МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы правового регулирования пенсионных отношений в Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ГП-с,ТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Прасолова И.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы правового регулирования пенсионных отношений в Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения обучающимися дисциплины «Актуальные проблемы правового регулирования пенсионных отношений в РФ» является овладение ими знаниями законодательства о пенсионном обеспечении и практикой его применения. Обучающиеся должны изучить основные теоретические положения по проблемам регулирования пенсионных отношений в Российской Федерации, нормы права, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению, уметь анализировать законодательство о пенсиях и применять его на практике, знать имеющиеся в нем противоречия и пробелы, пути их устранения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере гражданского судопроизводства и трудового права
ПК-1.1 Знает структуру правовой нормы, способы ее закрепления, основные приемы юридической техники.
ПК-1.2 Умеет определять правовое регулирование общественных отношений и уровень закрепления в источниках правового регулирования.
ПК-1.3 Владеет приемами и способами конструирования норм права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1:
Знает структуру правовой нормы, способы ее закрепления, основные приемы юридической техники.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1:
Умеет определять правовое регулирование общественных отношений и уровень закрепления в источниках правового регулирования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1:
Владеет приемами и способами конструирования норм права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пенсионная система России на современном этапе
1.1. Основные причины и цели реформирования пенсионной системы в РФ. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии. Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и государственными пенсиями. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Страховой (трудовой)стаж
2.1. Виды страхового (трудового) стажа. Доказательства страхового (трудового) стажа. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Виды страхового (трудового) стажа. Доказательства страхового (трудового) стажа. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Страховая пенсия по старости
3.1. Понятие страховой пенсии по старости, общие условия ее назначения. Размер страховой пенсии по старости. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Практическое занятие по решению задач Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Понятие страховой пенсии по старости, общие условия ее назначения. Размер страховой пенсии по старости. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Пенсия по инвалидности
4.1. Понятие инвалидности. Группы инвалидности. Освидетельствование инвалидов. Страховая пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Понятие инвалидности. Группы инвалидности. Освидетельствование инвалидов. Страховая пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Пенсия по случаю потери кормильца
5.1. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца. Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца. Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. Сам. работа 2 11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Социальные пенсии
6.1. Понятие социальной пенсии. Отличие социальной пенсии от трудовой. Круг лиц, обеспечиваемых Понятие социальной пенсией. Условия назначения социальной пенсии. Размеры и порядок выплаты социальной пенсии. Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Пенсии за выслугу лет
7.1. Понятие и виды выслуги лет. Отдельные виды пенсий за выслугу лет, их размер. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Понятие и виды выслуги лет. Страховые пенсии по старости независимо от возраста. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан. Пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и муниципальным служащим. Ежемесячное пожизненное содержание судей. Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Назначение, перерасчет, доставка и выплата пенсии
8.1. Порядок обращения за пенсией. Назначение пенсии. Выплата и доставка пенсии. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.Перерасчет размера пенсии. Индексация и корректировка размеров пенсии с учетом темпов роста инфляции. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии. Сам. работа 2 11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4212


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере гражданского судопроизводства и трудового права

Вопрос 1. На децентрализованном уровне условия дополнительного пенсионного страхования могут устанавливаться:
а. ТК РФ;
б. органами исполнительной власти субъектов РФ;
в. федеральными органами исполнительной власти;
г. коллективными договорами и соглашениями.
Ответ: г
Вопрос 2. Постановления Правительства РФ не должны противоречить:
а. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
б. актам органов местного самоуправления;
в. актам органов государственной власти субъектов РФ;
г. локальным нормативным актам.
Ответ: а
Вопрос 3: Источник права социального обеспечения – это:
а. трудовой договор;
б. решение суда по индивидуальному трудовому спору;
в. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
г. ТК РФ.
Ответ: в
Вопрос 4: Право социального обеспечения в вопросах назначения пенсии смежно с :
а. гражданским правом;
б. административным правом;
в. налоговым правом;
г. трудовым правом.
Ответ: г
Вопрос 5: Пенсионное законодательство относится:
а. к ведению федеральных органов государственной власти РФ;
б. к сфере совместного ведения федерации и субъектов федерации РФ;
в. к ведению субъектов федерации;
г. к ведению субъектов федерации РФ и органов местного самоуправления.
Ответ: б
Вопрос 6: В каком году был принят ФЗ «О страховых пенсиях»:
а) 2010 г.;
б) 2013 г.;
в) 2017 г.;
г) 2020 г.
Ответ: б
Вопрос 7: Какой из перечисленных актов является локальным нормативным актом?
а. отраслевое тарифное соглашение;
б. правила внутреннего трудового распорядка организации;
в. приказ работодателя;
г. правовые акты органов местного самоуправления.
Ответ: б
Вопрос 8: Работодатель обязан принимать локальные нормативные акты по согласованию с профсоюзом:
а. всегда;
б. только в случаях, предусмотренных ТК РФ;
в. только в случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
г. только в случаях, предусмотренных актами органов местного самоуправления.
Ответ: в
Вопрос 9: Где закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения:
а. ТК РФ;
б. Конституция РФ;
в. ГК РФ;
г. КоАП РФ.
Ответ: б
Вопрос 10: Пенсионное законодательство состоит из:
а. только из федеральных законов;
б. федеральных законов и законов субъектов РФ;
в. федеральных законов, законов субъектов, иных нормативных правовых актов;
г. федеральных законов, законов субъектов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, актов социального партнерства, локальных нормативных актов.
Ответ: б
Вопрос 11: Каким федеральным законом предусмотрена выплата страховой пенсии по старости::
а. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
б. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
в. ФЗ «О страховых пенсиях»;
г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Ответ: в
Вопрос 12: На каком уровне заключается территориальное соглашение:
а. на уровне организации;
б. на уровне муниципального образования;
в. на уровне субъекта РФ;
г. на уровне Российской Федерации.
Ответ: б
Вопрос 13: Каким федеральным законом предусмотрена выплата пенсии за выслугу лет:
а. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
б. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
в. ФЗ «О страховых пенсиях»;
г. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Ответ: б
Вопрос 14: Максимальный срок, на который может заключаться коллективное соглашение:
а. один год;
б. три года;
в. пять лет;
г. шесть лет.
Ответ: б
Вопрос 15: Генеральное соглашение заключается на:
а. международном уровне;
б. федеральном уровне;
в. уровне двух и более субъектов;
г. уровне муниципального образования.
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. К какому ведению относится право социального обеспечения
Ответ: к ведению РФ и субъектов РФ
2. К актам социального партнерства относятся
Ответ: коллективные договоры, коллективные соглашения.
3. Что выше по юридической силе: коллективный договор или коллективное соглашение?
Ответ: коллективное соглашение.
4. Какого возраста по общему правилу должен достичь мужчина для получения страховой пенсии по старости?
Ответ: 65 лет.
5. Какого возраста по общему правилу должна достичь женщина для получения страховой пенсии по старости?
Ответ:60 лет.
6. В каких случаях при принятии локальных нормативных актов работодатель обязан получить согласие представительного органа работников?
Ответ: В случаях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
7. В каких случаях при принятии локальных нормативных актов работодатель обязан получить согласие представительного органа работников?
Ответ: В случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями.
8. Распространяется ли действие трудового законодательства на военнослужащих?
Ответ: нет.
9. На какой срок по общему правилу заключается коллективный договор?
Ответ: на три года.
10. На какой срок по общему правилу заключается коллективное соглашение?
Ответ: на три года.
11. Сколько раз можно продлить действие коллективного соглашения?
Ответ: один раз.
12. Какова по общему правилу продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости?
Ответ: 15 лет.
13. Коллективный договор заключается в ходе
Ответ: коллективных переговоров.
14. Кто по общему правилу принимает локальные нормативные акты?
Ответ: работодатель.
15. В течение какого срока стороны должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров?
Ответ: двух недель.
16. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей - это
Ответ: коллективный договор.
17. Кем определяются содержание и структура коллективного договора?
Ответ: сторонами коллективного договора.
18. Можно ли продлевать действие коллективного договора?
Ответ: да.
19. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции - это
Ответ: коллективное соглашение.
20. Какое коллективное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации?
Ответ: региональное коллективное соглашение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте общую характеристику современной пенсионной системы и федеральных законов, ее закрепивших.
2. Дайте понятие пенсии. Назовите основные ее виды.
3. Дайте понятие страхового (трудового) стажа. Назовите основные его виды.
4. Дайте понятие общего трудового стажа. Назовите основные периоды, которые в него входят.
5. Дайте понятие страхового стажа. Назовите основные периоды, которые в него входят.
6. Охарактеризуйте специальный трудовой стаж. Дайте понятие выслуге лет.
7. Охарактеризуйте подтверждение страхового стажа.
8. Дайте понятие страховой пенсии по старости. Назовите общие условия ее назначения.
9. Назовите досрочные (льготные) страховые пенсии по старости.
10. Раскройте размер страховой пенсии по старости.
11. Дайте понятие инвалидности. Охарактеризуйте степени, группы и причины инвалидности.
12. Охарактеризуйте освидетельствование и переосвидетельствование инвалидов.
13. Назовите условия назначения страховой пенсии по инвалидности.
14. Охарактеризуйте размер страховой пенсии по инвалидности.
15. Охарактеризуйте пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.
16. Охарактеризуйте страховую пенсию по случаю потери кормильца и условия ее назначения.
17. Перечислите лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
18. Раскройте размер страховой пенсии по случаю потери кормильца.
19. Охарактеризуйте пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.
20. Раскройте порядок обращения за пенсией и назначения пенсии.
21. Раскройте порядок выплаты и доставки пенсии.
22. Раскройте основания перерасчета размера пенсии.
23. Раскройте основания приостановления и возобновления выплаты пенсии. Прекращения и восстановления выплаты пенсии.
24. Дайте понятие пенсии за выслугу лет. Назовите отличие от пенсии по старости.
25. Охарактеризуйте пенсии за выслугу лет военнослужащим и иным приравненным к ним категориям граждан
26. Охарактеризуйте пожизненное содержание судей
27. Охарактеризуйте пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим
28. Дайте понятие социальной пенсии. Назовите отличие от страховой пенсии.
29. Охарактеризуйте размеры и порядок выплаты социальной пенсии.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. После окончания педагогического института по дневной форме обучения Павлова в течение 6 лет работала учителем математики в общеобразовательной школе. Затем после рождения ребенка она в течение 10 лет не работала, поскольку была занята уходом за ребенком-инвалидом. Вновь Павлова начала трудиться педагогом колледжа в возрасте 35 лет и проработала на этой работе 15 лет.
Подсчитайте общую продолжительность страхового стажа Павловой и продолжительность ее специального страхового стажа.
2. Андреева отработала 3 года старшей медсестрой в больнице, 5 лет – воспитателем в офтальмологическом отделении детской клинической больницы, 20 лет – преподавателем в школе.
Определите специальный стаж Андреевой.
3. Гофман, 1960 года рождения, 10 февраля 2023 г. обратился с заявлением о назначении пенсии по старости. Одновременно он предоставил документы, из которых следует, что он с 1996 по 2003 г. работал плавильщиком на металлургическом заводе по производству черных металлов, с 2003 г. по 2005 г. в совхозе на сезонных работах, потом уволился и с 2006 по 2022 г. являлся индивидуальным предпринимателем.
Подсчитайте стаж Гофмана. Возможно ли назначение ему страховой пенсии по старости? Есть ли у Гофмана право на досрочную страховую пенсию?
4. Зайкина 5 лет училась в техникуме, после окончания в течение года работала на заводе. Затем у нее родился ребенок. Когда ребенку исполнилось полтора года, она вышла на работу, но поскольку ребенок часто болел, через год она оставила работу. К этому времени к ней переселилась ее 76-летняя бабушка. До своей смерти в 84-летнем возрасте бабушка проживала вместе с Зайкиной, которая осуществляла уход за ней. Больше Зайкина не работала. В 2023 году ей исполнилось 56 лет.
Имеет ли она право на пенсию?
5. Родионов обратился за назначением пенсии. Его трудовая деятельность складывалась следующим образом: 5 лет – водитель грузового автомобиля на лесозаготовках; 7 лет – начальник локомотивной бригады на железнодорожном транспорте; 15 лет – водитель автобуса.
Определите его право на досрочную страховую пенсию по старости.
6. После окончания школы Евдокимова не смогла поступить в институт и устроилась на работу в кафе. Через год в возрасте 18 лет она была признана инвалидом II группы вследствие общего заболевания. Спустя шесть лет инвалидность была снята. Евдокимова переехала в другой город, вышла замуж, но нигде не училась и не работала. Вечером, возвращаясь домой, она упала и сильно повредила колено. После операции и длительного восстановительного лечения ей была установлена инвалидность III группы.
Имеет ли Евдокимова право на пенсию по инвалидности?
7. Синцов, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, возвращался из командировки, во время которой им был заключен ряд договоров. Автомобиль Синцова столкнулся с грузовиком, Синцов получил тяжелые увечья. Он решил обратиться за назначением пенсии по инвалидности.
Будет ли она ему назначена?
8. Рядовой Гейко, не работавший до призыва на военную службу, во время службы заболел и был уволен из армии. В результате болезни ему была установлена III группа инвалидности.
На каких условиях будет осуществляться его пенсионное обеспечение? Изменится ли решение задачи, если Гейко служил не по призыву, а по контракту?
9. 20 ноября 2023 г. за назначением досрочной пенсии по старости обратился Боголепов, трудовая деятельность которого сложилась так: 6 лет учебы в медицинском вузе; 20 лет – врач больницы в сельской местности; 5 лет – работа в горздравотделе и одновременно на условиях совместительства 0,5 ставки в должности врача поликлиники; 3 года – работа в частном медицинском центре мануальной терапии.
Подсчитайте специальный стаж Боголепова. Имеет ли право Боголепов на пенсию?
10. Федин, отслужив 2 года в армии, окончил юридический факультет университета на дневном отделении. Работал 10 лет в органах внутренних дел, 5 лет судьей, 8 лет в органах прокуратуры сначала помощником прокурора, затем прокурором.
На каких условиях Федин имеет право на пенсию за выслугу лет?
11. В результате обнаружения крупной недостачи в санатории его директор покончил жизнь самоубийством. У него остались мать-пенсионерка 67 лет и безработная сестра 35 лет.
Имеют ли указанные лица право на страховую пенсию по случаю потери кормильца?
12. Рядовой Адаев, проходивший службу по призыву, погиб при выполнении приказа. Мать и отчим погибшего обратились за консультацией о том, положена ли им пенсия по случаю потери кормильца и в каком размере, если мать получает пенсию по старости, а отчим работает?
Изменится ли решение, если Адаев был не рядовым, а офицером?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Роик В.Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавоиата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Роик В.Д. Пенсионное страхование и обеспечение: Учебное пособие для багалавоиата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Роик В.Д. ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Белик В.Н. Конституционные права личности и их защиты: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4FDBC640-A252-4EF3-82E0-A61D5BD283D8/konstitucionnye-prava-lichnosti-i-ih-zaschita
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Актуальные проблемы правового регулирования пенсионных отношений в РФ" в ЭОИС Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4212 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации позволяют обучающемуся оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Большой объем нормативного и научного материала не позволяет обучающимся проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Часть объема материала обучающиеся должны освоить самостоятельно.
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. Обучающимся рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала обучающимся предлагается ряд теоретических вопросов, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства.
Помимо ответа на теоретические вопросы обучающимся предлагается решить тренировочные тесты и ряд практических заданий. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение задачи должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Обучающиеся кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) обучающимся следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. Если у обучающихся в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. Решая контрольные задания, обучающиеся приобретают навык практической работы с нормативным материалом.
о года.
По завершению изучаемого курса студенты должны показать знание положений нормативных актов, связанных с применением законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в РФ; владеть терминологией обозначающей соответствующие правовые явления в сфере пенсионного обеспечения; уметь толковать и применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы обучающегося по результатам освоения дисциплины производится в рамках "зачтено/не зачтено". Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы билета с учетом результатов решения задач, практических заданий, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение учебного года.