МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита прав в Европейском Суде по правам человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ГП-с,ТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., Профессор, И.В. Рехтина

Рецензент(ы):
Ст. преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Защита прав в Европейском Суде по правам человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение комплексных знаний о порядке защиты прав в ЕСПЧ, а также формирование профессиональных навыков для самостоятельного обращения с жалобой и квалифицированного представительства субъектов в Европейском Суде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере гражданского судопроизводства и трудового права
ПК-3.1 Знает правовую основу консультационной деятельности.
ПК-3.2 Умеет давать квалифицированные заключения и консультации по конкретному виду юридической задачи.
ПК-3.3 Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения закона, подлежащего применению.
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности.
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6: условия обращения в ЕСПЧ за защитой прав и свобод; Основные акты, в т.ч. международные, регламентирующие порядок обращения в ЕСПЧ.
ПСК-1.1: требования, предъявляемые к жалобе, подаваемой в ЕСПЧ.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6: толковать нормы конвенции "О защите прав человека и основных свобод" 1950 г. (Рим);
ПСК-1.1: анализировать и обобщать выводы, изложенные ЕСПЧ в своих постановлениях; Выявлять допущенные судами РФ нарушения норм Конвенции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6: навыками составления жалоб в ЕСПЧ о нарушении норм Конвенции 1950 г.;
ПСК-1.1: навыками определения влияния постановлений ЕСПЧ на отечественное законодательство и правоприменительную практику; Навыками определения возможности исполнения актов ЕСПЧ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды.
1.1. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора. Порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации. Основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности.
2.1. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека. Регламент Европейского Суда: основные положения. Порядок назначения и статус судей ЕСПЧ. Статистические данные ЕСПЧ. Роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности. Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ.
3.1. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ. Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ. Электронная форма и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ. Условия приемлемости жалобы. Срок обращения и исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как основные условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе.
4.1. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Изменение порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Условия принятия жалобы. Коммуницирование жалоб государству-ответчику. Подготовка государством-ответчиком отзыва на жалобу. Судебное разбирательство по жалобе. Сам. работа 2 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ.
5.1. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Значение и виды актов ЕСПЧ. Решение ЕСПЧ о неприемлемости жалобы. Постановление ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы. «Пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение. Опубликование, размещение и распространение актов ЕСПЧ. Юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ. Прецедентная практика ЕСПЧ. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ.
6.1. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Общий порядок исполнения постановлений ЕСПЧ государствами-ответчиками. Конвенционный механизм контроля за исполнением постановлений ЕСПЧ. Последствия неисполнения постановлений ЕСПЧ. Санкции в связи с неисполнением постановлений ЕСПЧ. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ.
7.1. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Взаимодействие и правовой диалог России с Европейским Судом по правам человека. Механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России. Применение актов ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». Основные проблемы исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека. Постановления Европейского Суда по правам человека как основание для пересмотра по новым обстоятельствам. Изменение порядка исполнения постановлений ЕСПЧ в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 № 21-П. Примеры, причины, правовое обоснование неисполнения постановлений ЕСПЧ в РФ. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции.
8.1. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Постановления Европейского Суда по правам человека в РФ: юридический статус и значение. Воздействие актов ЕСПЧ на законодательство, правоприменительную практику и правовую доктрину РФ. Последствия воздействия постановлений ЕСПЧ. Унификация процессуального законодательства России под влиянием Конвенции. Право на справедливое судебное разбирательcтво (ст. 13 Конвенции) и принцип правовой определенности (res judicata) как основные конвенционные принципы. ЕСПЧ, Конституционный Суд РФ и Российская Федерация в условиях взаимодействия и построения правового диалога. Основные направления совершенствования национального законодательства под влиянием Конвенции. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Зачет
9.1. Зачет Зачет 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4788

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4
Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Гражданское судопроизводство ведется
а) на русском языке;
б) на русском и иностранном языке;
в) на английском языке;
г)только на иностранном языке.
Ответ: а
2. ГПК РФ к исключительной подсудности судов РФ относит ..
а) споры с участием иностранных лиц;
б) споры с участием иностранных лиц о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
в) споры с участием иностранных лиц о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами;
г) споры с участием лиц без гражданства.
Ответ: б
3. В каком случае возможно процессуальное правопреемство?
а) в деле о расторжении брака;
б) в деле о возмещении имущественного ущерба в случае смерти ответчика;
в) в деле о лишении родительских прав в случае смерти ребенка;
г) в деле о восстановлении на работе.
Ответ: б
4. Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации ...
а) с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык;
б) без перевода на русский язык;
в) с переводом преподавателя лингвистического факультета;
г) с судебным переводом.
Ответ: а
5. Какое полномочие судебный представитель может осуществить без указания в доверенности?
а) заявлять отводы;
б) отказаться от заявленного иска;
в) признать иск;
г) обжаловать решение суда;
Ответ: а
6. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений...
а) признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;
б) признаются и исполняются в Российской Федерации всегда;
в) признаются и но не исполняются в Российской Федерации;
г) не признаются и но исполняются в Российской Федерации;
Ответ: а
7. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по …
а) любым делам;
б) делам, в которых затрагиваются интересы малоимущих граждан;
в) делам, предусмотренным ГПК и другими федеральными законами ;
г) делам, затрагивающим интересы прокуратуры.
Ответ: в
8. Под решениями иностранных судов понимаются
а) решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением;
б) любые решения по экономическим спорам;
в) судебные решения по экономической деятельности государственных предприятий;
г) судебные решения по хозяйственной деятельности транснациональных компаний.
Ответ: а
9. Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц...
а) принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом;
б) по общему правилу не принимаются судами в Российской Федерации;
в) принимаются судами в Российской Федерации при наличии исключительных случает;
г) никогда не принимаются судами в Российской Федерации;
Ответ: а
10. Один из принципов гражданского судопроизводства:
а) принцип неформального процессуального равенства сторон;
б) закрытость;
в) принцип гласности судебного разбирательства;
г) коллегиальность
Ответ: в
11. В каком случае отсутствуют условия для принятия встречного иска?
а) ответчик по иску о взыскании оставшейся суммы по договору купли-продажи квартиры предъявил иск о признании
сделки недействительной;
б) ответчик по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью истца, предъявил иск о взыскании долга;
в) ответчик по делу о расторжении брака предъявил иск о признании брака недействительным;
г) ответчик предъявил встречный иск о взыскании долга, превышающий сумму долга, взыскиваемую с него истцом.
Ответ: в
12. Принцип гражданского процесса, согласно которому истцу и ответчику предоставлены одинаковые возможности защищать свои права, - это принцип:
а) процессуального равноправия сторон;
б) законности;
в) гласности;
г) коллегиальности.
Ответ: а
13. Какие из действий судья вправе совершить на стадии подготовки дела?
а) назначить повторную экспертизу;
б) вызвать и допросить свидетеля;
в) прекратить производство по делу;
г) направить судебное поручение.
Ответ: г
14. В каких случаях необходимо назначение предварительного судебного заседания?
а) ответчик заявил, что полностью признает исковые требования;
б) на собеседовании у судьи стороны заявили, что решили заключить мировое соглашение;
в) во время подготовки в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно
предмета спора;
г) необходимо выяснить причины пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ответ: г
15.В Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства гражданские дела рассматриваются в:
а) судах общей юрисдикции;
б) специализированных судах по интеллектуальным правам;
в) Верховном суде;
г) ЕСПЧ.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если в ходе судебного разбирательства установлено, что рассмотрение данного спора неподведомственно суду, то
Ответ: дело передается по надлежащей подведомственности.

2. Какой факт подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства?
Ответ: доказательственный факт;

3. Что представляет собой исключительность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: невозможность предъявления тождественного иска

4. Что значит преюдициальность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: недопустимость нового исследования фактов, если они установлены вступившим в законную силу решением;

5. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы ______
Ответ: несовершеннолетних.

6. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить - это ... .
Ответ: стороны

7. Разбирательство дел во всех судах _______________
Ответ: открытое

8. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие ________________ тайну,
Ответ: государственную

9. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их _________________
Ответ: разглашение

10. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное ____________
Ответ: определение

11. При рассмотрении дела в ___________ судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
Ответ: закрытом

12.Когда решение суда подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке?
Ответ: в деле отсутствует протокол судебного заседания.

13. Ссылка на новые доказательства в апелляционной жалобе допускается …
Ответ: при условии обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции;

14. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается с соблюдением всех правил ___________ судопроизводства
Ответ: гражданского

15. Обращение к процедуре медиации в суде возможно:
Ответ: в любой момент до принятия решения по спору

16. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в _________ форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства
Ответ: письменной

17. Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются …
Ответ: существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела

18.Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения ____
Ответ: суда

19. Какие акты являются исполнительными документами?
Ответ: исполнительные листы и судебные приказы

20.Использование средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи, а также системы веб-конференции в закрытом судебном заседании ______
Ответ: не допускается

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере гражданского судопроизводства и трудового права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К источникам гражданско-процессуального права относится?
а) международный договор
б) судебный прецедент
в) юридическая доктрина
г) правовой обычай
Ответ: а
Вопрос 2. Выберите верные суждения из предложенных:
1) Формально-юридически источниками гражданско-процессуального права являются законы
2) Формально-юридически источниками гражданско-процессуального права являются подзаконные нормативно-правовые акты
а. верны оба
б. оба варианта не верны
в. 1
г. 2
Ответ: в

Вопрос 3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяется:
а. нормативно-правовой акт по выбору суда
б. международный договор
в. закон
г. акт, принятый позднее

Вопрос 4. К актам применения права относятся:
а) Постановление Президиума ВС РФ
б) международные договоры
в) законы
г) Постановления Правительства РФ
Ответ: а

Вопрос 5. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем?
а. Конституции Российской Федерации.
б. позиции суда
в. Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации
г. международной практике их применения
Ответ: а

Вопрос 6. Выберите верные суждения из предложенных:
1) Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела
2) Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений
а. верны оба
б. оба варианта не верны
в. 1
г. 2
Ответ: а

Вопрос 7. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют
а. норму, регулирующую сходные отношения
б. норму, регулирующую сходные отношения в актах государств сходной правовой семьи
в. нормы международного права
г. норму, регулировавшую данные отношения в актах, утративших законную силу
Ответ: а.

Вопрос 8. Выберите верные суждения из предложенных:
1) Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Гражданским процессуальным кодексом.
2) Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется федеральными законами, принятыми в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом
а. верны оба
б. оба варианта не верны
в. 1
г. 2
Ответ: а

Вопрос 9. Укажите легальное определение понятия доказательств:
а) любые фактические данные, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;
б) полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;
в) любые фактические данные, полученные в соответствии с законом и обладающие юридической силой;
г) полученные в предусмотренном законом порядке факты, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные факты, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Ответ: б

Вопрос 10. Выберите верные суждения из предложенных:
1) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
2) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в сроки, указанные судом.
а. верны оба
б. оба варианта не верны
в. 1
г. 2
Ответ: в

Вопрос 11. Гражданский процессуальный кодекс веден в действие с … 2003 г.:
а. 1 января;
б. 1 февраля;
в. 1 июля;
г. 1 сентября.
Ответ: б

Вопрос 12. Возврат ответчику всего того, что было с него взыскано в пользу истца, в случае отмены или изменения судебного акта и вынесения нового судебного акта о полном или частичном отказе в иске либо о прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения - это?
а. Регресс исполнения
б. Исполнение судебного акта
в. Изменение в исполнении судебного акта
г. Поворот исполнения судебного акта
Ответ: г

Вопрос 13. Принцип гражданского процесса, согласно которому истцу и ответчику в рамках трудового спора предоставлены одинаковые возможности защищать свои права, - это принцип:
а. равноправия
б. независимости
в. транспарентности
г. состязательности
Ответ: а

Вопрос 14. Преюдициальные (предрешенные) факты - это?
а. факты, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов, судов общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам
б. факты, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия
в. факты, признанные судом известными широкому кругу лиц и в силу этого не нуждающиеся в доказывании
г. факты, признанные стороной, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения
Ответ: а

Вопрос 15. Что относится к задачам гражданского судопроизводства?
а. защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений
б. правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел
в. защита прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, которые обратились в суд
г. законное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Сами по себе _________ гражданского процесса представляют собой правовые основы, выражающие сущность и единство соответствующей отрасли права; ключевые положения, раскрывающие государственную политику по вопросам регулирования общественных отношений, попадающих под действие гражданских процессуальных норм. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: принципы

Вопрос 2. Судебное постановление, вынесенное судьей единолично в бесспорном порядке на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ГПК РФ - это судебный___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: приказ

Вопрос 3. Юридические факты, на которых истец основывает свои исковые требования к ответчику - это ____________ иска. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: основание

Вопрос 4. Отсрочка продолжения судебного заседания на относительно короткое время, вызываемая главным образом необходимостью отдыха судей или возникновением таких обстоятельств, которые препятствуют продолжению процесса, но могут быть устранены сравнительно быстро и просто - это __________ в судебном заседании. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: перерыв

Вопрос 5. ____________ — процедура примирения сторон с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, помогающей сторонам выработать определённое соглашение по спору. Вставьте пропущенное слово с большой буквы.
Ответ: Медиация

Вопрос 6. Дела о выдаче судебного приказа рассматривает____________. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: мировой судья

Вопрос 7. ____________ - это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству. Вставьте пропущенное словосочетание с большой буквы.
Ответ: Приостановление производства по делу

Вопрос 8. Оставление заявления _____________ - это форма окончания гражданского дела, вызванного фактом несоблюдения заявителем установленных законом условий возбуждения и нормального развития процесса. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: без рассмотрения

Вопрос 9. ______________ по делу - форма окончания дела, вызванного такими предусмотренными законом обстоятельствами, которые полностью исключают возможность судопроизводства. Вставьте пропущенное словосочетание с большой буквы.
Ответ: Прекращение производства

Вопрос 10. _____________ суда первой инстанции - это процессуальный документ, разрешающий дело и восстанавливающий нарушенные права, принятый судом в установленной законом процессуальной форме на основе рассмотрения дела по существу. Вставьте пропущенное слово с большой буквы.
Ответ: Решение

Вопрос 11. Решение является ___________ тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: обоснованным

Вопрос 12. _____________ - называется не связанное с разрешением спора о праве судебное установление юридических фактов или состояний. Вставьте пропущенное словосочетание с большой буквы.
Ответ: Особым производством

Вопрос 13. Производство в суде кассационной инстанции - это правоприменительный цикл, предназначенный для проверки вступивших в законную силу судебных постановлений на соответствие их требованию ____________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: законности.

Вопрос 14. Современная система кассационного обжалования в России содержит черты __________ порядка проверки вступивших в законную силу судебных актов, сложившегося в Германии в конце XIX в. и направленного, в отличии от кассации, на защиту гражданских прав частных лиц и принятие справедливого решения по спору. В этом производстве суд располагает более широкими полномочиями, не связан доводами, указанными в жалобе, и вправе сам вынести решение, не передавая дело на рассмотрение нижестоящего суда, если фактические обстоятельства дела не нуждаются в новом установлении.
Ответ: ревизионного

Вопрос 15. Какой вид апелляции допускает повторное рассмотрение дела по существу, устанавливание новых фактов, возможность исследования новых доказательств, принятия новых возражений сторон, отсутствие возможности передать дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции?
Ответ: полный

Вопрос 16. Если у исков совпадают стороны, предмет и основание, то они называются ______________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: тождественными

Вопрос 17. Судебное разбирательство осуществляется в письменной состязательной форме без проведения судебных заседаний при _____________ производстве. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: упрощенном

Вопрос 18. Процессуальные сроки определяются датой, указанием на ___________, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: событие

Вопрос 19. Кто назначает сроки, если они не установлены федеральным законом?
Ответ: суд

Вопрос 20. Споры могут быть урегулированы путем проведения _____________, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: переговоров

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите юридический статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года как международного договора.
2. Охарактеризуйте порядок и условия присоединения новых государств к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
3. Расскажите особенности и последствия ратификации Конвенции для Российской Федерации.
4. Охарактеризуйте основные права и свободы, защищаемые Конвенцией и Протоколами к ней: общая характеристика, виды.
5. Раскройте порядок образования и состав Европейского Суда по правам человека.
6. Раскройте особенности регламента Европейского Суда: основные положения.
7. Назовите порядок назначения и статус судей ЕСПЧ.
8. Охарактеризуйте роль Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, его права и обязанности.
9. Назовите требования к оформлению и содержанию жалобы, подаваемой в ЕСПЧ.
10. Охарактеризуйте порядок подачи жалобы в ЕСПЧ.
11. Охарактеризуйте электронную форму и интернет ресурсы для подачи жалобы в ЕСПЧ.
12. Раскройте условия приемлемости жалобы.
13. Раскройте изменения порядка рассмотрения жалоб в ЕСПЧ в связи с принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
14. Назовите основные этапы рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.
15. Охарактеризуйте судебное разбирательство по жалобе в ЕСПЧ.
16. Раскройте значение и виды актов ЕСПЧ.
17. Охарактеризуйте решения ЕСПЧ о неприемлемости жалобы.
18. Охарактеризуйте постановления ЕСПЧ по результатам рассмотрения жалобы.
19. Раскройте «пилотные» постановления ЕСПЧ: сущность и правовое значение.
20. Охарактеризуйте особенности опубликования, размещения и распространения актов ЕСПЧ.
21. Охарактеризуйте юридический статус и значение для государств-участников Конвенции актов ЕСПЧ.
22. Раскройте механизм применения постановлений Европейского Суда по правам человека в России.
23. Охарактеризуйте постановления Европейского Суда по правам человека как основания для пересмотра по новым обстоятельствам.
24. Охарактеризуйте принцип правовой определенности (res judicata) как основной принцип Конвенции
25. Раскройте особенности ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ и Российской Федерации в условиях взаимодействия и построения правового диалога.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Иванов, которому было отказано в иске о признании права собственности на дом и земельный участок, обратился с апелляционной, а потом и кассационной жалобой в Алтайский краевой суд, однако остался недоволен вынесенным судебным постановлением. Считая, что исчерпал все способы защиты прав в национальном суде, он решил обратиться в жалобой в ЕСПЧ.
Оцените ситуацию. Имеются ли критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ? Какую рекомендацию Вы дадите Иванову?
2. Трубников пропустил срок подачи апелляционной жалобы, т.к. в течение трех последних дней окончания месячного срока находился на госпитализации в инфекционном отделении Городской больницы.Трубников обратился с ходатайством о восстановлении срока.Как следует поступить суду? Назовите критерии уважительности пропущенного срока. Как ЕСПЧ толкует и рассматривает критерий уважительности?
3. Суд Центрального района г. Барнаула своим решением удовлетворил иск Центрального отделения Сберегательного Банка России к Митину о взыскании суммы долга и пени за просрочку погашения предоставленного кредита на покупку квартиры. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.Куда и в какой срок следует обратиться Митину для зашиты своих прав? Возможно ли в случае отказа в удовлетворении кассационной жалобы дальнейшее обжалование судебных постановлений и, если возможно, - в какие суды? Возможна ли подача жалобы в ЕСПЧ?
4. Иванов, которому было отказано в иске о признании права собственности на дом и земельный участок, обратился с апелляционной, а потом и кассационной жалобой в Алтайский краевой суд, однако остался недоволен вынесенным судебным постановлением. Считая, что исчерпал все способы защиты прав в национальном суде, он решил обратиться в жалобой в ЕСПЧ.Оцените ситуацию. Имеются ли критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ? Какую рекомендацию Вы дадите Иванову?
5. Ответчик Левченко не представил в суд договор, который, по словам истца Тимофеева, находится у него на руках. Считая данный факт злоупотреблением процессуальными правами, Тимофеев просил суд наложить на Левченко штраф в размере 5 000 руб. за факт неуважения к суду. Оцените ситуацию. Как следует суду? Что можно считать процессуальным злоупотреблением? Что понимает ЕСПЧ под процессуальными злоупотреблениями? Приведите два-три примера из практики ЕСПЧ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Ярков Гражданский процесс: Учебник Infotropic Media, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 М.Ю. Лебедев Гражданский процесс: Учебник Юрайт, 2020 : www.biblio-online.ru/book/8EDB9779-1BC9-453E-AB21-929AE9A53341
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Фокина Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] / под ред. М.А. Фокиной. : учебник , 2021 Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449275 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Европейского суда по правам человека www.echr.coe.int
Э2 Ссылка на ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) указываем все из этого списка

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация студентов предполагает проведение зачета. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При этом учитываются результаты решения задач студентом в течение семестра. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут. Преподаватель оценивает ответ студента на каждый из предложенных вопросов на оценку «зачтено» или «не зачтено», определяя впоследствии итоговую оценку. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы зачетного билета с учетом результатов решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются в рамках семинарских занятий. После ответа студенту могут быть заданы дополнительные уточняющие вопросы, по результатам ответов на которые, будет произведено оценивание по четырехбалльной шкале.
Тестовые задания подразумевают выбор одного ответа (правильного, на взгляд студента), из четырех предложенных вариантов.
Фабула для выполнения практического задания предлагается преподавателем. Выполнение задания должно содержать процессуальные документы, составляющие часть дела, рассматриваемого в ЕСПЧ.
При решении задачи студенту необходимо квалифицировать сложившуюся фактическую ситуацию и дать ей правовой анализ.