МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика медиасистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика медиасистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать общее представление о современных моделях средств массовой информации и факторах, определяющих их становление и развитие.
Сформировать понятийный аппарат дисциплины, познакомить студентов с особенностями медиасистем в России и за рубежом в целом
Изучить основные модели медиасистем, рассмотреть национальные особенности моделей медиасистем, вывить факторы их унификации.
Изучить современное состояние системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуру, а также основные организационные формы медиаиндустрии;
Изучить практику деятельности современных медиапредприятий с акцентом на применение цифровых технологий.
Познакомить студентов с актуальными цифровыми и сквозными технологиями, которые применимы к деятельности СМИ.
Выработать такие умения и навыки специалиста, которые позволят ему применить информационные и сквозные технологии в повседневной работе журналиста и редактора.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Выявляет особенности политических, экономических фактров, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиа коммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Моделирует индивидуальные и коллективные профессиональные журналистские действия в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы
ОПК-6Способен отбирать и внедрять в процесс медиапроизводства современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
ОПК-6.1 Отслеживает глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельност
ОПК-6.2 Адаптирует возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста
ПК-3Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
ПК-3.1 Владеет основами управления деятельностьюмедиапредприятия (под разделения)
ПК-3.2 Владеет основами бизнес-планирования деятельности медиапредприятия (подразделения) в соответствии с решаемыми задачами
ПК-3.3 Владеет методами анализа результатов работы предприятия (подразделения) и оценки эффективности деятельности предприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.1. Выявляет особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2. Моделирует индивидуальные и коллективные профессиональные журналистские действия в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы.
ОПК-6.1. Отслеживает глобальные тенденции модернизации технического оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
ОПК-6.2. Адаптирует возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.2. Адаптирует возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств к профессиональной деятельности журналиста.
ПК-3.1. Владеет основами управления деятельностью медиапредприятия (подразделения).
ПК-3.2. Владеет основами бизнес-планирования деятельности медиапредприятия (подразделения)
в соответствии с решаемыми задачами.
ПК-3.3. Владеет методами анализа результатов работы предприятия (подразделения) и оценки эффективности деятельности предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Системы и модели СМИ в современном обществе
1.1. Целостность системы СМИ Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Типологические признаки печатного издания Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные тенденции формирования и функционирования систем СМИ России и зарубежных стран Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Типологическая структура СМИ. Методы и методики типологического анализа Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Виды стратегий медиасистемы Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Медиасистема России Сам. работа 1 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Основные сегменты телевидения Российской Федерации, его перспективы, закономерности развития, проблемы, слабости и угрозы Сам. работа 1 45 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Перспективы онлайновых СМИ в РФ и в западной журналистике Сам. работа 1 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Национальные системы печатных, аудиовизуальных СМИ: типологические особенности
2.1. Специфика периодической печати в системе СМИ Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Создание модели мультимедийного интернет-издания по плану, предложенного преподавателем Сам. работа 1 50 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Типология печатных изданий с точки зрения функционально-тематической направленности Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Проблемы и перспективы развития телесистемы РФ Системные особенности современного радиовещания Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Цифровые и сквозные технологии в деятельности современных мультимедийных редакций
3.1. Технологии больших данных и облачные технологии. Искусственный интеллект и нейротехнологии. Роботизированная журналистика Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2
3.2. Программное обеспечение и онлайновые сервисы для визуализации информации Сам. работа 1 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2
3.3. Создание мультимедийных статей в конструкторе сайтов Tilda Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2
3.4. Анимация в дизайне журналистского контента. Работа с Adobe Aftereffects, Krita. Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4897

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называлась первая в России печатная газета?
А) «Ведомости»
Б) «Императорские известия»
В) «Голос пролетариата»
Ответ: А
2. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют ее среди прочих печатных изданий:
А) Актуальность, периодичность, публичность, универсальность
Б) Тематическая направленность, периодичность, системность
В) Публичность, платность, хронологичность, универсальность
Ответ: А
3. Желтая пресса – это:
А) Наиболее достоверная пресса
Б) Тематические издания для отдельных слоев населения
В) Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах
Ответ: В
4. Основная задача журналистики как профессии заключается в:
А) Передаче информации
Б) Сборе и систематизации информации
В) Отражении определенной точки зрения
Ответ: А
5. Закон РФ «О СМИ» определяет обязанности журналиста в … статье.
А) 15
Б) 49
В) 109
Ответ: Б
6. Первый журнал для женщин в России – это:
А) «Крестьянка»
Б) «Работница и крестьянка»
В) «Женский вестник»
Ответ: В
7. Предмет журналистской деятельности – это:
А) Целевая аудитория
Б) Многообразие общественных явлений
В) Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений
Ответ: В
8. Не являются компонентом журналистской системы:
А) Высшие учебные заведения, ответственные за выпуск профессиональных журналистов
Б) Каналы передачи и распространения информации
В) Звуковая информация
Ответ: А
9. Какой идеологической модели СМИ не существует?
А) Функционально-информативной
Б) Авторитарно-технократической
В) Гуманитарной
10. Перечислите элементы, которые входят в систему журналистских видов деятельности.
А) Пропагандистская деятельность, редакторская деятельность, исследовательская деятельность
Б) Рекламная деятельность, редакторская деятельность, писательская деятельность
В) Творческая деятельность, рекламная деятельность, редакторская деятельность
Ответ: В
11. Какой вид журналистской деятельности отличается самым низким индексом позитивного отношения?
А) Руководство отделом или редакцией
Б) Общение с посетителями редакции
В) Правка материалов других сотрудников
Ответ: В
12. Потенциальная информация – это:
А) Новостной текст, достигший читательской аудитории
Б) Текст, который был создан журналистом, а затем отредактирован и выпущен конкретным СМИ
В) Усвоенная и осмысленная широкой аудиторией информация
Ответ: Б
13. Что означает свойство декодируемости текста?
А) Насколько информация, изложенная в тексте, важна для аудитории
Б) Насколько текст прост и понятен для восприятия
В) Насколько общеизвестны сведения, отображенные в тексте
Ответ: Б
14. Качественная, глубокая, авторская, личностная: какую идеологическую модель СМИ описывают эти слова?
А) Функционально-информационную
Б) Авторитарно-технократическую
В) Гуманитарную
Ответ: В
15. Закон РФ «О средствах массовой информации» был принят в…
А) 1991 году
Б) 1994 году
В) 2001 году
Г) 2005 году
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое информационная политика?
Ответ: Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы.
2. Что такое медиасистема?
Ответ: Динамически развивающееся интегрированное образование, единство средств массовой информации - прессы, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий, информационных агентств, новых медиа, распространяющих неограниченное количество сообщений.
3. В России свобода слова гарантирована всем гражданам страны. В каком документе это зафиксировано?
Ответ: Конституция Российской Федерации
4. Как бы вы назвали явление, когда ненадежный источник информации сообщает аудитории недостоверные сведения?
Ответ: Фейк
5. Дайте определение понятию «вирусный контент»?
Ответ: Способность контента распространяться через расшаривание ссылок на интересную информацию между подписчиками пользователя.
6. Что такое инфотейнмент?
Ответ: Это способ подачи теле- или радиовещательного материала, который нацелен как на развлечение, так и на информирование аудитории.
7. Какое значение имеет конвергенция в современных медиасистемах?
Ответ: Процесс интеграции традиционных и новых медиа, который сопровождается дублированием контента и/или созданием альтернативных медиаплощадок.
8. К какому сегменту медиасистемы относится термин «продакт плейсмент»?
Ответ: Кинематограф.
9. Как возникают крупные медиасистемы?
Ответ: Крупные медиасистемы (то есть, совокупность подсистем) возникают в ходе отношений, складывающихся между субъектами социально-экономической сферы взаимодействия. Эти субъекты создают информацию, распространяют ее, формируя картину мира, влияющую на сознание широких масс населения.
10. Медиасистема работает по следующей схеме…
Ответ: Накапливает информацию, анализирует, затем обрабатывает ее в приемлемую и востребованную потребителем форму.
11. Что является основой медиасистемы?
Ответ: Традиционные «старые медиа».
12. Информационная политика СМИ – это …
Ответ: Идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ, характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.
13. В чем заключается политическая культура журналиста?
Ответ: Политическая культура журналиста - мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни и присущая ему система представлений о месте журналиста в ней, и уровень владения им кодексом поведения в политической жизни, совокупностью норм политической деятельности.
14. Фундамент политической культуры журналиста?
Ответ: Система представлений о сущности общества и действующих в нём закономерностей, раскрывающих причины функционирования и развития отдельных социальных структур и общества в целом.
15. Назовите цель функционирования национальной медиасистемы.
Ответ: Обеспечение жизнедеятельности и функционирования социума, осуществляя распространение потоков новостей, аналитики, экономической, корпоративной и потребительской информации, массовых культурных продуктов.
16. Факторами, влияющими на развитие медиасистемы, в пределах малой территории (государства) – являются…
Ответ: Исторические, политические, социальные, культурные, этнические и другие особенности рассматриваемого населения.
17. Со второй половины ХХ в. многие исследователи стали рассматривать как новые следующие сегменты медиасистемы:
Ответ: Систему популярной музыки, звукозапись и кинематограф.
18. Исторически первоосновой любой медиаиндустрии являлись…
Ответ: газеты и журналы - любой периодичности и тематической направленности.
19. Как называются корпоративные медиа, рассчитанные на специалистов в конкретных отраслях?
Ответ: B2B, сокращенно от "бизнес для бизнеса".
20. В связи с быстрым развитием онлайн-коммуникации и расширением ее аудитории встает вопрос и о включении в медиасистему новейших сегментов…
Ответ: многофункциональных порталов, поисковых машин (поисковиков), социальных сетей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Отражение процессов глобализации в развитии медиасистем России.
2. Медиасистема. Основные компоненты. Функции. Приведите примеры разных видов российских медиасистем.
3. Конвергенция СМИ как фактор трансформации медиасистем. Привести примеры зарубежных и российских моделей.
4. Медиасистема как часть сектора постиндустриальной экономики.
5. Роль современной медиасистемы в формировании политической повестки дня.
6. Современные проблемы продвижения печатных СМИ на медиарынке.
7. Журналистика 2.0: специфика функционирования в различных форматах и на разных медиаплатформах.
8. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий.
9. Традиционные и современные способы манипулирования медиа общественным сознанием.
10. Глобальные трансформации современной медиасистемы.
11. Понятие общественного телевидения.
12. Трансформации российского радиовещания в современной медиасистеме.
13. Трансформации российского телевидения в современной медиасистеме.
14. Трансформация типологической структуры современных печатных СМИ России.
15. СМИ в Интернете: специфика, типология, перспективы развития.
16. Характеристика основных этапов развития отечественной кинематографии.
17. Жанровые особенности и приемы советского кинематографа.
18. Регулирование и господдержка в сфере кинематографии РФ.
19. Кинопроизводство и прокат в РФ.
20. Видеопиратство в России.
21. Кинообзоры как новый жанр кинокритики.
22. История информационных агентств в России.
23. Типология российских информационных агентств.
24. Новые информационные технологии в деятельности ИА.
25. Обзор деятельности российского информационного агентства (одно на выбор).
26. Крупнейшие зарубежные информационные агентства.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Анализ предложенного медийного ресурса на предмет эффективности его функционирования (социальной, экономической, политической, профессиональной).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебник для вузов КноРус, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.