МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика и социальная структура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав. кафедрой, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика и социальная структура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать научное представление о социальной политике как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике,понимание социальной политики как элемента политической системы и возможностей повышения ее эффективности;
изучение актуальных проблем социальной политики в России;
сформировать навыки использования полученных знаний в области социальной политики в научно-исследовательской и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.


3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общее представление о социальной политике и социальной структуре Лекции 1 2 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Общее представление о социальной политике и социальной структуре Сам. работа 1 30 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Субъекты и институты социальной политики Сам. работа 1 30 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Практические 1 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Сам. работа 1 31 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы и средства социальной политики Практические 1 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Формы и модели социальной политики Практические 1 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4818

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет дисциплины "Социальная политика и социальная структура" включает?
А. Изучение социальных характеристик каждого этапа развития общества
В.Изучение социальной сферы. Совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.
С.Изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В.
2. Социальная политика-это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на социальной сферы. Совокупность отношений и условий жизнедеятельности людей (групп, общества), определяющих их интересы и влияющих на их деятельность и поведение.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ А.
3. Социальная политика в узком смысле -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и других общественных институтов, ограниченная сферами государственного социального страхования и социальной помощи.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В.
4. Социальная политика в широком смысле -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на изучение структуры современного общества.
ОТВЕТ В
5. Социальное управление -это?
А. Деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение качества, условий и образа жизни людей, обеспечение некоторых частей их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, защиты и помощи.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
ОТВЕТ С
6. Предмет социальной политики включает?
А.Свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.
В. Деятельность государства и совокупность теоретических и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
ОТВЕТ А
7. Субъектами социальной политики являются ?
А. Государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы.
В. Практические меры, вырабатываемые и реализуемых государством и негосударственными институтами и учреждениями, направленные на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворяющих социальные потребности благоприятного социального климата.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ А
8. Социальная структура-это?
А. Государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы.
В.Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ В
9. Социальная группа это?
А.Устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же определенные признаки.
В.Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Общество, социальные группы, отдельные индивиды
ОТВЕТ А.
10. Социальный процесс-это?
А. Серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами
В.Объединение взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
11. Базовая цель социальной политики-это?
А. Серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами
В.Достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ В.
12. Базовая задача социальной политики-это?
А. Социальная защита граждан
В.Достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы
С.Формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
13. Базовый принцип социальной политики-это?
А. Принцип социальной защиты граждан
В.Принцип социальной справедливости
С.Принцип формирование социальных групп с отдельными индивидами
ОТВЕТ А.
14. Базовая функция социальной политики-это?
А. Социальная защита граждан
В.Достижение социальной справедливости
С. Стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономических отношений;
ОТВЕТ С
15. Воспроизводство социальной сферы-это?
А. Процесс эволюционного развития территориальных общностей, социальных групп и индивидов, а также отношений между ними в форме их циклического воспроизведения.
В.Достижение социальной справедливости
С. Стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономических отношений;
ОТВЕТ А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Уровни осуществления современной государственной социальной политики в России?
Ответ: Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений.
2. Первичные субъекты социальной политики?
Ответ: Первородные" (первичные) субъекты - это сами группы и общности. Они являются носителями своих интересов.
3. Вторичные субъекты социальной политики?
Ответ: Вторичные - субъекты-представители первичных субъектов. По форме вторичные субъекты - социальные институты, представляющие интересы социальных групп и социальных общностей.
4. Авторитет в социальной политике -это?
Ответ:Авторитет - общепризнанное значение, влияние, или «вес», которым пользуется человек, группа, организация, социальный институт, благодаря своим определенным качествам, достоинствам, заслугам. Авторитет - комплексное интегральное качество.
5. Лидер в социальной политике -это?
Ответ: Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В социологии различают несколько типов лидеров.
6. Глобализация это?
Ответ: процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
7. Экономическая эффективность социальной политики -это?
Ответ: Экономическая эффективность социальной политики — это отношение ее результата — социального эффекта к затратам, обусловившим получение данного результата (социального эффекта):
8. Социальный эффект социальной политики -это?
Ответ: это разность между показателями, характеризующими состояние социальной сферы на конечный и начальный (базовый) периоды времени:
9. Социальная эффективность социальной политики — это ?
Ответ: отношение социального эффекта социальной политики к показателю, характеризующему состояние социальной сферы в начальный (базовый) период времени:
10. Назовите методы социальной политики?
Ответ: 1) индексация доходов населения в связи с ростом цен; 2) обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам; 3) предоставление различных льгот нуждающимся слоям населения; 4) обязательное социальное страхование; 5) социальное обеспечение; 6) социальная помощь.
11. Социальное прогнозирование-это?
Ответ: определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
12. Назовите модели социальной политики?
Ответ: «Бисмарковская» модель социальной политики

«Бевериджская» модель социальной политики

Социал-демократическая модель социальной политики

Консервативная модель социальной политики

Католическая (латинская) модель социальной политики

Либеральная модель социальной политики

Патерналистская модель социальной политики

Экономическая демократия
13. Социальна структура-это?
Ответ: Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
14. Социальная структура по К. Марксу?
Ответ: Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен К. Марксом, который показал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства (основной структуры общества). Маркс утверждал, что экономический базис определяет в значительной степени культурную и политическую надстройку общества.
15. Социальная структура по Э. Дюркгейму?
Ответ: Эмиль Дюркгейм внёс идею о том, что различные социальные институты и практики сыграли важную роль в обеспечении функциональной интеграции общества в социальную структуру, объединяющую различные части в единое целое. В этом контексте, Дюркгейм выделил две формы структурных отношений: механические и органические солидарности.
16. Социальная структура по М. Веберу?
Ответ: Максом Вебером, были исследованы и проанализированы организационные механизмы в современном обществе: рынок, бюрократия (частное предприятие и государственное управление) и политика (например, демократия).
17. Требвания к социальной структуре по Т. Парсонсу?
Ответ: Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям (AGIL), а именно:
A — должна быть приспособлена к среде (адаптации);
G — у неё должны быть поставлены цели (целедостижения);
I — все её элементы должны быть скоординированы (интеграции);
L — ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).
18. Социальное партнерство-это?
Ответ: это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и их представителями, направленная на согласование их интересов, урегулирование трудовых споров.
19. Социальный контроль-это?
Ответ: система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы.
20. Гражданское общество-это?
Ответ: общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Вопросы зачета по курсу
Сущность социальной политики.Социальная политика в узком и широком смысле.Социальная политика и социальное управление: общее и отличия.
Социальная сфера как объект социальной политики.Социальная структура и социальная инфраструктура как важнейшие компоненты социальной сферы.Эмпирические объекты социальной политики:индивид,социальная группа,организация и другие социальные образования, социальные процессы.
Социальная структура:понятие,устройство,подходы к изучению.
Социальная политика и социальная структура:направления и особенности взаимовлияния в России и других странах.
Цели социальной политики.Базовые цели и современные приоритеты государственного регулирования социальной сферы в России. Цели Программы ООН развития тысячелетия в РФ.Нацпроекты России и особенности их реализации.
Функции социальной политики (по регулированию воспроизводства и развития социальной сферы)и эффективность их реализации в современной России.
Основные направления современной государственной социальной политики в России по воспроизводству и развитию социальной сферы.
Субъекты социальной политики: первичные (первородные)и вторичные.Роль субъектов в социальной политике.Динамика ролей государства,работодателей,профсоюзов и др.субъектов в формировании и реализации социальной политики в России в годы реформ.
Роль государства в социальной политике.Организационные структуры формирования и реализации социальной политики государства.
Личность как субъект социальной политики.Роль власти, авторитета и лидерства в социальной политике.
Уровни реализации социальной политики:территориальные и социоструктурные.Изменение их значимости в условиях глобализации и рыночных реформ в России.Регионализация социальной политики:суть и социально-экономические последствия.
Каналы и проблемы взаимодействия федерального Центра и региона-субъекта РФ.Сфера совместного ведения и сфера разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов по социальным вопросам.
Социальная политика в муниципальном образовании:современные особенности и проблемы реализации в России и других странах.
Методы социальной политики.Общеполитические и специфические принципы и способы социальной политики.Государственное регулирование как основной способ регулирования развития социальной сферы.Трансформация принципов и способов социальной политики в современной Рос-сии.
Социальное проектирование: сущность и современные особенности. Нацпроекты России и особенности их реализа-ции.
Социальное программирование:сущность и современные особенности.Социальная программа как инструмент социальной политики: принципы формирования и составляющие.Особенности формирования и реализации федеральных и региональных социальных программ в России.
Социальное прогнозирование:сущность и основные направления формирования.Особенности социального прогнозирования в России.
Средства социальной политики.Средства прямого и косвенного воздействия на социальное положение людей.Источники финансирования социальной политики. Роль государственных внебюджетных фондов в реализации целей социальной политики.
Модели социальной политики.Классические и современные модели социального государства.Особенности российской модели социальной политики до реформ и в современный период.
Формы реализации социальной политики:политико-идеологические,инструментально-управленческие,субъектно-технологические, территориальные,конкретные материальные.
Социальные технологии социальной политики:понятие и виды.Технологии принятия и осуществления социальной политики. Лоббирование интересов социальных групп и организаций,социальное партнерство и социальный контроль как технологии социальной политики.
Социальное партнерство как технология социальной политики:сущность,задачи,принципы,уровни и формы реализации.Условия и проблемы формирования и развития социального партнерства в современной России.
Эффективность социальной политики:подходы к оценке,критерии и характеристики.Социальная цена российских реформ.Пути повышения эффективности социальной политики государства.
Современные глобальные и российские тенденции в сфере социальной политики.Глобализация и новые требования к социальной политике.Регулирование социальной сферы в условиях глобализации.
Бизнес как субъект социальной политики.
Современные технологии взаимодействия бизнеса и власти.
Социальное партнерство как технология социальной политики:сущность,задачи,принципы,уровни и формы реализации.
Условия и проблемы формирования и развития социального партнерства в современной России.
Лоббирование как технология реализации интересов бизнеса и власти.
Третий сектор: понятие и устройство.Интересы третьего сектора.Особенности формирования институтов гражданского общества в России.
Социальный контроль: понятие и элементы.Социальные нормы и санкции.Агенты формального и неформального социального контроля.
Совершенствование институтов гражданского общества и их отношений с государством в сфере социальной политики.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socpol.ru
Э2 Электронный журнал «Экономическая социология»
Э3 Курс в moodle «Социальная политика и социальная структура» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.