МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммерческий арбитраж

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав.каф., Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммерческий арбитраж

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- приобретение знаний о третейском разбирательстве коммерческих споров, третейских судах (арбитражах), международном коммерческом арбитраже, о действующем в данной сфере законодательстве и существующей практике, о принципах и стандартах арбитража;
- формирование профессиональных компетенций, необходимых для посреднической, консультационной и иной деятельности в сфере арбитража

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.1 Знает специфику социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.2 Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.3 Владеет навыками разработки рекомендаций для проведения социологической экспертизы и консалтинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику теории коммерческого арбитража, действующего в данной сфере законодательства и существующей практики.
- теоретико-методологические основы и специфику третейского разбирательства коммерческих споров, деятельности третейских судов, международного коммерческого арбитража.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические навыки и законодательную базу при анализе коммерческих споров, третейских судах (арбитражах), международном коммерческом арбитраже.
- применять теоретико-методологическую базу, действующую законодательную базу и существующую практику для разработки решений в сфере коммерческого арбитража.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- профессиональными компетенциями и навыками, необходимыми для посреднической, консультационной и иной деятельности в сфере арбитража
- профессиональными навыками применения теории и методологии, действующей законодательной базы и существующей практики для разработки решений в сфере коммерческого арбитража.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет коммерческого арбитража
1.1. Понятие и сущность международного коммерческого арбитража, его преимущества и недостатки Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и сущность международного коммерческого арбитража, его преимущества и недостатки Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и сущность международного коммерческого арбитража, его преимущества и недостатки Сам. работа 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Разновидности международного коммерческого арбитража Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Разновидности международного коммерческого арбитража Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Разновидности международного коммерческого арбитража Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Правовое регулирование в международном коммерческом арбитраже Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.8. Правовое регулирование в международном коммерческом арбитраже Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.9. Правовое регулирование в международном коммерческом арбитраже Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.10. Арбитражный трибунал Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.11. Арбитражный трибунал Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.12. Арбитражный трибунал Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.13. Важнейшие практические проблемы международного коммерческого арбитража в некоторых странах СНГ и ЕС Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.14. Важнейшие практические проблемы международного коммерческого арбитража в некоторых странах СНГ и ЕС Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.15. Важнейшие практические проблемы международного коммерческого арбитража в некоторых странах СНГ и ЕС Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
Раздел 2. Рассмотрение конфликта коммерческим арбитражем
2.1. Основания для обжалования вынесенных третейских решений Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Основания для обжалования вынесенных третейских решений Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основания для обжалования вынесенных третейских решений Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Современные тенденции расширения сферы действия институциональных арбитражных судов Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Современные тенденции расширения сферы действия институциональных арбитражных судов Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Современные тенденции расширения сферы действия институциональных арбитражных судов Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Международные коммерческие арбитражные суды Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.8. Международные коммерческие арбитражные суды Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.9. Международные коммерческие арбитражные суды Сам. работа 3 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.10. Специфика функционирования конкретных арбитражных институтов. Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.11. Специфика функционирования конкретных арбитражных институтов. Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.12. Специфика функционирования конкретных арбитражных институтов. Сам. работа 3 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.13. Международные арбитражные (третейские) суды на территории Содружества Независимых Государств Лекции 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.14. Международные арбитражные (третейские) суды на территории Содружества Независимых Государств Практические 3 0 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.15. Международные арбитражные (третейские) суды на территории Содружества Независимых Государств Сам. работа 3 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
2.16. Консультации 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Место и роль альтернативных способов решения конфликтов в современных процедурах конфликторазрешения. Их достоинства и недостатки в сравнении с традиционными способами.
2. Классификации негосударственных (альтернативных) технологий разрешения конфликтов.
3. Основополагающие принципы коммерческого арбитража конфликтов.
4. Основные формы коммерческого арбитража в социальных конфликтах.
5. История развития коммерческого арбитража в США и европейских странах.
6. Конфликтологическое посредничество и арбитраж коммерческих споров в России.
7. Содержание и сущность основных методологических подходов к организации и проведению коммерческого арбитража в конфликте.
8. Главные принципы коммерческого арбитража. Ограничения ее применения.
9. Подготовка к коммерческому арбитражу.
10. Функции арбитра в социальном конфликте.
11. Стадии коммерческого арбитража конфликта.
12. Нейтральность арбитра и способы ее поддержания.
13. Работа с позициями сторон во время арбитража. Дискуссия в процедуре арбитража конфликта.
14. Функции кокуса в коммерческом арбитраже.
15. Основные психологические трудности в процессе арбитрирования социального конфликта.
16. Требования к соглашению, заключаемому в результате коммерческого арбитража.
17. Выход из конфликта.
18. Арбитраж в трудовых конфликтах.
19. Правовые аспекты коммерческого арбитража в конфликтах в России.
20. Третейский суд, его специфика и предназначение.
21. История становления третейских судов в России.
22. Разновидности третейского суда.
23. Порядок формирования состава третейского суда и требования к кандидатурам третейских судей.
24. Решение третейского суда: назначение, структура, содержание.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Составьте перечень характеристик, свойственных арбитражу AD HOC, выделите среди них, отражающие преимущества и недостатки данного вида международного коммерческого арбитража.
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения арбитражной оговорки и арбитражного договора.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества коммерческого арбитража как формы разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему этапов проведения трудового арбитража.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
1. Понятие и виды альтернативных процедур урегулирования споров.
2. Преимущества негосударственных механизмов по урегулированию споров.
3. Понятие арбитража.
4. Третейские суды в РФ и их виды.
5. Подведомственность дел третейским судам.
6. Принципы (основные начала) деятельности третейских судов.
7. Медиативное соглашение.
8. Международный коммерческий арбитраж: понятие, сфера деятельности
9. Понятие арбитражного (третейского) соглашения, виды третейских соглашений.
10. Форма и содержание арбитражного (третейского) соглашения. Порядок заключения соглашения.
11. Формирование состава третейского суда (арбитража). Требования к арбитрам.
12. Порядок и основания отвода (самоотвода) арбитра. Правовые последствия отвода.
13. Избрание (назначение) председателя состава третейского суда.
14. Права и обязанности третейских судей.
15. Подача искового заявления в третейский суд (арбитраж)
16. Порядок направления извещений и вызовов.
17. Нормативная регламентация порядка рассмотрения дел в третейском суде (арбитраже).
18. Решение вопроса о компетенции третейского суда.
19. Выступления сторон в судебном заседании.
20. Участие свидетелей и экспертов в арбитражном разбирательстве.
21. Исследование и оценка доказательств в третейском суде.
22. Обеспечение иска, рассматриваемого в третейском суде.
23. Виды постановлений третейского суда.
24. Вынесение определений: основания и порядок.
25. Форма и содержание решений третейского суда. Устранение недостатков решения третейским судом.
26. Свойства решения третейского суда. Вступление решения в законную силу.
27. Обжалование решения третейского суда.
28. Основания для отмены решения третейского суда. Последствия отмены решения.
29. Исполнение решений третейских судов
30. Требования к заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
31. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
32. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа и его последствия.
33. Исполнение иностранных арбитражных решений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы
1. Место и роль альтернативных способов решения конфликтов в современных процедурах конфликторазрешения. Их достоинства и недостатки в сравнении с традиционными способами.
2. Классификации негосударственных (альтернативных) технологий разрешения конфликтов.
3. Основополагающие принципы коммерческого арбитража конфликтов.
4. Основные формы коммерческого арбитража в социальных конфликтах.
5. История развития коммерческого арбитража в США и европейских странах.
6. Конфликтологическое посредничество и арбитраж коммерческих споров в России.
7. Содержание и сущность основных методологических подходов к организации и проведению коммерческого арбитража в конфликте.
8. Главные принципы коммерческого арбитража. Ограничения ее применения.
9. Подготовка к коммерческому арбитражу.
10. Функции арбитра в социальном конфликте.
11. Стадии коммерческого арбитража конфликта.
12. Нейтральность арбитра и способы ее поддержания.
13. Работа с позициями сторон во время арбитража. Дискуссия в процедуре арбитража конфликта.
14. Функции кокуса в коммерческом арбитраже.
15. Основные психологические трудности в процессе арбитрирования социального конфликта.
16. Требования к соглашению, заключаемому в результате коммерческого арбитража.
17. Выход из конфликта.
18. Арбитраж в трудовых конфликтах.
19. Правовые аспекты коммерческого арбитража в конфликтах в России.
20. Третейский суд, его специфика и предназначение.
21. История становления третейских судов в России.
22. Разновидности третейского суда.
23. Порядок формирования состава третейского суда и требования к кандидатурам третейских судей.
24. Решение третейского суда: назначение, структура, содержание.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Составьте перечень характеристик, свойственных арбитражу AD HOC, выделите среди них, отражающие преимущества и недостатки данного вида международного коммерческого арбитража.
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения арбитражной оговорки и арбитражного договора.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества коммерческого арбитража как формы разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему этапов проведения трудового арбитража.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Ю. Скворцов Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/D6C55907-25AD-40F8-BC98-6E78BDBFDBF8/
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/B0EF0507-6D28-4994-BD0E-71CBA9878725.
Л2.2 Баранов В. А. Гражданский процесс в 2 т. Том 2 : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/C89E9485-124A-4F9B-8780-CF945291B3D5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/посредничество в конфликте
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование:федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window–Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.