МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ГП-с,ТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., Проф., Рехтина И.В.

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Глубокое овладение знаниями законодательства о процессуальных особенностях рассмотрения и разрешения трудовых споров, умениями анализировать сложившуюся судебную практику по трудовым спорам, получение навыков составлять соответствующие процессуальные документы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права.
ПК-2.1 Знает структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
ПК-2.2 Умеет квалифицировать общественные отношения.
ПК-2.3 Владеет навыками вынесения актов правоприменения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы и формы защиты трудовых прав; положения Гражданского процессуального кодекса РФ и иных нормативных правовых актах, определяющих деятельность судов по рассмотрению и разрешению трудовых споров; основные понятия и сведения о судебном разбирательстве трудовых споров; судебную практику по трудовым спорам; основные научные концепции, существующие в науке о развитии системы специализированных судов по рассмотрению трудовых споров; подведомственность и подсудность трудовых споров; состав участников гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров, их процессуальные права и обязанности; особенности судебного доказывания по трудовым спорам; правила возбуждения дела в суде первой инстанции по трудовым спорам; порядок рассмотрения дела по трудовым спорам в суде первой инстанции; виды и особенности судебных постановлений по трудовым спорам, требования, предъявляемые к ним; правила обжалования судебных постановлений по трудовым спорам; порядок и особенности процедуры исполнения судебных актов по трудовым спорам
3.2.Уметь:
3.2.1.толковать и применять гражданское процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты, определяющие деятельность судов по рассмотрению и разрешению трудовых споров; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности судов и других участников гражданского процесса; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства по трудовым спорам; разрабатывать процессуальные документы, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения гражданского процессуального законодательства при разрешении трудовых споров; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с гражданским процессуальным законодательством; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных трудовых прав; самостоятельно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками толкования и применения норм гражданского процессуального права по вопросам разрешения защиты трудовых прав; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения гражданского процессуального законодательства в области защиты трудовых прав; обобщения и анализа судебной практики по трудовым спорам; составлять процессуальные документы (заявления, представления, жалобы, определения, решения, постановления и т.д.); ведения дел в судах по защите трудовых прав; работы со специальной литературой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности трудовых споров: общая характеристика
1.1. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие и сущность трудового спора. Срок обращения в суд. Особенности субъектного состава участников при разрешении трудовых споров. Специализированные трудовые суды в практике зарубежных государств Сам. работа 2 12,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
2.1. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Подведомственность трудовых споров. Подсудность трудовых споров. Особенности подведомственности и подсудности корпоративных трудовых споров. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров: понятие, критерии, виды, коллизии. Общие и специальные правила подсудности Сам. работа 2 14,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности реализации принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров
3.1. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Сам. работа 2 14,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие, классификация, общая характеристика принципов гражданского процесса при разрешении трудовых споров в суде. Принцип диспозитивности при рассмотрении трудовых споров в суде. Мировое соглашение при рассмотрении трудовых споров: понятие, значение, порядок заключения, последствия. Принцип состязательности при рассмотрении трудовых споров в суде. Принцип гласности при рассмотрении трудовых споров в суде. Особенности проявления иных принципов гражданского процесса при рассмотрении трудовых споров Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Иск как средство защиты трудовых прав
4.1. Иск: общая характеристика, понятие, виды. Особенности формы и содержания искового заявления по трудовым спорам. Предпосылки и условия права на предъявление иска по трудовым спорам. Последствия предъявления иска в суд по трудовым спорам Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Лабораторный практикум: Проанализируйте ситуацию. Составьте проект-макет дела, включающий следующие документы: исковое заявление, определение о принятии заявления, возражения на иск, определение о подготовке дела к суд. разбирательству, одно процессуальное определение на выбор (о назначении экспертизы, выполнении судебного поручения, истребовании доказательства, обеспечении доказательства, иска, отложении суд. заседания и т.п.), судебное решение, апелляционную жалобу. Недостающие данные восполните по своему усмотрению. Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Иск: общая характеристика, понятие, виды. Особенности формы и содержания искового заявления по трудовым спорам. Предпосылки и условия права на предъявление иска по трудовым спорам. Последствия предъявления иска в суд по трудовым спорам Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров
5.1. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Возбуждение гражданского дела по трудовому спору. Особенности подготовки дела к судебному разбирательству по трудовым спорам. Предварительное судебное заседание по трудовым спорам. Судебное разбирательство по трудовым спорам. Медиация как альтернативная процедура урегулирования трудо-правового конфликта Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Доказывание и доказательства по трудовым спорам
6.1. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Этапы доказательственной деятельности в процессе рассмотрения трудовых споров. Особенности предмета доказывания по трудовым спорам. Специфика истребования, представления и исследования доказательств по трудовым спорам. Относимость и допустимость доказательств. Доказательственные презумпции по трудовым спорам. Доказательства по трудовым спорам. Особенности отдельных видов доказательств по трудовым спорам Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Судебное постановление по трудовому спору
7.1. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Постановление суда: понятие и виды постановлений. Постановление суда по трудовому спору. Отличие судебного решения от определения. Судебное решение как правоприменительный и итоговый акт по рассмотрению трудовых споров. Требования, предъявляемые к судебному решению. Содержания судебного решения по трудовым спорам. Законная сила судебного постановления по трудовому спору. Мировое соглашение по трудовому спору: понятие, значение, порядок заключения, последствия Сам. работа 2 4,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам
8.1. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Обжалование судебных постановлений по трудовым спорам. Способы и механизм обжалования. Апелляционная, кассационная, надзорные жалобы на решения по трудовым спорам: составление, содержание, требования, порядок подачи. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам Сам. работа 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Исполнение постановлений суда по трудовым спорам
9.1. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Исполнительные акты по трудовым спорам: общая характеристика, виды. Исполнительный лист по трудовому спору: понятие, порядок выдачи, особенности. Особенности исполнительного производства по реализации постановлений суда по трудовым спорам: порядок, процедура, срок исполнения Сам. работа 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6502

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Право на отдых закреплено в:
а. Трудовом кодексе РФ;
б. Конституции РФ;
в. трудовом договоре;
г. Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Ответ: б
Вопрос 2. Основные (статутные) права и обязанности работника и работодателя содержатся в:
а. Трудовом кодексе РФ;
б. Конституции РФ;
в. трудовом договоре;
г. Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Ответ: а
Вопрос 3. Один из отраслевых принципов трудового права:
а. законность;
б. справедливость;
в. свобода труда;
г. равенство сторон.
Ответ: в
Вопрос 4: Выберите верные суждения из предложенных:
1) Суд устанавливает содержание норм иностранного права в соответствии с их официальным толкованием в соответствующем иностранном государстве
2) Суд устанавливает содержание норм иностранного права в соответствии с их практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве
а. верны оба
б. оба варианта не верны
в. 1
г. 2
Ответ: а.
Вопрос 5: Какое-либо ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства является:
а. дифференциацией;
б. дискриминацией;
в. детерминацией;
г. стратификацией.
Ответ: б
Вопрос 6:Что не является критерием определения подведомственности?
а. Единоличная воля истца;
б. Предметный характер спора;
в. Субъектный состав;
г. Указание в законе.
Ответ: а
Вопрос 7: Какое процессуальное действие совершает суд, если исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание? Выберите верный вариант ответа.
а. отказывает в принятии искового заявления
б. принимает исковое заявление в производству
в. оставляет исковое заявление без движения
г. возвращает исковое заявление
Ответ: г
Вопрос 8: Выберите верные суждения из предложенных.
1) гражданским-процессуальным законодательством предусмотрено ускорение рассмотрения дела.
2) гражданским процессуальным законодательством предусмотрено приостановление производства по делу по инициативе сторон.
а. 1
б. 2
в. верны оба
г. оба варианта не верны
Ответ: а
Вопрос 9. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается _____________.
а. следующий за ним рабочий день
б. предшествующий ему рабочий день
в. этот день
г. следующий за ним нерабочий день
Ответ: а
Ответ: а
Вопрос 10: Допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске?
а. допускается;
б. допускается в исключительных случаях;
в. не допускается
г. автоматически предусмотрено в законодательстве.
Ответ: в
Вопрос 11: По общему правилу иск к организации предъявляется в суд по ________.
а. выбору истца
б. адресу организации.
в. адресу истца
г. адресу исполнительного органа организации
Ответ: б
Вопрос 12: К основным способам защиты трудовых прав и свобод относятся:
а. самозащита;
б. забастовка;
в. судебная защита;
г. медиация.
Ответ: а, в
Вопрос 13: В суде разрешаются индивидуальные трудовые споры:
а. о восстановлении на работе;
б. об изменении коллективного договора;
в. о незаконных действиях работодателя
г. о мошенничестве со стороны работодателя.
Ответ: а
Вопрос 14: В целях самозащиты трудовых прав работник может:
а. уволится по собственному желанию;
б. отказаться от выполнения работы;
в. взять отпуск без содержания
г. уйти в отпуск.
Ответ: б
Вопрос 15: Укажите сроки обращения работника в комиссию по трудовым спорам:
а. 1 месяц;
б. 3 месяца;
в. 6 месяцев;
г. 2 месяца.
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. После отказа в принятии искового заявления истец сможет повторно обратиться в суд по данному спору только, если будут изменены основания, требования или _______________. Вставьте пропущенное слово в единственном числе.
Ответ: ответчик.
Вопрос 2. __________________ решение принимается для устранения недостатков решения, которые связаны с его неполнотой. Вставьте пропущенное слово с большой буквы.
Ответ: Дополнительное.
Вопрос 3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила _____________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: международного договора
Вопрос 4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке ______________ судопроизводства. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: гражданского.
Вопрос 5. В случае если дело подсудно нескольким судам, то выбор суда принадлежит _____________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: истцу.
Вопрос 6. Судебным примирителем является _____________________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: судья в отставке.
Вопрос 7. Рассмотрение дела судом в незаконном составе является основанием для _______________ решения суда первой инстанции. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: отмены.
Вопрос 8. Нарушение или неправильное применение норм __________ права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: процессуального
Вопрос 9. Кто утверждает мировое соглашение?
Ответ: суд
Вопрос 10. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции выносит ___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: определение.
Вопрос 11. Решением суда ________________ инстанции дело разрешается по существу. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: первой.
12. Какими способами работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы?
Ответ: законными.
13. По общему правилу срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение?
Ответ: 3 месяцев.
14. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров?
Ответ: комиссии по трудовым спорам и суды.
15. Какой принцип сформулирован в следующем предложении? Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие.
Ответ: независимости судей
16. Укажите сроки рассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам в течение?
Ответ: 10 календарных дней.
17. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы в течение?
Ответ: 1 года.
18. Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является обращение в…
Ответ: примирительную комиссию.
19. Принудительное исполнение судебного решения производится на основании _____________________. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: исполнительного листа
20. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений это?
Ответ: Процессуальная форма
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте понятие правопорядка.
2. Охарактеризуйте правонарушения в сфере труда как основания юридической ответственности по нормам трудового права.
4. Охарактеризуйте понятие и сущность юридической ответственности.
5. Охарактеризуйте понятие и особенности дисциплины труда.
6. Назовите особенности правил внутреннего трудового распорядка.
7. Охарактеризуйте основные нормативные акты о дисциплине труда.
8. Раскройте содержание устава и положения о дисциплине.
9. Охарактеризуйте виды дисциплинарной ответственности.
10. Охарактеризуйте основания привлечения к дисциплинарной ответственности.
11. Охарактеризуйте виды дисциплинарных взысканий.
12.. Охарактеризуйте основания прекращения трудового договора и их классификации.
13. Охарактеризуйте основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
14 .Охарактеризуйте прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
15. Назовите особенности письменных договоров о полной материальной ответственности.
16. Охарактеризуйте способы защиты трудовых прав. Назовите их особенности.
17. Охарактеризуйте особенности дисциплинарной ответственности работников.
18.Основания и условия материальной ответственности работников. Назовите их особенности.
19. Порядок определения размера ущерба, подлежащего взысканию с работника. Назовите особенности.
20. Снижение органом по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника. Назовите особенности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Коллектив работников кафедры «Истории и археологии» Научно-исследовательского института обратился в суд к директору института Томинскому А.А. с требованием обязать выполнить установленные коллективным договором обязательства по выплате премиальных по итогам года в размере двух окладов и взыскать компенсацию морального вреда за причинённый таким решением вред в размере 100 000 руб. Оцените ситуацию. Как должен поступить суд? Правомерно ли сформулированы требования работников? Предложите собственный вариант формулировок.
2. ООО «Капитал» обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула с иском к своим работницам Шутовой, Красовой и Голиковой о возмещении вреда, причиненного ООО «Капитал» порчей выскотехнологичных приборов и устройств на сумму 400 000 руб., вызванного ненадлежащим выполнением ими трудовых обязанностей. Работницы без уважительных причин на 3 часа покинули в рабочее время цех, в котором располагались приборы, и пошли в близлежащее кафе отметить юбилей Красовой, что и привело к порче имущества. В ходе судебного заседания по делу выступающий на основании ордера адвокатского образования адвокат Шутовой Тимохин заявил, что она признал свою вину частично и выразила готовность компенсировать стоимость одного станка на сумму 30 000 рублей, поскольку обязанность контролировать другие приборы лежала на Красовой и Голиковой. Представитель ООО «Капитал» согласился с таким признанием Шутовой, если оставшаяся сумма будет поделена между Красовой и Голиковой. Суд принял частичное признание иска Шутовой, с чем Красова и Голикова были не согласны. Красова заявила, что она проживает в Индустриальном районе, поэтому заявляет ходатайство о рассмотрении дела по месту ее жительства, поскольку ей неудобно добираться до центра города ввиду частых дорожных «пробок».
Разберите ситуацию. Оцените правомерность действий адвоката, судьи, ответчиц и представителя истца. Как следует поступить суду в данном случае?
3. В Ленинском районном суде г. Барнаула рассматривалось дело по иску Тимченко А.В. к ОАО «Алтай-Дизель» о незаконном увольнении в связи с сокращением численности штата, восстановлении на работе и выплате заработной платы за время вынужденного прогула. Тимченко А.В. заявил отвод судье на том основании, что ее муж Прохоров И.И. работает в должности главного энергетика в ОАО «Алтай-Дизель».
Как следует поступить судье? Какова процедура рассмотрения судьей заявления об отводе? Изменится ли ситуация, если муж судьи Тимченко И.И. работает ведущим юрисконсультом и представляет интересы ОАО «Алтай-Дизель» в данном процессе?
4. В ходе рассмотрения дела по иску Васильковой О.И. к Неврологическому диспансеру о незаконном переводе с должности медсестры стационара на должность санитарки дневного отделения представитель диспансера Тучин В.В. предложил заключить мировое соглашение, согласно которому Василькову О.И. примут на должность медсестры стационара с 1 числа следующего месяца, однако без выплаты компенсации за время вынужденного прогула, поскольку Василькова продолжала работать в должности санитарки и получала заработную плату.
Оцените ситуацию. Какую рекомендацию Вы дадите Васильковой О.И.? Утвердит ли судья данное мировое соглашение на предложенных условиях? Сформулируйте собственный вариант условий мирового соглашения по данному делу.
5. В ходе предварительного судебного заседания по исковому заявлению Пучкова к ООО «Технология» о взыскании заработной платы за 6 месяце представитель ООО иск полностью признал. Судья назначил судебное заседание, по результатам которого вынес определение о прекращении производства по делу в связи с признанием иска ответчиком.
Оцените действия судьи? Что необходимо предпринять в данной ситуации? Подлежит ли обжалованию данное определение?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. С.Ю. Головиной Трудовое право: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/6D0C7E3C-F87F-4AD0-AB66-4F8DA2281F65
Л1.2 Лебедев М. Ю., Барсукова В. Н. Гражданский процесс: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.В. Решетникова Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ : Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 отв. ред. Е. Б. Хохлов, В. А. Сафонов Трудовое право России в 2 т. Том 1 общая часть: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на ЭУМКД portal.edu.asu.ru
Э2 Официальный сайт государственной инспекции труда в Алтайском крае - https://git22.rostrud.ru/
Э3 Официальный сайт Верховного Суда РФ - http://supcourt.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При этом учитываются результаты решения задач студентом в течение семестра. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов на оценку «зачтено» или «не зачтено», определяя впоследствии итоговую оценку. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы зачетного билета с учетом результатов решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются в рамках семинарских занятий. После ответа студенту могут быть заданы дополнительные уточняющие вопросы, по результатам ответов на которые, будет произведено оценивание по четырехбалльной шкале.
При решении задачи студенту необходимо квалифицировать сложившуюся фактическую ситуацию и дать ей правовой анализ.
Тестовые задания подразумевают выбор одного ответа (правильного, на взгляд студента), из четырех предложенных вариантов.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Проведение лекционных и практических занятий, а также лабораторного практикума, подразумевает использование интерактивной формы. Так, будучи активно вовлеченными в обсуждение наиболее сложных юридико – фактических ситуаций, возникающих при проведении той или иной альтернативной процедуры урегулирования споров, обучающиеся взаимодействуют между собой, а также с преподавателями в целях выработки наиболее приемлемых способов выполнения заданий. Последние в свою очередь допускают выполнение с использованием мультимедийных средств. Так, тестовые задания выполняются в электронной образовательной среде. Анализ типовых ситуаций происходит с использованием видеокейсов.