МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Служебное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЮвГМУ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент кафедры конституционного и международного права, Казанцева О.Л.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Служебное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2003 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.С.Аничкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 13.06.2003 г. № 7
Заведующий кафедрой Е.С.Аничкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний, представлений, умений и навыков относительно: места и роли служебного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины, принципов, системы и источников служебного права, понятие и основные принципы государственной и муниципальной службы в РФ, правовое регулирование государственной гражданской службы, особенностей прохождения государственной гражданской службы, должностей гражданской службы, правового положения (статуса) гражданского и муниципального служащего, оплата труда гражданских и муниципальных служащих, государственных гарантий и ответственности на государственной гражданской службе профессиональная подготовка кадров государственной гражданской и муниципальной службы, организация и управление государственной и муниципальной службой, эффективность государственной гражданской службы, военной и иных видов государственной службы: особенности организации и прохождения организация государственной гражданской и муниципальной службы в Алтайском крае

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормы материального и процессуального права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере государственного и муниципального управления.
ПК-2.2 Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты в сфере государственного и муниципальноуправления, толковать и применять законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие управленческие отношения при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного и муниципального управления.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере государственного и муниципального управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-2.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты в сфере государственного и муниципального управления, толковать и применять законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие управленческие отношения при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного и муниципального управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Общие положения о служебном праве в РФ.
1.1. Общие положения о служебном праве в РФ. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Общие положения о служебном праве в РФ. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Общие положения о служебном праве в РФ. Сам. работа 2 25 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Тема 2 Государственный и муниципальный служащий: понятие, статус
2.1. Государственный и муниципальный служащий: понятие, статус Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Государственный и муниципальный служащий: понятие, статус Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Государственный и муниципальный служащий: понятие, статус Сам. работа 2 39 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Тема 3 Прохождение и прекращение государственной и муниципальной службы
3.1. Прохождение и прекращение государственной и муниципальной службы Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Прохождение и прекращение государственной и муниципальной службы Сам. работа 2 30 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2976

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1:
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой вид ответственности предусмотрен за нарушение законодательства о противодействии коррупции?

А. дисциплинарная;
Б. административная;
В. уголовная;
Г. все варианты ответов являются верными
ответ – г

2. Имеет ли право служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью?

А. не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью;
Б. имеет право заниматься предпринимательской деятельностью через доверенных лиц;
В. имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в свободное от основной работы время;
Г. имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя), оформленного в письменной форме, если это не влечет конфликт интересов
ответ – г

3. Какие последствия влечет непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?

А. применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора, в зависимости от тяжести проступка;
Б. материальную ответственность в размере выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
В. увольнение муниципального служащего с муниципальной службы;
Г. общественное порицание
ответ – в

4. О каких обстоятельствах муниципальный служащий обязан письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя)?

А. о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
Б. о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
В. о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
Г. все варианты ответов являются верными
ответ – г

5. Гражданин представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

А. только на себя (независимо от семейного положения);
Б. на себя и на членов семьи, имеющих доход;
В. на себя, на супруга (супругу) и на несовершеннолетних детей
ответ – в

6. Конфликт интересов – это:

А. действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений,
Б. конфликт руководителя и подчиненного, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, предвзятых замечаний иной конфликт между коллегами;
В. ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);
Г. требование о выполнении работы, не обусловленной трудовым договором
ответ – в

7. Коррупция – это:

А. незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
Б. дача взятки, получение взятки;
В. злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп;
Г. все перечисленные ответы верны
ответ – г

8. В соответствии с №79-ФЗ представитель нанимателя:
a) руководитель государственного органа
б) лицо, замещающее государственную должность
в) исполнитель
г) представитель руководителя
ответ – а

9. Государственная гражданская служба подразделяется на:
а) федеральную
б) субъектов Федерации
в) в исполнительных органах
г) в законодательных органах
ответ – а, б

10. Предметом регулирования № 79-ФЗ является отношения, связанные с:
a) поступлением
б) определением правового статуса служащего
в) прекращением
г) прохождением
ответ – а, б, в, г

11. Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется:
a) Конституцией РФ
б) федеральными законами
в) Конституцией (уставами) субъектов РФ
г) международными договорами
ответ – а, б

12. К категориям должностей гражданской службы не относится:
a) руководители;
б) специалисты;
в) советники;
г) заместители руководителя
ответ – г

13. Реестр государственных должностей федеральной государственной службы утверждается:
a) федеральным конституционным законом;
б) федеральным законом;
в) Конституцией РФ;
г) Указом Президента РФ.
ответ – г

14. С соответствии с требованиями к служебному поведению гражданский служащий обязан:
a) исполнять должностные обязанности добросовестно;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его служебной деятельности;
в) оказывать предпочтение ведущим общественным и религиозным объединениям;
г) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ.
ответ – а,б,г

15. Государственные органы власти представлены на следующих уровнях:
a) федеральном
б) уровне субъектов
в) территориальном
г) муниципальном
ответ – а,б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Документ, регламентирующий этику на госслужбе называется…..
Этический кодекс

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина – это один из….госслужбы
принципов

3. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом – это
обязанность служащего

4. Повышение квалификации по службе – это ……..служащего
право и обязанность

5. Должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории – это….
государственные должности Российской Федерации

6. руководитель федерального государственного органа, органа публичной власти федеральной территории или государственного органа субъекта Российской Федерации, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории – это ……….
представитель нанимателя

7. уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей – это…….
профессиональный уровень

8. определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должность гражданской службы), гражданского служащего – это …..
оценка профессионального уровня

9. специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего – это…….
вид профессиональной служебной деятельности

10. На гражданскую службу вправе поступать………, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом
граждане Российской Федерации

11. соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы – это……..
служебный контракт

12. возмещение расходов, связанных со служебными командировками – это……
гарантия

13. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы выражается в ………….ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы
единстве

14. стабильность гражданской службы – один из ее…..
принципов

15. Регулирование служебных отношений может осуществлять как законами, так и ……….актами
подзаконными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам государственного и муниципального управления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения, которые связаны с гражданской службой
1. Муниципальные правовые акты
2. Уставы субъектов РФ
3. Нормативно-правовые акты государственных органов
ответ - 2,3

2. На что ориентирована государственная гражданская служба субъектов РФ

1. обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
2. обеспечение полномочий государственных учреждений и организаций субъектов РФ
3. оказание помощи федеральным органам государственной власти
4. повышение эффективности деятельности государственных органов субъектов РФ
ответ – 1

3. Какие основы государственной гражданской службы РФ установлены ФЗ №79
1. Финансово-экономические
2. Организационно-технические
3. Федеративные
4. Концептуальные
ответ – 1

4. Осуществляется ли трудовым законодательством регулирование отношений, которые связаны с гражданской службой
1. Нет
2. Частично
3. Да
4. Только Трудовым кодексом РФ
ответ – 2

5. Что является предметом регулирования ФЗ № 79

1. Отношения, связанные с определением статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ
2. Взаимодействие гражданской службы с общественными объединениями и гражданами
3. Организационные отношения в сфере гражданской службы
4. Отношения, связанные с поступлением на государственную службу РФ
ответ – 1

6. К какому виду государственной службы относится профессиональная служебная деятельность в аппарате федеральных судов

1. Военная служба
2. Правоохранительная служба
3. Федеральная государственная гражданская служба
4. Федеральных судов
ответ – 3

7. Когда вступил в силу федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79
1. 1 февраля 2005 года
2. 15 июля 2004 года
3. 25 июля 2004 года
4. 31 июля 2004 года
ответ – 1

8. Какие группы работников имеют статус гражданского служащего
1. Специалисты государственных организаций
2. Руководители структурных подразделений государственных органов
3. Аппарат избирательных комиссий РФ
ответ – 2, 3

9. Должен ли государственный служащий в процессе профессиональной служебной деятельности учитывать культурные и иные особенности концессий

1. Да
2. Нет
3. Частично
4. По желанию
ответ – 1

10. Гражданский служащий не вправе
1. Состоять в политической партии, находящейся в оппозиции к руководству страны
2. Быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ
3. Получать гонорары за публикации в качестве частного лица
4. Заниматься оплачиваемой научной деятельностью
ответ – 2

11. Кто устанавливает порядок ведения личного дела гражданского служащего
1. Правительство РФ
2. Президент РФ
3. Госорган субъекта РФ
4. Представитель нанимателя
ответ – 2

12. Что является основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или стажировку
1. Личное желание
2. Результаты квалификационного экзамена
3. Включение в кадровый резерв на конкурсной основе
4. Приказ представителя нанимателя
ответ – 3

13. В чем осуществляется направленность служебных обязанностей помощников (советников)
1. Непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители»
2. Непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
3. Верного ответа нет
ответ – 1,2

14. Что входит в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей гражданской службы
1. Наличие курсов повышенной квалификации
2. Наличие среднего профессионального образования
3. Наличие высшего профессионального образования
4. Верного ответа нет
ответ – 3

15. Каким нормативно-правовым актом учреждается должность гражданской службы
1. Уставом субъекта РФ
2. Конституцией РФ
3. Федеральным конституционным законом
4. Законом субъекта РФ
ответ – 4


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. По результатам …………..присваиваются классные чины гражданским служащим
Квалификационного экзамена

2. На какие группы должностей подразделяются должности категории «обеспечивающие специалисты»
Младшие, Ведущие, Главные

3. На какие группы должностей подразделяются должности категории «помощники»
Ведущие, Главные, Высшие

4. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в………….
совместном ведении РФ и ее субъектов

5. На сколько групп подразделяются должности государственной гражданской службы
пять

6. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является выбором из числа претендентов на занятие должности более………
Достойного

7. Гражданские служащие проходят повышение квалификации……….
не реже одного раза в три года

8. Для поступления на государственную службу гражданин должен достичь…
18 лет

9. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего включаются в………….
в должностной регламент гражданского служащего

10. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является для государственных служащих…..
обязанностью

11. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются……………
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

12. Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден………
Указом Президента РФ

13. Базовый закон о борьбе с коррупцией называется……
О противодействии коррупции в РФ

14. Соблюдение требований к служебному поведению относится в одному из ….его правового статуса
элементом

15. Служащие …….получать подарки при исполнении своих обязанностей
не вправе

16. На федеральном и региональном уровне осуществляется ……
гражданская служба

17. Сколько видов госслужбы включено в систему госслужбы
три

18. Вместо правоохранительной госслужбы сейчас ……
государственная служба иных видов

19. Разные виды госслужбы ……….сосуществовать в одном госоргане
могут

20. Дипломатические ранги предусмотрены для……
дипломатической службы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (эссе, рефераты, курсовые и др.);
Перечень тем
1. Состояние и тенденции нормативого регулирования государственной службы РФ.
2. Государственная служба РФ: поиски эффективности управления.
3. Государственный служащий: состояние и проблемы правового статуса.
4. Государственная служба в субъектах РФ: полномочия, законодательство, правовой статус.
5. Муниципальная служба: теория и практика.
6. Организация государственной службы в РФ: состояние и проблемы.
7. Особенности формирования и состав новой российской бюрократии.
8. Проблема коррупции российских чиновников и пути ее преодоления.
9. Российские государственные служащие: оплата труда, льготы и привилегии.
10. Современная кадровая политика в Российской Федерации: проблемы и приоритеты.
11. Управление государственной службой в Российской Федерации.
12. Государственная служба: зарубежный опыт и российское чиновничество.
13. Муниципальная служба в России: история и современность.
14. Становление и развитие муниципальной службы в России: тенденции и перспективы

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение
Приложения
Приложение 1.   СП 2021 ФГОС 3++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. В. Осинцев Административное право: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/509160
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Стахов, П. И. Кононов Административное право России: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/495878
Л2.2 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Административно-процессуальное право: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Н. В. Макарейко. Административное право: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации позволяют магистранту оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Изучение дисциплины «Служебное право» имеет важное значение и осуществляется на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы магистрантов.
Важность деятельности государственных и муниципальных служащих для всего общества и необходимость совершенствования их статуса предопределяет введение спецкурса «Служебное право» для магистрантов первого года обучения кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета. Данный спецкурс позволит магистрантам получить углубленные знания о правовом статусе государственных и муниципальных служащих, сравнить их правовой статус, сформировать собственную точку зрения на происходящие в настоящее время процессы реформирования института государственной и муниципальной службы в России.
В процессе обучения студент должен изучить структуру курса, ознакомиться с методическими рекомендациями, рекомендуемой учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, а также материалами судебной практики.
Лекция преподавателя представляет плод его индивидуального творчества. При этом студент должен пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов. В целях лучшего усвоения материала необходимо делать конспект. В этих целях преподаватель дает возможность студентам сделать соответствующие записи, обращая внимание на главное.
Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в журнале и обязательно учитывается при проведении зачета. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить рекомендуемые нормативные правовые акты, обязательно уточнив их действующую редакцию, проанализировать научную литературу, выполнить порученные преподавателям задания. Работа, связанная с решением заданий, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме. Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку зачету. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к практическим занятиям, закрепить ранее изученный материал. Если возникают затруднения при ответе на вопросы и выполнении заданий необходимо вернуться к учебным материалам и еще раз изучить их.
Самостоятельная работа студентов — планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачами организации самостоятельной работы студентов являются: развитие способности работать самостоятельно; формирование самостоятельности мышления и принятия решений; стимулирование самообразования; развитие способности планировать и распределять свое время.
Изучение научной, учебной и иной литературы, правовых источников требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Конспект – сложная запись содержания исходного текста.
Систематизация изученных источников в процессе самостоятельной работы позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания, то же самое касается реквизитов нормативных правовых актов. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию, на которой преподаватель помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.
При изучении дисциплины студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант». Преподавание дисциплины осуществляется, в том числе с использованием Единого образовательного портала АлтГУ.
Формой контроля по итогам изучения дисциплины является зачет.