МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гражданско-правовая защита прав потребителей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, Доцент, Кирюшина И.В.

Рецензент(ы):
Ст. преп, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Гражданско-правовая защита прав потребителей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Гражданско–правовая защита прав потребителей являются профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского права и углубление знаний, полученных студентами в курсе “Гражданское право”, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе действующего законодательства и практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в гражданском и предпринимательском праве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права
ПК-3.1 Знает основы юридического консультирования.
ПК-3.2 Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
ПК-3.3 Владеет навыками консультирования в сфере частного права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3: основы юридического консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3: формулировать квалифицированные юридические заключения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3: навыками консультирования в сфере частного права

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие потребителя
1.1. Понятие «потребитель» в экономическом и юридическом смысле. Определение понятия «потребитель» в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Признаки понятия потребитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие «потребитель» в экономическом и юридическом смысле. Определение понятия «потребитель» в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Признаки понятия потребитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие «потребитель» в экономическом и юридическом смысле. Определение понятия «потребитель» в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Признаки понятия потребитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовой статус потребителя
2.1. Понятие и содержание правового статуса Особенности правового статуса потребителя по российскому законодательству. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовое регулирование отношений с участием потребителя
3.1. Закон РФ «О защите прав потребителей». Совершенствование законодательства о защите прав потребителей. Роль и место Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений с участием потребителя. Соотношение и порядок применения норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих отношения с участием потребителей, и Закона РФ «О защите право потребителей». Международное законодательство о защите прав потребителей. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Совершенствование законодательства о защите прав потребителей. Роль и место Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений с участием потребителя. Соотношение и порядок применения норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих отношения с участием потребителей, и Закона РФ «О защите право потребителей». Международное законодательство о защите прав потребителей. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Закон РФ «О защите прав потребителей». Совершенствование законодательства о защите прав потребителей. Роль и место Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений с участием потребителя. Соотношение и порядок применения норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих отношения с участием потребителей, и Закона РФ «О защите право потребителей». Международное законодательство о защите прав потребителей. Сам. работа 2 11 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Сфера регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей»
4.1. Сфера действия Закона РФ «О защите прав потребителей», круг регулируемых им отношений. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей». Особенности субъектного состава отношений. Объект отношений с участием потребителя. Цель приобретения товара, работы, услуги. Природа отношений, обусловленная возмездным характером гражданского договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Сфера действия Закона РФ «О защите прав потребителей», круг регулируемых им отношений. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей». Особенности субъектного состава отношений. Объект отношений с участием потребителя. Цель приобретения товара, работы, услуги. Природа отношений, обусловленная возмездным характером гражданского договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей. Сфера действия Закона РФ «О защите прав потребителей», круг регулируемых им отношений. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей». Особенности субъектного состава отношений. Объект отношений с участием потребителя. Цель приобретения товара, работы, услуги. Природа отношений, обусловленная возмездным характером гражданского договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Сфера действия Закона РФ «О защите прав потребителей», круг регулируемых им отношений. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей». Особенности субъектного состава отношений. Объект отношений с участием потребителя. Цель приобретения товара, работы, услуги. Природа отношений, обусловленная возмездным характером гражданского договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Права потребителя, их классификация и содержание
5.1. Комплекс основополагающих прав потребителей в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1985г. № 39/248, как основа развития национального законодательства о защите прав потребителей. Право потребителя на просвещение в сфере защиты прав потребителей. Право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) и свободу заключения договора. Право на информацию о товаре, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере). Право на приобретение товара надлежащего качества. Право на безопасность товара, работы услуги. Право на использование товара по назначению. Понятие и условия установления срока службы, срока годности, гарантийного срока и обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы. Право потребителя на обмен качественного товара. Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Право потребителя на одностороннее расторжение договора о выполнении работ, оказании услуг, право на отказ от исполнения договора. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Комплекс основополагающих прав потребителей в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1985г. № 39/248, как основа развития национального законодательства о защите прав потребителей. Право потребителя на просвещение в сфере защиты прав потребителей. Право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) и свободу заключения договора. Право на информацию о товаре, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере). Право на приобретение товара надлежащего качества. Право на безопасность товара, работы услуги. Право на использование товара по назначению. Понятие и условия установления срока службы, срока годности, гарантийного срока и обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы. Право потребителя на обмен качественного товара. Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Право потребителя на одностороннее расторжение договора о выполнении работ, оказании услуг, право на отказ от исполнения договора. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Особенности гражданско-правовой защиты прав потребителей
6.1. Особенности и условия применения мер защиты прав потребителей. Отдельные способы защиты прав потребителей и особенности их применения. Возмещение причиненных потребителю убытков, как общая мера ответственности. Изъятие из оборота и от потребителя товаров (работ), представляющих опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, как особый способ защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность, как важнейший элемент механизма защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение отдельных прав потребителей: права на информацию, права на качество и безопасность товаров (работ, услуг) и др. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, вследствие недостоверной или недостаточной информации. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Особенности и условия применения мер защиты прав потребителей. Отдельные способы защиты прав потребителей и особенности их применения. Возмещение причиненных потребителю убытков, как общая мера ответственности. Изъятие из оборота и от потребителя товаров (работ), представляющих опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, как особый способ защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность, как важнейший элемент механизма защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение отдельных прав потребителей: права на информацию, права на качество и безопасность товаров (работ, услуг) и др. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, вследствие недостоверной или недостаточной информации. Особенности и условия применения мер защиты прав потребителей. Отдельные способы защиты прав потребителей и особенности их применения. Возмещение причиненных потребителю убытков, как общая мера ответственности. Изъятие из оборота и от потребителя товаров (работ), представляющих опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, как особый способ защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность, как важнейший элемент механизма защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение отдельных прав потребителей: права на информацию, права на качество и безопасность товаров (работ, услуг) и др. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, вследствие недостоверной или недостаточной информации. Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности и условия применения мер защиты прав потребителей. Отдельные способы защиты прав потребителей и особенности их применения. Возмещение причиненных потребителю убытков, как общая мера ответственности. Изъятие из оборота и от потребителя товаров (работ), представляющих опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, как особый способ защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность, как важнейший элемент механизма защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение отдельных прав потребителей: права на информацию, права на качество и безопасность товаров (работ, услуг) и др. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, вследствие недостоверной или недостаточной информации. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Механизм защиты прав потребителей
7.1. Механизм реализации требований потребителя, связанных с нарушениями его права на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Порядок и условия проведения экспертизы качества товара (работы, услуги). Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Механизм реализации требований потребителя, связанных с нарушениями его права на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Порядок и условия проведения экспертизы качества товара (работы, услуги). Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
7.3. Механизм реализации требований потребителя, связанных с нарушениями его права на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Порядок и условия проведения экспертизы качества товара (работы, услуги). Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Государственная защита прав потребителей
8.1. Особенности государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Органы, осуществляющие защиту прав потребителей. Административная защита прав потребителей. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
8.2. Особенности государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Органы, осуществляющие защиту прав потребителей. Административная защита прав потребителей. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Судебная защита прав потребителей
9.1. Особенности судебной защиты прав потребителей. Виды исков в защиту прав потребителей. Порядок и условия предъявления иска в защиту прав потребителей. Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
9.2. Особенности судебной защиты прав потребителей. Виды исков в защиту прав потребителей. Порядок и условия предъявления иска в защиту прав потребителей. Практические 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Экзамен
10.1. Экзамен Экзамен 2 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6279

Оценка сформированности компетенции ПК – 3: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного права

Примеры заданий закрытого типа
1.Потребитель – это:
A. гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), либо использующий их на законном основании;
B. гражданин, который приобрел товары (работы, услуги);
C. гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
D. гражданин или организация, имеющие намерение заказать, приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Правильный ответ: C
2. Товар – это:
А. вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи или иного введения в гражданский оборот
B. вещи, реализуемые по договору розничной купли-продажи;
C. вещи и иное имущество, участвующие в гражданском оборотею
Правильный ответ: A.
3. Работа – это:
А. действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе;
B. деятельность подрядчика, имеющая овеществленный результат;
C. действие или услуга, совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе.
Правильный ответ: A.

4. Услуга – это:
А. деятельность, не имеющая овеществленного результата;
B. деятельность исполнителя по заказу потребителя;
C. действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя;
D. действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора;
Правильный ответ: D.
5. Финансовая услуга – это:
А. услуга, оказываемая физическим и юридическим лицам в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав;
B. услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав;
C. услуги банков;
D. услуги банков и иных кредитных учреждений.
Правильный ответ: B.
6. К кому могут быть предъявлены требования в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, гражданами, использующими товары или услуги, при реализации государственной социальной помощи?
А. к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг;
B. к государственному органу социальной защиты;
C. к органам государственной власти и местного самоуправления.
Правильный ответ: А.
7. Недостаток товара – это:
А. несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
B. несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;
C. производственный дефект;
D. невозможность использовать товар по назначению.
Правильный ответ: А.
8. Неустранимый недостаток товара (работы, услуги) – это:
А. недостаток, требующих значительных финансовых затрат;
B. недостаток, который не может быть устранен, приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги);
C. недостаток, который не может быть устранен более чем в течении 20 дней.
Правильный ответ: B.
9. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно дело, в спорах по защите прав потребителей принадлежит:
А. истцу;
B. ответчику;
C. суду;
D. право выбора отсутствует.
Правильный ответ: А.
10. Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей, требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подсудны
А. районному суду;
B. мировому судье;
C. апелляционному суду.
Правильный ответ: А.
11. Существенный недостаток – это:
А. недостаток, требующий значительных затрат на его устранение;
B. неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
C. недостаток, не позволяющий использовать товар по назначению;
D. недостаток, имеющий производственный дефект.
Правильный ответ: B.
12. Для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется:
А. с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектом РФ;
B. с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором;
C. с момента, указанного продавцом;
D. с момента, установленного органом местного самоуправления.
Правильный ответ: А.
13. Уплата неустойки и возмещение убытков
А. не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем;
B. освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от исполнение обязательства в натуре;
C. освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от обязанности по уплате штрафа.
Правильный ответ: А.
14. Продавец по законодательству о защите прав потребителей — это:
А. организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, а также гражданин, реализующие товары по договору купли-продажи;
B. организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
C. организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
D. любое лицо, производящее и реализующее товары населению.
Правильный ответ: B.
15. Штраф, взыскиваемый судом при удовлетворении требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, взыскивает с ответчика
А. в пользу потребителя;
B. в доход государства;
C. в пользу суда.
Правильный ответ: А.

Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Отлично» – выполнено верно 85-100% заданий, «хорошо» – выполнено верно 70-84% заданий, «удовлетворительно» – 51-69% заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 и менее % заданий.
Примеры заданий открытого типа
1. Обязанность потребителя по оплате оказанных ему услуг (товаров) считается исполненной с момента:_________________________________________________________
Правильный ответ: передачи им денежной суммы банку, кредитной организации, платежному агенту, банковскому платежному агенту (субагенту) или иной организации, оказывающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации платежные услуги населению, в том числе с использованием электронных денежных средств.
2. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются: ________________
Правильный ответ: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» безопасность товара (работы, услуги) — это: ________________________________________________________
Правильный ответ: безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
4. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» срок годности — это: ____________________________________________________________________________
Правильный ответ: период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
5. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» срок службы – это: ___________________________________________________________________________
Правильный ответ: период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуются обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
6. Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение: __________________________
Правильный ответ: десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
7. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя или окружающей среде, изготовитель обязан: _________________________________________________________
Правильный ответ: приостановить их производство до устранения причин вреда, а при необходимости, приняты меры по изъятию товара из оборота и отзыву от потребителя за счет изготовителя (исполнителя).
8. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» владелец агрегатора информации о товарах (услугах) – это: ________________________________________
Правильный ответ: организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
9. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок – это: ___________________________________________________________________
Правильный ответ: период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка контрагенты потребителя обязаны удовлетворять его требования, предусмотренные статьями 18, 29 Закона.
10. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки:____________________________________________
Правильный ответ: в случае, если недостатки возникли после передачи товара потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы.
11. Если на товар не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии: ______________
Правильный ответ: что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю.
12. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению: ____________________________________________________________
Правильный ответ: в полном объеме, сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.


13. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть заявлены требования: _____________________________________________________
Правильный ответ: целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
14. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие не предоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге) подлежит возмещению: ___________________________________
Правильный ответ: независимо от вины причинителя вреда.
15. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения: ______________________________________________
Правильный ответ: об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
16. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить товар в течение: ___________________________________________________________________________
Правильный ответ: семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.
17. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей: ____________________________________________________
Правильный ответ: признаются недействительными.
18. В течение какого срока потребитель вправе обменять непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный в том случае, если он не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке размеру или комплектации ________
Правильный ответ: 14-дневного срока со дня приобретения товара (не считая дня покупки).
19. Потребитель вправе обменять непродовольственный товара надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке размеру или комплектации при условии, что: ______________________________________
Правильный ответ: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
20. Основаниями, освобождающим контрагента потребителя от ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя являются: ____________
Правильный ответ: нарушение потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Критерии оценивания: «Отлично» - ответ полный, развернутый, студент владеет специальной терминологией.
«Хорошо» - ответ верный, однако недостаточно полный, студент владеет специальной терминологией, хотя и допускает отдельные неточности.
«Удовлетворительно» - ответ верный, но существенно неполный, свидетельствующий о недостаточно владении терминологией.
«Неудовлетворительно» - ответ неверный, не соответствующий вопросу, свидетельствующий о полном невладении терминологией.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации.
2. Правовой статус потребителя по российскому законодательству.
3. Сфера регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей».
4. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей.
5. Международное законодательство о защите прав потребителей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса из различных разделов курса.
Вопросы к экзамену
1. Определение и признаки понятия «потребитель» по Закону РФ «О защите прав потребителей».
2. Особенности правового статуса потребителя по российскому законодательству.
3. Правовое регулирование отношений с участием потребителя. Закон РФ «О защите прав потребителей».
4. Соотношение и порядок применения норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих отношения с участием потребителей, и Закона РФ «О защите право потребителей».
5. Международное законодательство о защите прав потребителей. Комплекс основополагающих прав потребителей в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1985г. № 39/248.
6. Сфера действия Закона РФ «О защите прав потребителей», круг регулируемых им отношений.
7. Критерии отнесения отношений, возникающих в сфере защиты прав потребителей к предмету регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей».
8. Отношения, не регулирующиеся законодательством о защите прав потребителей.
9. Общая характеристика специальных прав потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей». Право потребителя на просвещение.
10. Право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) и свободу заключения договора.
11. Право на информацию о товаре, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере). Ответственность за ненадлежащую информацию.
12. Право на приобретение товара надлежащего качества. Понятие «качество» по Закону РФ «О защите прав потребителей». Требование соответствия качества товара, работы, услуги условиям договора.
13. Право на безопасность товара, работы услуги. Обязательные требования, установленные законодательством о защите прав потребителей для обеспечения данного права.
14. Право на использование товара по назначению. Понятие и условия установления срока службы, срока годности, гарантийного срока и обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы.
15. Право потребителя на обмен качественного товара. Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Условия реализации данного права.
16. Право потребителя на одностороннее расторжение договора о выполнении работ, оказании услуг, право на отказ от исполнения договора.
17. Отдельные способы защиты прав потребителей и особенности их применения.
18. Возмещение причиненных потребителю убытков, как общая мера ответственности.
19. Изъятие из оборота и от потребителя товаров (работ), представляющих опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, как особый способ защиты прав потребителей.
20. Гражданско-правовая ответственность за нарушение отдельных прав потребителей: на информацию, на качество и безопасность товаров (работ, услуг) и др.
21. Последствия продажи потребителю товара (работы, услуги) ненадлежащего качества.
22. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, вследствие недостоверной или недостаточной информации.
23. Особенности государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Органы, осуществляющие защиту прав потребителей.
24. Административная и гражданско-правовая защита прав потребителей. Особенности гражданско-правовой защиты прав потребителей.
25. Судебная защита прав потребителей. Виды исков в защиту прав потребителей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Зенин Гражданское право. Общая часть: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Разумовская Договорное право в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Защита прав потребителей portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.