МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 274
контроль 26
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 196 196 78 78 274 274
Часы на контроль 8 8 18 18 26 26
Итого 216 216 108 108 324 324

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять фундаментальные и прикладные социологические исследования на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.1 Знает специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Обязательные атрибуты и аппарат научного исследования: общая характеристика. Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Обязательные атрибуты и аппарат научного исследования: общая характеристика. Сам. работа 1 56 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Новые методы исследования в социологии. Изменение научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Постановка научной проблемы и выбор темы научного исследования. Сам. работа 1 50 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Структурирование квалификационной научной работы. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Структурирование квалификационной научной работы. Сам. работа 1 50 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Актуальность темы квалификационной научной работы. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Актуальность темы квалификационной научной работы. Сам. работа 1 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Организация работы с научной литературой. Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Организация работы с научной литературой. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Степень изученности научной проблемы. Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Методология в научном исследовании. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Методология в научном исследовании. Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Построение гипотез научного исследования. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Построение гипотез научного исследования. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Структурирование первой главы квалификационной научной работы. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Структурирование первой главы квалификационной научной работы. Сам. работа 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Работа над содержанием первой главы квалификационной научной работы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Работа над содержанием первой главы квалификационной научной работы. Сам. работа 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.20. Организация и проведение апробации основных теоретических положений квалификационной научной работы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.21. Организация и проведение апробации основных теоретических положений квалификационной научной работы. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.22. Определение заданий для научно-исследовательской практики. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.23. Концепции современной социологии города. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.24. Концепции современной социологии права. Сам. работа 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.25. Основные направления научно-исследовательского поиска в современной социологии права. Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.26. Актуальные проблемы социологии города. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.27. Актуальные проблемы социологии города. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.28. Социология города и развитие социологической науки. Сам. работа 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.29. Аппробация научного исследования Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции
ПК-1. Способен осуществлять фундаментальные и прикладные социологические исследования на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.1. Знает специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
ПК-1.2. Умеет разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.3. Владеет навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ
Примеры заданий закрытого типа
1. Научное исследование:
А. Деятельность в сфере науки.
Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.
В. Изучение объектов, которое завершается формированием знаний.
Г. Все варианты верны.
2. Область действительности, которую исследует наука:
А. Предмет исследования.
Б. Объект исследования.
В. Логика исследования.
Г. Все варианты верны.
3. Принципы построения, формы и способы научно-исследовательской работ:
А. Методология науки.
Б. Методологическая рефлексия.
В. Методологическая культура.
Г. Все варианты верны.
4. Логика исследования включает:
А. Постановочный этап.
Б. Исследовательский этап.
В. Оформительско-внедренческий этап.
Г. Все варианты верны.
5. Обоснованное представление об общих результатах исследования:
А. Задача исследования.
Б. Гипотеза исследования.
В. Цель исследования.
Г. Тема исследования.
6. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:
А. Наблюдение.
Б. Эксперимент.
В. Анкетирование.
Г. Все варианты верны.
7. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:
А. Интервью.
Б. Тестирование.
В. Изучение документов.
Г. Все варианты не верны.
8. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:
А. Проективный.
Б. Открытый.
В. Альтернативный.
Г. Закрытый.
9. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:
А. Открытый.
Б. Закрытый.
В. Альтернативный.
Г. Прямой.
10. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:
А. Манипуляция.
Б. Опрос.
В. Тестирование.
Г. Эксперимент.
11. В ситуации, когда возможно возникновение искажённых ответов, лучше применять:
А. Альтернативные вопросы.
Б. Закрытые вопросы.
В. Косвенные вопросы.
Г. Прямые вопросы.
12. Вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ:
А. Косвенный.
Б. Закрытый.
В. Проективный.
Г. Открытый.
13. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:
А. Интервью.
Б. Беседа.
В. Опрос.
Г. Все варианты верны.
14. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:
А. Опосредованное.
Б. Скрытое.
В. Включенное.
Г. Все варианты верны.
15. Методы исследования, основанные на опыте, практике:
А. Эмпирические.
Б. Теоретические.
В. Статистические.
Г. Все варианты верны.

Ключ к тестам
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 Г 11 В
2 Б 12 Б
3 Г 13 Б
4 Г 14 А
5 В 15 А
6 Б
7 Б
8 Г
9 А
10 Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Метод письменного опроса респондентов:
Ответ: Анкетирование.
2. Эксперимент, который выявляет актуальный уровень развития некоторого свойства у испытуемого или группы:
Ответ: Констатирующий.
3. Исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов:
Ответ: Метод экспертных оценок
4. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков:
Ответ: Абстрагирование.
5. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения:
Ответ: Моделирование.
6. Чтение книги для получения и переработки информации может быть:
Ответ: Аналитическое / Беглое / Скоростное.
7. Самая краткая запись прочитанного, отражающая последовательность изложения текста:
Ответ: Конспект.
8. Краткая характеристика научного труда с точки зрения содержания, назначения, формы:
Ответ: Аннотация.
9. Положение, отражающее смысл значительной части научного труда:
Ответ: Тезис.
10. Конспект нужен для того, чтобы:
Ответ: Передать информацию в сокращенном виде / Сохранить основное содержание прочитанного текста.
11. Точная выдержка из какого-нибудь научного текста:
Ответ: Цитата.
12. При цитировании важно соблюдать условие:
Ответ: Авторской принадлежности.
13. Критический отзыв на научную работу:
Ответ: Рецензия.
14. Сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки:
Ответ: Реферат.
15. Критерий оценки научного реферата:
Ответ: Соответствие содержания теме реферата / Глубина переработки материала / Правильность и полнота использования источников.
16. Научная работа решает основную задачу:
Ответ: Обобщение результатов.
17. Основные структурные элементы научной работы:
Ответ: Цель исследования / Объект исследования / Предмет исследования / Задачи исследования.
18. Объект исследования в научной работе отвечает на вопрос:
Ответ: «Что рассматривается?».
19. Основная часть научной работы включает в себя:
Ответ: Анализ литературы / Изложение позиции автора работы / Результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
20. Назвать федеральный закон, регулирующий научную деятельность в России:
Ответ: О науке и научно-технической политике

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Процедуры научного исследования. Процесс научного творчества. Индивидуализация научного исследования.
2. Определение обязательных атрибутов научного исследования. Факультативные атрибуты научного исследования.
3. Этапы научного исследования.
4. Специфика исследования в социологии, в социологии права.
5. Понятие научной проблемы. Проблема и псевдопроблема. Проблема и проблематика. Проблематизация социальной реальности.
6. Описание научной проблемы. Предполагаемые пути и возможности решения научной проблемы.
7. Классификация научных проблем. Научная проблема и концепция.
8. Понятие квалификационной научной работы. Виды квалификационных научных работ. Магистерская диссертация: специфика квалификационной научной работы.
9. Понятие структуры квалификационной научной работы. Структура магистерской диссертации.
10. Элементы структуры магистерской диссертации.
11. Понятие актуальности темы научной работы. Факторы, влияющие на актуальность исследования.
12. Актуальность и противоречия в решении научной проблемы. Актуальность и научный факт.
13. Признаки актуальности квалификационной научной работы.
14. Задачи изучения научной литературы. Использование справочной литературы. Словарно-энциклопедическая литература.
15. Реферирование научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов.
16. Конспект научного источника: простой, сложный, сводный конспекты. План сводного конспекта.
17. Библиографическое описание научного источника.
18. Тематический подбор литературы: систематический, предметный, алфавитный каталоги.
19. Сопоставление научных теорий и концепций.
20. Способы изучения научной проблемы.
21. Обобщение данных о степени изученности научной проблемы.
22. Заключение о состоянии изученности научной проблемы.
23. Понятие методологии в научном исследовании.
24. Процедурные характеристики исследовательской методологии.
25. Методологическая часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных. Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы.
26. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования.
27. Основные отечественные работы по методологии и методам социологического исследования.
28. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы социологического исследования.
29. Понятие гипотезы научного исследования, виды гипотез. Отличие гипотезы от аксиом и постулатов.
30. Доказывание гипотезы научного исследования. Статистическая гипотеза.
31. Способы теоретического обоснования гипотезы. Проверяемость гипотезы.
32. Гипотеза и динамика развития теории.
33. Роль первой главы квалификационной научной работы.
34. Структура первой главы, формулировка заглавий. Логика первой главы.
35. Теоретико-методологические основания в первой главе.
36. Основные подходы в изучении феномена или проблемы.
37. Формулировки основных положений первой главы.
38. Логика научного исследования в первой главе.
39. Анализ противоречий в содержании первой главы.
40. Оформление источников в первой главе.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте объект и предмет предполагаемого исследования на тему «Роль общественных организаций в защите прав потребителей».
2. Определите, какой научный методологический подход будет наиболее адекватным при исследовании проблематики социальных прав человека и гражданина? Ответ аргументируйте.
3. Предложите вариант темы возможного социологического научного исследования, если перед исследователем поставлена цель провести анализ взаимодействия правоохранительных органов и органов власти в борьбе с коррупцией.
4. Предложите сему описания состояния разработанности проблемы в научной работе.
5. В журнале «Социологические исследования» выходит традиционная рубрика «Социология права. Девиантное поведение». Приведите аргументы для объяснения того, почему в этом названии рубрики девиантное поведение выделяется специально.

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.