 [О. С. Безугляк, М. В. Бедрина] Экономическая безопасность: учеб.-метод. пособие (для бакалавров всех направлений, обучающихся по экон. спец.) [б. и.], 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Социальная и национальная безопасность молодежи portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.